СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио "Игровые формы работы для развития гармонического слуха" 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока содержит актуальность, цели, задачи, методы, формы игровой деятельности и технологическую карту урока с поэтамным фиксированием УУД (универсальных учебных действий).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по сольфеджио "Игровые формы работы для развития гармонического слуха" 3 класс»

МБУДО «Рощинская школа искусств»






ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Игровые формы работы

для развития

гармонического слуха»


методическая разработка открытого урока




Разработала

преподаватель музыкально - теоретических дисциплин

Полякова Наталья Викторовна



2022г.


Открытый урок

«Игровые формы работы

для развития гармонического слуха»

(I часть «Интервалика»)


Предмет: Сольфеджио ДПОП «Фортепиано»

Преподаватель: Полякова Наталья Викторовна

Класс: 3 (8)


Методическое обоснование темы урока.

В музыке «Гармония» - понимается как одна из сторон музыкального языка, связанная с объединением звуков в одновременности звучания и объединением созвучий друг с другом. Гармонический слух – это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (по Теплову).

Качество гармонического слуха определяется уровнем развития всех его сторон: это не только разные виды слуховой работы, но и теоретическое, практическое понимание интервалов и аккордов, навыки их построения, записи и анализа нотного текста, это одноголосное и многоголосное сольфеджирование номеров и конечно же интервальных и аккордовых последовательностей, работа в ладу и от звука. Начиная с самых первых шагов, мы знакомим учащихся с целым миром Интервалики, с главным его значением – строительный материал музыки, а также с эмоциональным и символическим восприятием интервалов, как самостоятельной единицей гармонии. Интервал – это поистине живая клеточка музыки.  Б. Астафьев сказал: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот элемент музыки, как выразительный»

Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений.

Наиболее удобная и доступная форма обучения сложного теоретического и практического материала для развития гармонического слуха, особенно в младших классах, это игра. Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребёнка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учёбе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально – дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус к предметам музыкально – теоретического цикла в целом. Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной работе. Во время игры никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, дает свои положительные результаты. Игровых форм работы с учащимися для развития гармонического слуха большое количество, существуют такие методические разработки как «Весёлое сольфеджио» М.Червоной, «Не хочу идти на сольфеджио» Е.Попляновой, «Неправильное сольфеджио» О. Камозиной и конечно же авторский набор музыкально – дидактических игр, который есть у каждого преподавателя по сольфеджио.

В данной методической разработке открытого урока будут рассмотрены именно игровые формы работы и упражнения, которые способствуют развитию гармонического слуха у учащихся младших классов. Каждая из этих форм обучения развивает определенные качества музыкального слуха, но в совокупности они выполняют единую цель - воспитание чуткого и мыслящего музыканта.




Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Временной интервал урока

40 минут

Цель урока

Развить гармонический слух обучающихся, с применением разных интонационных, слуховых, теоретических и практических форм игрового содержания.

Задачи

Образовательные:

  • закрепить теоретические и структурные знания об интервалах;

  • сформировать слуховые представления об интервалах;

  • научить грамотно анализировать интервальные обороты;

  • научить понимать интонационно-смысловую роль гармонии.

Развивающие:

  • развивать гармонический слух на интервальном материале;

  • добиваться осознанного и точного интонирования;

  • способствовать развитию гармонического мышления;

  • развивать познавательный интерес и творческие способности;

  • способствовать развитию навыка применения знаний на практике.

Воспитательные:

  • повысить у обучающихся мотивационный интерес к предмету сольфеджио путём применения различных форм музыкальной деятельности;

  • способствовать созданию атмосферы свободного бесконфликтного общения на основе сотрудничества и взаимоуважения;

  • воспитывать творческую активность, эмоциональную отзывчивость, организованность и коммуникабельность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • владение теоретическими и практическими знаниями по видам интервалов;

  • Владение чистой и осмысленной интонации при исполнение как одноголосно, так и двухголосно;

  • умение строить и записывать интервалы;

  • владение навыками восприятия интервальных последовательностей на слух.

Личностные:

  • обладание культурой поведения на основе сотрудничества и взаимоуважения;

  • осознание эстетической ценности гармонии в музыке;

  • обладание такими качествами как активность, эмоциональная отзывчивость, организованность, работоспособность, самостоятельность.

Метапредметные:

  • применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Основные понятия

Гармония, гармонический слух, интервал, виды интервалов, ступеневая величина, тоновая величина, интервалы в ладу.

Межпредметные связи

Специальность, слушание музыки, хоровой класс.

Технологии

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • здоровьесберегающие технологи;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Методы

  • метод анализа;

  • метод сравнения;

  • метод обобщения;

  • наглядно-зрительный метод;

  • практический метод;

  • творческий метод.

Форма урока

Мелкогрупповая.


Учебно – методическая литература

1.Е.Давыдова, С. Запорожец. Учебное пособие «Сольфеджио» 3 класс, 2005г.;

2.Ю.Фролов. Учебно - методическое пособие «Сольфеджио» 3 класс, 2008 г.;

3.Г.Гринчак, Л. Сукало, Е. Семилетова, Е. Быкова. Методическое пособие «Приёмы хорового сольфеджио», 2006 г.;

4. С. Привалов. Учебное пособие «Сольфеджио на материале музыкальной литературе», 2002 г.;

5. Е. Поплянова. Учебное пособие «Не хочу идти на сольфеджио», 2019 г.;

6. О. Камозина. Учебное пособие «Неправильное сольфеджио», 2011г.;

7. М. Червоная. Учебное пособие «Весёлое сольфеджио», 2001г.;

8. Г. Калинина. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 3 класс, 2008г.

9. Е. Золина. Рабочая тетрадь. Домашние задания по сольфеджио, 3 класс, 2008 г.

10. Л. Махова. Методический доклад «Игровые методики на уроках сольфеджио», 2015 г.

Интернет - ресурсы

http://xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai/

"Игровые формы работы на уроках сольфеджио" - Педагогические таланты России (xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai)

https://disk.yandex.ru/i/R6ophM_q65AHvg

https://classroom.google.com/c/MjIxNzg1NDQwMjEy?cjc=bug6z7q

Оборудование

Фортепиано, магнитная доска, экран, ноутбук, музыкальный центр.


Организационная структура урока


п/п

Этапы урока

Время

Игровые формы работы


Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

Формирование цели урока.

2 мин

«Приветствие» и распевка «Здравствуйте» (по тоническому трезвучию)

Приветствует учащихся, произносит вступительное слово, настраивает учащихся на активную и плодотворную работу на открытом уроке по теме: «Игровые формы работы

для развития гармонического слуха». Роль гармонии красочно определил Феликс Шуман: «В музыке, как в шахматах «Королева – мелодия» обладает высшей властью, но решает  всегда «Король – гармония». Затем настраивает на тоническое трезвучие до мажора (3-хголосие)

Приветствуют учителя, настраиваются на активную и плодотворную работу. Распевают голоса.

Личностные: положительно относятся к обучению и познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебную задачу. Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

«Загадка об интервалах»

Загадывает загадку об интервалах:

Целый год вас изучаем,

Строим, пишем и поем.

Обращаем, разрешаем

И на слух вас узнаем»  (Интервалы)

Преподаватель мотивирует обучающихся получением смайликов за правильные ответы, которые в конце урока будут подсчитываться и оцениваться.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы.

2.

Актуализация теоретических и практических знаний

3 мин


«Интервальная семья»

Разъясняет существование интервалов как в ладу (в семье), так и без него, объясняет основные различия и подводит к необходимости закрепить полученные знания об интервалах в игровой форме. Определяет цель урока.




Формулируют и озвучивают собственные мысли.

Коммуникативные: планируют совместную работу с учителем.

Кроссворд «Интервалика»

Просит обратить свое внимание на экран (кроссворд) и зачитывает задания по кроссворду

И - Этот музыкальный интервал обозначается цифрой 1.
Н – Этот интервал – единица времени.

Т – С этого интервала начинается песня «В лесу родилась ёлочка».
Е – Как только этот интервал звучит, все ответ знают, никто не молчит.
Р – Из этого интервала мы строим трезвучие.
В – Этот интервал в нашей семье выполняет роль мамы.
А - Интервал из шести тонов.
Л – это сочетание «кирпичиком»у нас зовётся, так как из него мы строем все наши интервалы.

Вопрос: Какого интервала не хватает?(кварты).

Отвечают на вопросы, Закрепляют пройденный теоретический материал

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; определяют последовательность учебных действий для достижения конечного результата.

3.













































4.









Вокально-интонационная работа

10 мин


Распевка «Ворона» (на кварте) М.Червоной из сборника «Весёлое сольфеджио»

Обращает внимание учащихся на переход к основному этапу урока – вокально-интонационной работе. Преподаватель распевает обучающихся с аккомпанементом и без него по чистой кварте вверх и вниз. Просит помочь определить размер распевки «Ворона» и исполнить с дирижированием в ре мажоре.

Распеваются, анализируют и сравнивают звучание, делают вывод.




Познавательные: выполняют учебные действия, осуществляют осознанное формулирование ответа;

контроль и оценку результатов деятельности.


Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.







Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении.


Личностные:

Положительно реагируют на игровую деятельность и соревновательную мотивацию.

Песня «Гамма ре мажор» Е.Попляновой из сборника «Не хочу идти на сольфеджио»








Направляет учащихся на чистое интонирование гаммы ре мажор с аккордовым сопровождением, помогает чувствовать устойчивость и неустойчивость ступеней. Настраивает на устойчивые звуки ре мажора.



Настраиваются в тональности Ре-мажор, поют гамму с аккомпанементом, анализируют созвучие ступеней гаммы и аккордов в сопровождении,

Обсуждают качество выполненного задания.

Отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал, выполняют задание, обсуждают качество выполненного задания.

Распевка «Игра в мяч» (авторская)

Обращает внимание, что кварты, как и другие интервалы можно построить и спеть в ре мажор. Преподаватель контролирует интонационные скачки: акцент на основание и чистое попадание на вершину интервала «сверху», как бросок мяча. После распевки напоминает правила строения интервалов на ступенях мажора (используют плакаты с правилами). Вместе с учащимися обсуждает качество выполненного задания.

Игра «Разгадай мелодию»

Ребятам предлагается исполнить двухголосие, в котором мелодия верхнего голоса записана нотами, а цифрами, обозначающими интервал между голосами. Исполнить надо нижний голос. После преподаватель настраивает детей на работу по интервалам вне тональности, от звука.

Учащиеся мысленно строят интервал вниз от верхнего голоса и исполняют, контролируя чистое попадание на ноту.

Игра - эстафета «Интервальный кубик»

Учащимся предлагается по очереди бросать кубик и тот интервал, который оказывается с верху надо сначала построить на инструменте, спеть, а затем записать нотами на доске. Строение продолжается цепочкой от ноты «до» вверх. Можно продолжить игру и строить эти интервалы цепочкой от ноты «до» вниз.

Учащиеся бросают кубик по очереди и выполняют эстафетные условия (построить – спеть – записать)

Слуховой анализ с элементами теоретических и практических знаний

10 мин

Игра «Музыкальный телефон»

Предварительно на доске написаны интервалы нотами (6 шт.) Преподаватель объясняет правила игры, надо передать голосом, соблюдая правильную интонацию мелодический интервал друг другу, последний должен догадаться, что это за интервал, найти на доске и сыграть на инструменте.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал, выполняют задание, анализируют проделанную работу.

Познавательные: выполняют учебные действия, осуществляют осознанное формулирование ответа;

контроль и оценку результатов деятельности.

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Игра «Исправь ошибку»

Преподаватель поясняет, что остались ещё интервалы и ученикам необходимо найти в них ошибку и исправить. Каждому ученику по 2 интервала.

Дети раскладывают интервалы и готовятся к прослушиванию.

Игра «Паровозик»

Преподаватель объясняет правила слуховой игры: он исполняет сначала 3 интервала в разброс подряд два раза. Затем проверяем. Если кто-то ошибся, значит, он «машинист» провез в паровозике «зайца». Игра продолжается, только уже исполняется на слух 4 интервала. На последнем проигрывание учитель сам ошибается и просит учащихся найти его ошибку и исправить её.

5.

Анализ нотного текста и тембров на слух

10 мин

Игра «Экскурсия»

(на предметы Специальность и Слушание музыки)

Преподаватель говорит о важности гармонии в создании музыкального образа и предлагает обучающимся проанализировать гармонию в их произведения по специальности. Далее предлагает обратить внимание на экран и рассказывает, о том, что некоторые интервальные обороты, которые сложились во времена венских классиков и даже раннее имеют свои смысловые значения. Такие как «Золотой ход валторн». Предлагает ребятам послушать его в аудио записи и проанализировать эту последовательность, а дома построить на инструменте в других тональностях.

Обращает внимание, что музыкальные произведения, и соответственно интервалы в них могут исполняться на разных инструментах.

Анализируют интервальное составляющее произведений по специальности, обсуждают, отвечают на вопросы. Придумывают свои музыкальные образы и интервалы

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

Усваивают новую информацию, осмысливают и анализируют её.

Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и участвовать в обсуждении.


Видео игра – тренажёр «Определите интервал»

Предлагает обратить внимание на экран, на котором включена видео игра – тренажёр на развитие гармонического слуха. Необходимо не только догадаться по слуху, что это за интервал, но и узнать тембр инструмента. Обращает внимание на то, что электронное звучание узнавать не просто, поэтому строго оцениваться это задание не будет. Немного поиграв, оставляет дальнейшую слуховую работу на дом.

Осознают переход к другому виду работы, выполняют устный слуховой анализ, отвечают, анализируют.

Регулятивные: выполняют учебную задачу.

Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и участвовать в обсуждении.

6

Домашнее задание

2 мин


Игра «Учитель – ученик» (письменно)

Видео игра – тренажёр «Определите интервал» (устно)

1.Каждому обучающемуся предлагается побыть в роли учителя и сочинить 6 интервалов от любых звуков, записать их нотами гармоническим способом и подписать. А на следующем уроке по очереди будут исполнять другим ученикам для определения на слух. А также дописать на листке «Золотой ход валторн»

2.Гамма ля мажор для настройки и номер 208 из учебника «Сольфеджио» 3 класс Е.Давыдовой спеть все мелодические интервалы и назвать их..

3. Видео – тренажёр по ссылке в Google классе: https://disk.yandex.ru/i/R6ophM_q65AHvg послушать до конца (определить интервал и тембр инструмента) устно.

Получают и осмысливают домашнее задание.

Регулятивные: принимают и осознают учебную задачу на дом.

Личностные:

настраиваются на выполнение домашнего задания с позитивным настроением.

7.

Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок

3 мин

Рефлексивная игра «Смайлики-нотки»

Предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке, ответить вопросы, объяснить свой ответ. Посчитать заработанные смайлики-нотки, сделать выводы и самостоятельно оценить свою работу на пяти-бальной системе.

Преподаватель благодарит всех за активную и продуктивную работу. На прощание предлагает выбрать любой смайлик – нотку на память (по своему настроению)

Осуществляют рефлексию, анализируют и осмысливают свою работу на уроке, делают и вывод, отвечают на вопросы. Подводят итог урока, получают оценки.

Личностные: осуществляют самоопределение; Познавательные: осуществляют рефлексию учебной деятельности, оценивают её процесс и результат..

Регулятивные: производят оценку своей работы.

Вывод.

Задания, представленные на открытом уроке в игровых формах, помогают обучающимся, особенно младших классов, не только мотивировать и активировать их работу, но и облегчить усвоение сложных музыкальных понятий и явлений, сделать их наиболее доступными для восприятия. Осваивая разные виды деятельности на уроке сольфеджио в виде игры, обучающиеся связывают слуховые образы с практическими заданиями, что позволяет  ребенку самостоятельно понять те или иные истины. Творческие задания помогают раскрыть артистический, эмоциональный потенциал у ребенка, атмосфера доверия и интереса создаёт доброжелательное отношение, как к преподавателю, так и к предмету.

«Сольфеджио можно любить!»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс