Организационная структура урока |
№п/п | Этапы урока | Время | Игровые формы работы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. | Организационный момент. Формирование цели урока. | 2 мин | «Приветствие» и распевка «Здравствуйте» (по тоническому трезвучию) | Приветствует учащихся, произносит вступительное слово, настраивает учащихся на активную и плодотворную работу на открытом уроке по теме: «Игровые формы работы для развития гармонического слуха». Роль гармонии красочно определил Феликс Шуман: «В музыке, как в шахматах «Королева – мелодия» обладает высшей властью, но решает всегда «Король – гармония». Затем настраивает на тоническое трезвучие до мажора (3-хголосие) | Приветствуют учителя, настраиваются на активную и плодотворную работу. Распевают голоса. | Личностные: положительно относятся к обучению и познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебную задачу. Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
«Загадка об интервалах» | Загадывает загадку об интервалах: Целый год вас изучаем, Строим, пишем и поем. Обращаем, разрешаем И на слух вас узнаем» (Интервалы) Преподаватель мотивирует обучающихся получением смайликов за правильные ответы, которые в конце урока будут подсчитываться и оцениваться. | Вступают в беседу, отвечают на вопросы. |
2. | Актуализация теоретических и практических знаний | 3 мин | «Интервальная семья» | Разъясняет существование интервалов как в ладу (в семье), так и без него, объясняет основные различия и подводит к необходимости закрепить полученные знания об интервалах в игровой форме. Определяет цель урока. | Формулируют и озвучивают собственные мысли. | Коммуникативные: планируют совместную работу с учителем. |
Кроссворд «Интервалика» | Просит обратить свое внимание на экран (кроссворд) и зачитывает задания по кроссворду И - Этот музыкальный интервал обозначается цифрой 1. Н – Этот интервал – единица времени. Т – С этого интервала начинается песня «В лесу родилась ёлочка». Е – Как только этот интервал звучит, все ответ знают, никто не молчит. Р – Из этого интервала мы строим трезвучие. В – Этот интервал в нашей семье выполняет роль мамы. А - Интервал из шести тонов. Л – это сочетание «кирпичиком»у нас зовётся, так как из него мы строем все наши интервалы. Вопрос: Какого интервала не хватает?(кварты). | Отвечают на вопросы, Закрепляют пройденный теоретический материал | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; определяют последовательность учебных действий для достижения конечного результата. |
3. 4. | Вокально-интонационная работа | 10 мин | Распевка «Ворона» (на кварте) М.Червоной из сборника «Весёлое сольфеджио» | Обращает внимание учащихся на переход к основному этапу урока – вокально-интонационной работе. Преподаватель распевает обучающихся с аккомпанементом и без него по чистой кварте вверх и вниз. Просит помочь определить размер распевки «Ворона» и исполнить с дирижированием в ре мажоре. | Распеваются, анализируют и сравнивают звучание, делают вывод. | Познавательные: выполняют учебные действия, осуществляют осознанное формулирование ответа; контроль и оценку результатов деятельности. Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу. Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении. Личностные: Положительно реагируют на игровую деятельность и соревновательную мотивацию. |
Песня «Гамма ре мажор» Е.Попляновой из сборника «Не хочу идти на сольфеджио» | Направляет учащихся на чистое интонирование гаммы ре мажор с аккордовым сопровождением, помогает чувствовать устойчивость и неустойчивость ступеней. Настраивает на устойчивые звуки ре мажора. | Настраиваются в тональности Ре-мажор, поют гамму с аккомпанементом, анализируют созвучие ступеней гаммы и аккордов в сопровождении, Обсуждают качество выполненного задания. Отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал, выполняют задание, обсуждают качество выполненного задания. |
Распевка «Игра в мяч» (авторская) | Обращает внимание, что кварты, как и другие интервалы можно построить и спеть в ре мажор. Преподаватель контролирует интонационные скачки: акцент на основание и чистое попадание на вершину интервала «сверху», как бросок мяча. После распевки напоминает правила строения интервалов на ступенях мажора (используют плакаты с правилами). Вместе с учащимися обсуждает качество выполненного задания. |
Игра «Разгадай мелодию» | Ребятам предлагается исполнить двухголосие, в котором мелодия верхнего голоса записана нотами, а цифрами, обозначающими интервал между голосами. Исполнить надо нижний голос. После преподаватель настраивает детей на работу по интервалам вне тональности, от звука. | Учащиеся мысленно строят интервал вниз от верхнего голоса и исполняют, контролируя чистое попадание на ноту. |
Игра - эстафета «Интервальный кубик» | Учащимся предлагается по очереди бросать кубик и тот интервал, который оказывается с верху надо сначала построить на инструменте, спеть, а затем записать нотами на доске. Строение продолжается цепочкой от ноты «до» вверх. Можно продолжить игру и строить эти интервалы цепочкой от ноты «до» вниз. | Учащиеся бросают кубик по очереди и выполняют эстафетные условия (построить – спеть – записать) |
Слуховой анализ с элементами теоретических и практических знаний | 10 мин | Игра «Музыкальный телефон» | Предварительно на доске написаны интервалы нотами (6 шт.) Преподаватель объясняет правила игры, надо передать голосом, соблюдая правильную интонацию мелодический интервал друг другу, последний должен догадаться, что это за интервал, найти на доске и сыграть на инструменте. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал, выполняют задание, анализируют проделанную работу. | Познавательные: выполняют учебные действия, осуществляют осознанное формулирование ответа; контроль и оценку результатов деятельности. Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу. Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении. |
Игра «Исправь ошибку» | Преподаватель поясняет, что остались ещё интервалы и ученикам необходимо найти в них ошибку и исправить. Каждому ученику по 2 интервала. | Дети раскладывают интервалы и готовятся к прослушиванию. |
Игра «Паровозик» | Преподаватель объясняет правила слуховой игры: он исполняет сначала 3 интервала в разброс подряд два раза. Затем проверяем. Если кто-то ошибся, значит, он «машинист» провез в паровозике «зайца». Игра продолжается, только уже исполняется на слух 4 интервала. На последнем проигрывание учитель сам ошибается и просит учащихся найти его ошибку и исправить её. |
5. | Анализ нотного текста и тембров на слух | 10 мин | Игра «Экскурсия» (на предметы Специальность и Слушание музыки) | Преподаватель говорит о важности гармонии в создании музыкального образа и предлагает обучающимся проанализировать гармонию в их произведения по специальности. Далее предлагает обратить внимание на экран и рассказывает, о том, что некоторые интервальные обороты, которые сложились во времена венских классиков и даже раннее имеют свои смысловые значения. Такие как «Золотой ход валторн». Предлагает ребятам послушать его в аудио записи и проанализировать эту последовательность, а дома построить на инструменте в других тональностях. Обращает внимание, что музыкальные произведения, и соответственно интервалы в них могут исполняться на разных инструментах. | Анализируют интервальное составляющее произведений по специальности, обсуждают, отвечают на вопросы. Придумывают свои музыкальные образы и интервалы | Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу. Усваивают новую информацию, осмысливают и анализируют её. Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и участвовать в обсуждении. |
Видео игра – тренажёр «Определите интервал» | Предлагает обратить внимание на экран, на котором включена видео игра – тренажёр на развитие гармонического слуха. Необходимо не только догадаться по слуху, что это за интервал, но и узнать тембр инструмента. Обращает внимание на то, что электронное звучание узнавать не просто, поэтому строго оцениваться это задание не будет. Немного поиграв, оставляет дальнейшую слуховую работу на дом. | Осознают переход к другому виду работы, выполняют устный слуховой анализ, отвечают, анализируют. | Регулятивные: выполняют учебную задачу. Коммуникативные: демонстрируют умение слушать и участвовать в обсуждении. |
6 | Домашнее задание | 2 мин | Игра «Учитель – ученик» (письменно) Видео игра – тренажёр «Определите интервал» (устно) | 1.Каждому обучающемуся предлагается побыть в роли учителя и сочинить 6 интервалов от любых звуков, записать их нотами гармоническим способом и подписать. А на следующем уроке по очереди будут исполнять другим ученикам для определения на слух. А также дописать на листке «Золотой ход валторн» 2.Гамма ля мажор для настройки и номер 208 из учебника «Сольфеджио» 3 класс Е.Давыдовой спеть все мелодические интервалы и назвать их.. 3. Видео – тренажёр по ссылке в Google классе: https://disk.yandex.ru/i/R6ophM_q65AHvg послушать до конца (определить интервал и тембр инструмента) устно. | Получают и осмысливают домашнее задание. | Регулятивные: принимают и осознают учебную задачу на дом. Личностные: настраиваются на выполнение домашнего задания с позитивным настроением. |
7. | Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок | 3 мин | Рефлексивная игра «Смайлики-нотки» | Предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке, ответить вопросы, объяснить свой ответ. Посчитать заработанные смайлики-нотки, сделать выводы и самостоятельно оценить свою работу на пяти-бальной системе. Преподаватель благодарит всех за активную и продуктивную работу. На прощание предлагает выбрать любой смайлик – нотку на память (по своему настроению) | Осуществляют рефлексию, анализируют и осмысливают свою работу на уроке, делают и вывод, отвечают на вопросы. Подводят итог урока, получают оценки. | Личностные: осуществляют самоопределение; Познавательные: осуществляют рефлексию учебной деятельности, оценивают её процесс и результат.. Регулятивные: производят оценку своей работы. |
Вывод. Задания, представленные на открытом уроке в игровых формах, помогают обучающимся, особенно младших классов, не только мотивировать и активировать их работу, но и облегчить усвоение сложных музыкальных понятий и явлений, сделать их наиболее доступными для восприятия. Осваивая разные виды деятельности на уроке сольфеджио в виде игры, обучающиеся связывают слуховые образы с практическими заданиями, что позволяет ребенку самостоятельно понять те или иные истины. Творческие задания помогают раскрыть артистический, эмоциональный потенциал у ребенка, атмосфера доверия и интереса создаёт доброжелательное отношение, как к преподавателю, так и к предмету. «Сольфеджио можно любить!» |