СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Методы простейшей физиотерапии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по теме "Методы простейшей физиотерапии"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Методы простейшей физиотерапии"»

Кяхтинский филиал

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский базовый медицинский колледж Министерство здравоохранения Республики Бурятия»







УМК


ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.01.Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса.



Тема: «Методы простейшей физиотерапии»


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»















Преподаватель: Х.И. Тубанова


Кяхтинский филиал

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский базовый медицинский колледж Министерство здравоохранения Республики Бурятия»






Методическая разработка практического занятия


ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.01.Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса.



Тема: «Методы простейшей физиотерапии»


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»














Преподаватель: Х.И. Тубанова




Пояснительная записка

Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам, практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями). Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендована для использования в учебном процессе.













Мотивация темы


Физиотерапевтические процедуры относятся к мерам целенаправленное воздействия на организм различными природными и физическими факторами. Известно, что кожа снабжена большим количеством нервных окончаний, поэтому можно воздействовать на кровообращение по принципу рефлекторных реакций с кожи на внутренние органы.

Тепловые процедуры добладают противоспазматически и болеутоляющим действием. Влияние тепла на мышцы при длительном воздействии проявляется расслаблением тонуса мышц, расширяет кровеносные сосуды, снимает спазм гладкой мускулатуры, усиливает лимфо- и кровообращение. Реакция на воздействие тепла не распространяется на весь организм, а воздействует только на подлежащие ткани. На этом основано применение горчичников, банок, холода, тепла, свето- и водолечения.

Холодовые прцедуры суживают кровеносные сосуды кожи и глубоко расположенных органов и тканей, снижает чувствительность нервных рецепторов.

Физиотерапевтические процедуры применяются как для лечения и профилактики заболевания, поэтому они очень широко применяются при стационарном лечение, курортно - санаторных и профилактических учреждениях. Данная тема одна из важных, которая медицинская сестра должна уметь выполнять без ошибок, знать показания и противопоказания так как неумелые и неправильные действия могут привести к осложнениям.









Содержание

1. Пояснительная записка


2. Цели занятия


3. Место занятия


4. Продолжительность занятия


5. Хронологическая карта занятия


6.Фронтальный опрос «Методы простейшей физиотерапии» .

Приложение №1


7. Изучение новой темы « Методы простейшей физиотерапии»


8. Техника постановки горчичников (алгоритм). Приложение №2


9. Техника постановки пузыря со льдом (алгоритм). Приложение №3



11 Техника постановки холодного компресса (алгоритм). Приложение №4



12.Применение согревающего компресса (алгоритм). Приложение №5



13. На закрепление темы ситуационные задачи с эталонами ответов.












Цели занятия

Образовательная:

  • Сформировать представление о простейших методах физиотерапии.

  • Разъяснить принцип и особенности физиотерапевтических процедур.

  • Продолжить формировать умение работать с муляжами, таблицами.






Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к данной теме

  • Развивать умение работать самостоятельно.

  • Развивать коммуникативность и умение работать в сотрудничестве






Воспитательные:

  • Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.

  • Воспитать чувство самокритичности, справедливости, выдержанности.

  • Формировать личность студента в нравственных отношениях.















Оснащение занятия

  • Слайдовая презентация

  • Хронологическая карта занятия

  • Методические указания для студентов

  • Куклы

  • Технические средства обучения

  • Дезинфицирующие и антисептические средства

  • Мыло

  • Полотенце

  • Горчичники

  • Почкообразные лотки

  • Водный термометр

  • Часы

  • Грелка

  • Кувшин

  • Пеленка

  • Пузырь для льда

  • Компрессная бумага

  • Вата, бинт, марлевая салфетка сложенная в 8 слоев

  • Ножницы, клеенка

  • Ситуационные задачи с эталонами ответов

  • Спирт

  • Вазелин

  • Корцанг

  • Алгоритм манипуляций.














Студент должен знать:


  • Определения терминов, употребляемых при проведение процедур;

  • Области тела, разрешаемые для выполнения;

  • Осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур;

  • Цели гирудотерапии, процедуру постановки и снятие пиявок;

  • Принципы ухода после снятия пиявок;

  • Универсальные меры предосторожности при проведение гирудотерапии.


Студент должен уметь:


  • Уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры;

  • Применение горчичников;

  • Применение компресс (холодный, горячий, согревающий);

  • Применение пузыря со льдом;

  • Применение грелки.


Формируемые компетенции:

Общие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять коррекцию собственной деятельности;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 6. Работать в команде , эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением;

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики;

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и саоухода;

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.





Тип занятия - практический.

Место проведения - кабинет доклинической практики №2.

Продолжительность:270 минут.

Литература:

Основная :

1. Основа сестринского дела учебник Т.П. Обуховец, Москва ВУНМЦ,2006.

2. Основы сестринского дела под редак. Двойникова , Москва АНМИ,2005.


Дополнительная:

1. Нормативные документы;

2. Санпины, ОСТ;

3. Приказы Минздрава;

4. Методические указания, инструкции.


























Хронологическая карта занятия

Этапы занятия

Время

Содержание занятия

Организационный момент

3мин

Приветствие студентов, проверка отсутствующих, готовность студентов к началу занятия, внешний вид студентов.

Формулировка темы, ее мотивация

10 мин

Запись темы на доске.

Определение целей занятия

5 мин

Название цели, задачи, актуальность изложенного материала .

Контроль исходного уровня знаний

20 мин

Этапы:

1. Дополните предложение.

2.Вставьте недостающий показатель.

Работа над изучаемым материалом темы

20 мин

Краткое объяснение нового материала. Слайдовая презентация по данной теме

Отработка практических манипуляций

90 мин

Студенты работают в симуляционном кабинете. Отрабатывают манипуляции. Преподаватель задает вопросы, а студенты отвечают на оценку

Самостоятельная работа студентов

70 мин

Работа с информационным материалом для студентов. Студенты работают самостоятельно, решают задачи, отвечают на тесты.

Закрепление изучаемого материала

40 мин

Студенты решают ситуационные задачи по парно.

Итоговый контроль по теме

5 мин


Подведение итогов занятия

5 мин

Анализ ответов, комментарии оценок преподавателем.

Задание на дом

3 мин

Повторение теоретического материала. Отработка практических манипуляций на муляже.




















Структурно-логическая схема занятия

п/п

Этапы занятия

Преподавателя

Студентов

Цель

Время

1.

Организационный момент

Приветствует студентов. Выяснить причину отсутствующих. Контроль внешнего вида

Отвечает бригадир Самоконтроль внешнего вида

Организует и дисциплинирует студентов;

3 мин.

2.

Вступительное слово преподавателя


Излагает тему, определяет цели, план занятия. Актуальность.

Слушают. Задают вопросы


формирует познавательный интерес  к занятию.


10 мин.

4.

Вводный инструктаж




Объясняет содержание самостоятельной работы

Слушают, воспринимают, задают вопросы.

Оптимизация самостоятельной работы

15 мин.

5.

Самостоятельная работа студентов

Контролирует, оказывает необходимую помощь

- отрабатывают умения по выполнению практических манипуляий

- решение ситуационных задач (Прил. №9);

Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):
закрепляет навыки самостоятельной работы с алгоритмами;

Рещение ситуационных задач


150 мин.

6.

Выходной контроль.

Тестовые задания по теме (2 варианта).

Решение ситуационных задач, кроссворд

Отвечают на тестовые задания

Решают ситуационные задачи и кроссворды

Активизация познавательной деятельности

40мин

8.

Заключительное слово преподавателя

Обобщает, акцентирует внимание на особенностях изученной темы

Слушают, делают выводы

Развитие чувства ответственности за жизнь и здоровье пациента

5 мин.

9.

Подведение итогов занятия

Анализирует деятельность студентов – мотивация оценок

Слушают, анализируют


Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.

10 мин.

10.

Домашнее задание

Объясняет задание и рекомендуемую литературу

Слушают, записывают

Систематичность подготовки к занятиям

5 мин.



















Физиотерапия – целенаправленное профилактическое, лечебное и реабилитационное воздействие на организм различными природными и искусственно создаваемыми факторами.

Факторы воздействия:

природные факторы: вода, солнечная энергия, атмосферное давление, лечебные грязи, пиявки;

физические природные факторы, используемые человеком: тепло, холод, кислород, электричество, химические вещества, ультразвук и др.

Физиотерапевтические процедуры оказывают рефлекторное влияние через рецепторы кожи на внутренние органы и системы: нервную систему, мышечный и сосудистый тонус, дыхание, обмен веществ. Кроме того они способствуют выработке биологически активных веществ (гуморальное влияние) – гистамина, ацетилхолина, адреналина.

Применение грелки

Механизм действия: сухое тепло вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, болеутоляющее и рассасывающее действие. Эффект зависит не столько от температуры, сколько от продолжительности действия.

Показания:

общее переохлаждение, состояние озноба – обкладывание тела грелками;

острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс) – к стопам;

лихорадка в 1 и 3 периодах – к стопам;

процедура дуоденального зондирования – на область проекции печени;

после инъекций некоторых препаратов – на место инъекции;

постинъекционный инфильтрат – на область инфильтрата;

болевой синдром (почечная колика, неврит, миозит) – на поясничную область, на область неврита или миозита.

Экспозиция: до остывания; при длительном примененииделать через каждые 20 минут перерыв на 15 – 20 минут.

Противопоказания:

боли в животе невыясненной этиологии (исключить воспалительный процесс); кровоточивость, кровотечение; заболевания и повреждения кожи; опухолевый процесс; ушибы тканей в первые часы и сутки; лихорадка во 2 периоде.

Возможные осложнения:

ожоги – температура воды взрослым +60 град., детям и лицам с чувствительной кожей +40 град., через 5 минут необходим контроль, обязательно обёртывать грелку салфеткой;

местная пигментация кожи при длительном применении грелки.







Применение пузыря со льдом

Механизм действия: действие холодом – криотерапия - вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и подлежащих тканей (гемостаз, уменьшение отечности), снижение чувствительности тканей (болеутоляющее действие).

Показания:

ушибы в первые часы и сутки – к болезненному участку;

кровотечения (при желудочном - на эпигастральную область, при лёгочном - на грудную клетку, при носовом - на область переносицы и затылок);

лихорадка во 2 периоде – к стопам;

укусы насекомых – к месту укуса на 15 минут;

анафилактический шок – к месту введения аллергена на 30 минут

Экспозиция: до суток, делая перерыв на 15 минут через каждые 30 минут.

Противопоказания: общее охлаждение организма; пониженная чувствительность кожи.

Возможные осложнения: обморожение – проводить контроль времени и правильное приготовление (нельзя замораживать воду, налитую в пузырь).

Применение горчичников

Механизм действия: при соприкосновении горчицы с водой Т40-450С происходит выделение эфирного масла, вызывающего местное кровенаполнение сосудов кожи за счет раздражающего действия. Рефлекторное воздействие на сосуды внутренних органов вызывает болеутоляющий эффект, ускоряет рассасывание воспалительных процессов.

Показания:

воспалительные заболевания органов дыхания – на грудную клетку, исключив позвоночник, молочные железы;

боли в сердце (приступ стенокардии) – на область сердца;

гипертонический криз – на затылок, икроножные мышцы;

миозиты, невриты – на болезненный участок;

профилактика застойной пневмонии у обездвиженных пациентов – на грудную клетку.

Экспозиция: на 15 минут, через день.

Противопоказания: гипертермия выше 380С; легочное кровохарканье, кровотечение; злокачественные новообразования; заболевания кожи; резкое снижение кожной чувствительности; аллергия на горчицу.

Возможные осложнения: химический ожог кожи; аллергическая реакция.









Применение медицинских банок

Механизм действия: создаваемый вакуум в банке (вакуумтерапия) рефлекторно вызывает расширение кровеносных сосудов, местный приток крови и лимфы коже из глубжележащих тканей. Происходит локальное образование биологически активных веществ. Геморрагичсекие пятна – экстравазаты- содержат субстраты собственной крови. Следовательно, вакуумтерапия – аутогемотерапия– способствует повышению иммунитета и собственных ресурсов организма. Это свойство используется в настоящее время приоритетно для местного лечения.

Показания:

воспалительные заболевания органов дыхания – на грудную клетку, исключив позвоночник, лопатки, молочные железы (в настоящее время применяют редко);

профилактика застойной пневмонии у обездвиженных пациентов – на грудную клетку;

баночный массаж – вызывает улучшение периферической циркуляции крови, устранение застойных явлений, активизацию обмена веществ и кожного дыхания.

Экспозиция при постановке на грудную клетку: на 15 минут, через день.

Противопоказания:

гипертермия выше 380С;

легочное кровохарканье, кровотечение;

злокачественные новообразования;

заболевания кожи;

заболевания крови;

сердечные аритмии;

тромбофлебит;

наличие отеков;

судороги, психомоторное возбуждение;

общее истощение организма;

беременность.

Возможные осложнения: химический ожог кожи; аллергическая реакция.

Компрессы

Компрессы - многослойные лечебные повязки.

Виды компрессов:

общие (укутывание) и местные (на ограниченные участок тела);

сухие и влажные (холодный, горячий, согревающий, лекарственный).


Холодный компресс (холодная примочка)

Применяется в виде салфетки, сложенной в несколько слоев и смоченной в воде 12-140С.

Механизм действия: см. пузырь со льдом.

Показания: ушибы в первые часы и сутки – к болезненному участку; носовое кровотечение - на область переносицы и затылок; лихорадка во 2 периоде – на лоб.

Экспозиция: от 5 до 60 минут, меняя салфетки через каждые 2-3 минуты.

Горячий компресс (припарка)

Расширение сосудов кожи и прилив крови вызывает местное рассасывающее и болеутоляющее действие. Применяется в виде салфетки, сложенной в несколько слоев и смоченной в горячей воде 50-600С, обернутой сверху клеенкой. Смена салфетки производится через каждые 5-10 минут.

Согревающий компресс

Механизм действия:длительное расширение кровеносных сосудов увеличивает кровенаполнение кожи и глубжележащих органов и приводит к уменьшению венозного застоя, воспалительной инфильтрации, отечности тканей. Как следствие - болеутоляющий и рассасывающий эффект.

Слои согревающего компресса:

  • лечебный (влажный) – марля, сложенная в 8 слоёв. Ее необходимо смочить в воде комнатной температуры (водный компресс) или в 40- 46% растворе этилового спирта (полуспиртовый компресс);

изолирующий – компрессная бумага (клеенка);

согревающий – вата;

фиксирующий – бинт.

Примечание. Необходимое условие: каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий на 1,5- 2 см. Контроль правильности наложения компресса проводится через 1 час после наложения – нижний слой должен быть тёплым и влажным.

Показания: ушибы через сутки после травмы; воспалительные процессы на коже и в подкожно-жировом слое (например, постинъекционный инфильтрат);воспаление среднего уха (отит) – на заушную область; постинъекционный инфильтрат.

Экспозиция:

водный компресс – на 8 – 12 часов.

полуспиртовый компресс – на 6 – 8 часов.


Примечание: контроль правильности наложения компресса проводится через 1 час после наложения – нижний слой должен быть тёплым и влажным.

Противопоказания: травмы и ушибы в первые сутки; гипертермия выше 380С;заболевания и повреждения кожи; кровотечения; опухолевый процесс.

Возможные осложнения: раздражения кожи – делать перерывы между компрессами на 2 часа;

химический ожог – не накладывать компресс на участок, смазанный йодом.


Лекарственный компресс

Применяют те же слои, что и в согревающем компрессе. Первый слой смачивается в лекарственном веществе, назначенном врачом (раствор димексида, медицинская желчь, меновазин).










































ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ № 1)

Проверяемый практический навык: наложение согревающего компресса


п/п

Перечень практических действий

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

2

Попросить пациента представиться

3

Сверить ФИО пациента с листом назначения

4

Сообщить пациенту о назначении врача

5

Объяснить ход и цель процедуры

6

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

7

Обработать руки гигиеническим способом

8

Надеть нестерильные перчатки

9

Осмотреть кожу пациента на предмет повреждений, гнойничков, сыпи для определения противопоказаний к проведению процедуры

10

Подготовить необходимый (в зависимости от области применения) кусок бинта (марли) для компресса и сложить его в 6-8 слоев

11

Подготовить компрессную бумагу на 2 см больше марлевой салфетки

12

Подготовить вату на 2 см больше, чем компрессная бумага

13

Сложить слои: внизу вата, затем – компрессная бумага

14

Налить спирт в мензурку и развести его водой (примерно 1:1)

15

Смочить в полуспиртовом растворе салфетку, слегка отжать ее и положить сверху компрессной бумаги (при постановке компресса на ухо салфетку и компрессную бумагу разрезать в центре)

16

Помочь пациенту занять удобное положение

17

Положить на нужный участок тела все слои компресса

18

Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял движений

19

Напомнить пациенту, что компресс поставлен на 6-8 часов

20

Снять перчатки

21

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

22

Обработать руки гигиеническим способом

23

Узнать у пациента его самочувствие

24

Проверить повязку через 1,5-2 часа (не снимая повязки проверить степень влажности повязки пальцем и укрепить бинтом)

25

Обработать руки гигиеническим способом

26

Надеть нестерильные перчатки

27

Снять повязку

28

Поместить повязку в емкость для медицинских отходов класса «Б»

29

Снять перчатки

30

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

31

Обработать руки гигиеническим способом

32

Узнать у пациента его самочувствие

33

Сделать запись о результатах процедуры в листе назначений


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ № 2)

Проверяемый практический навык: постановка горчичников


п/п

Перечень практических действий

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

2

Попросить пациента представиться

3

Сверить ФИО пациента с листом назначения

4

Сообщить пациенту о назначении врача

5

Объяснить ход и цель процедуры

6

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

7

Обработать руки гигиеническим способом

8

Надеть нестерильные перчатки

9

Осмотреть кожу пациента на предмет повреждений, гнойничков, сыпи для определения противопоказаний к проведению процедуры

10

Взять упаковку с горчичниками и оценить срок годности

11

Вскрыть упаковку, извлечь горчичник-пакеты, оценить их целостность и сыпучесть горчицы внутри пакетов

12

Поместить упаковку от горчичников в емкость для медицинских отходов класса «А»

13

Проверить срок годности упаковки с марлевыми салфетками

14

Проверить герметичность упаковки с марлевыми салфетками

15

Налить в лоток горячую воду (40-45 С0), проверив воду водным термометром

16

Помочь пациенту лечь на живот (при постановке горчичников на спину) и принять удобную позу, голова пациента должна быть повернута на бок

17

Погрузить горчичник в горячую воду

18

Извлечь горчичник из воды и дать ей стечь

19

Приложить горчичник плотно к коже

20

Разместить нужное количество горчичников на коже

21

Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом

22

Предупредить пациента об ощущениях, возникающих во время процедуры

23

Уточнить ощущения пациента и степень гиперемии через 3 - 5 мин

24

Оставить горчичники на 10 - 15 мин, учитывая индивидуальную чувствительность пациента к горчице

25

Снять горчичники и поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б»

26

Смочить салфетку в теплой воде и снять с кожи остатки горчицы

27

Промокнуть пеленкой кожу пациента насухо

28

Поместить пеленку в мешок для грязного белья

29

Помочь пациенту надеть нижнее белье, укрыть одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20 - 30 мин и в этот день не принимал ванну или душ

30

Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

31

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания.

32

Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б»

33

Снять перчатки

34

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

35

Обработать руки гигиеническим способом

36

Узнать у пациента его самочувствие

37

Сделать запись о результатах процедуры в медицинскую карту стационарного больного





















ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ № 3)

Проверяемый практический навык: применение пузыря со льдом


п/п

Перечень практических действий

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

2

Попросить пациента представиться

3

Сверить ФИО пациента с листом назначения

4

Сообщить пациенту о назначении врача

5

Объяснить ход и цель процедуры

6

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

7

Обработать руки гигиеническим способом

8

Надеть нестерильные перчатки

9

Осмотреть кожу пациента на предмет повреждений, гнойничков, сыпи для определения противопоказаний к проведению процедуры

10

Поместить в пузырь подготовленные в морозильной камере кусочки льда

11

Залить их холодной водой (14-160С), предварительно проверив температуру водным термометром

12

Положить пузырь на горизонтальную поверхность

13

Завернуть пузырь крышкой

14

Проверить пузырь на герметичность, перевернув пузырь крышкой вниз

15

Обернуть пузырь пеленкой

16

Помочь пациенту занять удобное положение

17

Приложить пузырь к нужному участку тела

18

Убрать пузырь по истечении назначенного врачом времени (при необходимости длительного применения пузыря (по назначению врача) каждые 20 минут следует делать 15-20-минутный перерыв

19

Поместить пеленку в мешок для грязного белья

20

Слить воду из пузыря

21

Подвергнуть пузырь дезинфекции

22

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания.

23

Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б»

24

Снять перчатки

25

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

26

Обработать руки гигиеническим способом

27

Узнать у пациента его самочувствие

28

Сделать запись о проведенной процедуре в медицинскую карту стационарного больного





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ(ЧЕК-ЛИСТ № 4)

Проверяемый практический навык: применение грелки


п/п

Перечень практических действий

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

2

Попросить пациента представиться

3

Сверить ФИО пациента с листом назначения

4

Сообщить пациенту о назначении врача

5

Объяснить ход и цель процедуры

6

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

7

Обработать руки гигиеническим способом

8

Надеть нестерильные перчатки

9

Осмотреть кожу пациента на предмет повреждений, гнойничков, сыпи для определения противопоказаний к проведению процедуры

10

Налить горячую (60-70 0С) воду в грелку на 2/3 объема

11

Вытеснить воздух слегка сжав грелку у горловины

12

Завинтить грелку пробкой

13

Перевернуть грелку пробкой вниз: убедиться, что она завинчена плотно, затем вернуть в исходное положение

14

Обернуть грелку пеленкой

15

Помочь пациенту занять удобное положение

16

Приложить грелку к нужному участку тела

17

Убрать грелку по истечении назначенного врачом времени (при необходимости длительного применения грелки (по назначению врача) каждые 20 минут следует делать 15-20-минутный перерыв

18

Поместить пеленку в мешок для грязного белья

19

Слить воду из грелки

20

Подвергнуть грелку дезинфекции

21

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания.

22

Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б»

23

Снять перчатки

24

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

25

Обработать руки гигиеническим способом

26

Узнать у пациента его самочувствие

27

Сделать запись о выполненной процедуре в медицинскую карту стационарного больного



ГЛОССАРИЙ



  1. Вакуум-терапия - лечение медицинскими банками.

  2. Гипоксия – недостаточное количество кислорода в тканях.

  3. Гипоксемия – недостаток кислорода в артериальной крови.

  4. Цианоз – синюшность кожных покровов и слизистых.

  5. Компресс - лечебная многослойная повязка.

  6. Метаболизм - обмен веществ в организме.

  7. Оксигенотерапия – применение кислорода с лечебной и профилактической целью.

  8. Оксигенация - насыщение крови кислородом.

  9. Гипербарическая оксигенация - лечение кислородом под повышенным давлением в специальных барокамерах.

  10. Физиотерапия - целенаправленное воздействие на организм различными природными физическими факторами.

  11. Водолечение - это воздействие на организм человека водой с лечебной или профилактической целью, обтирание, обливание.

  12. Примочка – влажная холодовая процедура кратковременного действия.

  13. Гирудотерапия – лечение пиявками.

  14. Гирудин – вещество, обладающее способностью тормозить свертывание крови и предупреждать развитие тромбозов.




Фронтальный опрос

  1. Понятие простейшей физиотерапии.

  2. Применение горчичников: показания и противопоказания.

  3. Применение грелки: показания и противопоказания.

  4. Виды компрессов, особенности постановки.

  5. Согревающий компресс: показания и противопоказания.

  6. Использование пузыря со льдом: показания и противопоказания.

  7. Понятие гирудотерапии: показания и противопоказания.

  8. Постановка холодного компресса: показания и противопоказания.

  9. Водолечение, классификация ванн по температуре.

  10.  Проведение лечебных ванн: показания и противопоказания.


Задания к теме: «Методы простейшей физиотерапии»


Задание №1 Заполните таблицу:


Места постановки горчичников при различных заболеваниях



Заболевание

Место постановки горчичников

Стенокардия



Затылок, воротниковая зона, икроножные мышцы


Грудная клетка спереди

Воспалительные заболевания нижних дыхательных путей



Задание№2 Вставьте недостающий показатель:


  1. Температура воды для постановки горчичников _____ °C.

  2. Грелку заполняют на _____ объема.

  3. Температура воды для заполнения грелки _____°C.

  4. Количество слоев согревающего компресса _______.

  5. Согревающий водный компресс ставят на ______.

  6. Согревающий спиртовой компресс снимают через ___-___ часов.

  7. Правильность наложения компресса проверяют через _____ часа.

  8. Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на _____ минут с интервалами на ____ минут.

  9. Индифферентную ванну назначают на _____ минут.

  10.  Температура горячей ванны ______°C.



Задание №3 Заполните таблицу:



Процедура

Показания

Противопоказания

Постановка грелки







Подача пузыря со льдом







Постановка холодного компресса







Постановка согревающего компресса







Использование горчичников











Задание № 4 Решите проблемно-ситуационные задачи:


Задача №1.

Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.

Пациент с заболевание легких жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые сутки. Объективно: температура - 38°C. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.


Задача №2.

Вы  - медицинская урологического отделения.

Пациент К. жалуется на почечную колику. Определите приоритетную проблему. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.


Задача №3.

Вы – медицинская сестра хирургического отделения.

Пациенту З. после операции на органах брюшной полости назначили физиотерапевтическую процедуру, чтобы избежать внутреннего кровотечения. Какую физиотерапевтическую процедуру назначили этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.


Задача №4.

Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.

Пациент Н. жалуется на боли в локтевом сгибе, после постановки в/в капельной системы. Объективно: на месте постановки в/в капельной системы образовалась гематома. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.


Задача №5.

Вы – медицинская сестра ЛОР отделения.

Пациенту В. с заболеванием отит среднего уха назначена физиотерапевтическая процедура. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.



Задача №6.

Вы – медицинская сестра кардиологического отделения.

У пациента С. Начался приступ стенокардии. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Определите проблему пациента. Обоснуйте ответ (место постановки). Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.


Задача №7.

Вы – медицинская сестра терапевтического отделения.

У пациента Т. началось носовое кровотечение. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.


Задача №8.

Вы – медицинская сестра терапевтического отделения.

У пациента У. с заболеванием сердечно-сосудистой системы поднялось АД. Объективно: АД 200/110, пульс 98 ударов в мин. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.


Задача №9.

Вы – медицинская сестра неврологического отделения.

Пациент Л. страдает повышенной возбудимостью, бессонницей. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре.


Задача №10.

Вы – медицинская сестра физиотерапевтического отделения.

Пациенту Д. с заболеванием нижних отделов дыхательных путей назначена физиотерапевтическая процедура. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.



Задание № 5 Тестовый контроль Вариант №1


Задание: Выберите один правильный ответ.


  1. Температура воды индифферентной ванны (в градусах)

  1. 34-36

  2. 37-39

  3. 40-42

  4. 50-60

  1. Название ванны, при которой тело погружается в воду до пояса

  1. местная

  2. тазово-ножная

  3. полуванна

  4. общая

  1. Показание к применению грелки

  1. острый аппендицит

  2. инсульт

  3. кровотечение

  4. переохлаждение

  1. Пузырь со льдом оставляют у пациента

  1. пока не растает лед

  2. по 20-30 мин с перерывами по 10-15 мин

  3. на 6-8 часов

  4. на 2-3 мин

  1. Холодный компресс меняют через каждые (в мин.)

  1. 60

  2. 30

  3. 10

  4. 2-3

  1. Для согревающего компресса следует взять салфетку из слоев

  1. 2

  2. 4

  3. 10

  4. 8

  1. Показание для применения согревающего компресса является

  1. острый аппендицит

  2. кровотечение

  3. ушибы впервые часы

  4. инфильтрат на месте инъекций

  1. Лечебный эффект горчичников обусловлен

  1. влиянием на кожу эфирно-горчичного масла

  2. толщиной горчичного слоя

  3. чувствительностью кожи к горчице

  1. Показания для применения горчичников

  1. гипертонический криз

  2. высокая лихорадка

  3. рак легкого

  4. нейродермит

10.Температура воды в горячей ванне составляет (в 0С)

  1. 50-60

  2. 40-42

  3. 37-39

  4. 34-36



Задание № 5 Тестовый контроль Вариант №2


Задание: Выберите один правильный ответ.


  1. Температура прохладной ванны (в градусах)

  1. 15

  2. 25

  3. 35

  4. 40

  1. Продолжительность теплых ванн (в мин.)

  1. 30-40

  2. 20-30

  3. 10-15

  4. 3-5

  1. Максимальная температура воды в грелке (в градусах)

  1. 37

  2. 45

  3. 55

  4. 70

  1.  Пузырь со льдом местно следует применять при

  1. приступе почечной колики

  2. артритах

  3. пневмонии

  4. кровотечении

  1. Показания для наложения холодного компресса

  1. вторые сутки после ушиба

  2. 1-й период лихорадки

  3. носовые кровотечения




  1. Для третьего слоя согревающего компресса следует взять:

  1. бинт

  2. 4-6 слоев марлевых салфеток

  3. вощеную бумагу

  4. вату

  1. При правильно наложенном согревающем компрессе после снятия марлевая салфетка должна быть

  1. теплой

  2. сухой

  3. теплой и влажной

  1. Потенциальная проблема пациента при постановке горчичников

  1. ожог

  2. инфильтрат

  3. отек

  4. мацерация кожи

  1. Дезинфекция пузыря для льда после использования осуществляется

  1. протиранием ветошью, смоченной в дез. растворе

  2. замачиванием в 3% растворе хлорамина на 1 час

  1. Название ванны, при которой погружается в воду отдельная часть тела

    1. местная

    2. полуванна

    3. общая

Задание № 5 Тестовый контроль Вариант №3


Задание: Выберите один правильный ответ.


  1. Температура воды в горячей ванне составляет (в С)

  1. 50-60

  2. 40-42

  3. 37-39

  4. 34-36

2. Продолжительность применения горячих ванн (в мин.)

  1. 30-40

  2. 20-30

  3. 10-15

  4. 3-5

3.Грелку оставляют у пациента

  1. пока не остынет воды

  2. по 20-30 мин с перерывами по 10-15 мин

  3. 6-8 часов

  4. пока наступит согревающий эффект

4.Пузырь со льдом применяют в

  1. период лихорадки

  2. период лихорадки

  3. период лихорадки

5.Механизм действия холодного компресса основан на

  1. сужении сосудов

  2. повышении чувствительности нервных окончаний



6.Для согревающего компресса используют спиртовой раствор (в %)

  1. 20

  2. 40

  3. 60

  4. 96

7.Согревающий компресс противопоказан при

  1. отите

  2. инфильтрате

  3. ушибе в первые часы

  4. тонзиллите

8.Длительность постановки горчичников (в мин.)

  1. 30-40

  2. 20-30

  3. 7-10

  4. 2-3

9.Противопоказания к постановке горчичников

  1. невралгия

  2. радикулит

  3. воспалительное заболевание дыхательных путей

  4. легочное кровотечение

10. Холодный компресс меняют через каждые (в мин.)

  1. 60

  2. 30

  3. 10

  4. 2-3


Задание № 6 Заполните таблицу:



п/п

Дефиниция

Банки

Горчичники

Грелка

Пузырь со льдом

Время действия процедуры.








Механизм действия на организм.











Задание № 7 Применение лечебных ванн Заполните таблицу:



Виды ванн

Температура ванны

Время процедуры

Горячая




Теплая




Индифферентная




Прохладная




Задание № 8 Установите соответствие между буквами и цифрами


п/п

Процедура

Эффект действия

1

    1. Применение грелки

    2. Применение пузыря

    3. Использование примочки

    4. Постановка согревающего компресса

    5. Применение горчичников

  1. Противоотечное

  2. Болеутоляющее

  3. Сосудорасширяющее

  4. Сосудосуживающее

  5. Рассасывающее

  6. Согревающий

2

Процедура

Показания к применению


  1. Применение горчичников

  2. Применение банок

  1. Воспалительные заболевания верхних дыхательных путей

  2. Воспалительные заболевания нижних дыхательных путей

  3. Неврит и невралгия

  4. Радикулит

  5. Миозит

  6. Острое кровотечение

  7. Приступ стенокардии

  8. Гипертензия

3

Процедура

Экспозиция


    1. Применение грелки

    2. Применение пузыря

    3. Использование примочки

    4. Постановка спиртового согревающего компресса

    5. Постановка водного согревающего компресса

    6. Применение горчичников

    7. Постановка банок


  1. 20-30 минут с перерывами на 10-15 минут

  2. 2-3 минуты

  3. 4-6 часов

  4. 8-10 часов

  5. 10-15 минут

  6. 30-40 минут

  7. 20 минут с перерывами на 15-20 минут

4

Процедура

Состояние кожи после процедуры


    1. Применение грелки

    2. Применение горчичников

    3. Постановка банок

    4. Постановка спиртового согревающего компресса

  1. Без изменений

  2. Побледнение

  3. Гиперемия

  4. Сухая и теплая

  5. Влажная и теплая

  6. Кровоизлияния

5

Процедура

Механизм действия


  1. Применение грелки

  2. Применение горчичников

  3. Постановка банок

  4. Постановка спиртового согревающего компресса

  1. Химический – эфирное масло раздражает кожные рецепторы, расширяет сосуды и усиливает кровоток

  2. Физический – вакуум усиливает крово- и лимфообращение, улучшает питание тканей.

  3. Термический – рефлекторно расслабляет мускулатуру, усиливает кровенаполнение внутренних органов

  4. Термический – рефлекторно тонизирует мышцы, сужает сосуды, ослабляет кровенаполнение внутренних органов.

6

Процедура

Принадлежности к процедуре


  1. Постановка спиртового согревающего компресса

  2. Применение пузыря со льдом

  3. Применение примочки

  4. Применение грелки


  1. Вата

  2. Марлевая салфетка

  3. Бинт

  4. Компрессная бумага

  5. Лекарственный раствор

  6. Резиновая емкость

  7. Лед

  8. Вода

  9. Полотенце





Задание № 9 Заполните структурную схему. Укажите недостающий метод.



О ксигенотерапия

К ислородная Ингаляционный Неингаляционный

п одушка

Кислородный

коктейль



Задание № 10 Решите кроссворд



По горизонтали:

  1. Куда помещают пиявку после использования.

  2. Показание для постановки пузыря со льдом.

  3. Показание для постановки банок.

  4. Средство для обработки кожи.

  5. Противопоказание для постановки горчичников.

  6. Предмет для постановки горчичников.

  7. Сухое тепло.

  8. Механизм действия при согревающих процедурах.

  9. Средство для постановки пиявок.

  10. Лечебная многослойная повязка.

  11. Ванна без ощущения тепла и холода.

  12. Снижение содержания кислорода в тканях.


По вертикали:

  1. Воздействие на организм человека с лечебной целью природных физических факторов.














1





1




























2











































3













































4












































5


























6












































7












































8















9















































10






































11














12







































ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

к теме: «Методы простейшей физиотерапии.»


Задание №1 Места постановки горчичников при различных заболеваниях

Заполните таблицу:


Заболевание

Место постановки горчичников

Стенокардия (боли в сердце)

Область сердца

Гипертонический криз

Затылок, воротниковая зона, икроножные мышцы

Воспалительные состояния верхних дыхательных путей (риниты, фарингиты, трахеиты)

Грудная клетка спереди (исключая область сердца и молочных желез) и икроножные мышцы

Воспалительные заболевания нижних дыхательных путей (бронхиты и пневмонии)

Грудная клетка спереди и сзади, справа боковая поверхность грудной клетки


Задание№2 Вставьте недостающий показатель:


  1. 40-45°C

  2. 2/3

  3. 60-70°C

  4. 4

  5. 8-10

  6. 6-8

  7. 1 час

  8. 20-30 мин 10-15

  9. 20-30

  10. 40-42°C

Задание №3 Заполните таблицу:


Процедура

Показания

Противопоказания

Постановка грелки

  • состояние озноба;

  • местное согревание участков тела;

  • болевой синдром (почечная и печеночная колики, неврит и невралгия, миозит);

  • спастические процессы органов брюшной полости;

  • постинъекционный инфильтрат.

  • гипертермия;

  • посттравматическое состояние первых суток;

  • опухолевые процессы;

  • угроза кровотечения, кровотечение;

  • острые воспалительные процессы брюшной полости (аппендицит, холецистит);

  • заболевания кожных покровов.

Подача пузыря со льдом

  • посттравматическое состояние первых суток;

  • внутренние кровотечения;

  • гипертермия;

  • постоперационный период;

  • укусы насекомых.

  • острая сосудистая недостаточность: коллапс, шок;

  • спастические боли;

  • заболевания и повреждения кожных покровов.

Постановка холодного компресса

  • носовое кровотечение;

  • первые часы после травмы;

  • гипертермия;

  • укусы насекомых.

  • заболевания кожных покровов

Постановка согревающего компресса

  • отит;

  • постинъекционный инфильтрат;

  • воспалительные процессы в суставах;

  • вторые и последующие сутки после травмы;

  • ангина.


  • гипертермия;

  • заболевания кожи;

  • нарушения целостности кожи;

  • опухолевые процессы.

Использование горчичников

  • воспалительные заболевания верхних дыхательных путей (фарингит, ларингит, трахеит);

  • приступ стенокардии;

  • гипертензия;

  • неврит и невралгия.

  • угроза кровотечения;

  • туберкулез;

  • опухолевые процессы;

  • гипертермия;

  • заболевания и нарушения целостности кожи.



Задание № 4 Ответы на проблемно-ситуационные задачи:


Задача №1.

Проблема пациента: озноб. Это первый период лихорадки. В этот период лихорадки пациенту можно поставить грелку.

Задача №2.

Проблема пациента: боль в поясничной области. Пациента с этой проблемой можно поставить грелку на область поясницы.

Задача №3.

Пациенту с кровотечением можно положить на брюшную полость пузырь со льдом.

Задача №4.

Проблема пациента: боль в локтевом сгибе, гематома. При гематоме можно поставить согревающий спиртовой компресс.

Задача №5.

Пациенту с отитом можно поставить согревающий компресс на ухо.

Задача №6.

Проблема пациента: боли в области сердца. Пациенту можно поставить горчичники на область сердца.

Задача №7.

Пациенту с носовым кровотечение можно поставить холодный компресс.

Задача №8.

Пациенту с гипертоническим кризом, повышенным АД можно поставить грелку на затылок и икроножные мышцы.

Задача №9.

Пациенту можно провести индифферентную ванну.

Задача №10.

Пациенту с воспалительными заболеваниями нижних дыхательных путей (бронхит или пневмония) можно провести вакуумтерапию или поставить горчичники.

Задание № 5 Тестовый контроль (эталоны ответов)



1 вариант

2 вариант

3 вариант

  • В

  • Г

  • Б

  • Г

  • Г

  • Г

  • А

  • А

  • Б

  • Б

  • В

  • Г

  • Г

  • В

  • Г

  • В

  • А

  • А

  • А


  • Б

  • Г

  • Г

  • Б

  • А

  • Б

  • В

  • А

  • В

  • Г

  • Г





Задание № 6 Заполните таблицу:



п/п

Дефиниция

Банки

Горчичники

Грелка

Пузырь

со льдом

Время действия процедуры.

10-15 минут

10-15 минут

15-20 минут

20-30 минут



Механизм действия на организм.

Усиление крово- и лимфообращения, оказание рассасывающего, противовоспалительного, обезболивающего действия на ткани и органы

Согревающее, усиливающее кровообращение, болеутоляющее, рассасывающее, противовоспалительное

Усиление кровообращения, оказание болеутоляющего и рассасывающего действия

Кровоостанавливающие, болеутоляющее и противовоспалительное действие




















Задание № 7 Применение лечебных ванн Заполните таблицу:





Виды ванн

Температура ванны

Время процедуры

Горячая

До +40 оС …+42 оС

5-10 минут


Теплая

До +37 оС …+39 оС

5-10 минут


Индифферентная

До +34оС …+36 оС

15-20 минут


Прохладная

До +33 оС

3-5 минут


Холодная

До +20 оС


1-3 минуты


Задание № 8 Установите соответствие между буквами и цифрами



п/п


п\п


п\п


1

    1. - Б, В, Д, Е

    2. - А, Б, Г

    3. - А, Г

    4. - В, Д, Е

    5. - Б, В, Е

2

      1. – А, Б, В, Д, Ж, З

      2. – Б, В, Г, Д

3

1 – Ж

2 – А

3 – Б

4 – В

5 – Г

6 – Д

7 - Д

4

1 – Г

2 – В

3 – Е

4 - Д

5

1 – В

2 – А

3 – Б

4 - Г

6

1 – А, Б, В, Г, Д

2 – Е, Ж, З, И

3 – Б, З

4 – Е, З, И










Задание № 9 Заполните структурную схему. Укажите недостающий метод.



О ксигенотерапия

К ислородная Ингаляционный Неингаляционный

п одушка

Носовой Лицевая Носовая Кислородный Кислородные

катетер маска канюля коктейль ванны



Задание № 10 Решите кроссворд



По горизонтали:

  1. Дезинфектант.

  2. Ушиб.

  3. Миозит.

  4. Спирт.

  5. Кровотечение.

  6. Лоток.

  7. Грелка.

  8. Расширение.

  9. Глюкоза.

  10. Компресс.

  11. Индифферентная.

  12. Гипоксия.


По вертикали:

  1. Физиотерапия.
















Критерии оценок


1. Работа с тестовыми заданиями:

  • 90% правильных ответов - 5 баллов

  • 80% правильных ответов - 4 балла

  • 70%) правильных ответов - 3 балла

  • менее 70% правильных ответов -2 балла

2. Решение ситуационных задач:

  • задача решена самостоятельно без ошибок и даны пояснения - 5 баллов

  • задача решена верно, но студент не может объяснить логику решения - 4 балла

  • задача решена, но допущены неточности или явные ошибки - 3 балла

  • задача решена неверно - 2 балла

  1. Ответы на контрольные вопросы:

  • полный ответ на вопрос - 5 баллов

  • ответ правильный, но с небольшими неточностями - 4 балла

  • в ответе допущены явные ошибки - 3 балла

  • ответ неверный - 2 балла























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!