ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока:
Практическое занятие №29 Расчёт параметров колебаний маятников
Магнитогорск
2020
Методическая разработка открытого урока по теме: Практическое занятие №29 Расчёт параметров колебаний маятников
Автор:
Е. В. Кольцова – преподаватель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный урок является вторым в разделе «Колебания и волны», он является логическим продолжением предыдущего урока. На предыдущем уроке разбираются величины, характеризующие колебательное движение, вводятся формулы для расчета периода и частоты колебаний. Полученные знания могут быть успешно использованы при экспериментальной проверке зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити. Это урок закрепления знаний. Экономия времени на выполнение работы осуществляется за счет заранее подготовленных индивидуальных листов. Студенты заполняют лишь некоторые фрагменты и не пишут отчет о выполнении работы полностью. В ходе выполнения работы любой студент может прибегнуть к помощи преподавателя или своих более успешных товарищей. Кроме того, каждый работает в своем темпе, продуманы дополнительные задания.
Анализ результатов работы проводится в заключении урока, а анализ ошибок и их коррекция (включая анализ решения дополнительных задач) делается на следующем уроке.
Работа проводится в кабинете физики с использованием лабораторного и мультимедийного оборудования.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
Преподаватель: Кольцова Евгения Владимировна
Дисциплина (МДК) с указанием индекса: ОУДП.03 Физика
Учебное занятие № 60
Специальность/Профессия (с указанием кода) 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Курс 1 Группа _______ Дата проведения занятия ____________
Тема учебного занятия Практическое занятие №29 Расчёт параметров колебаний маятников
Цели учебного занятия
методическая: методика организации самостоятельной работы студентов
обучающая: обеспечение в ходе учебного занятия закрепления и повторения следующих физических понятий: колебательное движение, колебательные системы, физические характеристики колебаний.
развивающая: развитие умений определять по графику, уравнению и с помощью приборов период, частоту, амплитуду колебаний, развивать практические навыки проведения экспериментальных работ, навыки решения задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов, развивать умение выделять главное, обобщать.
воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, аккуратности и внимательности при выполнении эксперимента на уроке.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний
Вид учебного занятия: практическое занятие
Межпредметные связи: тема «Механические колебания»
Педагогическая технология: приёмы, адекватные исследовательскому методу обучения: задание обучающимся на самостоятельное проведение опыта
Используемые методы обучения: методы контроля и самоконтроля, методы организации и осуществления учебных действий и операций
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, нормативно-правовая документация: рабочая программа, КТП, материалы для самостоятельной работы студентов, оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с нитью, секундомер.
Ход урока
№ и название этапа
Время
Дидактические задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1.Организационный этап
2 мин.
Подготовка студентов к работе
Предъявление единых педагогических требований:
-приветствие;
-выявление отсутствующих;
-организация учебного места.
Приветствуют преподавателя. Слушают.
Психологическая установка на восприятие материала
На предыдущем уроке мы изучили тему «Механические колебания», узнали, что такое колебания, познакомились с различными колебательными системами, научились характеризовать колебания с помощью величин, графиков, уравнений. Сегодня на уроке повторяем и закрепляем тему и экспериментально проверяем, зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника.
2. Вводный этап учебного занятия
12 мин.
Подготовка к основному этапу занятия.
Сообщение темы
Тема нашего занятия Практическое занятие №29 Расчёт параметров колебаний маятников
Записывают в тетрадь тему занятия.
Мотивация
Создание личной заинтересованности в изучении темы.
Ускорение свободного падения изменяется с географической широтой, поскольку плотность земной коры по всей планете не одинакова. Там, где залегают породы с большей плотностью, оно будет несколько выше. Ускорение математического маятника нередко применяют для геологоразведки. С его помощью ищут различные полезные ископаемые. Просто подсчитав количество колебаний маятника, можно обнаружить в недрах Земли каменный уголь или руду. Это связано с тем, что такие ископаемые имеют плотность и массу больше, чем лежащие под ними рыхлые горные породы.
Осознают значимость материала в формировании знаний по данной теме.
Обеспечение понимания предстоящей учебной работы
Сегодня мы проведём исследование и выясним, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Слушают
Фронтальный опрос
Актуализация опорных знаний.
Сегодняшнее занятие мы начнем с фронтального опроса.
Что такое механические колебания?
Приведите примеры механических колебаний?
Формула расчёта периода колебаний математического маятника?
Формула расчёта частоты колебаний?
Определить период и частоту колебаний материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с. (Ответ : T=0,4 сек ν = 2,5 Гц)
По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду период, частоту колебаний маятника. (Ответ: Хm= 20 м, Т = 4 сек, ν = 0,25 Гц)
Найти амплитуду период, частоту колебаний маятника по уравнению X= 0,8 cos 4π t (Ответ: Хm = 0,8м , Т = 0,5 сек, ν = 2 Гц)
Отвечают на вопросы, решают задачи.
Коррекция опорных знаний
Выявление пробелов и внесение исправлений
Организация деятельности над ошибками.
Выполняют
3. Основной этап учебного занятия
28 мин.
Обеспечение основной цели учебного занятия
Величина/№ | 1 | 2 | 3 |
Длина (см) | 5 | 20 | 45 |
Число колебаний | 30 | 30 | 30 |
Время (с) | | | |
Период (с) | | | |
Частота (Гц) | | | |
Для выполнения работы нам потребуется таблица. Таблица будет состоять из следующих частей:
Во-первых, нужно определить количество экспериментов. Их 3. По вертикали записаны те самые величины, которые мы будем измерять. В первую очередь, длина самого маятника в сантиметрах. Следующая величина – количество колебаний. Далее – полное время колебаний. Следующие две графы – это период колебаний, который измеряется в секундах, и частота в Гц.
Комментирует ответы студентов. Выдача дополнительного задания тем студентам, которые раньше справились с данной работой.
Слушают, записывают, выполняют.
О
братите внимание, что мы заранее записали те величины, которые будем использовать. В первую очередь, это длина нитяного маятника. Начальная длина: 5 см – это очень короткий маятник. Дальше 20, 45. Число колебаний мы будем использовать постоянное. Это 30 колебаний. В каждом эксперименте мы будем использовать по 30 колебаний. Соберем экспериментальную установку. Установка состоит из шарика на нити. Для измерения длины будем использовать линейку и секундомер. Итак, мы отсчитали 30 колебаний, и время, которое мы зарегистрировали. Первый эксперимент с длиной нити 5 см.
Заносим эти данные в таблицу и можем приступать к расчетам периода и частоты колебаний. Следующий шаг: увеличиваем длину маятника до 20 см. И весь эксперимент повторяем сначала. Вновь результаты заносим в таблицу. Итак, проведя наши эксперименты, мы получили конечные результаты и заносим их в таблицу. Делают вывод, что происходит с периодом и частотой колебаний математического маятника с увеличением длины нити.
Коррекция знаний и умений
Организует работу над ошибками
Выполняют работу над ошибками.
Контроль знаний
Выдача теста, привести в соответствие-найти вариант ответа к физическим понятиям
Выполняют в тетради по вариантам, осуществляют самопроверку, сообщают оценки.
4.Заключительный этап
3 мин.
Анализ и оценка успешности достижения цели занятия
Подведение итогов.
Сегодня мы выяснили, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Выберите из каждой предложенной пары состояний - состояние, которое наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока:
Чувствую вдохновение – чувствую подавленность
Интересно – не интересно
Появилась уверенность в своих силах – не уверен
Не устал – устал
Старался – не старался, безразлично
Доволен собой – недоволен
Научился решать задачи – не научился решать задачи
Утвердился в своих знаниях – ничего не знаю по данной теме
Не раздражен уроком – раздражен работой на уроке и самим уроком
Самооценка
Домашнее задание
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
Решить задачи по теме: «Механические колебания» [Сборник внеаудиторных работ]
Записывают
Постановка целей следующего занятия
На следующем занятии мы будем решать задачи по теме: «Механические колебания». На этом наше занятие заканчивается.
До свидания!
Освоение информации предстоящей учебной деятельности
На предыдущем уроке мы изучили тему «Механические колебания», узнали, что такое колебания, познакомились с различными колебательными системами, научились характеризовать колебания с помощью величин, графиков, уравнений. Сегодня на уроке повторяем и закрепляем тему и экспериментально проверяем, зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника.
Тема нашего занятия Практическое занятие №29 Расчёт параметров колебаний маятников.
Ускорение свободного падения изменяется с географической широтой, поскольку плотность земной коры по всей планете не одинакова. Там, где залегают породы с большей плотностью, оно будет несколько выше. Ускорение математического маятника нередко применяют для геологоразведки. С его помощью ищут различные полезные ископаемые. Просто подсчитав количество колебаний маятника, можно обнаружить в недрах Земли каменный уголь или руду. Это связано с тем, что такие ископаемые имеют плотность и массу больше, чем лежащие под ними рыхлые горные породы.
Сегодня мы проведём исследование и выясним, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Сегодняшнее занятие мы начнем с фронтального опроса.
1. Что такое механические колебания?
2. Приведите примеры механических колебаний?
3. Формула расчёта периода колебаний математического маятника?
4. Формула расчёта частоты колебаний?
5. Определить период и частоту колебаний материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с. (Ответ: T=0,4 сек , ν = 2,5 Гц)
6. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду период, частоту колебаний маятника.
(Ответ: Хm= 20 м, Т = 4 сек, ν = 0,25 Гц)
7. Найти амплитуду период, частоту колебаний маятника по уравнению X= 0,8 cos 4π t (Ответ: Хm = 0,8м , Т = 0,5 сек, ν = 2 Гц)
Для выполнения работы нам потребуется таблица. Таблица будет состоять из следующих частей:
Величина/№ | 1 | 2 | 3 |
Длина (см) | 5 | 20 | 45 |
Число колебаний | 30 | 30 | 30 |
Время (с) | | | |
Период (с) | | | |
Частота (Гц) | | | |
Во-первых, нужно определить количество экспериментов. Их 3. По вертикали записаны те самые величины, которые мы будем измерять. В первую очередь, длина самого маятника в сантиметрах. Следующая величина – количество колебаний. Далее – полное время колебаний. Следующие две графы – это период колебаний, который измеряется в секундах, и частота в Гц. Обратите внимание, что мы заранее записали те величины, которые будем использовать. В первую очередь, это длина нитяного маятника. Начальная длина: 5 см – это очень короткий маятник. Дальше 20, 45. Число колебаний мы будем использовать постоянное. Это 30 колебаний. В каждом эксперименте мы будем использовать по 30 колебаний. Соберем экспериментальную установку. Установка состоит из шарика на нити.
Для измерения длины будем использовать линейку и секундомер. Итак, мы отсчитали 30 колебаний, и время, которое мы зарегистрировали.
Первый эксперимент с длиной нити 5 см
Заносим эти данные в таблицу и можем приступать к расчетам периода и частоты колебаний. Следующий шаг: увеличиваем длину маятника до 20 см. И весь эксперимент повторяем сначала. Вновь результаты заносим в таблицу. Итак, проведя наши эксперименты, мы получили конечные результаты и заносим их в таблицу.
Величина/№ | 1 | 2 | 3 |
Длина (см) | 5 | 20 | 45 |
Число колебаний | 30 | 30 | 30 |
Время (с) | 13,2 | 26,59 | 40,32 |
Период (с) | 0,44 | 0,886 | 1,344 |
Частота (Гц) | 2,27 | 1,128 | 0,744 |
Табл. Значения частоты и периода колебаний математического маятника
Вывод: с увеличением длины маятника увеличивается период колебаний и уменьшается частота.
Выдача дополнительного задания тем студентам, которые раньше справились с данной работой.
Задачи:
Какое значение ускорения свободного падения получил ученик при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за 1 мин 34 колебания? (Ответ. g=10,3м/с2)
Определить по графику, приведенному на рисунке, амплитуду, период и частоту колебаний.
(Ответ. Xm=0,5м, Т=0,8с, ν=1,25Гц)
Во сколько раз изменится частота колебаний математического маятника при увеличении длины нити в 3 раза? (Ответ.
)
Привести в соответствие:
I. Период измеряется в … | 1. время одного колебания |
II. Частота измеряется в … | 2. наибольшее смещение от положения равновесия |
III. Амплитуда измеряется в … | 3. колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается |
IV. Период-… | 4. в секундах |
V. Частота-… | 5. число колебаний в единицу времени |
VI. Амплитуда-… | 6. в герцах |
VII.Свободные колебания-… | 7. колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии |
VIII.Вынужденные колебания-… | 8. колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы |
IX.Затухающие колебания-… | 9. в метрах |
X. Резонанс-… | 10. явление увеличения амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы и частоты вынуждающей силы |
Ответы: I-4; II-6; III-9; IV-1; V-5; VI-2; VII-7; VIII-8; IX-3; X-10.
5-6в. – «3»
7-8в. – «4»
9-10в. – «5»
Сегодня мы выяснили, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Выберите из каждой предложенной пары состояний - состояние, которое наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока:
Чувствую вдохновение – чувствую подавленность
Интересно – не интересно
Появилась уверенность в своих силах – не уверен
Не устал – устал
Старался – не старался, безразлично
Доволен собой – недоволен
Научился решать задачи – не научился решать задачи
Утвердился в своих знаниях – ничего не знаю по данной теме
Не раздражен уроком – раздражен работой на уроке и самим уроком
Дома решить задачи по теме: «Механические колебания» [Сборник внеаудиторных работ]
На следующем занятии мы будем решать задачи по теме: «Механические колебания». На этом наше занятие заканчивается.
До свидания!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мякишев, Г. Я. Физика. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. - Москва. : Просвещение, 2014. - 432 с.(+ CD)
Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / А.П. Рымкевич. - М.: Дрофа, 2013. - 188с.
Уроки школьной программы [Электронный ресурс] / Лабораторная работа «Исследование колебаний математического маятника» (Ерюткин Е. С.). - © 2010-2019, www.interneturok.ru: [сайт] / https://interneturok.ru/lesson/physics/9-klass/mehanicheskie-kolebaniya-i-volny/laboratornaya-rabota-issledovanie-kolebaniy-matematicheskogo-mayatnika-eryutkin-e-s
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Фамилия Имя студента_____________________________
Соберем экспериментальную установку.
Длина нити 5 см, определили время, данные занесли в таблицу
Увеличили длину нити до 20 см, определили время, данные занесли в таблицу
Увеличили длину нити до 45 см, определили время, данные занесли в таблицу
Определили период колебаний по формуле
в пяти опытах
Определили частоту колебаний по формуле
в пяти опытах
Сделать вывод, что происходит с периодом и частотой колебаний математического маятника с увеличением длины нити.
Величина/№ | 1 | 2 | 3 |
Длина (см) | 5 | 20 | 45 |
Число колебаний | 30 | 30 | 30 |
Время (с) | | | |
Период (с) | | | |
Частота (Гц) | | | |
Расчёты:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(оборотная сторона)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Какое значение ускорения свободного падения получил ученик при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за 1 мин 34 колебания?
Дано:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определить по графику, приведенному на рисунке, амплитуду, период и частоту колебаний.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во сколько раз изменится частота колебаний математического маятника при увеличении длины нити в 3 раза?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Выберите из каждой предложенной пары состояний - состояние, которое наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока:
Чувствую вдохновение – чувствую подавленность
Интересно – не интересно
Появилась уверенность в своих силах – не уверен
Не устал – устал
Старался – не старался, безразлично
Доволен собой – недоволен
Научился решать задачи – не научился решать задачи
Утвердился в своих знаниях – ничего не знаю по данной теме
Не раздражен уроком – раздражен работой на уроке и самим уроком