РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского
г. Фокино»
Методическая разработка
открытого урока
«Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения.
На примере I части Сонаты F – dur (К332) В.А.Моцарта»
Подготовила:
Преподаватель по классу
фортепиано Игнатова Т.В.
г.Фокино 2017 г.
АННОТАЦИЯ
Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенностями произведения, так и с различными индивидуальными особенностями исполнителя. Какие же задачи при этом встают перед ним? И что способствует развитию творческих способностей исполнителя, стимулирует формирование его музыкального вкуса, профессионального мастерства?
Развитие творческого мышления меня, как педагога, привлекает по многим аспектам. Творческое мышление тесно связано и с развитием интеллекта, и способностью много и продуктивно запоминать, а также способностью быстро находить множество решений поставленной задачи. Все перечисленные качества необходимы для любого человека.
Существует много методов, развивающих творческое мышление. В последнее время в образовании достаточно широко применяется метод проектов. Суть его заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.
На примере Сонаты F – dur В.А.Моцарта учащийся знакомится с особенностями исполнения музыки композитора, с учетом своеобразия исторической эпохи, быта, социальной среды. В основе работы положено всестороннее изучение произведения, его формы, содержания и характера выразительных средств музыки. Все это тесно связано с понятием интерпретация.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей детских школ искусств по специальности фортепиано и подчинена цели сформировать основные представления об интерпретации произведений В.А.Моцарта. Материал, разработанного урока рассчитан для учащихся старших классов (7 – 8 класс; 13 – 14 лет).
Тема урока: «Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения. На примере I части Сонаты F – dur (К332) В.А.Моцарта»
Вид урока: комбинированный
Форма урока: тематический урок с элементами исследования
Цель: развитие творческого мышления, самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы обучения: сравнения, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, метод проекта.
Средства обучения: музыкальный инструмент, компьютер, видеопроектор, презентация по теме урока.
Прогнозируемые результаты:
формирование умений отбирать необходимую информацию, сохранять и в нужный момент доносить её;
умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины;
познание особенностей исполнения музыки В.А.Моцарта;
интерес к учебной деятельности путём знакомства с биографией композитора, овладением навыками продуктивной деятельности.
Ход урока
Организационный момент: представление ученицы, психологический настрой.
Введение в тему:
Слайд № 1
Педагог: Тема нашего урока «Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения, на примере Сонаты F – dur В.А.Моцарта».
Слайд № 2.
Педагог: В последнее время в образовании широко используется проектная деятельность. Мы решили данный метод применить в своей работе над Сонатой, и тем самым закрепить ранее полученные знания и навыки и приобрести новые. Так при подготовке урока, ученицей был выполнен творческий проект.
В названии творческого проекта высказывание пианиста Алексея Любимова: «Моцарт – человек театра». Данное определение в ходе исследования, необходимо подтвердить либо опровергнуть. Представляю слово ученице. Она расскажет о том, как продвигалась работа, цели и задачи проекта.
Ученица:
Слайд № 3. Цель проекта: Изучить особенности исполнения музыки В.А.Моцарта.
Слайд № 4 Задачи проекта: Пополнить знания исторического и обще эстетического плана;
Исследовать эпоху, социальную среду, быт, в котором жил и творил В.А.Моцарт;
Изучить и проанализировать Сонату F – dur (К 332)
План проекта:
Изучить биографию композитора
Закрепление понятий сонатно-симфонического цикла.
Музыкальный анализ Сонаты F – dur (К 332).
Заключение: Ответить на вопрос, насколько высказывание А.Любимова «Моцарт – человек театра» применимо к изучаемой Сонате.
Педагог: Скажи пожалуйста, изучив биографию композитора, что ты можешь сказать о Моцарте.
Ученица:
Слайд № 5, 6, 7, 9, 10
Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор, представитель венской классической школы. Жизнь композитора яркая и необычная. Музыкальные способности проявились очень рано. В четыре года уже сочинял собственные пьесы. К шести годам В.Моцарт стал настоящим виртуозом и совершил первую концертную поездку вместе с отцом и старшей сестрой. К двенадцати годам Моцарт автор не только небольших пьес для клавира и скрипки, но и 9 симфоний, оратории «Долг первой заповеди», оперы «Аполлон и Гиацинт», оперы буфа «Притворная пастушка», зингшпиля «Бастьен и Бастьена».
Детство композитора было счастливым: любящая семья, признание и успех в Европе. Но взрослая жизнь была полна унижений, разочарований и нужды. Несмотря на это музыка композитора наполнена светом, в ней много юмора, света.
Педагог: Чтобы лучше понять музыку Моцарта, необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени.
Слайд № 11, 12, 13, 14
Ученица: Это было время утонченности и чопорности во всем – в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевное жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили прическу вверх, вроде башни, ходили в фижмах, в которых нельзя было почти повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами или подпрыгиванием.
Педагог: Если вслушаться со вниманием в музыку Моцарта, то можно будет убедиться, что манерность того времени отразилась и на нем.
Благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам (например, музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности кадансы, которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами).
Что необходимо учесть исполнителю, интерпретирующему Моцарта?
Ученица: Моцарт композитор оперный. Его интерес к театру прослеживается через все его творчество, начиная с детства. Любое его сочинение предстает как игра персонажей. Отсюда неожиданные контрасты: «смена декораций», вторжение нового героя (необычная гармония, смена фактуры, регистра, динамики); диалоги (вопрос - ответ), паузы («ожидание», «удивление»); эффект падающего занавеса и т.д.
Основная часть:
Педагог: Теперь я предлагаю перейти непосредственно к Сонате. И прежде всего, ответить на вопросы: что такое соната и сонатная форма.
Слайд № 15
Ученица: Соната – от итальянского «sonore» - «звучать» – музыкальное произведение крупной формы для одного инструмента, состоящее из 3-х или 4-х частей. Одна из частей, как правило, первая излагается в сонатной форме, в форме сонатного allegro.
Слайд № 16
Сонатное allegro – форма музыкального произведения, которая основана на контрастном сопоставлении двух (иногда и более) музыкальных тем и складывается из следующих трех этапов: экспозиции, разработки и репризы.
Педагог: Я предлагаю сыграть сейчас Сонату.
Звучит Соната F – dur 1 часть в исполнении ученицы.
Работа над произведением:
Главная партия состоит из двух сопоставлений – контрастных между собой. Образ яркой, полетной первой темы, сменяется мягкой, певучей, темой изложенной в малой октаве. Музыкальное изложение в виде диалога двух голосов: женского и мужского. В данной редакции первая тема лигуется по два звука. Надо помнить, что перемена гармонии, опора мелодии на новую гармонию почти всегда влечет атаку, новую лигу. Но это не означает разрыв звучания, суетливое снятие звука перед сильной долей. Данный штрих связан со сменой позиции при игре на скрипке. Короткие лиги связаны с единым дыханием фраз, подсказывают рукам верную пластику, четкость произнесения. Мелодика имеет прообраз в реально поющейся мелодии – оперной арии, романсе, песне.
Артикуляция в XVIII веке была одним из главных выразительных средств. Техника исполнителей XVIII века преимущественно пальцевая: закругленные пальцы, точность прикосновения их подушечек к клавишам, точное выдерживание длительностей. В современном исполнительстве осуществляется адаптация технических приемов — небольшое, но обязательное участие всей руки, опора на клавиатуру, весовая игра.
Связующая партия имеет две темы: первая, из которых, начинаясь в F-dur, звучит как походный марш противника. Издалека, очень тихо, но активно. Веселый, легкий характер темы близок к музыке комической оперы. Исполнение требует очень активного, и вместе с тем аккуратного прикосновения. Если предположить инструментовку сонаты, то после струнного начала звучат как бы деревянные духовые. Неполное легато подчеркивает и более раздельное звучание флейт, и синкопированную лигу внутри мелодии.
В левой руке проходит «золотой ход валторн» в нисходящем движении. Золотым ходом валторн эту последовательность называют потому, что часто исполнить этот оборот в оркестре поручают именно валторнам. И это не случайно. Дело в том, что по звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьих рогов. И валторна, как раз, берёт своё происхождение от этих охотничьих труб.
Вторая тема d-moll с подлинно моцартовской неожиданностью вырывается из тьмы и надолго омрачает сцену. Ассоциируется с призывом к друзьям и союзникам, для создания обороны. Скандированный характер энергично завоевывающих высоту шестнадцатых должен звучать в манере, соответствующей detache на скрипке. Педаль нужна только изредка – красочно-ритмическая, короткая, чтобы сохранить рельефность мелодических контуров и отчетливое произнесение.
Динамическая шкала венских классиков достаточно широка. Известно, что Моцарт описал оттенки для партии каждой руки. Обозначения crescendo и diminuendo не выставлялись, т.к. у исполнителей восходящее направление ассоциировалось с усилением эмоционального напряжения и всегда сопровождалось crescendo.
Излюбленный прием – динамический контраст: piano - forte или forte
piano («эффект эха»). От пианиста требуется владение разнообразными приемами туше, найти которое помогает воплощаемый образ. Даже короткие звенья секвенций необходимо наполнять различными тонкими эмоциями (не просто «раскрашивать»).
После энергичного «призыва» Побочная партия С-dur звучит спокойно и умиротворенно. Танцевальный характер музыки навевает мысль о придворном бале, королеве со своими фрейлинами. Необходимо следить за тем, чтобы штрихи и паузы в левой руке выполнялись точно и определенно. Если говорить о темпе, то следует помнить, что использование крайне быстрых и крайне медленных темпов было нетипичным для XVIII века. Темпы венских классиков выражали не столько скорость, сколько душевное состояние.
Заключительная партия также имеет две музыкальные темы. Первая тема тонально неустойчивая, построенная на гармонических построениях. Напряженная, действенная. Если искать аналогии из реальной жизни, то, пожалуй, можно представить себе либо военную компанию, либо неожиданный прилив бурных, захватывающих чувств. Левая рука должна звучать portamento, правая ближе к staccato. Но надо также помнить требование Моцарта, чтобы музыка, даже в изображении ужасов, никогда не выходила за пределы прекрасного. Из письма Моцарта отцу: «Страсти, какими бы пылкими они ни были, должно выражать так, чтобы они не вызывали отвращения: музыка, передавая самые ужасные положения, не должна оскорблять ухо; наоборот она должна его услаждать, т.е. всегда оставаться музыкой...»
Вторая тема С-dur – снова просветление (передышка между схватками). Стройный «хор» снова сменяется танцевальным ритмом. Исполнение аккордов требует от исполнителя более яркого «произнесения» верхнего звука.
Каденция по характеру яркая, бурлящая. Звучит достаточно громко tutti. Сложности могут возникнуть при исполнении украшений. Слово мелизм произошло от греческого «melismos» , что означает мелодия, особый способ пения. Поэтому мелизмы являются органической составной частью мелодии и должны быть ясными, отчетливыми, выразительными и ритмически организованными. При этом арпеджированные аккорды левой руки исполняются с опорой на первый звук.
Закончилась экспозиция (в театре 1 акт), занавес.
Слайд № 17
Разработка начинается в С-dur. Основана на темах главной и первой темы заключительной партий.
Предположим, что новая сцена (разработка) начинается со встречи главных героев. Героиня просит о помощи сначала мягко, вкрадчиво, затем более настойчиво. Герой отвечает той же мелодией на октаву ниже. Вторая тема разработки ассоциируется с приключениями героя и интригами.
Слайд № 18
Третий раздел сонатной формы – Реприза, возвращение, утверждение исходного музыкального материала экспозиции, однако в несколько измененном виде.
Таким образом, первая часть сонаты буквально изобилует контрастными темами, отчасти напоминающую народную песню и комическую оперу, отчасти они неожиданно (что характерно для Моцарта), подобно призраку, вырываются из тьмы и надолго омрачают сцену.
Заключение:
Слайд № 19
Педагог: Подведем итог. Назови, пожалуйста, основные стилистические исполнительские средства, над которыми мы сегодня работали.
Ученица: Артикуляция, динамика, темп, педаль, мелизматика.
Педагог: Хотелось бы отметить, что все они тесно связаны друг с другом и образуют целостную систему. Это один из важнейших факторов интерпретации. Трудности в исполнении произведений Моцарта заключаются в ювелирной отделке деталей, гибкости и ловкости переходов.
Главный вопрос нашего урока: справедливо ли утверждение А.Любимова «Моцарт – человек театра».
Ученица: Да. Моцартовские темы – это персонажи, которые играют на сцене.
Педагог: Итак, Моцарт в первую очередь композитор оперный, и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально-оперными произведениями. Вывод этот подтверждается сведениями о той огромной роли, которую играл театр в культурной жизни Австрии XVIII века, и значении оперного жанра в жизни Моцарта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть первая, книга вторая/ Пер. К.К.Саквы. – М. 1988. Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть вторая, книга первая/ Пер. К.К.Саквы. – М. 1989. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. - Киев, 1974. Бадура - Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта,- М., 1972. Гольденвейзер А. Об исполнении произведений композиторов - классиков. Стенограмма открытого урока // Пианисты рассказывают. - Вып.II - М., 1990. Гольденвейзер А. О Моцарте и исполнении его фортепианных произведений // Пианисты рассказывают.- Вып.1. - М., 1984. Как исполнять Моцарта.- М.: Классика-XXI, 2003. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. – “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1. |