Открытый урок
ТЕМА : «Решение квадратных уравнений с помощью формул»
/Урок № 2 в теме/
Базовый учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. «Алгебра 8 класс» /Мнемозина/
Цели урока:
- обучающие: отработать алгоритм решения квадратных уравнений; систематизировать знания о способах решения квадратных уравнений;
-развивающие: закрепить навыки решения квадратных уравнений, уметь выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений; развивать познавательные и логические УУД;
-воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, умение общаться; формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Планируемые результаты обучения:
1)предметные: закрепление навыков решения квадратных уравнений, демонстрация применения полученных умений при решении нестандартных задач.
2) метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать наиболее рациональные способы решения квадратных уравнений;
-познавательные УУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией;
-личностные УУД: формирование мотивации.
План урока:
Организационный этап урока.
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний
Первичное закрепление знаний.
Физкультминутка
Творческое закрепление знаний
Домашнее задание
Рефлексия (подведение итогов урока).
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые члены большого жюри!
Я рада видеть ваши лица, я ждала этой встречи с нетерпением, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения друг с другом.
Давайте познакомимся. Меня зовут Надежда Махсудовна. Я учитель математики с.Ашагастал-Казмаляр С.Стальского р-на.
Задача, конечно, не слишком простая
Играя учить и учиться играя
Но если с учебой сложить развлеченье
То праздником станет любое ученье.
Как вы поняли, сегодня будет необычный урок. Вы, главное, будьте внимательными, активными и находчивыми и покажите все свои знания. Ведь знания, как вы знаете, это сила. Давайте покажем, какие мы все сильные и умные.
Ребята, каждый из вас рано или поздно столкнется с такой проблемой, как строительство дома. Каждое живое существо мечтает иметь собственный дом, удобный и уютный, где можно почувствовать себя защищенным, любимым и счастливым. Не испугает никакая беда, пока есть дом, а в нем родные люди. Строительство дома- это очень трудоемкий и в физическом и в финансовом плане проект. И сегодня на уроке мы с вами попробуем построить «дом мечты». Прежде чем начать строительство, нужно огородить строительный участок забором. Но у меня проблема- я забыла размеры участка. Я помню, что участок имеет прямоугольную форму, одна сторона больше другой в 2 раза, площадь участка 1800 кв.м. Помогите мне вспомнить длину и ширину участка.
Как найти стороны прямоугольника? (составить и решить уравнение: 2х2 = 1800)
- Уравнение какой степени получилось? Как оно называется? (уравнение второй степени; квадратное уравнение)
Пока мы думали, на площадке поселилась лень и не отдает ключ от площадки. Но ключ этот необычный. Как вы думаете, что это за ключ? (ответы обучающихся) Обратимся к математикам, может, они подскажут, что называется ключом? Современный математик С. Коваль дает подсказку «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы...». Как понимаете слово сезам? В переводе с арабского -«тайна». Тайну квадратных уравнений мы продолжаем открывать и сегодня на уроке. Итак, чтобы попасть на площадку, нужно решить уравнение, используя определенные формулы.
2. Постановка цели и задач урока
Таким образом, определите тему урока.
Правильно ребята «Решение квадратных уравнений с помощью формул». Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир квадратных уравнений. Закрепим навыки решения квадратных уравнений и углубим знания, путем решения различных задач.
Итак, цели урока: Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные уравнения)
Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи!
Откройте, пожалуйста, тетради запишите число, классная работа.
Актуализация опорных знаний
Итак, мы приступаем к строительству дома. Любой процесс всегда начинается с проектирования. Проектирование-создание модели дома, проведение необходимых расчетов для строительства и определение первоначального или стартового капитала. Стартовым капиталом любого проекта являются накопленные ресурсы. Знания- это тоже капитал, хоть и нематериальный. Давайте определимся, достаточно ли у вас первоначального капитала для этого проекта.
Вернемся к нашей задаче.
Как найти стороны прямоугольника? (составить и решить уравнение: 2х2 = 1800)
- Уравнение, какой степени получилось? Как оно называется? (уравнение второй степени; квадратное уравнение)
- Чему равны стороны площадки? (30 м; 60 м)
Перечислите виды квадратных уравнений. (полные, неполные, приведенные)
Какое квадратное уравнение называется приведенным? (квадратное уравнение называется приведенным если а = 1 и имеет вид х2 + рх + q = 0).
Как называются коэффициенты квадратного уравнения? (старший. средний и свободный член).
Математический диктант
Составьте квадратные уравнения по коэффициентам и укажите, к какому виду они относятся.
№ | а | b | c | уравнение | полное | неполное | приведенное |
1 | 4 | 0 | -16 | | | | |
2 | 1 | -6 | 8 | | | | |
3 | 3 | -4 | 6 | | | | |
Поменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом по парте и оцените работы друг друга. Каждый правильный ответ это один балл. А теперь сверьте ваши ответы с экраном. Укажите в оценочной таблице количество набранных вами баллов.
Первичное закрепление полученных знаний.
Следующий этап нашего проекта- финансирование. Для строительства дома мы можем использовать наши денежные накопления, сбережения. Но этого, как правило, не хватает. И поэтому очень нам приходится обращаться в банки получение кредита. Что такое кредит. Это определенная денежная сумма, которую банк нам предоставляет на определенные цели с условие его возврата и уплаты определенных процентов по нему. Но кредит банки не дают просто так. Для его получения нужно пройти определенные испытания, чтобы банк был уверен в вашей кредитоспособности, т.е в том, что вы обладаете соответствующими способностями для своевременного и полного погашения кредита. От ваших действий зависит, выдаст вам банк кредит на строительство дома или нет.
Квадратное уравнение имеет вид ах2+ bx +c = 0
Выпишем коэффициенты a, b и с.
Находим
.
В математике довольно редко бывает так, чтобы введённый термин не имел, образно выражаясь, житейской подоплеки. Вспомните слово «дискриминация». Что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к различным людям. Оба слова (и дискриминант, и дискриминация) происходят от латинского discriminans – различающий. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней. В зависимости от значения дискриминанта квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может не иметь корней вообще. Когда речь идет о дискриминанте, я сразу вспоминаю светофор. Надеюсь, вы поймете, почему?
Красный цвет светофора говорит о том, что движение дальше останавливается. Так и в квадратном уравнении, если D
Желтый цвет предупреждает об опасности. Так и в квадратном уравнении, если D=0, то уравнение будет иметь корень, но только один.
Зеленый цвет разрешает движение. Так и если D0, то уравнение будет иметь два корня.
3.Попробум закрепить наши знания, решив №535 (а,в и г).
Если вы усвоили тему урока поставьте в оценочном листе 2 балла
Если вы чувствуете, что усвоили урок не совсем полном объеме-1 балл
Если вы не поняли материал-0 баллов
Я вижу, что вы хорошо справились с заданиями, поэтому банк согласился выделить нам денежные средства в кредит и мы можем дальше продолжать наше строительство.
Пока деньги поступают на наши банковские счета, мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Творческое закрепление знаний
Следующий этап нашего проекта – строительство дома.
Работа в группе
1 бригада – закладывает фундамент дома. Фундамент – это основание здания. От него зависит надежность и долговечность дома. Дом будет иметь прямоугольную форму. Одна сторона дома на 10 м меньше другой. Площадь участка равна 200 кв.м. Вам нужно заложить фундамент по периметру участка (т.е. найти периметр участка).
2 бригада – Строит одну наружную стену дома. Наружная стена – это стена, отделяющая внутреннее пространство здания от внешней среды.
Одна сторона стены больше другой на 15м. Площадь стены 100 кв.м. Найти длину и высоту стены.
3 бригада - Строит часть крыши.
Для строительства крыши нужно сначала построить каркас. Для этого деревянные балки укладываются в форме прямоугольного треугольника. Найти высоту и основание крыши (катеты), если основание больше высоты на 7м., а стропила (гипотенуза) равны 13 м.
Стропила-это скатная часть каркаса крыши, на которую укладывается кровля (шифер, черепица).
Таким образом, где, кроме математики, можно использовать решение такого типа задач? Правильно: и в строительстве, и в геометрии.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии (для расчета траектории движения планет), в спорте (для определения высоты прыжка атлета или дальности полета ядра), в авиации (для определения ускорения взлета самолета), в фонтанах (для определения высоты струи)
Квадратное уравнение имеет большое практическое применение в жизни человека.
Я вижу, что вы хорошо справились с этим этапом строительством дома. Поставьте по 5 баллов в ваши оценочные листы.
А теперь посчитайте общий результат. Если вы набрали больше 10 баллов, то поставьте себе оценку 5, если от 5 до 10 баллов- то оценку 4, если меньше 5 баллов – то оценку 3.
Домашнее задание
Составьте самостоятельно и решите 3 квадратных уравнения, таких, чтобы одно не имело корней, одно имело один корень, и одно имело два корня.
Рефлексия
Таким образом, ребята, преодолев столько трудностей, мы с вами построили дом мечты. Ребята, какой этап строительства вам больше всего понравился. А на каком у вас возникли сложности. Я соглашусь, что дом мечты каждый представляет себе по-разному. Для одних -это частный дом на фоне красивого природного пейзажа, для других- это квартира в многоэтажке большого города. Такой дом смастерила вам одна из моих учениц, и мы вам дарим его на память от нашей школы.
Я вас попрошу оставить мне на память ваши оценочные листы. Мы с банком также вручаем каждому из вас ключи от нашего общего дома. Вместе с ключом вы найдете и мое оценивание вашей работы на уроке, и небольшие сладкие подарки.
Как бы ни выглядел ваш дом, главное, я вам желаю непременно обрести его, чтобы он был для вас крепостью, чтобы вы были в нем любимы, и чтобы вы всегда любили, уважали и ценили всех тех, кто живет с вами в ваших домах.
Будьте здоровы, будьте счастливы. Спасибо вам за урок. До свидания!
X2