СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Строение цветка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Строение цветка"»

Содержимое разработки

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»



Ф.И.О. Алимгузина Гульнур Минигуловна., учитель биологии

Предмет: биология

Класс: 6



Тема

  1. Цветок и его строение.

Цель

На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи

Образовательные: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие:
продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного.


УУД

Личностные УДД:

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи урока.

  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  • Определяют критерии изучения цветка.

Коммуникативные УУД:

  • Работать в группах по обсуждению информации.

  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  • Выражать свои мысли и идеи.

  • Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

  • Работать с моделями цветков, текстом учебника.

  • Находить отличия.

  • Работа с информационными текстами.

  • Объяснение значения новых слов.

  • Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать строение и функции цветка.

Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;

Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.

Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.

Основные понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

ноутбук, проекционное оборудование, презентация «Строение цветка», кроссворд «Мифы и легенды о цветах»; муляжи цветков «Модель цветка вишни», «Модель цветка капусты», «Модель цветка картофеля», консервированные цветки; лупы; таблица «Строение цветка», учебник «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник, выставка детских рисунков, раздаточный материал «Строение цветка», видеофильм «Цветы», цветущие комнатные растения.

Формы урока

Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.

Методы изучения

Словесные, наглядные, практические

Технология

Системно - деятельностная с элементами кейс-технологии

Тип урока

Урок усвоения новых знаний



Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Организационный момент
Время:

Приветствуют учителя

Самоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)

Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке вы работаете индивидуально. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать самостоятельно.

Актуализация знаний

Время:

Отвечают на вопросы


Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам: (слайд 2)

1) Назовите органы растения.

2) Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?

Мотивация урока

(индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся)

Время:

Решают кроссворд





Сверяют ответы Формулируют тему урока

У вас на столах карточки с кроссвордом «Мифы и легенды о цветах». Если задания выполнены правильно, то в выделенном столбце по вертикали вы получите название темы, с которой нам предстоит познакомиться на уроке. (Приложение 1)

-Кто из вас разгадал кроссворд? Сверьте с ответами (слайд 3)

-Сформулируйте тему урока.

Изучение нового материала
Время:








Учащиеся ставят цели с помощью учителя















Читают стихотворения

Отвечают на вопросы





















Ребята делают вывод о необходимости дополнения и расширения знаний о строении цветка





Смотрят фильм, отвечают на поставленные вопросы



















Индивидуальная работа с учебником. Проверяют правильность выполнения задания





































Работа в группах.

Получают карточки, готовятся работая с учебником, моделями цветков, выполняют творческую работу, представляют результаты своей работы















































Слушают объяснение учителя

Индивидуальная работа Составляют формулу цветка

Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4).

Цель урока:

  • Изучить строение цветка

  • Изучить виды цветков

  • Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение французского поэта Жака Делиля (слайд 5).

Они прекраснее всего

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный,

Для всех искусств цветок-

Образчик неизменный

Давайте послушаем стихотворение о любимых цветах -2-3 чел. (опережающее задание)

Беседа по вопросам:

-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)

-Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей).

Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.

-Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? (отвечают). Хорошо.

Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник стр.134, §28 внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите что же такое цветок?

Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.

- Из чего развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).

-Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами).

-Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение).


Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка». Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения? (ответы детей).

- Какой вывод вы сделали? (ответы детей).


Учитель: А сейчас давайте посмотрим небольшой фильм о цветах нашего школьного двора. Попытайтесь ответить на вопросы: Все ли цветки одинаковы? Что у них общего и в чем различие? (слайд № 6).

(ответы детей).

Да, действительно, цветки отличаются большим разнообразием в окраске, форме и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых, диаметр их цветков около 1 мм, а самые крупные цветки диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг у тропического растения-паразита раффлезии Арнольда, который можно найти Индонезии на острове Суматра.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.

Давайте более подробно изучим строение цветка.

Выполните задание в тетради стр. № , используя рис.97, текст учебника на стр. 135.

Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду № 7.

Ввожу понятия цветоножка и цветоложе.

Акцентирую внимание на определенных элементах цветка. Беседа по вопросам:

Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок. Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер.

Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают) Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики).



ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА — « Суперфизминутка» ( Videouroki.net)



Учитель: Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Дальнейшее знакомство со строением органов цветка мы продолжим, работая в группах. У каждой группы есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму. Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. Ребята время пошло.

Обсуждение для каждой группы:

1 группа «Околоцветник» (слайд № 8-10 )

1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на стр. 135 § 28, изучите информацию Карточки № 1 (Приложение 2).

Ответьте на вопросы:

2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?

4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником.



2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 )

1.Прочитайте текст «Строение тычинки и пестика» на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 2 (Приложение 3).

2.Опишите строение тычинки и пестика.

3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской?С помощью каких символов их обозначают? Почему их называют главными частями цветка?

4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки, чашелистики.



3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13) (Приложение № 4)

1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 4.

2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков?

3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых.

4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка.



4 группа «Растения однодомные и двудомные» (Слайд № 14-15 ) (Приложение 5)

1.Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом, а на других - пуха нет.

2.Прочитайте текст «Однодомные и двудомные растения» на стр. 137 § 28, изучите информацию Карточки № 4. Ответьте на вопрос: « Чем однодомные растения отличаются от двудомных»?

3. Почему нельзя сажать раздельно мужские и женские растения? Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?.

4. Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с простым околоцветником.

Отчет групп о проделанной работе.

Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали. Продолжаем разговор о строении цветка.. Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (слайд № 16)

Ч— чашечка,
Л— лепестки,
Т— тычинка,
П— пестик,1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
♀- пестичные (женские) цветки,
♂- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
∞ - число частей цветка больше 12.

Формула цветка вишни:*Ч5Л5Т∞ П1
Давайте вместе составим формулу цветка тюльпана - обоеполый цветок, правильный, О3+3 Т3+3П1 (слайд №16)

Закрепление нового материала
Время:


















Работа в парах, выполняют

Л/р «Строение цветка»,

самопроверка





Фронтальный опрос по слайду

























Слушают и осознают вывод урока. Переводят знания в убеждения.

Молодцы. А сейчас немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА ОФТОЛЬМОТРЕНИНГ (слайд № 17)

Успех овладения темой урока мы подтвердим, выполнив правильно следующие задания:

Первичное закрепление:

- Лабораторная работа «Строение цветка» (слайд № 18)

Задание: Используя инструктивную карточку учебника, стр.138, лупы и раздаточный материал, работая в паре, выполните лабораторную работу №18 «Строение цветка».

Об успехе выполнения работы будем судить по правильности записи формулы цветка.

Проверка выполнения практической работы (формулы цветка), самопроверка

Вторичное закрепление: (слайд № 19)

А) Дополните предложения:

1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).

2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из –(пыльника и тычиночной нити).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (из его образуется плод и семена).

В) Выполните № 97 на стр. 48 в тетради. Вставьте пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют ………………

Цветок, имеющий только тычинки, называют ………………, а цветок, имеющий только ………… , называют ……………

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют ………………

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ………………..



Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:

1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения.
2) Главные части цветка – пестик и тычинки.
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.

Рефлексия
Время:

Учащиеся высказывают свои мнения

Вернемся к вашим рисункам. Что не получилось на рисунках с изображением цветка с научной точки зрения?

  1. Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?

  2. Что вы для себя узнали нового на уроке?

  3. Что вас удивило?

Задание на дом

Время:




Акцентируют внимание на домашнем задании.

Записывают в дневник.

Обязательное для всех: §28, выучить термины (слайд № 20)

По желанию:

1) подготовить сообщение «Диаграмма цветка»

2) подготовить презентацию «Интересные факты о цветах»

3) Изготовить модель цветка (обоеполого или однополого)

Итог урока

Время

Самооценка

своей работы на уроке


Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:

Индивидуальная работа


Самостоятельная работа


Работа в парах


Работа в группах


Оценка учителя


Цветы - это удивительное творение природы. В цветах сама гармония и красота, надо ими любоваться и бережно к ним относиться.

Я хочу закончить урок замечательными стихами азербайджанского поэта Самеда Вургуна.

Давай пройдемся (слайд № 21)

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку,

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.





Содержимое разработки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!