СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока в 5 классе по биологии "Характеристика царства бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока в 5 классе по биологии "Характеристика царства бактерии"»

Характеристика царства бактерий

Ход урока

I. Организационный этап (мотивация)

Ребята, добрый день! Присаживайтесь!

У вас у всех хорошее настроение? Замечательно, значит сегодня хорошо поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Ребята давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлых уроках?


За каждый правильный ответ вы получаете фишку, и по окончании урока вы по ним получите оценки. Не выкрикиваем, руку поднимаем.

1.вопрос: назовите процессы жизнедеятельности в клетке (дышат, питаются, растут, размножаются). Молодцы

2.вопрос: назовите 3 обязательные части любой клетки (клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат). Молодцы

3. вопрос: Ребята какие царства живой природы вы знаете? 

(Растений, грибов, животных, бактерий)


А теперь послушайте стихотворение и подумайте, что мы с вами будем изучать на уроке:


Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. 

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? (Правильно бактерии.)

Итак, сформулируйте тему урока!  Тема урока: характеристика царства бактерии. Теперь открываем тетради, записывает дату и тему урока Сл№1. Записали, цель урока Сл№2

Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами - Бактериями, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем..Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих, 3,5 млрд.лет назад. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде горячих источников с t+80°С, обитают и в телах других организ­мов, найдены в солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций, переносят высушивание, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.. Их количество превышает число людей на земном шаре.


Как мы с вами уже сказали, бактерии являются микроскопическими организмами, увидеть их невооруженным глазом мы с вами не сможем.

При помощи какого прибора мы с вами можем увидеть бактерии?

(Микроскоп)

Сл№3.Первые бактерии увидел в  микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

(что означало Маленькое животное). И только в 1828 г. Христиан Эденбегр ввел в науку понятия бактерии. (Посмотрите как бы выглядела бактерия в микроскоп.)Сл№4


Давайте зарисуем бактериальную клетку. Итак, как вы думаете, есть ли оболочка у бактерий? (Оболочка есть, так как она должна защищать содержимое клетки и придавать форму). Хорошо! Подписываем «клеточная оболочка». Клеточная оболочка бактерий достаточно плотная, по строению и составу она отличается от клеточной оболочки растений и грибов.

Что будет заполнять внутренне содержимое клетки бактерии? (цитоплазма) Молодцы! Подписываем «цитоплазма».

А как вы думаете, есть ли у бактерий ядро? (ученики высказывают версии, аргументируют ответ).

В отличии от клеток животных, растений и грибов у бактерий нет ядра, отделенного от цитоплазмы мембраной. У бактерий имеется ядерное вещество, расположенное в цитоплазме клетки. Подписываем «ядерное вещество».

Некоторые бактерии способны к движению с помощью жгутиков (зарисовываем жгутики и подписываем «жгутики»). А теперь посмотрите на слайд.№5


Запишите в тетради: БАКТЕРИИ - это примитивные одноклеточные организмы (прокариоты), в цитоплазме которых нет оформленного ядра.

Форма бактерий разнообразна:СЛ№6 они могут иметь вид прямых или изогнутых палочек - бациллы, шариков-коки, спиралей-спириллы, запятых-вибрионы (записать на доске). Давайте зарисуем и подпишем. Большинство бактерий бесцветно, но некоторые из них могут быть окрашены в пурпурный или зелёный цвет (учебник стр.45 рис.23).

Размножение бактерий: как размножаются бактерии?, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина, придайте ему форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).СЛ№7

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. 

Работа с учебником: Прочитайте пункт Питание бактерий. Выпишите определения: Гетеротрофы, на какие 2 группы делятся, и определение автотрофы.(Запиши на доске)

Роль бактерий:СЛ№8


А теперь для закрепление пройденного материала выполните задания теста. Выберите один правильный ответ

(После выполненной работы СЛ№ 9)


Записываем Д/з:$ 10, ответить устно на вопросы в конце параграфа

Все ли вам понятно было на уроке СЛ№10

ФИ_________________

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:

а) растения

б) бактерии

в) водоросли

г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки

б) спириллы

в) бациллы

г) вибрионы.

3. Палочковидные бактерии:

а) вибрионы

б) спириллы

в) кокки

г) бациллы

4. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях

б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе

г) в помещении класса.

ФИ_________________

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:

а) растения

б) бактерии

в) водоросли

г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки

б) спириллы

в) бациллы

г) вибрионы.

3. Палочковидные бактерии:

а) вибрионы

б) спириллы

в) кокки

г) бациллы

4. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях

б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе

г) в помещении класса.

ФИ________________________

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:

а) растения

б) бактерии

в) водоросли

г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки

б) спириллы

в) бациллы

г) вибрионы.

3. Палочковидные бактерии:

а) вибрионы

б) спириллы

в) кокки

г) бациллы

4. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях

б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе

г) в помещении класса.

ФИ________________________

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:

а) растения

б) бактерии

в) водоросли

г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки

б) спириллы

в) бациллы

г) вибрионы.

3. Палочковидные бактерии:

а) вибрионы

б) спириллы

в) кокки

г) бациллы

4. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях

б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе

г) в помещении класса.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!