Характеристика царства бактерий
Ход урока
I. Организационный этап (мотивация)
Ребята, добрый день! Присаживайтесь!
У вас у всех хорошее настроение? Замечательно, значит сегодня хорошо поработаем.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Ребята давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлых уроках?
За каждый правильный ответ вы получаете фишку, и по окончании урока вы по ним получите оценки. Не выкрикиваем, руку поднимаем.
1.вопрос: назовите процессы жизнедеятельности в клетке (дышат, питаются, растут, размножаются). Молодцы
2.вопрос: назовите 3 обязательные части любой клетки (клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат). Молодцы
3. вопрос: Ребята какие царства живой природы вы знаете?
(Растений, грибов, животных, бактерий)
А теперь послушайте стихотворение и подумайте, что мы с вами будем изучать на уроке:
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.
Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? (Правильно бактерии.)
Итак, сформулируйте тему урока! Тема урока: характеристика царства бактерии. Теперь открываем тетради, записывает дату и тему урока Сл№1. Записали, цель урока Сл№2
Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами - Бактериями, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем..Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других, 3,5 млрд.лет назад. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде горячих источников с t+80°С, обитают и в телах других организмов, найдены в солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций, переносят высушивание, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.. Их количество превышает число людей на земном шаре.
Как мы с вами уже сказали, бактерии являются микроскопическими организмами, увидеть их невооруженным глазом мы с вами не сможем.
При помощи какого прибора мы с вами можем увидеть бактерии?
(Микроскоп)
Сл№3.Первые бактерии увидел в микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».
(что означало Маленькое животное). И только в 1828 г. Христиан Эденбегр ввел в науку понятия бактерии. (Посмотрите как бы выглядела бактерия в микроскоп.)Сл№4
Давайте зарисуем бактериальную клетку. Итак, как вы думаете, есть ли оболочка у бактерий? (Оболочка есть, так как она должна защищать содержимое клетки и придавать форму). Хорошо! Подписываем «клеточная оболочка». Клеточная оболочка бактерий достаточно плотная, по строению и составу она отличается от клеточной оболочки растений и грибов.
Что будет заполнять внутренне содержимое клетки бактерии? (цитоплазма) Молодцы! Подписываем «цитоплазма».
А как вы думаете, есть ли у бактерий ядро? (ученики высказывают версии, аргументируют ответ).
В отличии от клеток животных, растений и грибов у бактерий нет ядра, отделенного от цитоплазмы мембраной. У бактерий имеется ядерное вещество, расположенное в цитоплазме клетки. Подписываем «ядерное вещество».
Некоторые бактерии способны к движению с помощью жгутиков (зарисовываем жгутики и подписываем «жгутики»). А теперь посмотрите на слайд.№5
Запишите в тетради: БАКТЕРИИ - это примитивные одноклеточные организмы (прокариоты), в цитоплазме которых нет оформленного ядра.
Форма бактерий разнообразна:СЛ№6 они могут иметь вид прямых или изогнутых палочек - бациллы, шариков-коки, спиралей-спириллы, запятых-вибрионы (записать на доске). Давайте зарисуем и подпишем. Большинство бактерий бесцветно, но некоторые из них могут быть окрашены в пурпурный или зелёный цвет (учебник стр.45 рис.23).
Размножение бактерий: как размножаются бактерии?, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина, придайте ему форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).СЛ№7
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны.
Работа с учебником: Прочитайте пункт Питание бактерий. Выпишите определения: Гетеротрофы, на какие 2 группы делятся, и определение автотрофы.(Запиши на доске)
Роль бактерий:СЛ№8
А теперь для закрепление пройденного материала выполните задания теста. Выберите один правильный ответ
(После выполненной работы СЛ№ 9)
Записываем Д/з:$ 10, ответить устно на вопросы в конце параграфа
Все ли вам понятно было на уроке СЛ№10
ФИ_________________ 1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы. 2. Шаровидные бактерии: а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы. 3. Палочковидные бактерии: а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы 4. Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса. | ФИ_________________ 1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы. 2. Шаровидные бактерии: а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы. 3. Палочковидные бактерии: а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы 4. Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса. | ФИ________________________ 1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы. 2. Шаровидные бактерии: а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы. 3. Палочковидные бактерии: а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы 4. Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса. | ФИ________________________ 1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы. 2. Шаровидные бактерии: а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы. 3. Палочковидные бактерии: а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы 4. Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса. |