СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока в 5 классе по биологии "Характеристика царства растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока в 5 классе по биологии "Характеристика царства растения"»

Урок в 5 классе ФГОС. Тема. Характеристика царства Растения.

Цель:создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере данной темы.

Задачи:

Предметные: формирование представленияо многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях; знание признаков основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); определение роли растений в биосфере и жизни человека;

Личностные: формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений; понимание значимости здоровьесбережения; развитие умений слушать и слышать другое мнение и отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные: регулятивные – учитьустанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; познавательные – формировать информационные умения; формировать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, умения сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Ход урока

 1. Организационный момент

Положительный настрой на работу

Ребята, добрый день!

Надеюсь, что у всех вас хорошее настроение, и мы с вами, без сомнения, сегодня очень хорошо поработаем.

А теперь, не касаясь руками стульев и столов, тихо-тихо займите свои места (здоровьесберегающий комплекс).

Для того чтобы перейти к новой теме проверим домашнее задание.

Ребята скажите мне пожалуйста какие царства живой природы вы знаете?(Растения, животные, грибы и растения.)

А какое царство живой природы мы изучали на прошлом уроке?(Бактерии).

Сейчас проведём небольшую тестовую работу на проверку Д/З. (Берём ручку др.цвета Проверяем) СЛ№1. Молодцы

 2. Итак ребята приступим к изучению нового материала, но для того чтобы узнать что вы будите изучать на уроке отгадайте загадки:

 Загадки:

 1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

 2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.

 Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

 3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)

 4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)

 5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

 6. Очень часто над водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)

Итак  ребята как вы думаете о чём сегодня мы будем разговаривать на уроке? Правильно о растениях.

 Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.

Открываем тетради записываем дату и тему сегодняшнего урока Характеристика царства растений СЛ№2

 3. А как вы думаете нужно ли изучать растения? Конечно нужно, наука которая изучает растения называется - Ботаника

 Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

 Сейчас я вам приведу Факты из истории.

 1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

  2. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский. СЛ№3.

4. Многообразие растений на Земле, очень большое.

 Растений на Земле более 350 тыс. видов (Запись в тетрадь), от имеющих самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

Ребята какие вы знаете необычные растения?

 • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)СЛ№4

 • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.

 • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.СЛ№5

 • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.

 Несмотря на большое разнообразие растения, объединяют общие признаки: СЛ№6

А чем отличаются растения от животных? СЛ№7-10

Все растения делятся на 2 группы:

Царства растений

низшие высшие  


Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения. Стр.53.

У низших растений нет корня, стебля и листьев. У высших есть корень, стебель и листья,а у цветковых есть еще и цветки, плоды с семенами. Органы растений СЛ№11

Еще все биологи делят растения на несколько отделов:СЛ№12.

------------ Водоросли СЛ№13, 14

------------ Мхи СЛ№15

------------- Папоротники СЛ№16

------------ Голосеменные СЛ№17, 18 (Раздать шишки)

------------ Покрытосеменные (Цветковые) ) СЛ№19 (Показать карточку с семенами)

ЦВЕТКОВЫЕ (Покрытосеменные

Это растения у которых семена образуются в плодах, т.е. покрыты. К ним относятся все те растения, которые хотя бы один раз за свою жизнь образуют цветок.


Проверь себя:

На какие отделы делят растения?

------------ Водоросли

------------ Мхи

------------- Папоротники

------------ Голосеменные

------------ Покрытосеменные (Цветковые)


На какие группы делят растения:

Царства растений

низшие высшие  


Какие отделы растений относят к низшим растениям?

Водоросли, мхи

Какие отделы растений относят к высшим растениям? (Раскрась рисунок и подпиши органы растений)

Папоротник, голосеменные, покрытосеменные

Рефлексия.

Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Сегодня на уроке: я узнал…


Технологическая карта урока «Характеристика царства растений.»
Тема урока: Характеристика царства растений.

Класс: 5

Цель создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий на примере данной темы.

Задачи:

Образовательная: ознакомление учащихся с  основными характеристиками растений, особенностей их строения, с принципами деления на группы.

Воспитательная: способствовать развитию интереса к растительному царству и биологической науки, творческому применению знаний.

Развивающая: прививать навыки  исследовательского, поискового характера, умение находить причинно-следственных связей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - исследование.

Решаемые учебные проблемы: 

Дать общую характеристику царства растений, найти общие признаки этого царства, научиться определять части растений, объяснять признаки деления по группам растений.

Методы и приемы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа, фронтальный опрос;

Планируемые результаты

Личностные

умение подготовить рабочее место для занятий;

формирование личностных представлений о ценно­сти растений и их частей;

формирование научной картины мира на базе биологических знаний.

Метапредметные


  • познавательные

развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника);

  • коммуникативные

формирование умения работать в группе;

формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;

участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • регулятивные

освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы);

отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля

Предметные

научиться устанавливать отличительные особенности растений;

называть группы растений, их отличительные признаки;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!