Урок в 5 классе ФГОС. Тема. Характеристика царства Растения.
Цель:создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере данной темы.
Задачи:
Предметные: формирование представленияо многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях; знание признаков основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); определение роли растений в биосфере и жизни человека;
Личностные: формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений; понимание значимости здоровьесбережения; развитие умений слушать и слышать другое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: регулятивные – учитьустанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; познавательные – формировать информационные умения; формировать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, умения сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ход урока
1. Организационный момент
Положительный настрой на работу
Ребята, добрый день!
Надеюсь, что у всех вас хорошее настроение, и мы с вами, без сомнения, сегодня очень хорошо поработаем.
А теперь, не касаясь руками стульев и столов, тихо-тихо займите свои места (здоровьесберегающий комплекс).
Для того чтобы перейти к новой теме проверим домашнее задание.
Ребята скажите мне пожалуйста какие царства живой природы вы знаете?(Растения, животные, грибы и растения.)
А какое царство живой природы мы изучали на прошлом уроке?(Бактерии).
Сейчас проведём небольшую тестовую работу на проверку Д/З. (Берём ручку др.цвета Проверяем) СЛ№1. Молодцы
2. Итак ребята приступим к изучению нового материала, но для того чтобы узнать что вы будите изучать на уроке отгадайте загадки:
Загадки:
1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
6. Очень часто над водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
Итак ребята как вы думаете о чём сегодня мы будем разговаривать на уроке? Правильно о растениях.
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
Открываем тетради записываем дату и тему сегодняшнего урока Характеристика царства растений СЛ№2
3. А как вы думаете нужно ли изучать растения? Конечно нужно, наука которая изучает растения называется - Ботаника
Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.
Сейчас я вам приведу Факты из истории.
1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.
2. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский. СЛ№3.
4. Многообразие растений на Земле, очень большое.
Растений на Земле более 350 тыс. видов (Запись в тетрадь), от имеющих самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.
Ребята какие вы знаете необычные растения?
• Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)СЛ№4
• Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
• Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.
Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.СЛ№5
• Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
Несмотря на большое разнообразие растения, объединяют общие признаки: СЛ№6
А чем отличаются растения от животных? СЛ№7-10
Все растения делятся на 2 группы:
Царства растений
низшие высшие
Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения. Стр.53.
У низших растений нет корня, стебля и листьев. У высших есть корень, стебель и листья,а у цветковых есть еще и цветки, плоды с семенами. Органы растений СЛ№11
Еще все биологи делят растения на несколько отделов:СЛ№12.
------------ Водоросли СЛ№13, 14
------------ Мхи СЛ№15
------------- Папоротники СЛ№16
------------ Голосеменные СЛ№17, 18 (Раздать шишки)
------------ Покрытосеменные (Цветковые) ) СЛ№19 (Показать карточку с семенами)
ЦВЕТКОВЫЕ (Покрытосеменные
Это растения у которых семена образуются в плодах, т.е. покрыты. К ним относятся все те растения, которые хотя бы один раз за свою жизнь образуют цветок.
Проверь себя:
На какие отделы делят растения?
------------ Водоросли
------------ Мхи
------------- Папоротники
------------ Голосеменные
------------ Покрытосеменные (Цветковые)
На какие группы делят растения:
Царства растений
низшие высшие
Какие отделы растений относят к низшим растениям?
Водоросли, мхи
Какие отделы растений относят к высшим растениям? (Раскрась рисунок и подпиши органы растений)
Папоротник, голосеменные, покрытосеменные
Рефлексия.
Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Сегодня на уроке: я узнал…
Технологическая карта урока «Характеристика царства растений.»
Тема урока: Характеристика царства растений.
Класс: 5
Цель создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий на примере данной темы.
Задачи:
Образовательная: ознакомление учащихся с основными характеристиками растений, особенностей их строения, с принципами деления на группы.
Воспитательная: способствовать развитию интереса к растительному царству и биологической науки, творческому применению знаний.
Развивающая: прививать навыки исследовательского, поискового характера, умение находить причинно-следственных связей.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - исследование.
Решаемые учебные проблемы:
Дать общую характеристику царства растений, найти общие признаки этого царства, научиться определять части растений, объяснять признаки деления по группам растений.
Методы и приемы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа, фронтальный опрос;
Планируемые результаты
Личностные | умение подготовить рабочее место для занятий; формирование личностных представлений о ценности растений и их частей; формирование научной картины мира на базе биологических знаний. |
Метапредметные | |
| развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника); |
| формирование умения работать в группе; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
| освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы); отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля |
Предметные | научиться устанавливать отличительные особенности растений; называть группы растений, их отличительные признаки; |