МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рассмотрено и одобрено
на заседании МК
Протокол №___от___________2022г.
Председатель МК ________М.В.Думская
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Молодёжные организации и субкультуры, явление и профилактика экстремизма в молодёжной среде»
Разработала:
Преподаватель общепрофессиональных
и профессиональных дисциплин
Рожихина Т.Н.
Донецк – 2022 г.
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия в учебных группах на тему: «Молодёжные организации и субкультуры, явление и профилактика экстремизма в молодёжной среде».
Подготовила Рожихина Татьяна Николаевна, преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.
Данная методическая разработка представляет собой сценарий внеаудиторного мероприятия в форме беседы и демонстрации видеоматериалов. В методической разработке представлена методика проведения массового внеаудиторного мероприятия на основе педагогических инновационных технологий. Мероприятие направлено на активизацию и повышение качества работы по информационному воспитанию подрастающего поколения, на формирование у подростков активной жизненной позиции.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема: «Молодёжные организации и субкультуры, явление и профилактика экстремизма в молодёжной среде»
Вид занятия: внеаудиторное мероприятие
Форма проведения: беседа
Место проведения: холл (или в дистанционном формате)
Количество студентов: 53 чел.
Цель:
1.Сформировать у студентов представление о современных субкультурах.
2.Активизировать мыслительную деятельность студентов в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека.
Задачи:
1.Выяснить исходный уровень информированности студентов по данной проблеме.
2.Выяснить уровень информированности студентов по проблеме «Молодежные субкультуры», «Экстремизм в молодёжной среде».
3.Воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур.
4.Проверить уровень усвоения информации.
4.Сделать вывод.
Оборудование: мультимедийная презентация с видеоматериалом, раздаточный материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационно-мотивационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня у нас внеаудиторное мероприятие на актуальную тему. Он пройдет в виде беседы и работы в группах.
Я предлагаю Вам посмотреть на экран, где вашему вниманию представлена группа слов, относящихся к теме нашего занятия. На слайде представлены опорные слова: панки, металлисты, готы, эмо, репперы, скинхеды (слайд 1, 3). Можете ли Вы сейчас дать определения их слов?
Вы, конечно же, поняли, что все эти слова относятся к теме молодёжные субкультуры (слайд 2).
2. Основная часть:
Так что же такое молодежная субкультура? Можно предположить, что молодежные субкультуры – это вызов, который бросает молодежь обществу (гипотеза). Это утверждение мы должны будем сегодня подтвердить или опровергнуть.
В первую очередь мы должны дать определение термину «субкультура». Так, в широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры (слайд 4).
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.
И, прежде чем мы заслушаем Ваши доклады, предлагаю посмотреть видеоматериалы, посвященные нашей теме (видеоролик) (cлайд 5).
Молодежи свойственно выбирать стиль поведения, одежды, преднамеренно выделяющий их из толпы, а также искать единомышленников, разделяющих вкусы. Так формируются субкультуры. Это явление существовало и в ХХ веке, и ранее: например, денди существовали уже в XIX веке.
В ХХI веке большинство молодежных субкультур так или иначе связано с интернетом, самовыражение представителей некоторых из них происходит в основном в виртуальном пространстве (слайд 6).
- Многообразие молодежных субкультур лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них (слайд 7).
Давайте разбираться вместе.
- Для начала хочу сказать, что существует множество стереотипов, гласящие о том, что субкультура это обязательно плохо. Лично я хочу найти плюсы и минусы каждой субкультуры, чтобы в первую очередь понимать их как людей.
Выделяют два вида молодежных субкультур:
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие (слайд 8).
По специфике поведения членов группы выделяют:
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить (слайд 9).
Объединения могут быть формальными и неформальными.
НЕФОРМАЛЫ - не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными интересами.
Само слово «неформал» «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать «серой массе» - «Я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями.
ОСОБЕННОСТЬ неформальных объединений: соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения (слайд 10).
Кто такие неформалы? Это люди, состоящие в неофициальных группах и ассоциациях молодёжи, не относящихся к криминальной среде. Субкультуры бросают вызов установленной морали (слайд 11).
Итак, давайте начнем наше увлекательное путешествие по различным субкультурам.
Существует множество молодежных субкультур, давайте вместе разберемся, что к чему.
А какие знаете вы субкультуры?
Студенты высказывают свои мнения.
Попрошу вас разделиться на группы (по 2 человека). На ваших столах лежат информационные листы с характеристиками некоторых из молодежных объединений (Приложение 1-11). Я даю вам на подготовку 5 минут и после истечения этого времени, каждая группа дополнит мой краткий обзор о каждой субкультуре.
(Студенты должны рассказать другим группам с помощью информационных листов о своей субкультуре (история возникновения, стиль одежды, музыка, взгляды. Вместе с рассказами групп идут дополнительные слайды с фотографиями субкультур)).
Итак, начнем наш экскурс в мир молодежных субкультур.
ЭМО — термин, обозначающий особый вид музыки, основанный на сокрушительных эмоциях в голосе вокалиста. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные черты этого стиля.
Субкультура поклонников эмо, носит название эмо-киды (слайд 12).
(Дополняет группа 1).
СКИНХЕДЫ: на Земле существует только 2 национальности-хороший человек и плохой. Впрочем, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: национальность не в коем случае не может служить основанием для положительной или отрицательной оценки личности… « Ни тоски, ни любви, ни жалости» (слайд 13).
(Дополняет группа 2).
ГОТЫ: появились из панк движения в конце 70-х гг. Панк -группы стали играть более депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс. Официальной датой рождения готики, как субкультуры стал 1983 г. В этом году молодёжь посмотрела фильм «Голод».
В начале фильма прозвучала песня «Bela Lagos Dead». С тех пор готическое движение распространилось по миру (слайд 14).
(Дополняет группа 3).
ПАНКИ: понятие «панк» стало синонимом антифашизма. Панк — это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания.
Внешний вид: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани, серьги на лице и в ушах; грубый жаргон, непристойное поведение; шокирующие предметы в качестве украшений- булавки, лезвие бритвы (слайд 15).
(Дополняет группа 4).
РЕПЕРЫ: получили широкую огласку в США, когда негроидная раса приобрела равноправные права наряду с европейцами. Рэперы имеют несколько особенностей, позволяющих сразу выделить их среди других субкультур: они пропагандируют свободу молодежи и независимость от насаждаемого правительством мнения и оценок; протест против глобализации во всех направлениях общественной и политической жизни (слайд 16).
(Дополняет группа 5).
БАЙКЕРЫ- любители, поклонники мотоциклов. Для байкера мотоцикл — образ жизни.
Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.
Внешний вид: бандана, «косуха». Байкеры часто отпускают длинные волосы, бороды.
Символ байкеров — череп, который символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти.
Философия байкерства — это гимн мужественности и братству (слайд 17).
(Дополняет группа 6).
ФРИКИ (от англ. freak – чудак, сумасшедший) – молодежная субкультура, которая отказывается от общепринятых норм, пытаясь привлечь к себе внимание вызывающим внешним видом.
Фрики - совершенно не считаются с общепринятыми канонами внешнего морального облика.
Неизменные атрибуты фриков – это яркие волосы, неординарная одежда, много пирсинга и татуировки (слайд 18).
(Дополняет группа 7).
ГОПНИКИ: гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к законопослушным гражданам (слайд 19).
(Дополняет группа 8).
ПАРКУР (трейсеры)
Паркур (fr. Le Parkour) – «Искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание.
Под паркуром следует понимать определенные движения человека связанные с перемещением, в которых он преодолевает различными способами (для удобности они названы трюками) материальные препятствия, нередко совмещая это с бегом (слайд 20).
(Дополняет группа 9)
ВАНИЛЬКИ:
Ванильные девушки или Ванильки - это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек (слайд 21).
(Дополняет группа 10).
ТАМБЛЕР-ГЕРЛ (веб-панк) одна из самых непонятных и спорных групп в современной субкультуре (слайд 22).
(Дополняет группа 11).
Как вы думаете, для чего мы прослушали эту информацию?
Студенты высказывают свои мнения.
Итак, мы с вами ознакомились с основными субкультурами. Их очень много, но мы выбрали именно эти как наиболее распространенные в наше время и абсолютно не схожие друг с другом. Я бы сказала, противоположные по своей сути. Это знакомство необходимо для того, чтобы ориентироваться в них, знать основные направления музыки, взгляды, одежду, атрибутику.
- Как вы считаете, как строятся отношения между молодежными субкультурами и «взрослым» обществом?
Студенты высказывают свои мнения.
-И все-таки: почему именно молодежь, подчас совсем юные ребята, тянется к образованию каких-то групп?
Студенты высказывают свои мнения.
-Как вы оцениваете субкультуры – как явление скорее плохое и опасное или как нечто, приносящее пользу?
Студенты высказывают свои мнения.
-Какие же причины вступления подростков в неформальные объединения?
- вызов обществу, протест;
- вызов семье, непонимание в семье;
-нежелание быть как все;
-желание утвердиться в новой среде;
-желание привлечь к себе внимание;
-неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране;
-религиозные идейные убеждения;
- дань моде;
-отсутствие цели в жизни;
-влияние криминальных структур, хулиганство;
-возрастные увлечения;
-одиночество.
Давайте определим положительные и отрицательные признаки ухода молодежи в субкультуры. На доске записаны все «за» и «против».
Все эти признаки вы должны разделить на две группы, отнести к плюсам или минусам.
«+»:
-новые друзья
-общение по интересам;
-расширение кругозора;
-самоутверждение;
-возможность выделиться.
«- »:
-депрессия;
-отверженность другими;
-возможна угроза здоровью;
-конфликты с родителями.
Для чего мы сейчас выясняли положительные и отрицательные стороны этих групп?
«Плохо» или «хорошо» — это вопрос оценки. Как вы убедились сами, в каждой субкультуре есть и хорошее и плохое. И мы все должны видеть это, прежде чем принимать решение о вступлении в ту или иную группу.
Продолжим наш диалог.
- Как проявление экстремизма может быть связано с молодежными субкультурами?
Студенты высказывают свои мнения.
Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.
Далее мы с вами переходим к явлению экстремизма, его профилактике и противодействию в молодежной среде (слайд 23).
Начинаем с законодательной базы, итак: в законе ДНР «О противодействии экстремистской деятельности» даётся следующее определение экстремизма:
Экстремизм – это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности и безопасности республики;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
- создание и (или) распространение печатных, аудио-аудиовизуальных и иных материалов (произведений);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (слайд 24-25).
Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.
Несмотря на относительно стабильную обстановку в ДНР борьба с экстремизмом и вопросы соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности на сегодняшний день являются важной и актуальной темой.
Перечислим причины молодежного экстремизма:
1. Социально-экономические:
• значительное расслоение общества по уровню материального достатка, что, в свою очередь, порождает формирование у значительной части населения, и особенно у молодежи, чувство социальной несправедливости;
• высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических течений.
2. Идеологические:
• состояние идеологического вакуума и, как следствие, заполнение идеологического пространства радикальными объединениями;
• возможность практически бесконтрольного использования новых информационных систем (Интернет) для пропаганды различных идей, в том числе экстремистских;
• возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ;
• попытки копирования старых форм идеологической работы не оказывающих эффективного воздействия на молодежь, что приводит к формированию широкого спектра молодежных субкультур, в том числе и деструктивной направленности.
3. Миграционные:
• увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и появлением проблем их адаптации к новой среде;
• изменение этнического состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряженности в межнациональных отношениях (слайд 26-27).
Рассмотрим виды молодежного экстремизма:
1. Фанаты спортивных команд
2. Группировки националистического толка (в том числе скинхеды)
3. Прозападные поклонники различных музыкальных направлений (панки, реперы и т. п.)
4. Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т. п.)
5. Леворадикальные группировки (АКМ, НБП, СКМ).
Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям (слайд 28).
Итак, согласно закона ДНР «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
-
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
-
законность;
-
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности (слайд 29).
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (слайд 29).
Чувство национального превосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций (слайд 30).
Административная ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера:
- «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»;
- «Производство и распространение экстремистских материалов» другие противоправные действия, носящие экстремистский характер или исходящие из экстремистских побуждений;
- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
- нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (слайд 30).
Уголовная ответственность за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы:
– убийство;
– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
– нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;
– воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (слайд 32-33).
На территории ДНР запрещена деятельность таких экстремистских общественных и религиозных организаций:
- «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО);
- Организация Украинских Националистов («ОУН»);
- Украинская Повстанческая Армия («УПА»);
- Социал-национальная ассамблея;
- Украинская межпартийная ассамблея;
- ВО «Свобода; «Тризуб» им.С.Бандеры;
- «Патриоты Украины»;
- «Правый Сектор» и др. (слайд 34).
Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного?
Пребывание внутри какой-либо субкультуры — это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура — временное явление. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.
Прежде чем позволить увлечь себя в неформальные молодежные субкультуры, подумай:
Действительно ли это так интересно для тебя?
Насколько это тебе необходимо?
Насколько это безопасно для тебя?
После сегодняшней беседы, вы бы захотели вступить в какую – либо субкультуру?
Студенты высказывают свои мнения.
Сколько студентов сегодня присутствует на нашем воспитательном часе, столько и разных мнений существует по данной проблеме. Мы все разные, но это и хорошо. Представьте, если бы мы все были одинаковые. Наверное, было бы очень скучно. Поэтому главное условие нашего мирного сосуществования – терпимое отношение друг к другу.
Необходимо постараться понять и принять другого человека, независимо от его увлечений и, может быть, принадлежности его к какой-либо субкультуре. Не стоит высмеивать, наказывать, давать оценки, критиковать, но с другой стороны, необходимо критически оценивать и примерять к себе, не надо кидаться в крайности (слайд 35).
3.Рефлексия.
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
- Что нового вы сегодня узнали?
-Будет ли вам полезна эта информация?
4. Заключение:
- Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.
На этой позитивной ноте мне хотелось бы закончить наш воспитательный час. Желаю всех сделать правильные выводы и не торопиться принимать важные решения. Благодарю вас за проделанную работу. Надеюсь, что информация, полученная в ходе нашего общения, будет полезна в дальнейшем для вас.
Преподаватель Т.Н.Рожихина
Приложение 1
ЭМО
ЭМО – детская субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям.
Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склоны к самоубийству.
ЭМО — термин, обозначающий особый вид музыки, основанный на сокрушительных эмоциях в голосе вокалиста. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные черты этого стиля. Носят черный цвет в сочетании с розовым; различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев...
Субкультура поклонников эмо, носит название эмо-киды.
Приложение 2
СКИНХЭДЫ
Оригинальная субкультура скинхэдов возникла во второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые начала угасать уже в начале семидесятых. Однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам. В пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений. В России наиболее ярко представлены более агрессивные из них, что может быть вызвано, впрочем, обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства.
Одним из течений скинхэдов являются нацисты или «Вайт-пауэр» (то бишь «белая сила» в переводе с английского). Это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Многие скинхэды-нацисты не имеют никакого отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в шестидесятые года из соображений стиля и интересов. Другие скинхэды могут относится к ним весьма непривественно. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У таких скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс.
Главным внешним признаков скинхэдов является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко подстрижены. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами.
В одежде националистов также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.
Одежда: отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.
Приложение 3
ГОТЫ
Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Ее образы ориентированы на литературу готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.
Готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.
Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. Средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так. Готы принципиально аполитичны. Они не создают никаких политических лозунгов и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.
Одежда:
• женская: корсеты, кружевные платья (часто созданные по мотивам платьев Викторианской Эпохи, Эпохи Ренессанса, и т. д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки.
• мужская: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), панталоны, плащи, штаны (часто — кожа или винил).
Обувь: остроносые ботинки или сапоги
Украшения: В основном из серебра (часто являющиеся копиями оригинальных средневековых украшений) диадемы, кольца, ожерелья. Изделия из серебра и полудрагоценных черных камней, иногда изделия из жемчуга.
Прическа:
• женская: волосы или собранные в хвост или хитро уложенные, естественных цветов.
• мужская: длинные волосы или распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну сторону.
Приложение 4
ПАНКИ
История субкультуры панков началась с 60-70-х годов прошлого века. Так, в Великобритании появление подобной контркультуры связано с самой массовой безработицей среди молодежи. Атмосферу негатива и безысходности дополнил мировой энергетический кризис. Все это обусловило распространение в среде молодых людей состояния отчаянья и обреченности. При этом люди не видели выхода в существующей на тот момент пацифистской субкультуре хиппи. Они стремились вызвать протест всему обществу и политике. Многие панк-группы выступают с концертами в защиту животных, а также против фашизма. В это время из субкультуры выходит течение "хардкор". Музыка таких групп большей частью политизирована. Движение "панк" от полного нигилизма перешло к позитивизму.
Кто такие панки, четко показывает их стиль одежды и атрибутика. Она у них довольно агрессивная и вызывающая:
волосы часто выкрашены в яркий цвет, при этом их начесывают торчком и фиксируют с помощью лака или других подобных средств;
наиболее узнаваемой приметой является прическа «ирокез», которая распространилась в 80-х годах;
в качестве обуви приветствуются "гриндерсы", кеды, любые тяжелые ботинки с металлическими носками;
наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи;
популярной одеждой являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид;
куртка-косуха перешла в "панк" из рок-н-ролла;
среди атрибутики популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники.
В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». То есть присутствуют элементы или изображения черепов, костей.
Приложение 5
РЕПЕРЫ
До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. К середине 80-х годов рэп перестал быть музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. В нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было много что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. С другой стороны стали появляться коммерческие спонсоры, которые благодаря возросшей силе маркетинга, стали понимать какое влияние могут оказывать популярные реперы на молодежь при выборе тех или иных товаров и услуг.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.
Одежда больших размеров приветствуется.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.
Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные «примочки» молодого рэпера.
Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда — это в первую очередь роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям.
Приложение 6
БАЙКЕРЫ
Надо сказать, что мотоциклы, за которые надо «отвалить» бешеную сумму денег, вовсе не интересуют настоящих байкеров. Ведь эта субкультура основывается не только на том принципе, что каждый ее представитель имеет двухколесного коня. Байкер должен буквально жить им, восхищаться, стать другом. А чтобы это произошло, необходимо разбираться в соответствующей технике.
По факту, байкеру вовсе не обязательно должны надевать на себя кожаные изделия или цепи. Достаточно иметь агрессивный и бунтарский характер. Это и будет вся атрибутика. Ведь байкер может носить и строгий костюм, но в нем всегда можно распознать представителя этой субкультуры.
Но субкультура «байкеры» не обходится без некоторых важных элементов, как бы вычурно ни вел себя ее представитель. Во-первых, это, конечно, мотоцикл. Желательно, чтобы он был доработан своим хозяином, а не выглядел стандартно. Во-вторых, это массивные аксессуары. Например, таковыми могут являться цепи или часы. Они подчеркивают бунтарское отношение к жизни, невосприимчивость к мелочам.
Надо сказать, что субкультура «байкеры» в России многими обывателями сегодня воспринимается отрицательно. Причем, ее представители не стараются сделать ничего, чтобы изменить мнение людей. Им это не нужно. Они представляют собой отдельное братство, члены которого если и дорожат чьим-то мнением, то только своих друзей по «железным коням».
В качестве еще одной особенности байкера можно выделить тот факт, что за своего «брата» по субкультуре он будет стоять насмерть. Поэтому если одного человека принимают в соответствующую группу, то он полностью может рассчитывать на других ее членов. Естественно, от него ожидается то же самое.
Приложение 7
ФРИКИ
Название направления «фрики» произошло от английского слова Freak, обозначающего человека, отличающегося необычно ярким внешним видом, своеобразным мировоззрением, отличающимся от общепринятой морали и принятых в обществе законов. Как правило, основную часть любой группы субкультуры составляют подростки, но среди фриков много людей творческих профессий.
Фрики, с одной стороны, пытались демонстрировать полное пренебрежение к оценкам собственной персоны обществом, а с другой, - старательно противопоставляли себя общепринятым устоям, чем привлекали внимание общественности. Главной ее задачей было – выделяться внешне среди других людей.
Фриками называли людей с редкими заболеваниями, накладывающими отпечаток на внешность и страдающих врожденными или приобретенными уродствами. Современные фрики с обычной внешностью, которую они сознательно изменяют, а эпатажное поведение у них считается одним из обязательных условий принадлежности к этой субкультуре.
Если изначально этим термином «награждали» уродцев от природы, то сегодня может идти речь об «искусственных» фриках, то есть о людях, сознательно изменяющих свою внешность, чтобы резко отличаться от тех, кто придерживается общепринятых норм и правил. Как правило, делается это не из каких-либо политических убеждений, а только из желания выделиться из толпы. Делают они это различными способами, среди которых:
-
татуировки, занимающие значительную часть тела;
-
прически с ирокезами или дредами;
-
окраска волос в зеленый, синий, малиновый, розовый цвет;
-
предпочитают черный цвет в одежде; многочисленный пирсинг; косметическая хирургия.
Приложение 8
ГОПНИКИ
Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей.
Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.
Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или остроносые туфли (нередко именно под спортивный костюм).
Приложение 19
ПАРКУРЩИКИ
Паркур (fr. Le Parkour) – «Искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание.
Под паркуром следует понимать определенные движения человека связанные с перемещением, в которых он преодолевает различными способами (для удобности они названы трюками) материальные препятствия, нередко совмещая это с бегом.
Свобода в паркуре (его основное ядро) — означает свободу во всем – в том, как трейсер одевается, что слушает, как думает, как перемещается, где и с кем дружит и т. д. В паркур может прийти любой, независимо от возраста и пола.
Верхняя одежда паркуриста должна обладать эластичностью и не стеснять движений. Многие спортсмены любят толстовки с капюшоном, которые смягчают неприятные ощущения при выполнении рола.
Стиль для паркуриста имеет минимальное значение. Вся одежда трейсера должна хорошо "дышать". Быть свободной, но ни в коем случае ни за что не цепляться. Одним словом, обычная спортивная одежда. Среди трейсеров популярны "бини", круглые шапочки, которые придерживают волосы и немного защищают голову. Но не следует путать паркур с анархией – все мы живем в обществе, и следует уважать законы общества
Приложение 10
ВАНИЛЬКИ
Ванильные девушки или Ванильки - это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек.
Главной отличительной чертой от других молодежных движений - это постоянное ношение фотоаппарата, (по большому счету зеркального), во все места. Также такие девушки отличаются повышенной эмоциональностью и чувственностью.
С помощью фотоаппарата, Ванильки передают свое эмоциональное настроение, причем это единственный способ, как они это могут сделать.
Большую часть времени они проводят только в двух местах: 1) на улице, делая новые кадры и 2) в социальных сетях (например Вконтакте, FaceBook) - именно там происходит обмен фотографий, и как следствие душевными переживаниями.
Если коснуться психологических особенностей, то они очень ранимые. Если не разделить их фантазии, то обида может длиться многие месяцы. Также такие девушки очень наивны, как 14 летний ребенок. Иными словами можно сказать, что это романтические девушки, которые постоянно летают в облаках.
Ванильки любят поддерживать свой статус, постоянно выделяясь, например постоянно пьют кофе с сигаретами. По большому счету это делается напоказ, нежели из-за реального пристрастия к кофеину и никотину. Немного позже к образу жизни, добавилась "привычка" сидеть на подоконниках, смотря в даль и мечтая о чем то романтическом.
Приложение 11
ТАМБЛЕР-ГЕРЛ (ВЕБ-ПАНК)
Название этого движения происходит от наименования сайта tumbler, где оно и появилось. Свое развитие движение начало после премьеры сериала «Американская история ужасов».
Тамблер-герл — это подростки, которые заполняют свой блог селфи в наиболее модных вещах, с броским макияжем, и только в самых модных позах.
Эта субкультура формируется интернетом и существует благодаря ему.
Отличительной чертой любой тамблер-герл являются выкрашенные в яркие цвета волосы — с вплетенными аксессуарами (цветы, ленточки) или собранные в растрепанные пучки и косы. Предпочитаемые оттенки: розовый, голубой, синий и фиолетовый.
Они блестящи в самом натуральном смысле — на лице наклеены стразы и нанесены блестки. Предпочитают худобу. И очень любят фотографироваться с кактусами.
Основная опасность в этой субкультуре — желание быть худой — может привести к анорексии.