ОБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2» г. КУРСКА
Методическая разработка
открытого внеклассного мероприятия
«Экология русского языка» с использованием ресурсной базы ИБЦ
Разработали: Бабий-Маханькова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы;
Дермелева Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
КУРСК 2018 г.
Пояснительная записка
Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. Но, к сожалению, в наш век компьютеров, заметно падает интерес к слову. Мы стали мало читать, активно употребляем в своей речи слова-шаблоны, и, как следствие, наша речь постепенно скудеет. Русский язык уже давно нужно оберегать и защищать от нас самих.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология русского языка» представляет собой сценарий для проведения общешкольного мероприятия по русскому языку и литературе с использованием ресурсной базы ИБЦ и ориентирована для обучающихся 6-9 классов.
Цель:
исследовать уровень речевой культуры учеников нашей школы и выявить их отношение к литературным нормам;
воспитать у обучающихся бережное отношение к родному слову;
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
расширить кругозор обучающихся;
развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;
способствовать сплочению коллектива класса.
Задачи:
рассмотреть понятие «Экология языка»;
изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе;
охарактеризовать необходимость защиты русского языка;
выявить пути повышения речевой культуры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
поиск информации, анализ литературы и интернет-источников,
сравнение, опрос и анкетирование обучающихся, анализ и обобщение полученных в ходе исследования данных.
Практическая значимость мероприятия:
Материалы данного сценария можно использовать при изучении русского языка в школе и колледже для проведения мероприятий, предметной недели русского языка.
Методическая разработка сопровождается презентацией, музыкальным сопровождением, видеороликами, использованы ресурсы библиотеки.
Предварительная подготовка:
провести анкетирование среди обучающихся средней и старшей школы «Культура речи»;
оформить плакаты, отражающие данную проблему;
изготовить закладок-памяток.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видео и музыкальные ролики, стенды с высказывания известных людей о русском языке, книги, словари, энциклопедии из ресурсов библиотеки, закладки-памятки.
Ход мероприятия
I. Ввод в тему занятия. (Просмотр видеоролика Нюши и Стоянова)
II. Историческая справка
III. Сила слова (притча)
IV. Сквернословие (сценка)
V. Жаргонизмы и слова паразиты (Просмотр видеоролика из журнала «Ералаш»
VI. Работа со словарем
VII. Игра «Замени словечко словом»
VIII. Живое слово (опыт) (Просмотр видеоролика)
IX. Игра «Скажи ласковые слова».
X. Результаты анкетирования. Подведение итогов
XII. Рефлексия
Ход мероприятия
Ввод в тему занятия.
Просмотр ролика Нюши и Стоянова
Учитель: Мы, с младенческого возраста говорим на русском языке и все же знакомы с ним недостаточно. И часто родной язык бывает скрыт от нас за семью печатями. А ведь он, как живое существо: искренний, добрый, сердечный, улыбчивый. С ним нужно дружить. Давайте сделаем к нему навстречу сегодня еще один уверенный шаг и поговорим о чистоте русского языка.
Ученик:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Историческая справка (о создании языков). … просмотр презентации, использование библиотечных ресурсов ПОСМОТРЕТЬ ОТКУДА ВЗЯТО… Ведущий: Давайте обратимся к исторической справке….
Историческая справка
Ученик: Помимо русского, в мире существуют и другие языки. Их очень много – более двух с половиной тысяч. Но самых крупных, на которых говорят миллионы людей, - не так много. Это китайский, индийский, английский, русский, испанский. Русский язык – один из самых распространённых на земле.
С приходом христианства на Руси потребовалось создание своей азбуки.
Первый алфавит был создан философом Кириллом и его старшим братом Мефодием, помогавшем ему в этом.
Позднее, уже после смерти Кирилла его ученики создали еще одну азбуку, более простую и понятную. В память о наставнике они назвали ее кириллицей. Ею мы пользуемся и по сей день.
Современный же русский национальный язык сложился благодаря московским говорам и трудам М.В.Ломоносова.
А создателем современного русского литературного языка является А.С. Пушкин, который соединил литературный язык с общенародным разговорным языком.
Сила слова (притча)
Ведущий: Русский язык способен передавать самые тонкие чувства и глубокие мысли человека. Слово – это огромная сила.
Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете? Какую силу имеет наше русское слово?
Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
Учитель: “Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, совершает зло, хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Сквернословие (сценка)
Ведущий: В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. К сожалению, современные подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. Русский язык уже давно нужно оберегать, любить, сохранять и защищать от нас самих.
С русским языком порой обращаются очень грубо. Часто вводим в свою речь черные, злые слова. И хотя сказано в пословице: «Брань на вороту не виснет», ученые доказали – плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всех, в том числе, и самому сквернослову. Сквернословие очень быстро разрушает интеллект и душевное здоровье. Особенно это касается детей.
Давайте сейчас заглянем в одну из современных школ
(Песня "Синенькая юбочка") инсценировка
- Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Но если вы нечаянно
Заденете зонтом,
Потом вы эту девочку
Узнаете с трудом.
(Ссора)
Карина: Шеромыжник, болван, неученый холоп,
Чтоб тебя, идиот, искривило,
Поросёнок, телёнок. Свинья! Эфиоп,
Чёртов сын, неумытое рыло.
Кабы только не этот мой девичий стыд,
Что нецензурно сказать всё тебе не велит.
Я тебя, прощелыгу, нахала,
И не так бы ещё отругала.
Ученик 1: Стой! Молчи!
Нецензурность и брань убивают речь!
Ученик 2:Ты же русская,
Родной язык ты должна беречь!
Ученик 3: Лучше речи навек лишиться,
Чем друзей оскорблять и браниться!
Карина: Простите, ребята! Я буду стараться,
Больше не буду так скверно ругаться!
Жаргонизмы и слова паразиты (Просмотр ролика из ералаша)
Ведущий: Еще одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами и жаргонными словечками. Слова-паразиты такие как: «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д. мешают восприятию сказанного и даже вызывают раздражение. От этих слов в своей речи надо избавляться. Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее и понятнее.
Просмотр видеоролика из киножурнала «Ералаш». «Почему мы так говорим?»
Работа со словарем
Ведущий: Среди молодежи редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи, а это тоже не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.
Одно из самых распространенных жаргонных слов употребляемых молодежью - это слово «ЛОХ»?
Обратимся к нашему хранителю слова
Справка
Ученик- В «Толково-словообразовательном словаре» составителем которого является Татьяна Фёдоровна Ефремова - российский лингвист, лексикограф, специалист в области русского словообразования, автор и редактор современных словарей русского языка, где рядом стоит помета «разговорное, сниженное», читаем «Лох» - «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен.
Но есть и другое значение слова «лох» - «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав икру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ртом вырастает хрящевой крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.
Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.
Игра «Замени словечко словом»
- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись? Давайте поиграем в игру «Замени словечко словом»
Фиаско - неудача; Шо – что; Яс - ясно; Пон - понял; Щи – лицо; Тормоз – глупый; клёвый – хороший; прикинь – представь; наезжать – приставать; не базарь – не говори; не гони – не обманывай; в смысле – как понять; домашка – домашнее задание; слинять – уйти; тачка – машина;
Ведущий: «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь» - пишет языковед Л. И. Скворцов.
Нельзя, конечно, требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, но тем не менее нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора и говорить не торопясь.
Живое слово (опыт)
Ведущий: Группа учёных пришла к интересному выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Ругается человек, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать разрушающие человека программы - самоликвидации. И более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Давайте посмотрим видеоролик о результатах опытов ученых над водой.
Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=WJFN85-LwVo
Игра «Скажи ласковые слова».
Ведущий: Видите словом можно убить, но можно и исцелить больного.
Давайте проведем тоже небольшой эксперимент. Произнесите ласковые, приятные слова своим одноклассникам. Когда слышишь приветливые слова, сказанные с улыбкой на лице, то сразу становится теплее.
Результаты анкетирования
Учитель: К. И. Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
Ребята, а вас волнует проблема чистого языка? Давайте посмотрим на результаты анкетирования, которой мы провели заранее среди учеников нашей школы.
(Результаты анкетирования). Анкета «Культура речи»
Подведение итогов
Учитель: На ваш взгляд, какими чертами должна обладать правильная речь?
Правильность речи “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
Точность речи “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
Логичность речи “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
Ясность речи “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
Простота речи “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
Живость речи “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Учитель: Послушайте отрывок из рассказа Василия Акимовича Никифорова–Волгина «Радуница» какой красивой мелодичной и звукоподражательной может быть наша речь.
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9D/nikiforovvolgin-vasilij-akimovich/rasskazi/11
«И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...
В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…»
Рефлексия
Учитель: Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
- Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь?
Надежных рецептов нет.
Но в завершении классного часа я хочу раздать всем участникам памятки.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО.
– Не говорите плохих слов сами.
– Не копируйте других.
– Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните:
“Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
А вот как сказал об этом поэт Я. Козловский:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Методическое обеспечение программы
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Краткий словарь трудностей русского языка.
Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др.
А.Гин Решение креативных задач
Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Учебные пособия:
Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка. Составитель: Тазьмина И,Б.
Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс.
Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие.
Список литературы
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова.
Виноградов В.В. Стилистика.
Виноградов В.В. О культуре русской речи.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка.
Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи.
Сергей Фаер Полцарства за идею.
Степунина Л.И. Ржавая речь.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?
Перед открытым занятием учителя проделали большую подготовительную работу с детьми: провели анкетирование среди обучающихся школы «Культура речи»; подобрали и разучили стихи и сценки; работали в библиотеке с литературой; оформили надписи с афоризмами, отражающие данную проблему.
Мероприятие прошло по следующему плану:
Ввод в тему занятия (чтение стихов)
Историческая справка
Сила слова (притча)
Сквернословие (сценка)
Жаргонизмы и слова-паразиты (просмотр видеоролика из журнала «Ералаш»)
Работа со словарем
Игра «Замени словечко словом»
Живое слово (опыт) (просмотр видеоролика)
Игра «Скажи ласковые слова».
Результаты анкетирования. Подведение итогов
Рефлексия (просмотр видеоролика Нюши и Стоянова)
В соответствии с требованиями ФГОС педагогами использовались ИКТ и межпредметные связи на различных этапах мероприятия.
В ходе урока были выяснены причины возникновения проблемы экологии русского языка, найден ответ на вопрос, от чего и как надо защищать русский язык, был проделан краткий анализ ненормативной лексики, чрезмерного употребления заимствованных слов, агрессивной языковой среды радио, телевидения, СМИ, Интернета. В ходе мероприятия ребята были активны и проявили любознательность. А в завершении все получили закладки-памятки: правила для говорящего.
Приложение 1
Анкета «Культура речи» (нужное подчеркните)
1.Хотите ли вы красиво, грамотно говорить? (да, нет)
2.Где можно научиться правильно говорить (на уроках русского языка и литературы; на других уроках; если много читать; слушать речь сверстников; дома; на улице)
3. Для чего человеку нужна литературная речь? (для личной жизни; для будущей работы; для повышения своего положения в обществе; чтобы быть образованным человеком)
4. Литературная и нормированная речь. Это схожие понятия? (да, нет)
5. Относится ли нецензурная речь к нормированной? (да, нет)
6. Используете ли вы нецензурную лексику? (часто, редко, никогда)
7. Что засоряет русский язык? (бранные, жаргонные слова, иностранная лексика, слова-паразиты)
8. Нужно ли сохранить чистоту русского языка? (да, нет)
9.Что необходимо сделать для повышения уровня грамотной речи населения? (ввести законы, запрещающие использование нецензурной лексики; разумно применять иностранные слова; добавить в школьную программу дополнительные часы русского языка; проводить конкурсы знатоков русского языка; на телевидении чаще показывать передачи о русском языке)
10.Влияет ли культура речи на общую культуру человека и на выбор его жизненного пути?
(да, нет)
12