МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Горловский автотранспортный техникум»
Государственного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Донецкий национальный технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________________Е.М. Стрельченко
«____» ________________2014 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия на тему: «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case»
ОДП.03 Информатика и ИКТ
специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
Г
орловка, 2021
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОДП.03 Информатика и ИКТ на тему: «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case»
Подготовила Иванова Н.В., преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет», специалист второй категории
Методическая разработка содержит материалы для проведения лекции на тему «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case)» с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с применением информационно-коммуникационных технологий.
Для преподавателей специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) профессиональных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики.
Рецензенты:
Баркова Ирина Сергеевна, преподаватель ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», специалист высшей категории
Кабанкова Людмила Николаевна, преподаватель ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий Национальный Университет», специалист высшей категории
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
«Физико-математические, общетехнические дисциплины и компьютерная техника»
протокол № ___ от «___»_________2021 г.
Председатель ЦК__________ Е.А. Брагина
СОДЕРЖАНИЕ
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
| 1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ | 6 |
| 2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | 8 |
| 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ | 9 |
| 4. СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ | 11 |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 29 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | 30 |
| Приложение 1 Карта занятия | 30 |
| Приложение 2 Опорный конспект занятия | 34 |
| Приложение 3 Ведомость учета успеваемости студентов группы 1ТО | 38 |
| Презентация к открытому занятию по теме «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case» | 39 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые Государственные образовательные стандарты Донецкой Народной Республики выдвигают новые целевые ориентиры и требования к достижениям обучающихся на всех этапах образования, а значит и к их профессиональной подготовке.
Основной целью подготовки компетентных специалистов среднего звена является формирование образованной, гармоничной и развитой личности, способной к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, профессиональной и быстрой адаптации к требованиям рынка труда.
В структуре программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) дисциплина ОДП.03 Информатика и ИКТ является базой для дальнейшего изучения всех дисциплин в частности ЕН.02 Информатика, ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Выбор темы «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case» для проведения открытого занятия был не случайным. Изучение данной темы в рамках учебной дисциплины ОДП.03 Информатика и ИКТ соответствует уроку, проводимому в этот день по тематическому планированию, для его проведения студенты должны обладать базовыми знаниями по программированию, знать основные алгоритмические структуры. Данный урок требует внимания в подборе оптимального сочетания форм и методов обучения студентов, в частности в обеспечении наглядности изучаемого теоретического материала.
Проблема повышения наглядности учебного процесса приобретает особую остроту и актуальность на сегодняшний день. Данная проблема решается путём применения в учебном процессе компьютерных технологий, наглядных пособий, презентаций.
В данной методической разработке изложена методика проведения лекционного занятия, направленного на изучение алгоритмической структуры ветвления на языке Паскаль - это оператор IF и оператор выбора select case с применением информационно-коммуникационных технологий.
Занятие проводится в виде информационной лекции, по типу представляет собой занятие представления и усвоения нового учебного материала. В процессе проведения занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Ожидаемыми результатами проведения занятия является формирование представления студентов об операторе IF и операторе выбора select case, их преимуществах и недостатках, возможности применения.
Методическая разработка содержит план занятия, технологическую карту, содержание и описание хода занятия.
Формы и методы занятия, представленные в данной методической разработке, способствуют повышению эффективности восприятия информации студентами по рассматриваемой теме в гармоничном сочетании с логичным структурированием информации.
Предложенная методическая разработка может быть полезна для преподавателей специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) профессиональных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики.
1.ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина | ОДП.03 Информатика и ИКТ |
Группа | 1ТО |
Специальность | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) |
Количество студентов | 18 |
Дата | 29.11.2021 года |
Преподаватель | Иванова Наталия Викторовна |
Тема программы | Алгоритмизация и программирование |
Тема занятия | Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case |
Тип занятия | представления и усвоения нового учебного материала |
Вид занятия | информационная лекция |
Организационные формы работы | фронтальная |
Методы работы | словесные (рассказ, фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации), практические (работа в среде Pascal ABC) |
Формируемые компетенции | ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 05; ОК 09; ОК 11 |
Методическая цель | совершенствование методики организации и проведения лекции с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с элементами информационно-коммуникационных технологий; создание условий для формирования знаний и умений будущего компетентного специалиста среднего звена в сфере автомобильного транспорта |
Образовательная цель | формирование у студентов представления о способах организации в программах ветвления на три и более ветвей в среде программирования Паскаль. |
Воспитательная цель | Воспитание у студентов стремления к успешной профессиональной деятельности |
Развивающая цель | развитие аналитического и логического мышления студентов |
Задачи занятия | -обеспечить формирование системы знаний студентов по дисциплине ОДП.03 Информатика и ИКТ -содействовать формированию профессионального кругозора; - содействовать формированию сознательного отношения к процессу обучения, активизации мышления студентов |
Мотивация учебной деятельности | Полученные знания необходимы для дальнейшего изучения данной дисциплины, а также других дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональной направленности, а также найдут практическое применение при вашем трудоустройстве по специальности. |
Оснащение занятия (методическое, материально-техническое обеспечение) | методическая разработка открытого занятия, презентационные учебные материалы, карты занятия, аудиовизуальный комплекс |
Межпредметные связи | ЕН.02 Информатика ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Литература | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шейна Т.Ю. Информатика, учеб, 10 кл. базовый уровень/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шейна изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.-264 с. |
Место проведения занятия | учебный кабинет 4212 |
Время проведения | 80 минут |
2. Структура занятия
Этапы занятия | Содержание занятия | Время, минут |
I | Организационная часть занятия | 1 |
II | Сообщение темы и целей занятия | 3 |
III | Актуализация опорных знаний студентов | 10 |
IV | Начальная мотивация учебной деятельности | 1 |
V | Изучение нового материала, в том числе: | 55 |
Теоретический блок «Логический тип данных. Условный оператор IF.» | 13 |
Закрепление материала | 5 |
Теоретический блок «Оператор выбора select case». | 12 |
Закрепление материала | 10 |
Практический блок «Условный оператор IF. Оператор выбора select case» | 7 |
Закрепление материала | 8 |
VI | Обобщение и систематизация изученного материала | 5 |
VII | Итоговая часть занятия | 4 |
VIII | Сообщение домашнего задания | 1 |
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Организацион-ные формы работы | Методы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационная часть занятия | Приветствует студентов, слушает доклад старосты. Отмечает отсутствующих, проверяет состояние аудитории и рабочих мест студентов. | Приветствуют преподавателя, староста докладывает об отсутствующих и готовности группы к занятию | Фронтальная | Словесные (беседа) |
2 | Сообщение темы и целей занятия | Сообщает тему и цели занятия | Слушают | Фронтальная | Словесные (рассказ), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
3 | Актуализация опорных знаний студентов | Устный опрос по пройденному материалу | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос) |
4 | Начальная мотивация учебной деятельности | Сообщает информацию, подготавливающую студентов к восприятию новой темы | Слушают | Фронтальная | Словесные (рассказ) |
5 | Изучение нового материала | Рассказывает новый материал согласно плану. Использует блочный метод закрепления материала. | Слушают. Записывают в карты занятия основные понятия и определения. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос), практические (набор программы на компьютере), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
5.1 | Теоретический блок «Логический тип данных. Условный оператор IF» | Рассказывает новый материал с использованием аудиовизуального комплекса | Слушают. Записывают в карты занятия основные понятия и определения | Фронтальная | Словесные (рассказ), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5.2 | Закрепление материала | Задает вопросы студентам с использованием аудиовизуального комплекса | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
5.3 | Теоретический блок «Оператор select case» | Рассказывает новый материал с использованием аудиовизуального комплекса | Слушают. Записывают в карты занятия основные понятия и определения. | Фронтальная | Словесные (рассказ), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
5.4 | Закрепление материала | Задает вопросы студентам с использованием аудиовизуального комплекса | Выполняют задания и отвечают на вопросы. | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
5.5 | Практический блок «Условный оператор IF. Оператор выбора select case» | Объясняет задание | Набирают программу на компьютере | Индивиду-альная, фронтальная | Словесные (рассказ), практические (набор программы) |
5.6 | Закрепление материала | Задает вопросы студентам с использованием аудиовизуального комплекса | Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос), практические (решение задач), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации) |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала | Задаёт вопросы по пройденному материалу | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Словесные (фронтальный опрос) |
7 | Итоговая часть занятия | Комментирует работу студентов на занятии | Слушают | Фронтальная | Словесные (рассказ) |
8 | Сообщение домашнего задания | Сообщает домашнее задание | Слушают, записывают домашнее задание | Фронтальная | Словесные (рассказ) |
4. СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть занятия (1 мин)
Дидактическая задача этапа: подготовить студентов к работе на занятии.
Содержание этапа: взаимное приветствие преподавателя и студентов, отметка отсутствующих; проверка подготовленности студентов к занятию, состояния аудитории и рабочих мест студентов; организация внимания и внутренней готовности, эмоционально-психологический настрой на занятие.
1.1. Приветствие обучающихся:
Преподаватель: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада вас видеть.
1.2. Беседа со старостой об отсутствующих и готовности группы к занятию.
Преподаватель: Я прошу старосту сообщить об отсутствующих на занятии студентах.
На рабочих местах у вас должны быть ручки и конспекты, также у вас на партах должны лежать карты занятия (Приложение 1), которые вы будете заполнять сегодня и опорный конспект лекции (Приложение 2), который дублирует мой рассказ и мультимедийную презентацию. Таким образом, я вижу, что вы готовы к занятию.
1.3. Организация внимания и внутренней готовности, психоэмоциональный настрой студентов.
Я рассчитываю на нашу совместную активную и продуктивную работу на занятии.
2. Сообщение темы и целей занятия, критериев оценивания знаний и умений студентов на занятии (3 мин).
Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов.
Содержание этапа: Сообщение темы и целей и задач изучения нового учебного материала.
2.1. Вступительное слово преподавателя:
Преподаватель: На предыдущих занятиях мы изучили структуру программ, интегрированною среду разработки программ на языке Паскаль, выполнили практическую работу по программированию линейных алгоритмов
2.2. Сообщение темы и цели занятия:
Преподаватель (слайд 1): Сегодня мы рассмотрим второй тип построения программ - это условный оператор таким образом, темой нашего занятия является «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case».
Давайте рассмотри ключевые слова (слайд 2), которые помогут определиться с направлением нашей работы
Цель данного занятия (слайд 3) состоит в формировании у вас знаний о способах организации программ ветвления в среде программирования Паскаль, преимуществах использования оператора выбора select case, а также научиться составлять программу с помощью оператора выбора.
2.3. Ознакомление обучающихся со структурой занятия:
Преподаватель: Сегодня на занятии мы проведем устный фронтальный опрос, изучим и закрепим новый теоретический материал, выполнив практические задания. С учетом различных видов работы на занятии в конце занятия вы получите оценки.
2.4. Критерии оценивая работы обучающихся на занятии:
Оценка «отлично» выставляется, если вы активно работаете в течение всего занятия, даете полные ответы на вопросы, умеете самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать и делать выводы.
Оценка «хорошо» выставляется, если вы активно работаете в течение занятия, в ответах допущены незначительные неточности, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если вы в целом овладели сущностью вопросов по данной теме, но на занятии ведете себя пассивно, даете неполные ответы на вопросы, допускаете грубые ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда вы не можете ответить на вопрос, отсутствует понимание основной сути вопросов и не делаете выводы.
2.5. Ожидаемый результат проведения занятия (слайд 4):
Преподаватель: в результате обучения на занятии вы должны познакомится с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условным оператором, его особенностями исполнения, разберетесь в реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.
В карты занятия, которые находятся у вас на партах, в течение занятия вы будете в краткой форме фиксировать главные тезисы нашей лекции. В конце занятия вы заберете их с собой и вложите к себе в тетради.
3. Актуализация опорных знаний студентов (10 мин).
Дидактическая задача этапа: проверить знания обучающихся, способствовать сосредоточению внимания, осознанию значимости предстоящей работы на занятии.
Содержание этапа: Проверка объема и качества усвоения материала методом устного фронтального опроса, комментирование и оценка ответов студентов.
Преподаватель: перед тем, как перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях. С этой целью я предлагаю вам ответить на несколько вопросов (слайд 5-6):
1. Перечислите и охарактеризуйте этапы решения задач на компьютере
Предполагаемый ответ: Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы:
1. Постановка задачи.
2. Формализация задачи.
3. Построение алгоритма.
4. Составление программы на языке программирования.
5. Отладка и тестирование программы.
6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
Часто эту последовательность называют технологической цепочкой решения задачи на компьютере. Непосредственно к программированию в этом списке относятся пункты 3, 4, 5.
На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано и что требуется найти. Здесь очень важно определить полный набор исходных данных, необходимый для решения задачи.
Второй этап — формализация задачи. Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. Если решение задачи требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то формализация равносильна получению соответствующей математической модели.
Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках программирования, не прибегая к каким-либо специальным способам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам). Однако в учебных целях полезно использовать эти средства, а затем переводить полученный алгоритм на язык программирования.
Первые три этапа — это работа без компьютера. Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. Последний (шестой) этап — это уже использование разработанной программы в практических целях. Выполнение учебных заданий на программирование обычно заканчивается пятым этапом, т. е. доказательством правильности составленной программы.
2. Дайте определение алгоритма.
Предполагаемый ответ: Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем.
3. Назовите команды, входящие в СКИ (система команд исполнителя) компьютера, из которых составляется любая программа обработки данных
Предполагаемый ответ: Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:
• присваивания;
• ввода;
• вывода;
• обращения к вспомогательному алгоритму (подпрограмме);
• цикла;
• ветвления.
4. Что принято называть данными?
Предполагаемый ответ: Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными.
5. Перечислите основные базовые алгоритмические структуры и покажите способы их отображения на блок-схемах и в АЯ.
Предполагаемый ответ: Алгоритм для решения любой логической задачи можно составить только из структур следование, ветвление, цикл. Их называют базовыми алгоритмическими структурами.
Следование — это линейная последовательность действий
Ветвление — алгоритмическая альтернатива. Управление передается одному из двух блоков в зависимости от истинности или ложности условия. Затем происходит выход на общее продолжение. Вот как изображается ветвление на блок-схеме и АЯ (рис. 3.4).
Условие представляет собой утверждение, которое может быть либо истинным, либо ложным. Такое утверждение называется логическим выражением.
Неполная форма ветвления имеет место, когда на ветви «нет» пусто (рис. 3.5).
Цикл — повторение некоторой группы действий по условию. Различают два типа цикла. Первый — цикл с предусловием: цикл-пока (рис. 3.6).
Пока условие истинно, выполняется серия, образующая тело цикла.
Второй тип циклической структуры — цикл с постусловием: цикл-до (рис. 3.7).
Здесь тело цикла предшествует условию цикла. Тело цикла повторяет свое выполнение, если условие ложно. Повторение прекращается, когда условие становится истинным.
6. Какой алгоритм называется структурным?
Предполагаемый ответ: Любое действие в алгоритме задается следующими структурами: следование, ветвление, цикл. Алгоритм, построенный с помощью этих структур называется структурным
7. Входят ли в алфавит Паскаля русские буквы? Для чего их можно использовать?
Предполагаемый ответ: Да, входят. Использовать их можно только для комментариев, в символьных и текстовых константах
8. Напишите оператор присваивания, в результате выполнения которого целочисленной переменной h присвоится значение цифры, стоящей в разряде сотен в записи положительного целого числа k (например, если k = 28 796, то h = 7)
Предполагаемый ответ:
Program N1;
var
h, k: integer;
begin
writeln (‘Введите k’);
readln(k);
writeln (‘Ваш k=’, k);
h := (k mod 1000) div 100;
writeln(‘h=’, h);
end.
9. Для следующих математических выражений запишите соответствующие арифметические выражения на Паскале:
Предполагаемый ответ:
а) a+b*x+c*y*z;
б)abs((a*x-b)*x+c)*x-d;
в)(a+b)/c+c/(a*b); г)((x+y)/a1)*(a2*(x-y));
д)10000*a+(3/5)*b;
e) (1+x/2+y/3)/(1+2/(3+x*y))
10. Напишите линейную программу, в результате выполнения которой в целочисленной переменной S получится перевернутое целое четырехзначное число k. Например: если k = 1357, то S = 7531.
Предполагаемый ответ:
Program N2;
var
a, b, c, d, s, k: integer;
begin
writeln (‘Введите k’);
readln(k);
writeln (‘Ваш k=’, k);
a := k div 1000;
b :=(k mod 1000)div100;
c := (k mod 100)div10;
d:= k mod 10;
s:= d*1000+c*100+b*10+a;
writeln(‘s=’, s);
end.
Подведение итогов актуализации опорных знаний. Комментирование и выставление оценок ответов студентов в ведомость учета успеваемости студентов группы 1ТО (приложение 2).
4. Начальная мотивация учебной деятельности (1 мин)
Дидактическая задача этапа: заинтересовать студентов к изучению данной темы.
Содержание этапа: сообщение информации, подготавливающей студентов к восприятию новой темы.
Преподаватель: Знания и умения, которые вы получите на данном занятии, необходимы для дальнейшего изучения данной учебной дисциплины, а также других учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональной направленности и найдут практическое применение при вашем трудоустройстве по специальности.
5. Изучение нового материала (55 мин)
Дидактическая задача этапа: дать студентам конкретное представление об изучаемых вопросах. Добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Содержание этапа: Организация внимания; сообщение нового материала, рассказ преподавателя, составление таблиц обобщения изучаемого материала (Приложение 1); обеспечение восприятия, осознания, систематизации, сравнения и обобщения этого материала студентами.
Возьмите, пожалуйста, карты занятия и запишите сегодняшнюю дату 29.11.2021 г. Тема и план занятия указаны в карте занятия.
Тема занятия: Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case.
План занятия:
1. Условный оператор IF.
2 Оператор выбора select case.
5.1. Теоретический блок «Логический тип данных. Условный оператор IF» (13 мин)
Ветвление (слайд 7) – алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Полное ветвление: (слайд 8)
If Слогическое выражение
Then Соператор 1
Else соператор 2
Неполное ветвление: (слайд 9)
If Слогическое выражение
Then соператор
То, что в алгоритмах называется условием, в Паскале является логическим выражением, которое вычисляется в первую очередь. Если его значение равно true, то будет выполняться (после Then), если — false, то (после Else) для полной формы или оператор, сразу следующий после условного, для неполной формы (без Else). На ветвях может быть как простой оператор, так и составной — серия операторов в операторных скобках Begin, End.
Вложенное ветвление (слайд 10)
if then
if then
else
else
Составной оператор (слайд 11) — конструкция языка программирования, состоящая из нескольких команд (операторов) языка программирования, но участвующая в программе в качестве единого оператора.
Если в условном операторе после then или после else нужно выполнить несколько операторов, то используют составной оператор – конструкцию вида:
if условие then
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end { конец составного оператора }
else
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end; { конец составного оператора }
Основные операторы сравнения, используемые в записи условного оператора: (слайд 12):
A B А меньше В
A B А меньше или равно В
A = B А равно В
A B А больше В
A = B А больше или равно В
A B А не равно В
Запишите, пожалуйста, в карту занятия определение ветвления, а также основные конструкции записи условного оператора.
Пример решения задачи (слайд 13):
По длинам трех сторон треугольника а, b, с требуется вычислить его площадь. Для решения задачи используется формула Герона
где р = (а + b + с)/2 — полупериметр треугольника. Исходные данные должны удовлетворять основному соотношению для сторон треугольника — длина каждой стороны должна быть меньше суммы длин двух других сторон, и длины сторон не могут быть отрицательными величинами.
Имея возможность в одном условном операторе записывать достаточно сложные логические выражения, используя логические операции, мы можем сразу «отфильтровать» все варианты неверных исходных данных.
Program Geron; (слайд 14)
Var А, В, С, P, S : Real;
Begin
WriteLn('Введите длины сторон треугольника: ');
Write('а = '); ReadLn(А);
Write('b= '); ReadLn(В);
Write('c='); ReadLn(C);
If (A0) and (B0) and (C0) and (A+BC) and (B+С A) and (A+CB)
Then Begin
P := (A+B+С)/2; S := Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('Площадь=', S)
End
Else WriteLn('Неверные исходные данные’)
End.
Пример 2 (слайд 15):
Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно».
Блок-схема алгоритма приведена на рис.
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\Lenovo\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET
Этот алгоритм имеет структуру вложенных ветвлений и может быть запрограммирован с использованием условного оператора
If следующим образом: (слайд 16)
Program Marks_1;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(' Введите оценку: ‘); ReadLn(N);
If N=5
Then WriteLn('Отлично’)
Else If N=4
Then WriteLn('Хорошо’)
Else If N=3
Then WriteLn('Удовлетворительно ')
Else If N=2
Then WriteLn('Неудовлетворительно’)
Else WriteLn(' Неверная оценка ‘)
End.
Преподаватель: для осмысления изученного материала у вас есть 1 минута, потом вам будет необходимо ответить на несколько вопросов.
5.2. Закрепление изученного материала (5 мин):
Дидактическая задача: закрепить у студентов знания и умения по материалу теоретического блока «Логический тип данных. Условный оператор IF»
Содержание этапа: Закрепление полученных знаний и умений путем ответа на вопросы преподавателя.
Преподаватель: для закрепления изученного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы (слайд 17):
1. Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление и вложенное ветвление?
Предполагаемый ответ:
Полное ветвление:
If Слогическое выражение
Then Соператор 1
Else соператор 2
Неполное ветвление:
If Слогическое выражение
Then соператор
Вложенное ветвление:
if then
if then
else
else
2. Что такое составной оператор и для чего он используется в условном операторе?
Составной оператор— конструкция языка программирования, состоящая из нескольких команд (операторов) языка программирования, но участвующая в программе в качестве единого оператора.
if условие then
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end { конец составного оператора }
else
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end; { конец составного оператора }
3. Запишите на языке Паскаль следующие условия:
y≠0
x не кратно 7
-5x
a≥0
Предполагаемый ответ:
y0
(x mod 7)0
(x-5) and (x
a=0
4. Дана программа на языке Паскаль
Program A2;
var a, b, c, min: real;
begin
Writeln (‘Введите 3 числа’);
Readln (a, b, c);
a | b | c | min |
10 | 5 | 1 | |
10 | 5 | 7 | |
2 | 10 | 5 | |
min:=a;
if bthen min:=b;
if cthen min:=c;
Writeln (‘min:’, min)
end.
Предполагаемый ответ:
Подведение итогов освоения материала теоретического блока «Логический тип данных. Условный оператор IF».
Преподаватель: перейдем к рассмотрению оператора выбора select case.
5.3. Теоретический блок «Оператор выбора select case» (12 мин)
Оператор выбора (слайд 18):
Case Of
: ;
N: N;
Else
End
— это выражение любого порядкового типа;
— постоянная величина того же типа, что и селектор;
— любой простой или составной оператор.
Выполнение оператора выбора происходит так:
- вычисляется выражение-селектор;
- затем в списках констант ищется такое значение, которое совпадает с полученным значением селектора;
- далее исполняется оператор, помеченный данной константой.
Если такой константы не найдено, то происходит переход к выполнению оператора, следующего после слова Else.
Особенности (слайд 19):
Значения при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать:
Перечисления (2,3,4)
Диапазон (2…4)
Смесь (2…4,5,6)
Употребление конструкции select case на примере задачи (слайд 20):
Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование:
5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно»,
2 — «неудовлетворительно».
Program Marks_2;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(’ Введите оценку:’);
ReadLn(N);
Case N Of
5: WriteLn('Отлично’);
4: WriteLn('Хорошо’);
3 : WriteLn('Удовлетворительно’);
2 : WriteLn('Неудовлетворительно');
Else WriteLn('Неверная оценка')
End.
Употребление конструкции select case на примере задачи (слайд 21):
В этом примере демонстрируется использование списка констант в операторе выбора. Программа сообщает, сдал студент экзамен или не сдал. Если оценка одна из следующих:
3, 4, 5, то экзамен сдан; если 2, то не сдан.
Program Marks_3;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(’ Введите оценку:’);
ReadLn(N);
Case N Of
3, 4, 5: WriteLn('Экзамен сдан');
2: WriteLn('Экзамен не сдан’);
Else WriteLn('Нет такой оценки')
End.
Если применить условный оператор, то эта программа запишется так:
Program Marks_3;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(’ Введите оценку:’);
ReadLn(N);
If (N=3) or (N=4) or (N=5)
Then WriteLn('Экзамен сдан')
Else If N=2
Then WriteLn('Экзамен не сдан')
Else WriteLn('Нет такой оценки’)
End.
В условии ветвления использовано сложное логическое выражение, содержащее операции логического сложения or (или).
Запишите, пожалуйста, в карты занятия основные понятия и решение задач.
5.4. Закрепление изученного материала (10 мин):
Дидактическая задача: Закрепить у студентов знания и умения по материалу теоретического блока «Оператор выбора select case»
Содержание этапа: Закрепление полученных знаний и умений путем самостоятельного выполнения заданий и ответов на вопросы преподавателя.
Преподаватель: для осмысления и закрепления изученного материала Вам необходимо в течение 5 минут самостоятельно поработать с заданиями для закрепления материала по 2-му теоретическому блоку в карте занятия, далее мы проверим ваши ответы.
Предлагаю вам выполнить следующие задания:
Дан номер месяца. Определить количество дней в этом месяце для не високосного года.
Как зависит число дней от номера месяца?
В чем особенность задачи?
Можно ли решить задачу, используя оператор ветвления if? (слайд 23)
Предполагаемый ответ:
(2 – 28 дней, 4,6,9,11 – 30 дней, 1,3,5,7,8,12 – 31 день)
Выбор не из двух, не из трех, а из двенадцати вариантов в зависимости от номера месяца.
(Да, можно! Но программа получится очень громоздкой, некрасивой, объемной.) Именно в таких случаях, когда имеется ситуация множественного выбора, целесообразно использовать оператор Case.
Program Days;
Var m : integer;
Begin
write('Введите номер месяца: ');
readln ( m );
case m of
2 : writeln(‘В этом месяце 28 дней’);
4,6,9,11 : writeln(‘В этом месяце 30 дней’);
1,3,5,7,8,10,12 : writeln(‘В этом месяце 31 день’);
else
writeln(‘Месяца с таким номером нет’);
end;
End.
2. Даны времена года (весна, зима, лето, осень). Определить какому времени года относится месяц (слайд 23)
Предполагаемый ответ:
Program season of month;
Var
month: byte;
begin
Write (‘Времена года: ’);
readln ( month );
case month of
3..5: writeln (‘Весна’);
6..8: writeln (‘Лето’);
9..11: writeln (‘Осень’);
else writeln (‘Зима’);
end;
End.
3. Дан номер месяца. Определить название этого месяца. Вывести строку — словесное описание соответствующего месяца (слайд 23)
Предполагаемый ответ:
Program month;
Var
m: byte;
begin
Writeln ('Введите номер месяца от 1 до 12');
Readln (m);
case m of
2: writeln ('Февраль');
3: writeln ('Март');
4: writeln ('Апрель');
5: writeln ('Май');
6: writeln ('Июнь');
7: writeln ('Июль');
8: writeln ('Август');
9: writeln ('Сентябрь');
10: writeln ('Октябрь');
11: writeln ('Ноябрь');
12: Writeln ('Декабрь')
else writeln ('Январь');
end
end.
4. Дано целое число в диапазоне 0 – 9. Вывести строку — название соответствующей цифры на русском языке (0 — "ноль", 1 — "один", 2 — "два", ...). (слайд 23)?
Предполагаемый ответ:
Program Numbers;
Var
m: byte;
begin
Writeln ('Введите номер месяца от 0 до 9');
Readln (m);
case m of
1: writeln ('один');
2: writeln ('два');
3: writeln ('три');
4: writeln ('четыре');
5: writeln ('пять');
6: writeln ('шесть');
7: writeln ('семь');
8: writeln ('восемь');
9: writeln ('девять')
else writeln ('ноль');
end
end.
Подведение итогов освоения материала теоретического блока «Оператор выбора select case».
Преподаватель: Перейдем к решению задач с. условным оператором IF и оператором выбора select case
.
5.5. Практический блок «Условный оператор IF. Оператор выбора select case» (слайд 24) (9 мин)
Преподаватель: На основании ранее изученной структуры написания разветвляющихся алгоритмов на языке Паскаль вам необходимо составить программу, в которой по номеру месяца программа выводит некоторую информацию о нем (название, количество дней в месяце и времени года. Программа должна проверять корректность введенных данных, если число меньше 1 или больше 12, то введенные данные не корректны. Если месяц не январь, то программа должна выводить информацию, что это не первый месяц в году. Если месяц не декабрь, то программа должна выводить информацию, что это не последний месяц в году.
Программу надо написать двумя способами с помощью оператора if и с помощью оператора select case.
Для выполнения задания вам дается 8 минут. Далее я задам вам несколько вопросов.
Вариант написания задачи.
оператор if | оператор select case |
Program Number of month; Var month: byte; begin Write (‘Введите номер месяца’); Readln (month); If (month 12) then Writeln (‘Вы ввели не правильный номер месяца!’) else begin Write (‘Название месяца: ’); If month = 1 then Writeln (‘Январь’) else If month = 2 then Writeln (‘Февраль’) else If month = 3 then Writeln (‘Март’) else If month = 4 then Writeln (‘Апрель’) else If month = 5 then Writeln (‘Май’) else If month = 6 then Writeln (‘Июнь’) else If month = 7 then Writeln (‘Июль’) else If month = 8 then Writeln (‘Август’) else If month = 9 then Writeln (‘Сентябрь’) else If month = 10 then Writeln (‘Октябрь’) else If month = 11 then Writeln (‘Ноябрь’) else Writeln (‘Декабрь’); Write (‘Количество дней в месяце: ’); If (month = 1) or (month = 3) or (month = 5) or (month = 7) or (month = 8) or (month = 10) or (month = 12) then Writeln (‘31’) else If (month = 4) or (month = 6) or (month = 9) or (month = 11) then Writeln (‘30’) else Writeln (’28 или 29’); Write (‘Времена года: ’); If (month = 3) and (month then Writeln (‘Весна’) else If (month = 6) and (month then Writeln (‘Лето’) else If (month = 9) and (month then Writeln (‘Осень’) else Writeln (‘Зима’); If not (month = 1) then Writeln (‘Это не первый месяц в году!’); If not (month = 12) then Writeln (‘Это не последний месяц в году!’); end; end. | Program Number of month; Var month: byte; begin Write (‘Введите номер месяца’); Readln (month); If (month 12) then Writeln (‘Вы ввели не правильный номер месяца!’) else begin Write (‘Название месяца: ’); case month of 1: writeln (‘Январь’); 2: writeln (‘Февраль’); 3: writeln (‘Март’); 4: writeln (‘Апрель’); 5: writeln (‘Май’); 6: writeln (‘Июнь’); 7: writeln (‘Июль’); 8: writeln (‘Август’); 9: writeln (‘Сентябрь’); 10: writeln (‘Октябрь’); 11: writeln (‘Ноябрь’); 12: Writeln (‘Декабрь’); end; Write (‘Количество дней в месяце: ’); case month of 1, 3, 5, 7, 10, 12: writeln(‘31’); 4, 6, 9, 11: writeln(‘30’); else write (’28 или 29’); end; Write (‘Времена года: ’); case month of 3..5: writeln (‘Весна’); 6..8: writeln (‘Лето’); 9..11: writeln (‘Осень’); else writeln (‘Зима’); end; If not (month = 1) then Writeln (‘Это не первый месяц в году!’); If not (month = 12) then Writeln (‘Это не последний месяц в году!’); end; end. |
5.6. Закрепление изученного материала (4 мин):
Итак, давайте ответим на вопросы (слайд 25):
1. На вход программы, фрагмент которой приведённой ниже, поданы числа 10 и 15.
read x, y;
if xy then begin x:=x – y; y:=x+y end
else begin y:=y – x; x:=x - y end;
write (x, ‘ ‘, y)
Какие значения будут выведены после выполнения этого фрагмента?
-5 5
5 50
5 5
10 15
Предполагаемый ответ: c 5 5
2. Дан условный оператор: if aЗдесь условием является …
все ответы верные
y:=a+3
y:=a
a
Предполагаемый ответ: d) a
3. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы: (слайд 26):
a:=100;
b:=30;
a:=a – b*3;
if ab then c:=a – b else c:=b – a;
70
130
20
-20
Предполагаемый ответ: c) 20.
4. If в условном операторе переводится как...
Если
Ввод
Тогда
Иначе
Условие
Предполагаемый ответ: е) Условие
Подведение итогов по составлению программы с условным оператором IF и оператором выбора select case.
6. Обобщение и систематизация изученного материала (5 мин)
Дидактическая задача: обобщить изученный на занятии материал.
Содержание этапа: обобщение полученных знаний и умений путем ответа на вопросы преподавателя.
Преподаватель: для обобщения всего изученного на занятии предлагаю вам ответить на следующие вопросы (слайд 27):
1.Что было изучено сегодня на занятии?
Предполагаемый ответ: Изучено Логический тип данных, условный оператор IF и оператор выбора select case.
2. Охарактеризуйте кратко программирование ветвлений.
Предполагаемый ответ:
Программирование ветвлений |
Условный оператор | Оператор выбора |
If слогическое выражение Then Else Если истинно, то выполняется , иначе выполняется . и — простые или составные операторы. В неполном ветвлении отсутствует ветвь Else | Case Of : ; : ; Else End Здесь — выражение порядкового типа; константы имеют тот же тип. Выполняется только одна из ветвей выбора, которая содержит константу, совпадающую со значением селектора. Ветвь Else может отсутствовать |
3. Можно считать цели занятия достигнутыми?
Предполагаемый ответ: Цели занятия можно считать достигнутыми.
7. Итоговая часть занятия (4 мин)
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа: Оценка работы учебной группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных оценок, замечания по занятию. Оценки вносятся в ведомость учета успеваемости студентов группы 1ТО (приложение 3).
8. Сообщение домашнего задания (1 мин)
Дидактическая задача этапа: сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить порядок его выполнения, подвести итоги работы.
Содержание этапа: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания студентами содержания работы и способов её выполнения.
Домашнее задание (слайд 28): выучить конспект занятия.
Преподаватель: вы сегодня продуктивно поработали и заслуженно получили оценки (слайд 29). Я думаю, что мы достигли поставленной цели. Хочу поблагодарить вас за подготовку и помощь в проведении занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для студентов:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Для преподавателя:
2. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. Книга для учителя / И.Н. Бежина, Н.Г. Иванова, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие / И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта занятия
Дата проведения занятия ____________
Лекция №26
Тема занятия: «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case.»
План занятия:
1. Логический тип данных. Условный оператор IF.
2. Оператор выбора select case.
1. Теоретический блок «Логический тип данных. Условный оператор IF».
Таблица 1
Ветвление - это … | |
Полное ветвление (блок-схема, на алгоритмическом языке, на языке Паскаль | блок-схема | АЯ | Паскаль |
| | |
Не полное ветвление (блок-схема, на алгоритмическом языке, на языке Паскаль | блок-схема | АЯ | Паскаль |
| | |
Вложенное ветвление | |
Составной оператор | |
Операции сравнения | 1. 2. 3. | 4. 5. 6. |
Вычисление По длинам трех сторон треугольника a,b,c требуется вычислить его площадь | |
Реализация задачи с условным оператором: Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно». | |
Закрепление материала 1-го теоретического блока:
1. Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление?
2. Что такое составной оператор и для чего он используется в условном операторе?
3. Запишите на языке Паскаль следующие условия:
Условие | Запись на Паскаль |
y≠0 | |
x не кратно 7 | |
-5 | |
a≥0 | |
4.
Дана программа на языке Паскаль
Program A2;
var a, b, c, min: real;
begin
Writeln (‘Введите 3 числа’);
Readln (a, b, c);
min:=a;
if bthen min:=b;
if cthen min:=c;
Writeln (‘min:’, min)
end.
a | b | c | min |
10 | 5 | 1 | |
10 | 5 | 7 | |
2 | 10 | 5 | |
2. Теоретический блок «Оператор выбора select case»
Таблица 2
Оператор выбора: | |
Особенности | 1 |
2 |
3 |
Реализация задачи с оператором выбора: Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно». | |
Реализация задачи с оператором выбора: написать программу, которая сообщает, сдал студент экзамен или не сдал. Если оценка одна из следующих: 3, 4, 5, то экзамен сдан; если 2, то не сдан. | |
Реализация задачи с условным оператором: написать программу, которая сообщает, сдал студент экзамен или не сдал. Если оценка одна из следующих: 3, 4, 5, то экзамен сдан; если 2, то не сдан. | |
Закрепление материала 2-го теоретического блока:
1. Задача. Дан номер месяца. Определить количество дней в этом месяце для не високосного года.
Как зависит число дней от номера месяца?
В чем особенность задачи?
Можно ли решить задачу, используя оператор ветвления if?
2. Задача. Даны времена года (весна, зима, лето, осень). Определить какому времени года относится месяц.
3. Задача. Дан номер месяца. Определить название этого месяца. Вывести строку — словесное описание соответствующего месяца....).
4. Задача. Дано целое число в диапазоне 0 – 9. Вывести строку — название соответствующей цифры на русском языке (0 — "ноль", 1 — "один", 2 — "два", ...).
3. Практический блок «Условный оператор IF. Оператор выбора select case»
Таблица 3
оператор if | оператор select case |
| |
Закрепление материала 3-го практического блока:
1. 1. На вход программы, фрагмент которой приведённой ниже, поданы числа 10 и 15.
read x, y;
if xy then begin x:=x – y; y:=x+y end
else begin y:=y – x; x:=x - y end;
write (x, ‘ ‘, y)
Какие значения будут выведены после выполнения этого фрагмента?
-5 5
5 50
5 5
10 15
2. Дан условный оператор: if athen y:=a else y:=a+3. Здесь условием является …
все ответы верные
y:=a+3
y:=a
a
3. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы: (слайд 26):
a:=100;
b:=30;
a:=a – b*3;
if ab then c:=a – b else c:=b – a;
70
130
20
-20
4. If в условном операторе переводится как...
Если
Ввод
Тогда
Иначе
Условие
Приложение 2
Опорный конспект занятия
Тема занятия: «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case»
Изучаемые теоретические блоки:
1. Логический тип данных. Условный оператор IF.
2. Оператор выбора select case
Блок 1 Логический тип данных. Условный оператор IF
Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Разветвляющийся алгоритм бывает:
Составной оператор – конструкция языка программирования, состоящая из нескольких команд (операторов) языка программирования, но участвующая в программе в качестве единого оператора.
Если в условном операторе после then или после else нужно выполнить несколько операторов, то используют составной оператор – конструкцию вида:
if условие then
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end { конец составного оператора }
else
begin { начало составного оператора }
... { несколько операторов }
end; { конец составного оператора }
Основные операторы сравнения, используемые в записи условного оператора:
A B А меньше В
A B А меньше или равно В
A = B А равно В
A B А больше В
A = B А больше или равно В
A B А не равно В
Вычисление по формуле Герона на языке программирования Паскаль
По длинам трех сторон треугольника а, b, с требуется вычислить его площадь. Для решения задачи используется формула Герона
Решение:
Program Geron;
Var А, В, С, P, S : Real;
Begin
WriteLn('Введите длины сторон треугольника: ');
Write('а = '); ReadLn(А);
Write('b= '); ReadLn(В);
Write('c='); ReadLn(C);
If (A0) and (B0) and (C0) and (A+BC) and (B+С A) and (A+CB)
Then Begin
P := (A+B+С)/2; S := Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('Площадь=', S)
End
Else WriteLn('Неверные исходные данные’)
End.
Реализация задачи на языке Паскаль
Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно».
Решение
Program Marks_1;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(' Введите оценку: ‘); ReadLn(N);
If N=5
Then WriteLn('Отлично’)
Else If N=4
Then WriteLn('Хорошо’)
Else If N=3
Then WriteLn('Удовлетворительно ')
Else If N=2
Then WriteLn('Неудовлетворительно’)
Else WriteLn(' Неверная оценка ‘)
End.
Блок 2 Оператор выбора select case.
Case Of
1: 1;
N: N;
Else
End
— это выражение любого порядкового типа;
— постоянная величина того же типа, что и селектор;
— любой простой или составной оператор.
Выполнение оператора выбора происходит так:
- вычисляется выражение-селектор;
- затем в списках констант ищется такое значение, которое совпадает с полученным значением селектора;
- далее исполняется оператор, помеченный данной константой.
Если такой константы не найдено, то происходит переход к выполнению оператора, следующего после слова Else.
Особенности
Значения при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать
Задача
Требуется перевести пятибалльную оценку в ее наименование:5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно».
Program Marks_2;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(’ Введите оценку:’);
ReadLn(N);
Case N Of
5: WriteLn('Отлично’);
4: WriteLn('Хорошо’);
3 : WriteLn('Удовлетворительно’);
2 : WriteLn('Неудовлетворительно');
Else WriteLn('Неверная оценка')
End;
End.
Задача
В этом примере демонстрируется использование списка констант в операторе выбора. Программа сообщает, сдал студент экзамен или не сдал. Если оценка одна из следующих:
3, 4, 5, то экзамен сдан; если 2, то не сдан.
Program Marks_3;
Var N: Integer;
Begin
WriteLn(’ Введите оценку:’);
ReadLn(N);
Case N Of
3, 4, 5: WriteLn('Экзамен сдан');
2: WriteLn('Экзамен не сдан’);
Else WriteLn('Нет такой оценки')
End;
End.
Приложение 3
Ведомость
учета успеваемости студентов группы 1ТО
№ п/п | Ф.И.О. | Устный фронтальный опрос | Закрепление нового материала | Всего |
1 | Бекмеметьев Данил Дмитриевич | | | |
2 | Земляной Андрей Васильевич | | | |
3 | Калашник Анастасия Дмитриевна | | | |
4 | Колодяжный Данил Артурович | | | |
5 | Конюшенко Иван Анатольевич | | | |
6 | Костюк Станислав Викторович | | | |
7 | Куксин Данил Дмитриевич | | | |
8 | Линник Павел Андреевич | | | |
9 | Поливко Евгений Викторович | | | |
10 | Пономарев Александр Владимирович | | | |
11 | Прылипко Денис Артемович | | | |
12 | Пыриков Кирилл Денисович | | | |
13 | Ромашевский Ярослав Эдуардович | | | |
14 | Сень Ярослав Данилович | | | |
15 | Спивак Никита Александрович | | | |
16 | Сухоричкин Андрей Евгеньевич | | | |
17 | Хоптинский Виктор Ярославович | | | |
18 | Черчинец Мариан Марианович | | | |
Презентация к открытому занятию
на тему «Логический тип данных. Условный оператор IF. Оператор выбора select case»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
33