МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум»
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
на тему:
«ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»
ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит
специальность: 38.02.06 Финансы
Донецк, 2021
Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОП. 06. Финансы, денежное обращение и кредит на тему «Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений» для студентов специальности 38.02.06 Финансы/Цыганкова Н.С. – Донецк, 2021 – 52 стр.
Составитель:
Цыганкова Наталья Сергеевна, преподаватель ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Таган-Барановского, специалист первой категории.
Методическая разработка содержит материалы для проведения лекционного занятия на тему «Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений» в форме комбинированного занятия с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с элементами проблемно-поисковых, интерактивных и мультимедийных технологий.
Для преподавателей финансовых дисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рецензенты:
Хорошева Елена Ивановна, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»;
Хайтова Татьяна Анатольевна, к.э.н, преподаватель ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей категории
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
финансовых дисциплин
Протокол № 4 от 21.12.2021г.
Председатель ЦК
_____________ Н.С. Цыганкова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….…….. | 4 |
Методические рекомендации к лекционному занятию…………………….….. | 6 |
Критерии оценивания качества выполнения задания…………………….….… | 10 |
План занятия…………………………………………………………………..….. | 11 |
Технологическая карта занятия…………………………………………….……. | 12 |
Содержание и ход занятия………………………………………………….….… | 13 |
Приложения……………………………………………………………………….. | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовая система – это основа эффективного развития экономики государства. Стабильность финансовой системы благоприятно влияет на все сферы общественной жизни. Финансовая система государства решает множество проблем современного общества: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, излишняя социальная напряженность, отрицательно влияющая на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Осознавая всю важность финансовой системы, необходимо понимать, как она функционирует и каким образом действует, т.е. механизм финансовой системы современного государства.
Одной из актуальных и принципиально важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.
Поэтому целью данного занятия является не только рассмотрение вопросов, раскрывающих сущность, принципы построения, состав и структуру финансовой системы современного государства, но исследование проблем функционирования отдельных звеньев финансовой системы Донецкой Народной Республики и определение путей их решения.
Поскольку лекция носит проблемный характер, то в ходе ее проведения новые знания доводятся через проблемность вопросов, связанных с необходимостью изучения состава и структуры финансовой системы Донецкой Народной Республики и ее правового регулирования. В ходе изложения материала лекции используется диалог со студентами как способ проверки их базовых знаний и способностей к аналитическому мышлению в профессиональной сфере. Применение элементов исследовательской деятельности способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений по вопросам современного состояния финансовых правоотношений в Донецкой Народной Республике, определения возможности для полноценного функционирования всех сфер и звеньев финансовой системы.
Считаю, что это одна из наиболее интересных форм проведения лекции, так как при изложении информации можно задействовать всех обучающихся, предложить им высказывать свое мнение. Если мнение студента ошибочное, то возникает возможность обсуждения, в ходе которого вырабатывается оптимальное решение проблемы.
Проверка знаний обучающихся проводится в форме групповой работы посредством выполнения интерактивного задания «Реши кроссворд», а закрепление пройденного материала – путем решения тестовых заданий. Использование активных форм опроса позволяет подготовить студентов к восприятию нового материала и систематизировать полученные на занятии знания.
Методологическое значение лекции по теме: «Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений» состоит в том, что в ней раскрываются теоретические и законодательные основы построения финансовой системы современного государства, рассматриваются проблемы функционирования отдельных звеньев финансовой системы Донецкой Народной Республики и определяются пути их решения.
Главные дидактические цели лекции: дать обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью изучения лекционного материала; привить интерес к изучаемой теме, развить самостоятельность и творчество в мышлении будущих специалистов среднего звена в сфере финансов.
К занятию составлена презентация, имеющая практическую направленность и позволяющая максимально увеличить плотность и темп занятия. Ее материалы отражены в ПРИЛОЖЕНИИ 5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ
Дата: 27.01.2022г. Группа: 9Ф-20-1
ТЕМА: ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные:
изучение состава и структуры финансовой системы Донецкой Народной Республики и ее правового регулирования;
формирование у студентов знаний о сущности и принципах построения финансовой системы современного государства;
исследование проблем функционирования отдельных звеньев финансовой системы Донецкой Народной Республики и определение путей их решения.
Развивающие:
развитие логического мышления при общем оценивании роли финансовых ресурсов, их использовании и влиянии на развитие финансовой системы государства;
развитие умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между основными звеньями финансовой системы Донецкой Народной Республики, применять законодательные акты, отображающие цели и задачи, направленные на совершенствование государственной финансовой системы;
развитие навыков исследовательской деятельности при рассмотрении проблем, связанных с развитием финансовой системы в современном обществе.
Воспитательные:
воспитание у студентов стремления к получению профессиональных знаний в сфере организации финансовых правоотношений в Донецкой Народной Республике, самостоятельному выполнению задач профессионального и личностного развития, определению способов их решения на практике.
Методическая цель:
создание условий для совершенствования познавательных и творческих навыков обучающихся, овладения умениями ориентироваться самостоятельно в информационном пространстве, развития профессионального мышления при исследовании проблем функционирования отдельных звеньев финансовой системы Донецкой Народной Республики и определения путей их решения.
Формируемые компетенции:
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
Профессиональные:
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы ДНР;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти.
Образовательные технологии:
- проблемное обучение;
- групповые и индивидуальные методы работы;
- «диалог с аудиторией»:
- частично исследовательские методы обучения.
Продолжительность занятия: 80 минут
Место проведения: лаборатория № 301 «Учебный финансовый отдел».
Оборудование занятия:
Методическое:
рабочая программа учебной дисциплины;
методическая разработка занятия;
опорный конспект лекции;
кроссворд, тестовые задания.
Техническое:
ноутбук;
мультимедиа проектор;
презентация.
Тип занятия: комбинированная лекция.
Вид занятия: проблемная лекция с элементами групповой работы, дискуссии.
Межпредметные связи:
обеспечивающие дисциплины: Экономика, Экономика организации, Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
параллельно изучаемые дисциплины: МДК.01.01. Основы организации и функционирования бюджетной системы ДНР;
обеспечиваемые дисциплины: МДК. 03.01. Финансы организаций, МДК.02.01. Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы ДНР, Налоги и налогообложение, Страхование, УП.01. Учебная практика по ПМ.01. Финансово-экономическое планирование в секторе государственного управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основные источники:
-
Закон Донецкой Народной Республики «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 07.08.2020 г.№ 174-IIНС.
-
Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015г.№ 99-IНС.
-
Закон Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» от 28.06.2019г. № 46-IIНС.
-
Закон Донецкой Народной Республики «Об основах общеобязательного социального страхования» от 30.04.2015г. № 37-IHC.
-
Закон Донецкой Народной Республики «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 28.12.2020г.от №239-IIНС.
-
Постановление Президиума Совета Министров ДНР «Временный порядок о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики» от 18.04.2015г. № 6-7» (с изменениями и дополнениями).
-
Проект Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике».
-
Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. И. Юзвович, М. С. Марамыгина, Е. Г. Князевой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2019 – 355 с.
-
Чалдаева, Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Дыдыкин; под редакцией Л. А. Чалдаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. –381 с.
-
Юзвович, Л. И. Финансы и кредит [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Л. И. Юзвович, Е. Г. Князева, Ю. В. Истомина ; под ред. проф. Л. И. Юзвович ; Мин-во науки и высшего образования РФ. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 280 с.
Дополнительные источники:
-
Финансы [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ковалева [и др.]; под редакцией А. М. Ковалевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
-
Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы. – Донецк, 2017.– 84 с.
-
Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». – Донецк, 2018. – Ч.I. – 124 с.
-
Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». – Донецк, 2020. 260 с.
Интернет-ресурсы
-
Законодательство/Официальный сайт Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnronline.su/doc/
-
Официальный сайт Министерства финансов Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://minfindnr.ru/
-
Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mer.govdnr.ru/
-
Официальный сайт Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mdsdnr.ru/
-
Официальный сайт Пенсионного Фонда Донецкой Народной Республики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pfdnr.ru/
-
Официальный сайт Республиканского центра занятости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcz-dnr.ru/
-
Официальный сайт Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fsssvn-dnr.ru/
-
Официальный сайт Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.– [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://fondnsdnr.ru
9. Центр дистанционного обучения ДОНФЭТ ДОННУЭТ - Режим доступа: http://distant.donfet.donnuet.education.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Ответ каждого студента, участвующего в проведении занятия, оценивается определенным количеством баллов (табл.1).
Таблица 1
Критерии оценивания активности студентов при проведении занятия
№ п/п | Виды работы | Максимальное количество баллов |
1. | Решение кроссворда | 10 баллов – команда правильно и быстро решила кроссворд; 7 баллов – команда быстро решила кроссворд, однако имеют место неточности (до 3 слов не разгадано); 0 баллов – не разгадано 3 и больше слов |
2. | Выполнение тестовых заданий | 1 балл – выбран правильный вариант ответа; 0 баллов – вариант ответа выбран неверно. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за выполнение тестовых заданий, составляет – 10,0. |
3. | Поощрительные баллы | 5 баллов – за активное участие в обсуждении темы занятия |
Таким образом, общее максимальное количество баллов, которое может получить каждый студент на занятии, равно 25,0.
При подведении итогов занятия общее количество баллов, заработанное каждым студентом, переводится в соответствующую оценку по четырехбалльной системе (см. табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценивания уровня знаний участников открытого занятия
№ п\п | Общее количество баллов, полученных за выполнение заданий | Оценка уровня знаний по четырехбалльной системе |
1. | 25,0 – 23,0 | 5 (отлично) |
2. | 22,0 – 19,0 | 4 (хорошо) |
3. | 18,0 – 15,0 | 3 (удовлетворительно) |
4. | 14,0 и ниже | 2 (неудовлетворительно) |
Листы оценивания студентов и преподавателя представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- взаимное приветствие преподавателя и студентов;
- отметка отсутствующих в журнале;
- проверка готовности к занятию студентов, аудитории.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Актуализация опорных знаний студентов проводится в форме групповой работы посредством выполнения интерактивного задания «Реши кроссворд».
4. ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- мотивация учебной деятельности студентов;
- установление межпредметных связей;
- изложение материала лекции;
- заполнение опорного конспекта.
5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Студентам предлагается выполнить тестовые задания.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
- подведение итогов занятия: выводы, замечания, выставление оценок с комментированием и обоснованием;
- рефлексия.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Формы и методы проведения | Содержание событий | Примерное время выполнения |
1. Организационный этап | Вербальный | Приветствие; проверка присутствия студентов на занятии, готовности аудитории к проведению занятия | 2 мин. |
2. Сообщение темы и целей занятия | Постановка целей и задач относительно проведения лекционного занятия | Вступительное слово преподавателя (определение важности изучения темы). Определение темы занятия, сообщение плана лекции, постановка целей проведения занятия | 5 мин. |
3. Этап актуализации знаний (актуализация опорных знаний студентов) | Определение изученных ранее терминов | Объединение студентов в команды, решение кроссворда | 10 мин. |
4. Этап освоения новых знаний | Организационные, вербальные Визуализация (презентация, заполнение структурно-логических схем); развитие способности получения новых знаний на основе анализа учебного материала | Мотивация учебной деятельности (постановка проблемного вопроса) Установление междисциплинарных связей Изучение нового материала: изложение материала лекции с просмотром презентации, статистической информации, заполнение опорного конспекта. | 45 мин. |
5. Этап закрепления полученных знаний | Выполнение тестовых заданий | Выполнение заданий для закрепления учебного материала | 10 мин. |
6. Заключительный этап занятия | Обобщение результатов занятия | Подведение итогов занятия: выводы, замечания, выставление оценок с комментарием и обоснованием; рефлексия полученных знаний. | 6 мин. |
7. Домашнее задание | Объявление домашнего задания. | Рекомендации по выполнению заданий | 2 мин. |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- взаимное приветствие преподавателя и студентов;
- отметка отсутствующих в журнале;
- проверка готовности к занятию студентов, аудитории.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Актуализация опорных знаний студентов проводится в форме групповой работы посредством выполнения интерактивного задания «Реши кроссворд» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
4. ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
- мотивация учебной деятельности студентов (вступительное слово преподавателя);
- постановка проблемного вопроса:
Современное состояние и перспективы развития финансовой системы Донецкой Народной Республики;
установление межпредметных связей;
изложение материала лекции;
заполнение опорного конспекта (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
План
-
Сущность финансовых ресурсов и направления их использования.
-
Понятие финансовой системы, принципы ее построения.
-
Состав и структура финансовой системы.
-
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы государства.
-
Сущность финансовых ресурсов и направления их использования
В процессе распределения ВВП на уровне государства, предприятий, организаций и населения формируются доходы и денежные накопления, которые составляют основу финансовых ресурсов.
Следовательно, финансовые ресурсы представляют собой совокупность доходов и накоплений, находящихся в распоряжении предприятий, организаций, государства, населения, которые направляются на удовлетворение общественных потребностей с целью обеспечения непрерывного процесса общественного воспроизводства и повышения материального благосостояния населения.
Различают понятие финансовых ресурсов на макро- и микроуровне.
На макроуровне финансовые ресурсы – это денежные фонды, образующиеся в процессе распределения и использования ВВП за определенный период времени.
Финансовые ресурсы на микроуровне – аккумулированные предприятием из различных источников денежные средства, которые поступают в его обращение и предназначены для покрытия потребностей предприятия.
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики:
- государственного;
- предпринимательского;
- частного.
В распоряжении государства находятся ресурсы:
бюджетной системы (основная часть финансовых ресурсов) – это денежные средства, которые сконцентрированы во всей бюджетной системе государства (40-70% всех финансовых поступлений);
централизованных и отдельных децентрализованных фондов денежных средств;
государственных финансовых институтов (ЦБ, государственных кредитных учреждений).
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
-
налоговые платежи;
-
доходы от приватизации;
-
доходы от государственных и коммерческих предприятий;
-
государственный и местный кредиты;
-
доходы от внешнеэкономической деятельности;
-
финансовая помощь;
-
эмиссия денег;
-
доходы от эмиссии ценных бумаг.
К финансовым ресурсам предприятий относятся:
- уставный капитал – первоначальные финансовые ресурсы;
- нераспределенная прибыль – приращенные финансовые ресурсы;
- амортизационный фонд;
- резервный фонд;
- фонд экономического стимулирования,
- кредитные ресурсы – временно находящиеся в распоряжении предприятия финансовые ресурсы;
- целевые поступления.
Финансовые ресурсы населения представлены накоплениями, депозитами, вкладами в финансовую систему.
Источники финансовых ресурсов населения: заработная плата; премии, надбавки; выплаты социального характера; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от участия в прибыли; доходы от операций с личным имуществом, от финансово-кредитных операций; социальные трансферты (пенсии, помощь, стипендии).
Источники финансовых ресурсов на микроуровне:
-
Собственные – денежные средства, полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности, которые не подлежат возврату (уставный капитал, прибыль, амортизация, полученные % по ЦБ, дивиденды).
-
Заемные – денежные средства, полученные в результате кредитов и займов, которые принимают характер задолженности (кредиторская задолженность; кредиты банков, небанковских кредитных учреждений; обязательства по расчетам).
Основные направления использования финансовых ресурсов
Находящихся в распоряжении государства | Находящихся в распоряжении предприятия |
развитие народного хозяйства, его структурная перестройка; | расширенное воспроизводство; |
финансирование соц. сферы; | развитие предприятия; |
социальная защита населения; | решение социальных проблем; |
внешнеэкономическая деятельность; | материальное стимулирование; |
охрана окружающей среды; | образование финансовых резервов; |
управление; | удовлетворение других потребностей. |
оборона государства; | |
образование материальных резервов и т.д. | |
Наиболее актуальным вопросом усовершенствования финансовых отношений является вопрос о восстановлении рационального соотношения между централизованными (государственными) и децентрализованными (предприятий) финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных взносов приводит к увеличению финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, сокращению финансовых ресурсов предприятий, что негативно отражается на результатах их деятельности, отрицательно влияет на материальную заинтересованность в достижении лучших показателей, а также благоприятствует оттоку средств в теневой сектор.
Основными проблемами в сфере воспроизводства, распределения и использования финансовых ресурсов могут быть:
- несовершенство финансового законодательства и права;
- неплатежи;
- банкротство предприятий;
- большой внутренний и внешний государственный долг;
- несбалансированность бюджетов всех уровней;
- недостаточно эффективная система управления экономикой и финансами.
Одним из элементов финансовых ресурсов, образование которого является необходимым условием нормального развития экономики, являются финансовые резервы, представляющие собой денежные средства, которые намеренно отвлекаются из хозяйственного оборота с целью их использования в случаях сбоев в процессе общественного воспроизводства.
Финансовые резервы формируются только в денежной форме.
Основные методы формирования финансовых резервов (в зависимости от субъекта, формирующего резерв):
-
бюджетный – образование в составе каждого бюджета резервного фонда. Например, в государственном бюджете, как правило, резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости образования резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий орган;
-
отраслевой – образование финансовых резервов на уровне министерств, отраслевых ведомств на основе отчислений из прибыли предприятий, находящихся в подчинении и выплаты помощи этим предприятиям;
-
хозрасчетный – формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений. Государство законодательно устанавливает обязательный порядок формирования резервного капитала для хозяйственных обществ (например, для АО – в размере 15% размера уставного капитала);
-
страховой – создание фондов страховых организаций. Они создаются за счет взносов участников страхования, и только эти участники могут претендовать на выплаты из этих фондов.
Одним из видов финансовых резервов являются золотовалютные запасы государства.
-
Понятие финансовой системы, принципы ее построения
При единой сущности финансовых отношений существуют определенные особенности в создании и использовании финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, предпринимательских структур, финансовых институтов, для финансового обеспечения их деятельности.
Финансовую систему следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения внутреннего построения и организационной структуры.
С точки зрения внутреннего построения финансовая система – это совокупность отдельных, но взаимосвязанных между собой сфер финансовых отношений, которые имеют особенности в мобилизации и использовании финансовых ресурсов, соответствующий аппарат управления и правовое обеспечение.
Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений, а звено – ее обособленную часть.
С точки зрения внешней структуры финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.
При определении принципов построения финансовой системы следует исходить из общих принципов построения любых систем, а именно:
- принцип единства финансовой системы (т.е. единство политической, экономической основ; финансовая система достигает наибольшей эффективности в условиях отлаженной и законодательно закрепленной деятельности каждого звена; между звеньями финансовой системы существуют тесные взаимосвязи, каждое звено может успешно развиваться лишь при эффективном функционировании системы в целом);
- принцип самостоятельности каждой сферы финансовой системы (каждая сфера и звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения);
- принцип функционального назначения звеньев (в каждой из них решаются свои задания специфическими методами, существуют соответствующие фонды денежных средств и аппарат управления);
- принцип разделения финансовых ресурсов на централизованную и децентрализованную часть;
- административно-территориальный принцип.
Финансовые системы государств могут различаться по своей структуре, поскольку они являются отражением существующей модели экономики. В настоящее время существует около 20 различных моделей финансовых систем отдельных государств.
3. Состав и структура финансовой системы
На современном этапе, как в определении финансов, так и при выделении отдельных их составляющих, формирующих внутреннюю структуру финансовой системы нет единого подхода. Это имеет весьма логическое пояснение. Финансы, как было сказано нами ранее, достаточно разностороннее явление, имеющее различные признаки. Поэтому, беря за основу структуризации разные признаки, ученые по-разному характеризуют и состав финансовой системы.
Структуризация финансовой системы:
1. В зависимости от уровня экономической системы (некоторые экономисты считают этот признак главным в структуризации) выделяют такие сферы финансов:
-
международные финансы (на уровне мирового хозяйства);
-
государственные финансы (на макроуровне);
-
финансы субъектов хозяйствования (на микроуровне);
-
финансы домохозяйств (субмикроуровень);
-
финансовый рынок (обобщающий уровень – обеспечивающая сфера).
2. В зависимости от субъектов финансовую систему можно разделить на следующие сферы:
3. По функциональному назначению выделяют сферы:
4. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы государства
Финансовую систему государства можно представить следующим образом (рис.1):
18
Финансовая система государства
Финансы субъектов хозяйствования
Государственные финансы
Международные финансы
Финансовый рынок
Страхование
Финансы домохозяйств
Личное страхование
Финансы коммерческих предприятий
Государственный и местные бюджеты
Международный финансовый рынок
Рынок денег
Рынок капитала
Государственные целевые фонды
Имущественное страхование
Финансы некоммерческих учреждений и организаций
Финансы международных организаций
Государственный кредит
Страхование ответственности
Финансы международных финансовых институтов
Финансы общественных организаций и благотворительных фондов
Прочие виды страхования
Финансы государственных предприятий и организаций
Рисунок 1. Состав финансовой системы государства
1. Сфера государственных финансов. Государственные финансы отражают общественную централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Оптимальный уровень централизации означает необходимость обеспечения государства достаточными средствами, в то же время, не подрывая финансовой базы предприятий.
Вопрос к студентам: Какой нормативный правовой документ регламентирует бюджетный отношения в Донецкой Народной Республике? (из курса Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Основы организации и функционирования бюджетной системы ДНР).
Характеристика звеньев.
1.1. В сфере государственных финансов центральное место занимают бюджеты, совокупность которых составляет бюджетную систему. Бюджетная система Донецкой Народной Республики состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов.
С помощью бюджета перераспределяется 40-45% ВВП государства. Основными источниками доходов бюджета являются общегосударственные и местные налоги, обязательные сборы и неналоговые поступления (средства от приватизации, поступления от государственных займов, доходы от внешнеэкономической деятельности).
Вопрос к студентам: Какие вам известны налоги, взимаемые на территории Донецкой Народной Республики? Назовите их ставки. (из курса Экономика, Экономика организации).
Динамика наполняемости бюджета Донецкой Народной Республики в 2019 - 2020 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика поступлений в бюджет ДНР в 2019 - 2020 гг.
В анализируемом периоде наблюдается положительная динамика налоговых поступлений. Так, в 2020 году прирост поступлений в бюджет составил 16,2% в сравнении с 2019 годом, а это является ключевым индикатором экономического состояния Республики.
При этом динамика роста поступлений обеспечена по основным бюджетоформирующим налогам и сборам: налог на прибыль – рост составил 8,0%, налог с оборота – 16,8%, упрощенный налог – 15,7%, ввозная пошлина – 47,8%, подоходный налог «сфера бизнеса» – 5,7%. Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов, так в 2020 году их рост составил 12,1% (рис.3).
Рисунок 3. Динамика роста поступлений по основным бюджетообразующим налогам и сборам
Долевая структура поступлений в бюджет налогов и сборов «сферы бизнеса» в 2020 году имела следующую форму (рис.4):
подоходный налог (12,6%),
налог на прибыль (13,5%),
налог с оборота (8,3%),
акцизный налог на алкогольную и табачную продукцию (9,8%),
ввозная пошлина (11,4%),
акцизный налог с ввезенных нефтепродуктов (2,3%),
упрощенный налог (6,4%), а также единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (25,8%).
Рисунок 4. Долевая структура поступлений в бюджет ДНР налогов и сборов «сферы бизнеса».
Используются бюджетные средства на развитие экономики, социально-культурные мероприятия, охрану окружающей среды, охрану правопорядка, оборону, управление и т.д.
1.2. Государственные целевые фонды – это фонды денежных средств, которые имеют целевое назначение и находятся в распоряжении центральных и местных органов власти (концентрируют четверть всех финансовых ресурсов государства). В ДНР такими фондами являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Средства фондов используются, в основном, на социальные нужды.
Вопрос к студентам: Как вы считаете, за счет каких средств формируются указанные социальные фонды?
1.3. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, в которых государство выступает в роли заемщика средств, кредитора или гаранта. Он связан с постоянным противоречием между потребностями государства и его финансовыми возможностями. Для многих государств характерен хронический дефицит бюджета. Поэтому государство чаще всего выступает заемщиком, а кредитором выступают физические, юридические лица, другие государства, международные финансово-кредитные организации. Таким образом, государственный долг может быть внутренним и внешним.
1.4. Финансы государственных предприятий имеют свои особенности, главная из которых – государственная поддержка и более глубокая зависимость от государства. К особенностям государственных предприятий относится, прежде всего, то, что их создание финансирует, как правило, государство. Поэтому, осуществляется жесткий контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Вопрос к студентам: Назовите основные формы создания предприятий в государстве, функционирующем в условиях рыночной экономики? (из курса Экономика, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Экономика организации).
2. Сфера финансов субъектов хозяйствования (предприятий) – является основой всей финансовой системы, поскольку именно здесь производится ВВП, являющийся объектом финансовых отношений.
Вопрос к студентам: Назовите организационно-правовые формы создания предприятий. в Донецкой Народной Республике. Какими действующими законодательными актами регламентируется их деятельность? (из курса Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Экономика организации).
2.1. Финансы коммерческих предприятий работают на принципах коммерческого расчета, который предусматривает получение прибыли и использование собственных средств для покрытия затрат на основную деятельность и расширение производства. Являются основными плательщиками налогов и сборов в бюджет и за их счет содержатся предприятия непроизводственной сферы.
Вопрос к студентам: Как вы считаете, государство на своей территории должно быть заинтересовано в развитии разных форм собственности? Почему?
2.2. Финансы некоммерческих организаций – организации и учреждения, оказывающие услуги и выполняющие работы бесплатно или за символическую плату, которая не покрывает их затрат (школы, больницы, музеи, дошкольные детские учреждения, библиотеки и т.д.). Основным источником покрытия расходов этих учреждений являются бюджетные средства, поэтому они называются бюджетными.
2.3. Финансы общественных организаций и благотворительных фондов – являются добровольным объединением граждан по профессиональным интересам, увлечениям (политические партии, движения, профсоюзы, спортивные общества, объединения деятелей искусств). На особенности функционирования финансов этих учреждений влияет отсутствие их коммерческой деятельности и бюджетного финансирования.
Вопрос к студентам: Как вы считаете, что является основными источниками средств для таких объединений?
Основными источниками средств для них являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвования. Кроме того, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.
3. Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Характеризуют денежные потоки между субъектами разных стан: между правительствами, между предприятиями, между гражданами.
Вопрос к студентам: Существуют ли на международном уровне какие-либо организации, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность? Назовите их.
3.1. Международный финансовый рынок – связан с движением стоимости между отдельными государствами. Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, основой которого является установление курса валют. Для устранения колебания валют и технических трудностей при международных расчетах осуществляется реализация перехода к единой валюте в границах Европейского союза – евро.
3.2. Финансы международных организаций (например, ООН) члены которых вносят взносы в бюджет этой организации, и за счет них финансируются международные программы;
3.3. Международные финансовые учреждения (характеризуют зарождение единой финансовой системы мирового сообщества), они предоставляют финансовую помощь в виде кредитов. К ним относятся: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, ЕБРР, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и др.
4. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Представляет собой своеобразную надстройку, через которую координируется деятельность всей финансовой системы. Это сфера, через которую осуществляется движение финансовых ресурсов.
4.1. Рынок денег. Его функционирование обеспечивается, прежде всего, кредитной системой – совокупностью кредитных учреждений, которые осуществляют концентрацию временно свободных денежных средств и предоставляют их в кредит. Такая система представлена банковской системой и небанковскими кредитными учреждениями.
4.2. Рынок капиталов – это рынок ценных бумаг. С его помощью осуществляется быстрое и эффективное перераспределение ресурсов между отдельными субъектами хозяйствования, отраслями, регионами, странами (фондовая биржа).
Обособленным звеном финансовой системы является страхование. Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро и макроуровнями. Здесь формируются фонды финансовых ресурсов, основное назначение которых – покрытие затрат экономики и отдельных граждан, которые возникли по непредусмотренным причинам. Страховые фонды находятся в распоряжении страховых компаний и могут быть использованы также как инвестиционные и кредитные ресурсы в экономике до наступления страхового случая.
Вопрос к студентам: Осуществляется ли на территории Республики страхование? Как вы считаете, государство должно быть заинтересовано в развитии рынка страховых услуг на своей территории?
Финансы домохозяйств – совокупность экономических отношений, которые образуются при создании, распределении и использовании денежных доходов, накоплений и денежных фондов граждан и их семей с целью удовлетворения личных потребностей домохозяйств. Финансы домохозяйств отражают уровень жизни и финансового обеспечения населения.
Источники формирования доходов домохозяйств: заработная плата работающих членов; социальная помощь и пенсии; доходы от подсобных хозяйств и приусадебных участков; доходы от частного бизнеса; дивиденды и проценты по ценным бумагам; проценты по банковским вкладам. Основная часть расходов домохозяйств в настоящее время: оплата жилья и бытовые платежи; расходы на питание, вещи бытового назначения, что свидетельствует о низком уровне жизни. Ограниченность финансовых ресурсов домохозяйств не дает возможность реализовать социально-культурные потребности каждого человека, получать качественное медицинское обслуживание и т. п.
Домохозяйства тесно связаны с другими звеньями финансовой системы. Так, они получают средства из бюджета и хозяйствующих структур в виде оплаты труда и получения бесплатных услуг от государства. Со своей стороны, домохозяйства вносят платежи в бюджет и централизованные фонды, берут участие в формировании и использовании страховых фондов, являются субъектами финансового рынка.
Движение денежных потоков через сферы и звенья финансовой системы должно способствовать формированию у каждого субъекта доходов, которые отражают его продуктивность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.
Движение денежных потоков осуществляется не само по себе, а направляется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Общее управление финансовой деятельностью в любом государстве осуществляют органы государственной власти и управления.
Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в следующие блоки:
1. Органы, функционирующие в сфере бюджета государства (например, в ДНР – Министерство финансов; Министерство доходов и сборов; Республиканское казначейство);
2. Органы управления целевыми фондами (Пенсионный фонд; Фонды социального страхования; например, в ДНР органом страхового регулирования и надзора является ЦРБ).
3. Финансовые институты, которые работают на финансовом рынке (ЦБ; коммерческие банки; небанковские кредитные учреждения – кредитные союзы, ломбарды, факторинговые компании, лизинговые компании; страховые компании; межбанковская валютная биржа; фондовая биржа; финансовые посредники на РЦБ).
Формирование системы финансовых органов и институтов, разграничение функций и полномочий между ними обеспечивают надежное и эффективное управление финансами в государстве.
Вопрос к студентам: Исследовав проблемы функционирования отдельных звеньев финансовой системы Донецкой Народной Республики, давайте определим пути их решения.
Таким образом, перед нашей Республикой стоит очень сложная задача: создание полноценной самостоятельной финансовой системы. Если учесть, что специалистов-финансистов в руководстве ДНР не так много, эту задачу лучше решать постепенно, меняя систему маленькими шагами. Поэтому, процесс создания финансовой системы в ДНР будет продолжительным и чрезвычайно ответственным, ведь несовершенная финансовая система будет иметь отрицательное влияние на всю экономику государства.
Вывод: В результате изучения данной темы уставлено, что финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения государства, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
государственные финансы;
финансы субъектов хозяйствования;
международные финансы;
финансовый рынок;
страхование;
финансы домохозяйств.
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Таким образом, главной задачей построения финансовой системы является:
обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечение при обоснованных потребностях их извне;
установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП.
5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Студентам предлагается выполнить тестовые задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). По завершении осуществляется взаимопроверка тестовых заданий и выставление баллов в листы самооценивания.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
- подведение итогов занятия: выводы, замечания, выставление оценок с комментированием и обоснованием;
- рефлексия: студентам предлагается высказаться, чтобы определить уровень удовлетворенности занятием и результатами работы, при этом они выбирают по 1-2 предложения и заканчивают их (прием «Облако тегов»).
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно узнать, что…
Полученные знания мне пригодятся………
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Изучить материал лекции, ответить на вопросы лекции.
-
Завершить составление опорного конспекта по изученной теме (сделать необходимые выводы по каждому вопросу и материалу лекции в целом).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист оценивания
Ф.И.О. студента_______________________________
Решение кроссворда (max 10 баллов) | Выполнение тестовых заданий (max 10 баллов) | Активное участие в обсуждении темы занятия (5 баллов) | Общий балл |
| | | |
Шкала оценивания уровня знаний участников открытого занятия
№ п\п | Общее количество баллов, полученных за выполнение заданий | Оценка уровня знаний по четырехбалльной системе |
1. | 25,0 – 23,0 | 5 (отлично) |
2. | 22,0 – 19,0 | 4 (хорошо) |
3. | 18,0 – 15,0 | 3 (удовлетворительно) |
4. | 14,0 и ниже | 2 (не удовлетворительно) |
Лист оценивания для преподавателя
№ п/п | Ф.И.О. студента | Решение кроссворда (max 10 б.) | Выполнение тестовых заданий (max 10 б.) | Активное участие в обсуждении темы занятия (5 б.) | Итог |
1 | Айсина Авигея Шамильевна | | | | |
2 | Белозерова Полина Александровна | | | | |
3 | Бородинова Анна Вадимовна | | | | |
4 | Дубина Елизавета Андреевна | | | | |
5 | Евич Мария Вадимовна | | | | |
6 | Коростылева Дарья Алексеевна | | | | |
7 | Лупанова Снежана Александровна | | | | |
8 | Марченко Ефим Сергеевич | | | | |
9 | Маслов Даниил Александрович | | | | |
10 | Медвидь Михаил Александрович | | | | |
11 | Орехова Виктория Андреевна | | | | |
12 | Тимощенко Полина Евгеньевна | | | | |
13 | Черняк Анастасия Евгеньевна | | | | |
14 | Шаповал Ярослав Сергеевич | | | | |
15 | Шкурина Мария Андреевна | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интерактивное задание «Реши кроссворд»
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | 1 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | 2 | | | | | | | | | | | | | X | X | X | X | X | X |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | 3 | | | | | | | | | 4 | | | X | X | X | X | X | X |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | X | 5 | X | X | X | 6 |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | X | | X | X | X | |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | 7 | | | | | | | X | X | |
X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | X | |
X | X | | X | X | X | X | X | X | 8 | | | 9 | | | | | | | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 10 | | | | | | | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали
2. Субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.
3. Политика, предусматривающая регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм.
7. Статистический показатель, определяющий объем и структуру денежной массы.
8.Самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация, созданная в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения на этой основе прибыли.
10. Система экономических отношений, связанных с формирование и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
По вертикали
1. Порождает финансовые отношения.
4. Обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.
5. Денежные средства в безналичной форме, находящиеся на срочных депозитах и сберегательных банковских счетах, а также высоколиквидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.
6. Является основным финансовым планом государства.
9. Превышение расходов бюджета над его доходами.
Ключ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Лекция № 7. Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений
План
-
Сущность финансовых ресурсов и направления их использования.
-
Понятие финансовой системы, принципы ее построения.
-
Состав и структура финансовой системы.
-
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы государства.
-
Сущность финансовых ресурсов и направления их использования
Финансовые ресурсы представляют собой _________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На макроуровне финансовые ресурсы – это ________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Финансовые ресурсы на микроуровне – ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
К финансовым ресурсам предприятий относятся:
Источники финансовых ресурсов населения: ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники финансовых ресурсов на микроуровне:
-
Собственные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заемные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные направления использования финансовых ресурсов
Находящихся в распоряжении государства | Находящихся в распоряжении предприятия |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Основными проблемами в сфере воспроизводства, распределения и использования финансовых ресурсов могут быть:
Вывод по первому вопросу: ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие финансовой системы, принципы ее построения
С точки зрения внутреннего построения финансовая система – это___________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С точки зрения внешней структуры финансовая система – это_______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие принципы построения финансовых систем:
Вывод по второму вопросу: ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Состав и структура финансовой системы
1. В зависимости от уровня экономической системы выделяют такие сферы финансов:
2. В зависимости от субъектов финансовую систему можно разделить на следующие сферы:
3. По функциональному назначению выделяют сферы:
Вывод по третьему вопросу: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы государства
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
35
Вывод по четвертому вопросу: _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод по материалам лекции:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тестовые задания
-
Финансовые ресурсы представляют собой:
а) денежные доходы и накопления хозяйствующих субъектов и государства, предназначенные для расширенного воспроизводства, социального развития и реализации интересов собственников;
б) фонды денежных средств и предприятий;
в) денежные средства государства;
г) временно свободные средства предприятий.
-
Финансовые ресурсы формируются:
а) у государства за счет налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты;
б) у субъектов хозяйствования, государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений;
в) у коммерческих организаций за счет денежных доходов и поступлений;
г) нет правильного ответа.
-
Финансы представляют собой:
а) деньги;
б) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
в) экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных фондов денежных средств;
г) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных потоков.
-
Указать, что представляет собой финансовая система:
а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений;
б) совокупность налогов;
в) совокупность денежных доходов и расходов;
г) совокупность органов контроля за финансовыми отношениями.
-
Государственные финансы представляют собой:
а) часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к децентрализованным финансам;
б) часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к исполнению фискальной функции государством;
в) часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным финансам;
г) часть финансовой системы в той ее части, которая относится к финансовым корпорациям.
-
Выберите элемент централизованных финансовых ресурсов:
а) налоги;
б) амортизационные фонды коммерческих предприятий;
в) денежные доходы физических лиц;
г) проценты по ценным бумагам, выпускаемым предприятиями.
-
37
В чем состоит назначение централизованных финансов:
а) они обслуживают сделки домашних хозяйств;
б) они связаны с исполнительной властью в государстве;
в) они обеспечивают реализацию нефинансовыми организациями функций, которые необходимы обществу;
г) они обеспечивают функционирование государства.
-
Указать основополагающее звено финансовой системы:
а) мировые финансы;
б) государственный бюджет;
в) финансы предприятий;
г) финансы страховых компаний.
-
В чем проявляется связь отдельных звеньев финансовой системы:
а) в единых принципах построения;
б) в едином управлении всеми звеньями;
в) в денежных потоках между звеньями;
г) такая связь отсутствует.
-
Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов:
а) прибыль;
б) государственные заимствования;
в) доходы государства;
г) налоги.
Ключ |
1. а) 2. б) 3. б) 4. а) 5. в) | 6. а) 7. г) 8. в) 9. в) 10.а) |
38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5