СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия на тему "Периферийные устройства"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОП 01.Основы информационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему "Периферийные устройства"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по проведению открытого учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.01 Основы информационных технологий

на тему: «Периферийные устройства»



Для студентов по профессии

«Мастер по обработке цифровой информации»

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Разработала:

Преподаватель Рожихина Т.Н.



Донецк – 2022 г.



Автор-разработчик:

Рожихина Т.Н., преподаватель ГБПОУ «Донецкий техникум связи и отраслевых технологий», специалист IІ категории








Методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Периферийные устройства» является частью учебно-методического комплекса и включает развернутый план занятия по учебной дисциплине ОП.01 Основы информационных технологий.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей ОУ СПО, которые осуществляют подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего и среднего общего образования.





Рассмотрено и одобрено

на заседании МК

Протокол №___от___________20__г.

Председатель МК ________М.В.Думская






















СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ПЛАН ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12




































ВВЕДЕНИЕ



В современном информационном мире важным для человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.

Одними из важных компетенций определяемых ГОС СПО нового поколения являются информационные компетенции. Проведение занятий с применением интерактивных методов обучения позволяют влиять на формирование и развитие информационных компетенций студентов, которые сегодня имеют большое значение и в профессиональной деятельности.

Представленная разработка основана на применении интерактивных методов обучения. Использование технологии приводит к повышению мотивированности студентов, стимулированию их познавательной активности и творчества. Преподаватель только управляет ходом занятия, вовлекая их в активную деятельность.

Данная методическая разработка представляет собой открытое занятие по общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла ОП.01 Основы информационных технологий по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации по теме «Периферийные устройства».

В ходе занятия у студентов формируются:

- профессиональные компетенции:

Ввод и обработка цифровой информации:

ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

Хранение, передача и публикация цифровой информации:

ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.

ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации.

ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.

- общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Предлагаемый материал может использоваться на занятиях, при подготовке и проведении мероприятий.




























ПЛАН ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: ОП.01.Основы информационных технологий

Участники: студенты группы №2 по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Тема раздела: «Общие сведения о компьютерах»

Тема занятия: «Периферийные устройства»

Метод проведения занятия: информационно-познавательный,

проблемно-поисковый

Место проведения: лаборатория информационных технологий №14

Цели:

Обучающая:

  • познакомить студентов с периферийными устройствами и изучить их назначение, научить устанавливать периферийные устройства, определять назначение драйвера.

Развивающая:

  • развитие мышления и логики изложения своих мыслей.

  • развитие навыков поисковой научно – исследовательской работы.

  • развитие навыков работы на компьютере с мультимедийными программными средствами.

  • развитие творческой активности студентов.

  • получение навыков ведения дискуссии, умению обоснованно, аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры студентов;

  • способствовать обогащению внутреннего мира студентов;

  • воспитание умения вести диалог, культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Методическая:

  • развить у студентов познавательную активность к предмету;

  • создание условий для формирования у студентов знаний по новой теме.

Задачи:

  • расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме.

  • освоение этапов проведения научно – исследовательской работы.

  • формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний.

  • оценка преподавателем уровня осознанного понимания студентами программного материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно – поисковой работе каждого студента.

  • развитие умения работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда. 

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: лекция

Метод обучения: словесный: лекция;

наглядный: демонстративный (просмотр учебной

презентации по теме).



Методическое обеспечение занятия: образовательный стандарт по профессии 09.01.03.Мастер по обработке цифровой информации; рабочая программа общепрофессиональной дисциплине ОП.01.Основы информационных технологий; план занятия.



Наглядный материал: мультимедийная презентация

Материально-техническое оснащение занятия: мультимедиа проектор,

мультимедийный экран, ноутбук

Форма работы: коллективная, индивидуальная



























ХОД ЗАНЯТИЯ:


I. Организационная часть (2 мин.)

1.Приветствие студентов.

2.Проверка присутствия студентов, учебных принадлежностей.

- Здравствуйте ребята! Я рада Вас приветствовать на учебном занятии на тему «Периферийные устройства».


II. Проверка усвоения ранее изученного материала (3 мин.)

И так начнем с опроса по предыдущей теме. Ответьте на вопросы:

1. Что такое процессор и назовите его основные характеристики?

2. Что такое оперативная память и для чего она предназначена?

3. Назовите основное назначение дисковой подсистемы ПК.

4. Какие задачи выполняет файловая подсистема?

Выставление промежуточных оценок.


III. Теоретическая часть (35 мин.)

- Сегодня мы рассмотрим периферийные устройства. Это устройства, с помощью которых информация или вводится на компьютер, или выводится из него.

Перифери́я (от греч. окружность) — удалённая от центра часть чего-либо.

Перифери́йные устро́йства (ПУ) — аппаратура, предназначенная для внешней обработки информации. Другими словами, это устройства, расположенные вне системного блока – внешние устройства.

Устройства ввода информации:

Клавиатура служит для ввода текстовой и числовой информации. Внутри нее имеется микросхема – шифратор, которая преобразует сигнал от конкретной клавиши в соответствующий данному знаку двоичный код. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.

Сканер предназначен для ввода в компьютер текстовых и графических данных. Сканеры бывают ручными (которыми проводят сверху по листу) и планшетные (лист кладется внутрь сканера).

Мышь (проводная, беспроводная (радиоуправляемые, инфракрасные и оптические) координатное устройство ввода для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру. Управление курсором осуществляется путём перемещения мыши по поверхности стола или коврика для мыши.

Трекбол – напоминает мышь, перевернутую вверх ногами. В движение приводят шар, закрепленный на роликах. Трекбол обычно используется в переносных компьютерах типа notebook.

Джойстик представляет собой рукоятку с кнопками и применяется, как правило, для игр и тренажеров.

Сенсорная панель, представляет собой чувствительные поверхности, покрытые специальным слоем и связанные с датчиками. Прикосновение к поверхности датчика приводит в движение курсор, перемещение которым осуществляется за счет движения пальца по поверхности.

Микрофон служит для ввода звуковой информации в мультимедийный компьютер.

Web-камера служит для ввода видеоизображения в мультимедийный компьютер.

Устройства вывода информации:

Монитор – это универсальное устройство вывода информации.

Виды мониторов:

  • с электронно-лучевой трубкой

  • на жидких кристаллах

Информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется из отдельных точек (пикселей). Растровое изображение состоит из отдельного количества строк, каждая из которых в свою очередь содержит определенное количество точек.

Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается. Чем больше разрешающая способность, тем выше качество изображения (1024х768,1280х768 и др.).

Принтеры служат для вывода на бумагу текстовой, числовой и графической информации.

По принципу действия принтеры делятся на:

  • ударные (матричные)

  • неударные (струйные и лазерные)

Матричные принтеры: печатающая головка состоит из вертикального столбца маленьких стержней (9 или 24), которые под воздействием магнитного поля выталкиваются, ударяют по бумаге через красящую ленту и оставляют строку символов. Красящая лента может быть намотана на катушки или уложенной в специальную коробку (картридж). Самые дешевые принтеры. Качество печати не высокое. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу.

Струйные принтеры: мельчайшие капли краски выдуваются на бумагу через крошечные сопла. Высокое качество печати. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Лазерные принтеры: частицы краски переносятся со специального красящего барабана на бумагу посредством электрического поля. Качество печати высокое. Скорость печати в среднем – от 4 до 15 страниц за 1 минуту. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Плоттер (графопостроитель) служит для печати на бумаге чертежей. Изображение создается двигающимся по листу пером с цветной тушью.

- Итак, прошу Вас выполнить задания:

Задание №1:

Используя любой браузер, изучить информацию о лазерных принтерах.

Задание №2:

Используя любой браузер, изучить информацию о струйных принтерах.

Звуковая карта – устройство для преобразования цифровой аудио информации, записанной на дисках, в звуки и наоборот. К выходу звуковой карты подключают колонки для воспроизведения стереозвука и микрофон.

Модем – специальное устройство, с помощью которого отдельные компьютеры могут связываться друг с другом посредством телефонной сети.

К системному блоку можно присоединить различные внешние устройства. По интерфейсу внешние устройства весьма разнообразны. Поэтому системный блок имеет различные внешние разъемы, рассмотрим некоторые из них.

Имеются специальные порты, через которые происходит обмен данными с внутренними устройствами компьютера, и порты общего назначения, к которым могут присоединяться различные дополнительные устройства (принтер, мышь, сканер и другие). Порты общего назначения бывают двух видов: параллельные (обозначаемые LPT1-LPT4) асинхронные последовательные (обозначаемые COM1-COM3). Параллельные порты выполняют ввод и вывод с большей скоростью, чем асинхронные последовательные, но требуют большего числа проводов для обмена данными. Очень широко используется разъем USB, здесь можно подключить несколько внешних устройств, включая флэш – память, принтеры, фотоаппараты и многие другие устройства. Данные разъемы могут располагаться помимо задней стенки еще и спереди, а также сверху. Небольшой разъем FIREWIRE, куда подключаются скоростные внешние устройства. Сетевой разъем для того, чтобы подключить локальную сеть или интернет посредством локальной сети. Маленькие разъемы PS/2, чтобы подключить клавиатуру и мышку.

– Будут ли все вышеперечисленные устройства работать просто подключив их к компьютеру? А Почему? (правильно, необходима программа установки устройств – драйвер)

Дра́йвер (от англ. driver) — компьютерная программа, с помощью которой операционная система (например Windows) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства и имеет тем самым возможность управлять им.

Для каждого устройства любого компьютера необходим свой драйвер, который позволяет операционной системе управлять этим устройством. Обычно операционные системы (например Windows) уже имеют в своем составе определенный набор драйверов, которые необходимы для базовой комплектации компьютера.

К большинству устройств производители пишут свои драйвера и прилагают к устройству на диске. Например, когда вы покупаете принтер, в коробке с ним обязательно должен быть хотя бы один (иногда несколько) диск, содержащий драйвер принтера, инструкцию по эксплуатации и иногда сопроводительное программное обеспечение.


ІII. Заключительный этап


3.1 Подведение итогов занятия

- Сможете ли Вы, узнав многое сегодня на уроке самостоятельно сориентироваться в выборе устройства при покупке? - Подключить к компьютеру? – Установить драйвер?

Предлагаю Вам провести закрепление изученного материала в программе learningapps. Ссылки на задания:

  1. https://learningapps.org/view2284338

  2. https://learningapps.org/view435397

  3. https://learningapps.org/view1740106

  4. https://learningapps.org/view401280

  5. https://learningapps.org/view405172

  6. https://learningapps.org/view1591322

  7. https://learningapps.org/view261347


Запишите домашнее задание:

Создать мультимедийную презентацию с добавлением анимации, музыкального сопровождения на тему «Периферийные устройства».


- Спасибо за занятие! С вами было очень приятно работать. До свидания!!!







Преподаватель Т.Н.Рожихина













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые источники:

1. Государственный образовательный стандарт СПО по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление № 1-233П-НС).

3. Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов / Заболотная М.Н. [и др.]. – Д.: УМЦ ПТО, 2015. - 32 с.

Основные источники:

1. Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013. – 616 с.

2. Горюнова, М.А. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. / М.А.Горюнова, И.Н.Кондратьева, Д.Д.Рубашкин / СПб.: ЛОИРО, 2013.

3. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности учеб.пособие для студ.сред.проф.образования/ Е.В.Михеева. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

4. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии», Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

  1. Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ учеб.пособие для студ.сред.проф.образования/ Э.В.Фуфаев, Л.И.Фуфаева. – 4-е изд., стер. – М., Издательский центр «Академия», 2008. – 352с.