СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по музыкальной грамоте (1 год обучения) "Размер 3\4"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого учебного занятия по музыкальной грамоте для обучающихся 1 года по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по музыкальной грамоте (1 год обучения) "Размер 3\4"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


открытого занятия по музыкальной грамоте

первый год обучения

на тему:



«Размер ¾»









Подготовила:

педагог дополнительного образования

Алехина Галина Ивановна







г. Железногорск 2019 г.


Открытое занятие по музыкальной грамоте (первый год обучения)


Место проведения: кабинет №37

Время проведения: 13ч30мин



Тема занятия: « Размер ¾»
Форма проведения: коллективная
Цель: знакомство с размером 3/4
Задачи:

Образовательные:
 Освоить метроритм в размере 3\4.
 Записать ритмический рисунок в размере 3\4.
 Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.

Развивающие

 Развитие метроритма, вокально - интаннационных навыков, звуковысотного слуха, памяти, творческих способностей обучающихся

Воспитательные:

 воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету музыкальная грамота.

Вид занятия: обучающий.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний .

Основные методы обучения:

Словесный (объяснение, беседа).

Наглядный (практический показ, карточки, партии).

Игровой (игровая форма подачи материала).

Практической работы (запись метроритма, игра на шумовых инструментах).

Оборудование: фортепиано, шумовые инструменты, магнитофон, карточки, плакаты.


План – структура занятия

I. Организационный этап.

Приветствие. Настрой на рабочий лад.

II. Актуализация знаний и умений.

Повторение. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.

III. Мотивация. Целеполагание.

Наводящие вопросы о теме и целях занятия.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Прослушивание пьесы. Определение размера и прохлопывание ритмического рисунка пьесы.

V. Первичная проверка понимания.

Запись метроритма в рабочих тетрадях, тактирование по схеме 3\4.

Физминутка – «Звукоряд».

VI. Организация первичного закрепления.

Прослушивание музыкальных фрагментов.

Пение с листа.

Шумовой оркестр.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Работа с карточками. Ритмический рисунок в размере 3\4 самостоятельно.

Привести примеры изучаемых музыкальных пьес с размером 3\4 по музыкальному инструменту.

VIII. Рефлексия (подведение итогов)

Опрос. Оценка деятельности детей. Выбор смайлика.


Ход занятия:

I.Организационный момент.

Педагог приветствует учащегося, настраивает на рабочий лад.

II. Основная часть

Актуализация знаний и умений.

1.Повторение. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
Педагог: Как всегда в начале занятия мы повторяем основные понятия музыкальной грамоты которые вы уже прошли (повторение)
Педагог: Как называлась тема прошлого занятия?

Дети: Размер 2/4.

Педагог: Сколько долей в размере 2/4?

Дети: Две, сильная и слабая.

Педагог: Чему равна каждая доля?

Дети: Четвертной.

Педагог: Сколько сильных долей?

Дети: Одна.

Педагог: Как тактируется размер 2/4?

Дети: (Показывают рукой со счетом вслух) ↓1и,↓2и

Педагог: Молодцы ребята. А сейчас давайте с вами распоемся.

  • Пение гаммы (тактирование) с аккомпанементом разными ритмическими группами (четвертями, восьмыми и.т.д.) и разными штрихами.

  • Пение с названием ступеней лада и показом ручными знаками.

  • Пение с разрешением неустойчивых ступеней: II-I, IV-III, VI- V, VII-I ↑, VII-I ↓.

2. Метроритмическое задание (метр и ритмический рисунок) на основе ранее изученной р.н.п. «Как под горкой под горой».

Педагог: Ребята давайте разделимся на две группы.

Первая группа – Метр (размер 2/4) сильная и слабая доли (1и - хлопок в ладоши, 2 и - хлопок по столу), вторая группа – ритмический рисунок (восьмые – хлопаем в ладоши, четвертные – хлопок по столу), затем меняетесь заданием.

Р.н.п. «Как под горкой под горой».

Педагог: Молодцы справились с заданием.

III. Мотивация. Целеполагание.

Педагог: Дети, как вы считаете какая тема сегодняшнего занятия? Какая цель нашего занятия?

Дети: (ответы)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Педагог: Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальную пьесу. Попробуйте отгадать, сколько долей спряталось в этой пьесе и угадать ритмический рисунок

(слушают: ч. н. п. «Аннушка»).











Педагог: Сколько долей вы услышали?

Дети: Три (1-сильная, 2и3 – слабые)

Педагог: Прохлопайте. Каждая доля чему равна? Какой получился размер?

Дети: четвертной, размер ¾.

Педагог: Попробуйте прохлопать ритм пьесы (восьмые – хлопаем в ладоши, четвертные – хлопок по столу ), (прохлопывают несколько раз 1предложения). Молодцы.

V . Применение новых знаний

Педагог: Давайте в тетрадях оформим ритмическую запись в размере ¾. (1предложение) (записывают ритмический рисунок)






Педагог: Теперь давайте проставим тактовые черточки (проставляют)









Педагог: тактируется размер ¾ вот так (показываю схему размера и записываю на доске)








Педагог: Давайте попробуем тактировать в размере ¾ (дети тактируют под музыку)

Педагог: Молодцы ребята.

Физминутка – «Звукоряд», под музыку из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»

До - воробушка гнездо

Ре - деревья во дворе

Ми - котёнка покорми

Фа - в лесу кричит сова

Соль - играет детвора

Ля - запела вся земля

Си - поём мы для того

Чтобы вновь вернуться в До…

VI. Организация первичного закрепления.

Педагог: Послушайте несколько фрагментов из разных музыкальных произведений и ответьте, в каких размерах они написаны (дети слушают и дирижируют под музыкальные фрагменты, И.Штраус «Вальс», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», А.С.Грибоедов «Вальс»)

Прослушав фрагменты произведений, дети отвечают на вопрос.

Пение с листа с тактированием

Педагог: Все внимательно посмотрите на № 48, (сборник сольфеджио Б.Калмыков – Г. Фридкин) и постарайтесь проговорить нотки про себя с тактированием.



























Педагог: Какой размер у этой мелодии?

Дети: ¾

Педагог: Какие длительности встречаются?

Дети: четвертные, половинные.

Педагог: Давайте вспомним, как мы тактируем эти длительности. Четверти идут одновременно с движением рук, а половинная захватывает два взмаха.

Теперь проговорим нотки вместе с тактированием. (Проговаривают)

Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?

Споем настройку на звуках мелодии и начнем петь. (Поют)

Педагог: Молодцы.

Шумовой оркестр: ч.н.п. « Аннушка»

Группа делится на две команды.

Первая команда (бубны и трещотки) стучит ритмический рисунок: (четверти, 1 доля - сильная, 2 и 3 доля - слабые)






Вторая команда (ложкари) стучит ритмический рисунок: (сольная партия)








Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с

музыкой. Далее прошу, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без

сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным

сопровождением.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Работа с карточками (карточки с длительностями для размеров 2/4 и ¾)

Педагог: К следующему занятию сложить ритмический рисунок из карточек в размере 2/4 и 3/4 и простучать ритмический рисунок, который у вас получится. Также самостоятельно придумать ритмический рисунок в размере 3\4.

Педагог: Привести примеры музыкальных пьес с размером 3\4.

VIII. Заключительная часть.

Рефлексия (подведение итогов)

Педагог: Какая сегодня была тема нашего занятия?

Что нового вы узнали?

Что было вам особенно трудно делать?

Что вам особенно понравилось?

Ответы детей.

Педагог: С каким настроением вы уходите с занятия?

Выберете для себя смайлики.

Зелёный смайлик желтый смайлик красный смайлик


Занятие прошло отлично

Мне было не трудно

Я доволен своей работой

Я понял тему занятия


Занятие прошло хорошо

Мне было нелегко

Я вполне доволен своей работой

Я должен повторить


Занятие прошло плохо

Мне было очень трудно

Я не доволен своей работой

Мне нужна помощь


До свидания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!