Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 10»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по музыкальной грамоте
первый год обучения
на тему:
«Размер ¾»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Алехина Галина Ивановна
г. Железногорск 2019 г.
Открытое занятие по музыкальной грамоте (первый год обучения)
Место проведения: кабинет №37
Время проведения: 13ч30мин
Тема занятия: « Размер ¾»
Форма проведения: коллективная
Цель: знакомство с размером 3/4
Задачи:
Образовательные:
Освоить метроритм в размере 3\4.
Записать ритмический рисунок в размере 3\4.
Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
Развивающие
Развитие метроритма, вокально - интаннационных навыков, звуковысотного слуха, памяти, творческих способностей обучающихся
Воспитательные:
воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету музыкальная грамота.
Вид занятия: обучающий.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний .
Основные методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа).
Наглядный (практический показ, карточки, партии).
Игровой (игровая форма подачи материала).
Практической работы (запись метроритма, игра на шумовых инструментах).
Оборудование: фортепиано, шумовые инструменты, магнитофон, карточки, плакаты.
План – структура занятия
I. Организационный этап.
Приветствие. Настрой на рабочий лад.
II. Актуализация знаний и умений.
Повторение. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
III. Мотивация. Целеполагание.
Наводящие вопросы о теме и целях занятия.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Прослушивание пьесы. Определение размера и прохлопывание ритмического рисунка пьесы.
V. Первичная проверка понимания.
Запись метроритма в рабочих тетрадях, тактирование по схеме 3\4.
Физминутка – «Звукоряд».
VI. Организация первичного закрепления.
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Пение с листа.
Шумовой оркестр.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Работа с карточками. Ритмический рисунок в размере 3\4 самостоятельно.
Привести примеры изучаемых музыкальных пьес с размером 3\4 по музыкальному инструменту.
VIII. Рефлексия (подведение итогов)
Опрос. Оценка деятельности детей. Выбор смайлика.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Педагог приветствует учащегося, настраивает на рабочий лад.
II. Основная часть
Актуализация знаний и умений.
1.Повторение. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
Педагог: Как всегда в начале занятия мы повторяем основные понятия музыкальной грамоты которые вы уже прошли (повторение)
Педагог: Как называлась тема прошлого занятия?
Дети: Размер 2/4.
Педагог: Сколько долей в размере 2/4?
Дети: Две, сильная и слабая.
Педагог: Чему равна каждая доля?
Дети: Четвертной.
Педагог: Сколько сильных долей?
Дети: Одна.
Педагог: Как тактируется размер 2/4?
Дети: (Показывают рукой со счетом вслух) ↓1и,↓2и
Педагог: Молодцы ребята. А сейчас давайте с вами распоемся.
Пение гаммы (тактирование) с аккомпанементом разными ритмическими группами (четвертями, восьмыми и.т.д.) и разными штрихами.
Пение с названием ступеней лада и показом ручными знаками.
Пение с разрешением неустойчивых ступеней: II-I, IV-III, VI- V, VII-I ↑, VII-I ↓.
2. Метроритмическое задание (метр и ритмический рисунок) на основе ранее изученной р.н.п. «Как под горкой под горой».
Педагог: Ребята давайте разделимся на две группы.
Первая группа – Метр (размер 2/4) сильная и слабая доли (1и - хлопок в ладоши, 2 и - хлопок по столу), вторая группа – ритмический рисунок (восьмые – хлопаем в ладоши, четвертные – хлопок по столу), затем меняетесь заданием.
Р.н.п. «Как под горкой под горой».

Педагог: Молодцы справились с заданием.
III. Мотивация. Целеполагание.
Педагог: Дети, как вы считаете какая тема сегодняшнего занятия? Какая цель нашего занятия?
Дети: (ответы)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Педагог: Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальную пьесу. Попробуйте отгадать, сколько долей спряталось в этой пьесе и угадать ритмический рисунок
(слушают: ч. н. п. «Аннушка»).

Педагог: Сколько долей вы услышали?
Дети: Три (1-сильная, 2и3 – слабые)
Педагог: Прохлопайте. Каждая доля чему равна? Какой получился размер?
Дети: четвертной, размер ¾.
Педагог: Попробуйте прохлопать ритм пьесы (восьмые – хлопаем в ладоши, четвертные – хлопок по столу ), (прохлопывают несколько раз 1предложения). Молодцы.
V . Применение новых знаний
Педагог: Давайте в тетрадях оформим ритмическую запись в размере ¾. (1предложение) (записывают ритмический рисунок)

Педагог: Теперь давайте проставим тактовые черточки (проставляют)

П
едагог: тактируется размер ¾ вот так (показываю схему размера и записываю на доске)
Педагог: Давайте попробуем тактировать в размере ¾ (дети тактируют под музыку)
Педагог: Молодцы ребята.
Физминутка – «Звукоряд», под музыку из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»
До - воробушка гнездо
Ре - деревья во дворе
Ми - котёнка покорми
Фа - в лесу кричит сова
Соль - играет детвора
Ля - запела вся земля
Си - поём мы для того
Чтобы вновь вернуться в До…
VI. Организация первичного закрепления.
Педагог: Послушайте несколько фрагментов из разных музыкальных произведений и ответьте, в каких размерах они написаны (дети слушают и дирижируют под музыкальные фрагменты, И.Штраус «Вальс», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», А.С.Грибоедов «Вальс»)
Прослушав фрагменты произведений, дети отвечают на вопрос.
Пение с листа с тактированием
Педагог: Все внимательно посмотрите на № 48, (сборник сольфеджио Б.Калмыков – Г. Фридкин) и постарайтесь проговорить нотки про себя с тактированием.

Педагог: Какой размер у этой мелодии?
Дети: ¾
Педагог: Какие длительности встречаются?
Дети: четвертные, половинные.
Педагог: Давайте вспомним, как мы тактируем эти длительности. Четверти идут одновременно с движением рук, а половинная захватывает два взмаха.
Теперь проговорим нотки вместе с тактированием. (Проговаривают)
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настройку на звуках мелодии и начнем петь. (Поют)
Педагог: Молодцы.
Шумовой оркестр: ч.н.п. « Аннушка»
Группа делится на две команды.
Первая команда (бубны и трещотки) стучит ритмический рисунок: (четверти, 1 доля - сильная, 2 и 3 доля - слабые)

Вторая команда (ложкари) стучит ритмический рисунок: (сольная партия)

Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с
музыкой. Далее прошу, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без
сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным
сопровождением.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Работа с карточками (карточки с длительностями для размеров 2/4 и ¾)
Педагог: К следующему занятию сложить ритмический рисунок из карточек в размере 2/4 и 3/4 и простучать ритмический рисунок, который у вас получится. Также самостоятельно придумать ритмический рисунок в размере 3\4.
Педагог: Привести примеры музыкальных пьес с размером 3\4.
VIII. Заключительная часть.
Рефлексия (подведение итогов)
Педагог: Какая сегодня была тема нашего занятия?
Что нового вы узнали?
Что было вам особенно трудно делать?
Что вам особенно понравилось?
Ответы детей.
Педагог: С каким настроением вы уходите с занятия?
Выберете для себя смайлики.
З
елёный смайлик желтый смайлик красный смайлик
Занятие прошло отлично Мне было не трудно Я доволен своей работой Я понял тему занятия | Занятие прошло хорошо Мне было нелегко Я вполне доволен своей работой Я должен повторить | Занятие прошло плохо Мне было очень трудно Я не доволен своей работой Мне нужна помощь |
До свидания.