МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
"Губернаторский авиастроительный колледж
г. Комсомольска-на-Амуре
(Межрегиональный центр компетенций)"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Разработка проекта изготовления детали
«Рукоятка».
Профессия: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
г. Комсомольск-на-Амуре,
2021 г.
Рассмотрено и рекомендовано цикловой комиссией
«Технология машиностроения»
протокол № 3 от 23 ноября 2021г.
Разработка проекта изготовления детали
«Рукоятка».
Тип пособия: Методическая разработка по МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс»
Составили: Л.С. Горбунова – преподаватель междисциплинарного курса
КГА ПОУ ГАСКК МЦК
Данная методическая разработка занятия по теме «Разработка проекта изготовления детали «Рукоятка» способствует формированию профессиональных компетенций - осуществлять наладку обслуживаемых станков и проверять качество обработки деталей.
Разработка предназначена преподавателям профессионально образовательных дисциплин, мастерам производственного обучения, преподавателям по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
КГА ПОУ ГАСКК МЦК
г. Комсомольск-на-Амуре
ул. Культурная, 3
(4217) 26-50-54
Пояснительная записка
Данное занятие является очень важным при изучении темы: «Технологический процесс изготовления типовых деталей на металлорежущих станках», именно поэтому преподаватель решил сделать его с элементами методики WorldSkills, МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс» и опыт работы на учебной практики. Занятие построено на профессиональную ориентацию, по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением с применением различных технологий: информационно-коммуникативная, элементы технологии Дьяченко (работа в парах в малых группах).
В начале занятия обучающимся, сообщается не только тема, цель занятия, но и мотивация получение компетенций по 15.01.32 Оператор станков с программным управлением. Занятие состоит из пяти модулей, на каждом из них происходит четкая смена деятельности, что делает занятие более динамичным. Студенты повторяют опорные термины МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс», применяя компетенции полученные на занятиях учебной практики
Презентационная программа помогает лучше усвоить и восстановить в памяти материал, необходимый для закрепления темы занятия, повторить материал занятий 1 и 2 курса по МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс», применять свои знания полученные на занятиях «Основы материаловедения», «Информатике»
В конце занятия проводится защита проектной работы разработанной студентами каждой группы.
Студентам предложено творческое домашнее задание с возможностью выбора.
Технологическая карта занятия
МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс» (ИДМС) (с элементами методики WorldSkills)
Тема занятия: Разработка проекта изготовления детали
«Рукоятка».
Тип занятия: повторительно-об общительный
Вид занятия: Повторение и закрепление пройденного материала
Цель: формирование профессиональных компетенций - осуществлять наладку обслуживаемых станков, выполнять обработку заготовок на фрезерных, токарных станках, проверять качество обработки деталей за счет углубления меж предметных связей
Задачи: 1.Осуществлять наладку обслуживаемых станков (ПК2.2)
2. Проверять качество обработки деталей (ПК.2.3)
3. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1)
4. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК2)
5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК5)
6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (ОК.6)
Мотивация:
1. Для успешного формирование профессиональных компетенций -
осуществлять наладку обслуживаемых станков, выполнять обработку
заготовок на фрезерных, токарных станках, проверять качество обработки деталей
2. Получение новой информации в сфере профессиональной деятельности.
Методы и приемы обучения:
- беседа;
- работа малыми группами;
- работа в паре
-защита проекта
МТО:
1. Методическое обеспечение занятия:
- методическая разработка открытого занятия
2. Дидактическое обеспечение:
ПК на малую группу (2человека)
3. Информационно-компьютерное обеспечение:
- слайды;
- видеоролик.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер
- интерактивная доска
Библиографический список литературы:
1.Багдасарова Т.А. Технология фрезерных работ : учебник для нач.проф. образования / Т.А. Багдасарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-128с.
2. Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб. Пособие для нач. проф. Образования /Л.И. Вереина, М.М. Краснов. – М. : Издательский центр «Академия», 2018.- 560с.
3. Косовский В.Л. Справочник фрезеровщика. – 4-е изд., стер.- М.: высшая школа; Издательский центр «Академия», 2017.-400с.
4. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Станочник широкого профеля: Учеб. для профессиональных учебных заведений, 3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2017.- 464с.
5. Черпаков Б.И., Альперович Т.А. Книга для станочников: Учеб. Для нач. проф. Образования. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2018.-336 с.
6. Вереиина Л.И. Устройство металлорежущих станков: учебник для нач.проф. образования/Л.И. Вереина, М. М. Краснов. – М,: Издательский центр «Академия», 2018. - 432с
7.Власов.В.С Материаловедение: Учебное пособие для студентов /В.С.Власов.- М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2017 -336с.-ил. – (ПРОФИЛЬ).
Ход занятия:
Мотивационная часть
Преподаватель: Добрый день, уважаемые обучающиеся и гости!
Вы присутствуете на обобщающем занятии по междисциплинарному курсу МДК 01.01 « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс» «Потенциал WorldSkills»
Преподаватель: Как Вы думаете, что такое «WorldSkills»?
Давайте на минуту окунемся в атмосферу WorldSkills
(Просмотр видеофильма «Молодые профессионалы»)
Преподаватель: WorldSkills конкурс высоко квалифицированных профессионалов.
Почему же Потенциал?.......
Победители «WorldSkills - 2015» Мальцев Степан и Неброй Ольга,
так же как и вы начинали свое восхождение на олимп слав с изучения междисциплинарного курса « Изготовление деталей на металлорежущих станках по стадиям технологического процесс»
Преподаватель: Японские коллеги из инженерно-технологического института г. Нагаока предлагают свою методику «WorldSkill» «Как сделать классно»
Преподаватель: Выбери форму, подбери инструмент, собери, за определенное время, защити свое решение.
Преподаватель: И мы с вами попробуем применить методику Японских коллег на данном занятии.
1. Для работы на занятии группа делится на 3 команда «1», «2» «3».
2. Каждая команда выбирает «Лидера» (капитана команды).
3. Команда разбивается на 3 мини группы. Мини группа работает на своем компьютере.
4. Работая в динамической группе (мини группе). Выполняют задания по пяти модулям (т.к. задания WorldSkills предлагаются в форме модулей).
5.Выполненая работа обсуждается в команде.
6.По выбранному варианту заполняется карта диагностики.
7. Лидеры представляют и защищают проект своей команды.
(
на экране появляется картинка токарного станка)
Преподаватель: Вашему вниманию представлен станок КАКОЙ?
С правой стороны располагается рукоятка механической подачи перемещения суппорта. Но вот незадача. Шаловливые ручки обучающихся,, удалили колпачок от рукоятки и не могут найти.
По правилам Техники безопасности на неисправном оборудовании работа запрещена. Вам необходимо исправить данное нарушение. Как вы думаете, что необходимо сделать?
Изготовить изделие. Вот вы и определили цель нашего занятия
II. Основная часть
Преподаватель: В основной части нашего занятия команды должны разработать и защитить проект изготовления «Рукоятки».
Согласно требований WorldSkills работа разделена на 5 модулей.
модуль – выбор формы изделия.
модуль – метод обработки изделия
модуль – оборудование
модуль – инструмент
модуль материал изделия и инструмента.
Преподаватель: Откройте ноутбуки, включите. Уважаемые гости вы можете тоже принять участие в работе.
На рабочем столе находится презентация «Потенциал WorldSkills» Откройте презентацию (Приложение 1).
1 модуль.
Инструкция: Вам предлагается 6 видов формы изделия, работая в мини группах, необходимо выбрать одну из форм, фрезерной или токарной обработки, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на первую строку в колонку трансляция модуля.
2 модуль.
Инструкция: Вам предлагается 5 методов обработки изделия, работая в мини группах, необходимо выбрать один из методов, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на вторую строку в колонку трансляция модуля.
3 модуль.
Инструкция: Вам предлагается 8 видов металлорежущих станков, работая в мини группах, необходимо выбрать один из металлорежущих станков, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на третью строку в колонку трансляция модуля.
4 модуль.
Инструкция: Вам предлагается 8 видов режущего инструмента, работая в мини группах, необходимо выбрать один из режущего инструмента, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на четвертую строку в колонку трансляция модуля.
5 модуль.
Инструкция: Вам предлагается, 9 видов материала для изделия, работая в мини группах, необходимо выбрать один из видов материала для изделия, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на пятую строку в колонку трансляция модуля, выбрать материал режущего инструмента, соответствующий для обработки выбранного материала изделия, скопировать и вставить в «Карту диагностики» первого слайда на пятую строку в колонку трансляция модуля (Приложение 1)
Обсудите выбранные вами варианты, выберите один с вашей точки зрения экономически выгодный, лидеры команд затем защитят выбранный вами проект.
На обсуждение в команде дается 1 минута
Преподаватель: Лидеры команд готовы для защиты своего проекта?
Внесите в карту диагностики ваше решение и обоснуйте выбранный вами вариант (работа на интерактивной доске).
Преподаватель: Итак, теоретическую часть работы вы выполнили, осталась практическая. Изготовить на занятиях учебной практики изделие, выбранное каждой командой.
III. Домашнее задание
Преподаватель: Разработать проектную работу на изготовление изделия: рукоятка для молотка, напильника, воротка (на выбор).
IV. Заключительная часть
Преподаватель: К сожалению, на нашем занятии отсутствуют Эксперты. Оля и Степан находятся на чемпионате России в Подмосковье. А третий эксперт Телеченко Сергей наш выпускник находится на чемпионате России молодых рабочих компании Сухой в Ульяновске.
Как только они вернутся, я приглашу их и предоставлю им ваши проекты на обсуждение. Решение экспертной группы доведу до вашего сведения на очередном занятии.
А вам осталось последнее задание рефлексия «Закончите предложение».
Оценивание. За активную работу на занятии ставлю вам «отлично», надеюсь что при выполнении практической части, вы воспользуетесь своим принятым решением.
Итоги занятия
Преподаватель: перед нами стояла цель научиться правильно формировать профессиональные компетенции - осуществлять наладку обслуживаемых станков, выполнять обработку заготовок на фрезерных, токарных станках, проверять качество обработки деталей за счет углубления меж предметных связей, что вы достигли на отлично.