План-конспект
открытого урока в ДХШ
1.Предмет: живопись.
Класс: 3-й.
ФИО педагога: Юров Юрий Викторович.
2. Тема: «Выразительные средства живописи ».
3. Количество часов: 12 часов.
4. Тип занятий: комбинированный.
5. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная организация деятельности учащихся.
6. Цель: овладение приёмами изображения фактуры меха животных гуашью.
7. Задачи: 1. Воспитывающие: культура исполнения, аккуратность, самоконтроль, усидчивость. Учить понимать значение техники живописи. Научиться любить и трепетно относиться к природе нашей планеты.
2. Развивающие: формировать у учащихся навыки поэтапной работы. Расширить представления учащихся о способах живописи гуашью. Учиться видеть объект рисования е только как предмет, но и как совокупность разных цветовых пятен.
3. Обучающие: познакомить с творчеством известных художников анималистов. Знакомство со способами живописи гуашью. Изучение пластики движения животных и выражение её средствами конструктивного рисования. Рассмотреть взаимосвязи между тоном и цветом. Научить передавать фактуру меха животных.
4. Креативные: учить применять полученные знания в композиционных работах.
8. Задание: выполнить композицию с изображением животного, передать фактуру меха.
9. Оборудование для учителя: образцы работ учащихся, раздаточный материал с изображением животных, репродукции художников с изображением животных, фотографии.
10. Оборудование для учащихся: ватман ФА – 4, карандаш ТМ, резинка, линейка, эскизная бумага, кисти нейлон № 1,3,8,10, гуашь, палитра, тряпочка, банка под воду.
11. Используемая литература: В.С. Кузин «Наброски и зарисовки», журналы «Художественный совет», Трегуб И. «Художник Василий Ватагин», Сьюзен Уэст «Кот и пёс во всём великолепии».
12. План работы по занятиям:
1 занятие – 4 часа. Объяснение материала, практическая работа, подведение
2 занятие – 4 часа. итогов.
3 занятие – 4 часа.
.
План занятий:
1)Организационный момент - 3-5 минут.
2)Объяснение материала – 15 минут.
3)Самостоятельная работа (практическая часть) – 130 минут.
4)Подведение итогов, анализ выполненной работы – 15 минут.
5)Уборка рабочего места (класса), перемены – 15 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ № 1
Беседа:
Учитель:
-«Ребята, кто из вас не любит животных?» Думаю таких в классе не найдётся. Все любят животных. Совместно с классом в процессе беседы выясняем, за что мы любим животных, что животные длятся на домашних и диких, что мы очарованы грацией, пластикой форм, расцветкой, их повадками, характером. Совместно выясняем, что одной их проблем изображения животных, является передача фактуры меха цветом. Предлагаю классу рассмотреть иллюстрации профессиональных художников и разобраться как они передают фактуру меха ( таблицы 6-7). Обсуждаем работы Ватагина, выполненные в Берлине, Антверпене, Московском зоопарке: «Кенгуру рыжий», «Жираф», «Гуанако», «Лама», «Верблюд двугорбый» и другие. Совместно выясняем, что, изображая животных, художник в каждом случае подбирает свои особенные средства выразительности, что в зависимости от поставленной задачи художник меняет манеру письма; когда он изображает крупных животных, работает большими плоскостями, и наоборот. На примере работ профессионалов рассмотрим живописный приём. Мы видим, как пятнистый окрас животного влияет на общее решение картины. При тщательном рассмотрении видно - вся картина пятнистая, но Ватагин чувствует меру, и у зрителя не рябит в глазах. Мелкие пятна уравновешиваются крупными, композиции имеет цельное решение. Художник предпочитает обобщённые, а значит цельные образы.
Вывод: значит, чтобы раскрыть сюжет необязательно изображать много.
После просмотра иллюстративного материала предлагаю учащимся самим выполнить композицию с животным.
Ребята просматривают фотографии животных. Поясняю: «Можно использовать одновременно несколько удачных ракурсов фигуры животного; желательно выбирать фотоснимки, привлекающие какими-либо необычными и интересными моментами; по ходу работы можно менять композицию, используя более выразительное освещение, ввести дополнительные композиционные элементы для уникальной визуальной фактуры. Поясняю, что важнейшим принципом выбора фотоснимка является поиск наиболее характерного для конкретного животного положения фигуры.
Осуществив выбор, переходим к следующему этапу – изучению конструктивных и пластических особенностей животного. Рассмотрим, как это делается, на примере работы «Рысь» (таблица 1):
Начинаем своё исследование с изучения общих пропорций, габаритов, отношений всего тела к высоте.
Используя овалы, осуществляем поиск пластики, динамики движения, уточняем пропорции, отношения головы, туловища и конечностей животного.
Выявляем контур методом обрубовки.
ХОД ЗАНЯТИЯ № 2
Продолжение работы (табл. 2). Пересвечиваем рисунок 1 на новый лист. Уточняем контур животного «живой линией». В зависимости от освещённости «грубо» распределяем освещённость на объёмах тела. Находим условные границы зон света, полутени, тени и отмечаем их на рисунке с последующей проработкой тона. В результате получаем объёмное изображение животного, которое нам поможет в цветовом решении композиции.
Продолжение работы: разрабатываем композицию. Подыскиваем готовые иллюстрации с подходящей средой обитания для нашего животного. Вспоминаем, где и как обитает данный вид. Продумываем несколько черновых вариантов, прорабатывая общую концепцию композиции в линейном рисунке. Обсуждаем полученный результат. Выбираем лучший. Составляем окончательный вариант композиции (табл. 3), учитывая основные законы композиционного размещения. Центром работы должно являться выбранное нами животное.
ХОД ЗАНЯТИЯ № 3
Перед тем, как приступить к цветовому решению композиции поясняю, что в рисовании животных важно понимать их анатомию и точно воспроизводить их анатомию посредством создания иллюзии шерсти, покрывающей тело. Невозможно изобразить каждый волосок, поэтому надо делить «шубку» животного на мозаичные пятна, которые образуются в зависимости от характера шерсти, особенностей её роста и отражённого от неё света.
Для передачи фактуры шерсти желательно применить технику рассечения массива шерсти на отчётливые разрозненные пятна светлых, средних и тёмных валеров. Они отражают как естественную окраску животного, так и характер светотени, которая определяет рисунок пучков шерстинок, их движения по форме туловища. Глаза должны научиться видеть объект не только как предмет, но и как совокупность разных цветовых пятен.
Как только нашли характерный фактурно-тональный рисунок шерсти, определили светлые и тёмные пятна, выбираем краски, которые гармонично сочетаются и близки каждому участку цвета.
Практика. Активная работа учащихся на палитре. Выполняем таблицу №5, в которой пытаемся отработать навык и выработать технику изображения меха.
Чистовик. Лепим форму цветом, учитывая тон. Делаем подмалёвок локальными пятнами.
Начинаем урок с обсуждения выполненных подмалёвков. Устраняем ошибки. Уточняем локальные цвета в соответствии с плановостью композиции; с учётом выделения главного и второстепенного. Продолжаем работу тонкими кистями. Изображаем фактуру меха (табл. 4). Аналогично работаем в зонах полутеней и света, беря цвет на полутон темнее. Затем прорабатываем фон, передний план композиции. Траву пишем аналогичным способом, только мазки пишем крупнее. Второй план композиции выполняем более обобщённо. Массив листвы изображаем в виде крупных пятен светлых, средних и тёмных тонов. Стволы деревьев расположены против света, поэтому решаем их красивыми силуэтами.
Затем устраиваем просмотр работ. Выявляем недостатки. И продолжаем работу, корректируя цвет, тон, контрасты в соответствии с замыслом автора, добиваясь максимальной выразительности в композиции, кропотливо работая над нюансами светотеневой моделировки. Такие детали, как пряди шерстинок прорабатываем в последнюю очередь, они оставляют впечатление наиболее «звонких» элементов и создаём фактуру лишь на тех участках, где отчётливо видны разрозненные волоски и границы тональных переходов.
На последней стадии работы советую:
«Как только почувствуете, что близки к завершающей стадии, поставьте работу на 1,5-2,0 метра от себя и проанализируйте её колористическое решение, контрастность и свойства валеров. Затем внесите корректировки и дополнения».
В заключение занятия делаем общий просмотр (табл. 8-9). Совместно приходим к пожеланию, чтобы общество пришло к пониманию хрупкости живого мира и к необходимости охранять природу.