Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия в творческом объединении
«Волшебная палитра»
Тема:
Выполнение декоративной композиции
«Совушка»
Педагог дополнительного образования
Жирнова А.Ю.
Нижний Новгород
2023г.
Содержание
1.Введение
2. Основная часть
2.1 План урока
2.2 Ход урока
2.3 Ожидаемые результаты
3. Список литературы
1. Введение
Аннотация методической разработки
Методическая разработка содержит информацию об основных принципах организации декоративной композиции, способах размещения изображаемых объектов на формате плоскости, их взаимосвязи. Более глубоко разобраться в теме позволяет демонстрация иллюстраций, т.е. тема усваивается не только слуховым восприятием, но и зрительным.
Пояснительная записка
Данный материал был направлен на освоение детьми 10-12 лет.
Цели: Изучение учащимися основ декоративной композиции и овладение навыками декоративного изображения различных объектов.
Назначение: Мастер-класс предназначен для детей среднего школьного возраста, а также может быть интересен педагогам и родителям. Рисунок можно использовать в качестве подарка и для украшения интерьера.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей создавать композицию из различных узоров;
Познакомить с различными формами стилизации и множеством графических средств, применяемых в декоративной композиции;
Воспитательные:
Воспитать качества, необходимые для выполнения данного вида работы: творческое мышление, фантазию, навыки стилизации и декорирования;
Развивающие:
Развитие воображения, художественного вкуса;
Продолжать учить использовать оттенки одного цвета в рисовании, закрепить умение смешивать краски для получения разных оттенков;
Закрепить умение разделять цвета по цвету, холодности и тону.
Материально-техническое обеспечение:
Для учащихся: листы бумаги формат А-3, краски гуашь – 12 цветов, кисти, баночки для воды, палитра, салфетка для рук, маркеры или фломастеры;
Для преподавателя: компьютер с примерами работ, доска для рисования, мел.
2. Основная часть
2.1 План урока
Занятие по декоративной композиции, в соответствии с расписанием, рассчитано на 4 учебных часа по 45 минут с двумя 15-минутными перерывами.
Организационный момент (5 минут).
Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом. Рассказ преподавателя о принципах построения декоративной композиции и показ иллюстративного материала (10 минут).
Закрепление навыков построения композиции, используя геометрические фигуры (треугольник, квадрат, ромб);
Закрепление знаний по цветоведению: теплая, холодная гамма, смешанная;
создание творческой работы на заданную тему –лоскутное одеяло.
Практическая деятельность учащихся. Создание творческой работы на заданную тему.
Обсуждение готовых работ (5 минут).
2.2 Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем рисовать, знакомиться с декоративным творчеством, фантазировать, творить. Приготовить все инструменты: воду, кисти, гуашь, карандаши, бумагу, маркеры или фломастеры.
Сообщение темы и цели занятия
Композиция (в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей) - построение художественного произведения, определяющего единство и цельность его элементов.
В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль.
Во время работы над композицией мы имеем дело с различными параметрами. При компоновке форм на плоскости большое значение играют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции.
Масштаб — это соизмерение величин изображенного объекта по отношению к действительным величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое — увеличивает.
Пропорции — это соотношение элементов изображаемой формы.
Модуль — единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения (рис. 1).
Существуют два способа художественного видения при организации композиции (рис.2):
Выделение главного объекта в композиции, где все остальные элементы подчинены центру и работают на него.
Единый ансамбль, без выделения главного предмета, при этом любые детали подчиняются целому и утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного (абстрактная композиция).
Равновесие — это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.
Педагог рассказывает о предстоящей работе, демонстрируя заранее подготовленные иллюстрации и рисунки. Педагог рассказывает, что нужно следить за четкой последовательностью и аккуратностью данной работы.
Педагог показывает выполнение работы, последовательность действий, на что следует обратить внимание.
Практическая часть.
Приступим к выполнению практической работы. Ваша задача заключается в следующем:
Разделить лист А3 вертикальной линией симметрии
Построит одну правую част совы
Перенести расположение контрольных точек справа налево.
Соединение точек и окончательное построение контуров совы
Наметит вспомогательные линии для последующего расположения на них узоров..
Используя геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, многоугольник) создать декоративную композицию, распределяя фигуры на листе в различных сочетаниях (простой карандаш).
Испоьлзуя гуашь, закрасить фон вокруг совы
Выполнитьузоры на сове маркером, используя 3-4 цвета, равномерно распределяя цветовые пятна.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Украшение стенда в общем фойе выполненной работой.
2.4 Ожидаемые результаты
Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
Учащиеся учатся видеть большее количество оттенков одного цвета , смешивать краски для их получения.
Закрепление знаний о построении симметричных округлых предметов-совы.
Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Ребята получают удовольствие от работы.
3. Список литературы.
Г.М. Логвиненко, Декоративная композиция. Учебное пособие. М. – 2005г. – 145стр.
Интернет-ресурсы: https://gas-kvas.com/risunki-uzory/20665-risunok-sovy-uzorami-46-foto.html
Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/masterklass-grafika-sova-v-grafike-3715999.html
Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&stype=image&lr=47&source=serp