Методическая разработка
«Пакет диагностических методик отражающие цели и задачи образовательной программы Волшебные пальчики».
Диагностика - учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза.
Педагогу для успешной организации образовательного процесса необходимо изучить интересы и увлечения детей, а также особенности характера. Помогут в этом различные диагностические исследования.
После зачисления ребёнка в творческое объединение, проводится прогностическая (входная) диагностика не только технических навыков и художественных знаний, но и мониторинг для родителей, данные заносятся в индивидуальную карту. Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных способностей воспитанников.
Текущая (промежуточная) диагностика проводится в конце декабря и её цель отследить динамику развития воспитанников.
Итоговая диагностика в конце года – это проверка освоения программы или её этапов, если программа много годичная.
Различные методы мониторинга помогают педагогу более эффективно отслеживать и фиксировать результаты воспитанников. Методы мониторинга могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение и анализ работ.
Анкетирование. Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъектный опыт. Можно проводить анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.
Беседа. При подготовке к беседе большое значение имеет предварительная работа: наметить цель и заранее подготовленные вопросы, которые сформулированы кратко и точно. Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.
Тестирование. Тест - краткое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” означает испытание, проверка, проба, критерий, опыт.
Существует три этапа тестирования: выбор теста; его проведение; подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.
План создания тестов: выбрать знания и умения, которые необходимо проверить с помощью теста; подобрать задания, которые позволят проверить эти знания и умения.
Составляя тест, необходимо помнить тесты должны быть: относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания.
Наблюдение. Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Наблюдение должно осуществляется в определённой системе, в течение длительного срока с учетом педагогической задачи, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика. Наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.
Анализ работ. Продукты деятельности воспитанников отражают их умения и навыки, а также свойства личности: самостоятельность, работоспособность, аккуратность, настойчивость, организованность и др. При этом наглядно видно насколько эти качества развиты.
В целом оценивать ребёнка в творческом объединении целесообразно по двум показателям: личностные достижения (изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий) и учебные достижения (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы)
Формы мониторинга:
Индивидуальная карта развития учащегося.
Паспорт воспитанника.
Диагностические карты.
Диаграмма и график успеваемости.
Круговая диагностическая карта.
И так основные правила проведения диагностики:
Установление контакта между педагогом и ребенком.
Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание.
Обследование проводится 10-15 минут (в зависимости от возраста и задач исследования).
Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, подготовить наглядный материал (если он необходим
Результаты обязательно фиксироваться.
Анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.