Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Методическая разработка парламентского урока
«Парламент, общество и я»
Составитель: Устимова Татьяна Валерьевна, учитель английского языка,
классный руководитель 6 класса
Бавлы, 2018 год
Методическая разработка парламентского урока
«Парламент, общество и я»
Класс: 6
Целевая аудитория: классные руководители, учителя-предметники, родители, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе.
Подготовка: музыкальное сопровождение (Р.Алехно и гр.Непоседы «С чего начинается Родина, гимн РФ, РТ); государственная символика, структура парламента в РФ и РТ, наглядный материал, изготовление и ведение словаря «Значения и понятия государственной символики»
Цели и задачи:
- формирование политической культуры школьников, осознание роли гражданина в социально-политической жизни общества, развитие навыков активного участия в общественной жизни;
- содействовать возможности активного участия молодежи в политической жизни, влиять на политическую систему, быть причастным к процессу принятия решений, формированию власти;
- помочь обучающимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательства власти в РФ, деятельности парламента.
Ход урока
- Добрый день, дорогие мальчики и девочки! Сегодняшний наш с вами урок, посвящен очень важному, нужного, а самое главное очень актуальному вопросу нашего государства. И начать я его хотела бы с одной очень интересной песни, название которой я вам называть не буду, но очень надеюсь, что вы догадаетесь сами…(прослушивание отрывка из песни «С чего начинается Родина»)
- Скажите, о чем это песня? Какие эмоции она вызвала у вас при прослушивании? В чем основной смысл этой песни? Как вы поняли слова из этой песни? (ответы учащихся)
- Все ваши слова имеют определенную направленность, как вы думаете какую? Чему посвящен наш разговор? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашем государстве, узнаем, что такое парламент, его основные функции, вспомним, что такое конституция, права и обязанности гражданина нашей страны.
- Я хочу обратить ваше внимание на доску, на ней вы видите различные изображения с символикой нашей страны и нашей республики…давайте мы с вами еще раз повторим, что это такое? (флаг РФ и РТ, герб и символ нашей страны, портрет президента РФ и РТ, слова гимна РФ и РТ, конституция РФ, определение слова «парламент» и его структура).
- Многим из вас знакомо слово «гражданин», «общество» «патриотизм», скажите, как вы понимаете, значение этих определений? (ответы учащихся)
- А сейчас, я хотела бы, чтобы один из вас прочитал небольшое четверостишие, которое вы видите на экране:
«Я – патриот, я вижу Землю,
И Землю я, свою люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу»
- Понравилось ли вам это стихотворение? О чем оно, на ваш взгляд?
- А вот теперь давайте мы с вами, запишем значение слова «патриотизм» в наш словарик (учащиеся записывают слово и его значение в специальный словарь).
- Хорошо, вы отлично справились с этим вопросом. И мы с вами продолжаем, обратите внимание на слова, которые вам представлены на этом плакате:
«Соблюдение закона и наличие власти, приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти, приводит к беспорядкам».
- Что, по-вашему, могут означать эти слова? (ответы учащихся)
- Правильно, если бы в нашей стране не было власти и четко прописанных законов и требований, но наше общество, было бы похоже на беспорядочное скопление людей, которые делают что хотят и живут так, как они хотят. Без следования законам, наше общество, трудно было назвать обществом культурным, воспитанным. Хаос и беспредел поселился бы в нашей стране. Но благодаря нашей конституции, благодаря структуре нашего государства, парламенту, уголовному кодексу, мы все придерживаемся этих законов и требований. Скажите, что такое «конституция»? (ответы учащихся). Работа со словарем, запись значения этого слова.
- Давайте, мы с вами немного передохнем и выполним такое задание, сейчас вы поделитесь на группы по 4 человека, на столах у вас лежат листы, в течение 2 минут каждый из участников группы, про себя продумывает новый закон, которого нет ни в одном государственном документе нашей страны, затем в течение 2 минут, вы обсуждаете все ваши идеи в группе, а потом еще в течение 2 минут, вы записываете только 2 закона от вашей группы, записав эти законы, вы в течение 1 минуты должны представить их другим группам и доказать, что именно ваши законы эффективны и обязаны быть изданы и применимы в нашем обществе.
Главное правило, вы должны издать законы для нашей школы и для всех ее участников, т.е. учащихся, учителей, администрации и другого персонала.
(Учащиеся выполняют задание, на которое отводится 10-15 минут, включая защиту своих законов и оценки работ групп самими учащимися и учителем).
- Замечательно, вы все справились с эти заданием и я надеюсь, что все ваши законы будут обязательно прописаны в уставе нашей школы, а самое главное будут соблюдаться всеми участниками образовательного и воспитательного процесса в нашей школе).
- Но, это еще не все, о чем бы сегодня хотела вас познакомить, есть еще не менее важная структура в нашей государственной политике. Прощу вас внимательно прочитать следующий слайд:
«Парламент РФ – федеральное собрание»
Верхняя палата Нижняя палата
Совет федерации Государственная дума
- Как вы думаете, что такое «Парламент»? (ответы учащихся, работа со словарем). В России с 1993 г. И до наших дней действует двухпалатный парламент: Совет федерации и Государственная дума. Как вы думаете, а в чем состоит работа парламента, чем они занимаются?
- принимает решения, которые носят рекомендательный характер;
- принимает и отвечает на обращения и заявления, в рамках своей компетенции;
- участвуют в общественно-политической жизни государства;
- готовит законопроекты и поправки к ним;
- Всем этим и еще многим другим, очень важным и значимым для нашей с вами жизни занимается наш парламент. В заключение нашего с вами классного часа, я хотела бы, чтобы вы всем классом написали обращение к гражданам нашей страны, напишите обо всем, что вы считаете нужным и важным, о том, как нужно жить в современном мире, как относиться друг к другу, как важно уважать и почитать традиции и законы нашей страны, как важно, в столь непростое время, жить в мире и согласии, помогать и любить друг друга.
- В течение 5 минут дети пишут обращение, затем оно оформляется в рамочку и вывешивается на стенде на первом этаже при входе в школу, чтобы все могли его увидеть, а самое главное прочитать, и обязательно последовать всем советам, которые дали им учащиеся 6 класса).
- А сейчас я порошу вас встать, взяться за руки и всем вместе прочитать следующие строки:
«Нам нужен мир - тебе и мне,
И всем на свете детям!
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство»
(Закончив читать строки, учащиеся прослушивают отрывок из гимна РФ и РТ).
- Я очень надеюсь, что именно вы – станете новым, креативным, а самое главное – человечным обществом нашего будущего. Вы – наша надежда и опора.
Словарик значений
Понятие | Его значение |
Патриотизм | Уважение к прошлому своей страны. Служба в армии. Участие граждан в голосовании. Вера в возрождение. Толерантность в национальном вопросе. Поддержка отечественного производителя. |
Гражданин | Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется его защитой, наделен совокупностью политических и иных прав и обязанностей. |
Общество | Группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. |
Государство | Особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. |
Парламент | От слова «говорить», считается представительным органом, то есть представляет волю населения. Избирается путем всеобщих выборов, наделен властью принимать законы. |
Конституция | Юридический документ, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и имеющий высшую юридическую силу. |