СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Первоцветы - вестники весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Первоцветы - вестники весны"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского и юношеского творчества»

города Армянска Республики Крым











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект занятия «Первоцветы – вестники весны»







Материал подготовила: Беляева Анастасия Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского и юношеского творчества» города Армянска Республики Крым

Педагог дополнительного образования













г. Армянск, 2019 г.


Тема: Первоцветы – вестники весны


Цель: Углубить и расширить знания ребят о первоцветах, об их значении в природе, о необходимости их охраны.

Задачи:

1. Расширять и совершенствовать знания о первоцветах, редких растениях.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, эстетические чувства, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память.

3. Воспитывать культуру поведения в природе, внимательное и бережное отношение к первоцветам.

Тип занятия: Занятие по применению и совершенствованию знаний, умений.

Форма проведения занятия: Традиционная.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический.

Виды форм организации деятельности: беседа, игра, работа с наглядностью.

Методический и дидактический материалы и наглядность: иллюстрации первоцветов, бумага А4, карандаши.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап;

  2. Актуализация знаний и мотивация;

  3. Этап применения и совершенствования знаний;

  4. Физкультминутка;

  5. Этап закрепления изученного;

  6. Этап подведения итогов учебного занятия;

  7. Рефлексия.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к занятию.

Учитель: – Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

– И прежде чем начать наше занятие, я бы хотела вспомнить вместе с вами правила

поведения. Итак, 1…, 2…, 3… . Очень хорошо. На протяжении всего занятия мы будем придерживаться этих правил.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир растений, цветов, а именно – первоцветов! Девиз нашего путешествия «Любить и охранять родную природу».

– Давайте с вами вспомним, кто такие первоцветы? Почему их так называют? (Ответы детей. На Руси считали, что первоцветы – это первые цветы лета).

– Сегодня на занятии мы с вами вспомним их.

3. Этап применения и совершенствования знаний.

– Один из самых красивых и ярких первоцветов – это, конечно, прострел (сон-трава). Люди всегда любили цветы, посвящали им стихи, песни, слагали о них легенды. (Демонстрация иллюстрации первоцвета)

– К сожалению, сейчас этих красивых – белых, розовых, фиолетовых – цветов осталось так мало. Они уничтожаются.

– Подснежниками, или первоцветами, называют цветы, которые цветут очень рано, сразу после таяния снега. Часто их еще зовут «снегурочкиными» цветами. Они начинают расти еще под снегом. (Демонстрация иллюстрации первоцвета)

К подснежникам можно отнести мать-и-мачеху. Местами еще лежит снег, там, где припекло солнце, на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, уже в начале апреля появляются золотые цветы мать-и-мачехи. И только к лету появляются большие листья (Демонстрация иллюстрации первоцвета)

– Вслед за мать-и-мачехой зацветает хохлатка. (Демонстрация иллюстрации первоцвета)

– Почему так назвали этот цветок? (Ответы детей. Из-за хохолка).

–Молодцы правильно из-за хохолка, который есть у каждого маленького цветочка. Цветы эти собраны в нарядную кисточку. Ох, и достается хохлатке! Рвут их большими букетами, но цветочки вянут очень быстро, в воде стоят всего несколько часов, затем начинают опадать. Стоит ли из-за этого уничтожать их? Тем более что они занесены в Красную книгу. Растение пытается выжить, но если семена взойдут, зацветет, лишь через несколько лет.

– Еще один первоцвет это медуница. Медуница – цветок-загадка. (Демонстрация иллюстрации первоцвета)

– Почему ее так назвали? Цветы дают много нектара. Цветки в первые, дни у нее ярко-розовые, затем они делаются лиловыми, а старые цветочки вообще грязно-серого цвета.

– На склонах балок можно встретить еще один прекрасный первоцвет – крокус. (Демонстрация иллюстрации первоцвета). У крокуса очень нежный и симпатичный цветок сиреневого цвета.

– Рассказывать о наших крымских первоцветах можно очень много и долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

4.Физкультминутка.
Педагог называет растения, ребята внимательно слушают, если они относятся к первоцветам, то они хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами. (Мать-и-мачеха, саранка, ландыш, медуница, ирис, василек, ромашка, роза, подснежник, крокус, пион, одуванчик, хохлатка, прострел).

– Сегодня на занятии мы познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денёчком природа будет радовать нас и появятся новые цветы. С нетерпением ожидают красавицу весну люди. Ждут новых встреч с природой. Кто-то просто любуется красотой, а кто-то отнимает у неё самое яркое – первые весенние цветы. Возвращаясь домой, некоторые люди несут целые охапки первоцветов. Да, букет красив, но, постояв в вазе несколько дней, цветы поникнут и умрут, а некоторые завянут ещё до того, как их поставят в воду. Поэтому лучше любоваться цветами в естественной среде – на поляне, в лесу. Цветы – символ прекрасного, но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. С каждой весной первоцветов становится все меньше и меньше. Растение беззащитно. Накрепко связанное с почвой, оно не может ни убежать, ни постоять за себя. Их рвут на букеты, для продажи или просто так тысячи людей, часто вырывают с клубнями и луковицами. Цветки мельчают (на букеты стараются выбрать поярче, покрупнее). В ряде мест растения могут исчезнуть совсем. Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты. Законом запрещена торговля многими первоцветами, в ряде мест лесная охрана оберегает первоцветы от уничтожения. Сберечь первоцветы - наша забота! Многие из них занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

5. Этап закрепления изученного.

- На базе нашего «Центра детского и юношеского творчества» действует экологический отряд «Эверест» и мы как его непосредственные участники должны беречь природу – первоцветы. Беречь должны не только мы, но и все люди и поэтому, я предлагаю изготовить агитационные листовки и рисунки в защиту первоцветов «Берегите первоцветы». Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов» (Изготовление листовки и рисунков).

Уважаемые товарищи!

Вы находитесь в зоне действия нашего экологического отряда «Эверест». У вас под ногами редкие цветы – первоцветы. Не топчите их, не рвите букеты. Ведь только живые цветы украшают землю.


Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.



6. Этап подведения итогов учебного занятия.

– Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в мир прекрасных первоцветов. Что вы узнали нового на занятии? (Ответы детей).

– Я, верю: прежде чем сорвать любой цветок в лесу, вы обязательно подумаете, а стоит ли их рвать? Пусть они радуют всех, пусть у них созревают семена, тогда на следующую весну вы найдете их на том же месте. И объясните своим друзьям, что все красиво растущие растения требуют охраны.

– Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали. До свидания!

7. Рефлексия.

– Какие трудности возникли во время работы? Почему?

– Что вам понравилось, а что нет?





Список использованной литературы


1. Планета – наш дом. Мир вокруг нас: Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / под ред. Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.

2. Преснякова О.В. Весна и первоцветы в стихах, прозе и легендах. – 2010.

3. «Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия»/ авт.- сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007











5