Лабораторная работа № 2
Изучение строения растительной и животной клеток
Учебная цель: познакомиться с особенностями строения клеток растительных и животных организмов.
Учебные задачи:
научиться готовить микропрепараты растений
познакомиться со строением микроскопа, научиться с ним работать
познакомиться с многообразием клеток, убедиться в принципиальном единстве их строения
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология».
Рабочая тетрадь.
Карандаш.
Оборудование и материалы.
Оборудование и материалы.
микроскоп, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, пинцет, пипетка.
клубни картофеля, головка лука, раствор йода, вода,
фиксированные препараты тканей растений и животных.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.
Все известные одноклеточные и многоклеточные организмы делятся на 2 группы: прокариоты и эукариоты. К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии. У прокариот в клетках нет оформленного ядра. К эукариотам относятся протесты, грибы, растения и животные. Для всех эукариотических клеток характерны общие черты строения. Их особенностью является наличие ядра и ядрышка. От внешней среды клетка отделена цитоплазматической мембраной - плазмалеммой. Под ней находится гелеобразная часть клетки - цитоплазма. В цитоплазме расположены все органоиды клетки. К органоидам клетки относятся: ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пластиды, вакуоли, рибосомы, клеточный центр. Цитоплазма также содержит различные включения.
Несмотря на сходство по строению и химическому составу, клетки живых организмов из различных царств живой природы имеют и существенные различия. Клетки грибов, растений и животных различаются по структурным и физиолого-биохимическим особенностям. Так, например, клетки грибов и растений помимо плазматической мембраны окружены еще и прочной клеточной стенкой. Однако, химический состав клеточной стенки различен. У растений она состоит преимущественно из целлюлозы, а у грибов в состав клеточной стенки входит хитин - вещество, из которого построен наружный скелет членистоногих животных. У животных клеток клеточных оболочек нет. В отличие от животных, клетки растений и грибов имеют крупную вакуоль. Чем старше клетка, тем вакуоль больше. Растительная клетка содержит в своем составе пластиды. Хлоропласты (содержат хлорофилл, окрашены в зеленый цвет, обеспечивают синтез органических веществ); лейкопласты (бесцветны, в основном служат для запаса питательных веществ); хромопласты (содержат пигменты, придающие клеткам желтый, красный или оранжевый цвет, например, каратиноиды). В клетках животных и грибов пластиды отсутствуют, поэтому лишь растения имеют автотрофный способ питания. Различия прослеживаются и в типе запасных питательных веществ. Так, у грибов и животных резервным углеводом является гликоген, а у растений - крахмал. Еще одним различием является отсутствие у растений центриолей.
Рис. 1 Строение животной клетки
Рис. 2 Строение растительной клетки
Задания для лабораторной работы.
Задание 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа и правилами работы с ним.
Поставьте перед собой микроскоп так, чтобы штатив был обращен к вам, а столик от вас. Поставьте в рабочее положение объектив с малым увеличением (+8). Глядя в окуляр, осветите с помощью зеркала или электронной подсветки поле зрения. Положите на предметный столик готовый препарат, прижмите его клеммами. Осторожно вращая макрометрические винты, опустите объектив так, чтобы он находился на расстоянии 2-3 мм от препарата. Теперь глядя в окуляр, медленно поднимайте объектив до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение объекта. Рассмотрите объект при большем увеличении. Для этого поставьте в рабочее положение объектив (+40). Затем настройте на резкость изображение объекта с помощью микрометрических винтов. Увеличение микроскопа равно произведению увеличения объектива на увеличение окуляра. Для типичного исследовательского микроскопа увеличение окуляра равно 10, а увеличение объективов – 10, 45 и 100.
Запишите, во сколько раз можно увеличить изображение на вашем микроскопе?
Задание 2. Выполните опыты:
Опыт№1. Приготовление и изучение препарата кожицы лука.
а) от чешуйки лука отделите небольшую часть эпидермиса и положите в каплю подкрашенной йодом воды на предметное стекло;
б) расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой;
в) рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением;
г) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки.
Опыт №2. Приготовление и изучение препарата клеток клубня картофеля.
а) со среза клубня картофеля соскоблить препаровальной иглой немного мякоти;
б) поместите ее на предметное стекло в кагшю воды, окрашенную слабым раствором йода, накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой;
в) рассмотрите приготовленный препарат под малым, а затем под большим увеличением микроскопа:
г) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки, укажите зерна запасного вещества - крахмала.
Опыт№3. Изучение микропрепарата стебля герани.
а) рассмотрите препарат стебля герани под малым, а затем под большим увеличением микроскопа;
б) сделайте рисунок в тетради, обозначьте зерна хлорофилла.
Опыт №4. Изучение микропрепарата клеток печени животного.
а) рассмотрите препарат клеток печени животного под малым, а затем под большим увеличением микроскопа;
б) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки.
Порядок выполнения отчёта по практическому занятию
В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.
Выполните задание 1.
Выполните задание 2. Зарисуйте все рассмотренные в микроскоп типы клеток, обозначьте видимые части клеток.
Какие черты сходства растительных и. животных клеток вы наблюдали? В чем причина их сходства?
Какие черты различия растительных и животных клеток вы наблюдали? В чем причины их различия?
Заполните таблицу.
Признаки | Клетки |
Растительные | Животные |
Клеточная стенка | | |
Пластиды | | |
Крупная вакуоль | | |
Центриоли | | |
Способ питания | | |
Запасающий углевод | | |
Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия