СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по экологии "Пятнистый символ Кавказа"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание бережного отношения к природе родного края при изучении краснокнижного животного - переднеазиатского леопарда

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по экологии "Пятнистый символ Кавказа"»

Методическая разработка занятия «Пятнистый символ Кавказа»


Цель: способствовать формированию бережного отношения к природе Кабардино-Балкарской республики (КБР) и экологической культуры.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интереса к переднеазиатскому леопарду путем знакомства образом жизни, его местом в экосистеме.

  2. Познакомить с животными КБР и пищевыми цепочками в природе, которыми они связаны.

  3. Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы у обучающихся.

  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в команде.


Тип учебного занятия: комбинированное занятие

Форма проведения занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (рассказ), наглядный (показ иллюстраций), метод проблемного обучения (постановка проблемного вопроса), метод игры (дидактические игры: «Угадай животное», «Пищевые цепочки в природе»).

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Проблемный вопрос:  «Нужно ли возвращать леопарда на Кавказ?».

Основные понятия - переднеазиатский леопард, хищные животные, травоядные животные, пищевая цепочка.

Оборудование: план-конспект занятия, картинки с изображением животных КБР, эмблемы команд «Травоядные-кукуруза» и «Хищные-косточки», шапочки с изображением животных для игры «Угадай животное», карточки для игры «Пищевые цепочки в природе», карточки с изображением леопарда для голосования по проблемному вопросу, карточки-смайлики для рефлексии (по количеству обучающихся).

Ход занятия

  1. Организационный этап

Педагог: Добрый день! Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Давайте улыбнемся друг другу. Чтобы занятие прошло интересно и увлекательно, ребята будут выполнять задания в командах. Но чтобы разделиться на команды, нужно вытянуть жребий (из мешочка, не глядя, выбрать картинку). Если на картинке кукуруза, то обучающийся идет в команду «Травоядные». Если попалась картинка с изображением косточки, то обучающийся идет в команду «Хищники». Сегодня команды будут играть, отвечать на вопросы. За правильные ответы и выполнения заданий команда будет получать фишки. У кого больше фишек будет, та команда победила.

2.Актуализация знаний

Сейчас мы с помощью игры узнаем, какие животные живут у нас в Кабардино-Балкарии. Игра проводится в командах по очереди. Каждая команда отгадывает по два животного.



Игра «Угадай животное».

Педагог приглашает одного обучающегося, одевает ему шапочку с изображением животного на голову. Участник игры должен отгадать животное с помощью подсказок команды, которые они будут давать по -очереди. Название животного вслух говорить нельзя. Каждая команда попробует отгадать по два животных.

3. Постановка целей и задач. Мотивация к учебной деятельности


Тема нашего занятия: «Пятнистый символ Кавказа».

Цель занятия: познакомиться с загадочным и почитаемым на территории Кавказа животным - переднеазиатским леопардом.

4. Постановка проблемного вопроса: «Нужно ли возвращать переднеазиатского леопарда на Кавказ?»

Давайте подумаем и в конце занятия решим, нужен ли этот зверь на Кавказе.

Переднеазиатский леопард это большая кошка с длинным хвостом. Окраска желто-оранжевая с черными пятнами. У него отличные зрение и слух. Он может спать на дереве. Умеет подкрадываться и нападать

Это животное когда-то обитало на всех горных территориях Кавказа. Его называли кавказским барсом. Шкуры убитых леопардов стоили в 20 раз дороже, чем шкуры лисы, волка, медведя. Так леопард на Кавказе был практически истреблен. Он занесен в Красную книгу как малочисленный, находящийся на грани исчезновения. Педагог демонстрирует Красную книгу КБР.

Он охотится на копытных травоядных животных, таких как олени, кавказские туры, дикие кабаны. Может поймать мышь, зайца, лисицу, волка, суслика, ящерицу, птиц (тетерева, рябчика). Бурый медведь будет соседом леопарда и даже будет доедать остатки еды после него.

В дикой природе у леопарда нет естественных врагов, кроме человека. Исчезает леопард и на его место приходит волк. Леопард за одну охоту поймает одну овцу, а стая волков от 20 до 100 овец за одно нападение.

В России в г. Сочи был построен Центр восстановления леопарда на Кавказе. Здесь леопардов растят до определенного возраста и выпускают в дикую природу.

5. Физкультминутка

6. Проверка понимания учебного материала

Вопросы для команд:

  1. Опишите, как выглядит леопард?

  2. На кого будет охотиться леопард?

  3. Что умеет делать леопард?

  4. Почему он исчез из дикой природы?

Каждая команда отвечает на два вопроса. За правильный ответ получает одну фишку.

7. Закрепление учебного материала

Игра «Пищевая цепь в природе»

Педагог объясняет, что такое пищевая цепочка. Пищевая цепочка начинается с растений, затем идут травоядные животные, после них - хищники. Травоядные поедают растения и получают необходимую энергию. Хищники охотятся на травоядных. Так продолжается жизнь.

Каждая команда получает набор карточек с изображением животных и изображение солнца. На солнце прикреплены шнурки, а на карточках есть дырочки. Нужно прикрепить картинки по порядку, построить пищевые цепочки, как лучики солнца. За каждую правильно составленную пищевую цепочку команда получает одну фишку.

8. Контроль усвоения знаний

Ответ на проблемный вопрос: «Нужно ли возвращать леопарда на Кавказ?»

Обучающимся раздаются карточки с изображением леопарда. На доске висит плакат с проблемным вопросом. Если они считают, что леопард нужен на Кавказе и его надо возвращать в дикую природу, то свою карточку помещают в карман, где на писано слово «Да». Если считают, что не надо возвращать леопарда на Кавказ, то свою карточку помещают в карман, где написано слово «Нет».

9. Подведение итогов занятия

В зависимости от результатов голосования, педагог озвучивает результаты. Подсчитывается количество фишек, набранных командами.

Педагог спрашивает обучающихся, что нового они узнали на занятии.

10. Рефлексия

Педагог предлагает каждому участнику выразить свое отношение к занятию. Ребята, если занятие вам понравилось, то поднимите веселый смайлик.