СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по физике на тему "Компетентностно- ориентированные задания на уроках физики как средство развития ключевых компетенций"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается роль контекстных задач как одного из механизмов развития ключевых компетенций на уроках физики, представлены примеры качественных и расчетных задач по теме «Тепловые явления».

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по физике на тему "Компетентностно- ориентированные задания на уроках физики как средство развития ключевых компетенций"»

Контекстные задачи
как один из механизмов развития ключевых компетенций на уроках физики


Щербакова Галина Егоровна, учитель физики, г. Смоленск, МБОУ «СШ №36 им. А. М. Городнянскго»


Аннотация: Контекстные задачи на уроках физики как один из механизмов развития ключевых компетенций обучающихся позволяют достичь в образовательной практике предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Цель контекстных задач – формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Контекстные задачи позволяют научить поиску и обработке информации, научно объяснить какое – либо явление, делать прогнозы о протекании те или иных процессов, распознавать и использовать различные физические модели.


Актуальность: в статье рассматривается роль контекстных задач как одного из механизмов развития ключевых компетенций на уроках физики, представлены примеры качественных и расчетных задач по теме «Тепловые явления».


Цель работы: формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях при решении контекстных задач.


Задачи:

- выявить роль контекстных задач в формировании ключевых компетенций;

- применение контекстных задач на уроках физики в теме «Тепловые явления».


Важным способом формирования и оценивания ключевых компетенций
является использование контекстных задач, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности обучающихся, создав тем самым условия и среду для их самореализации и раскрытия творческих способностей.

Контекстные задачи – это задачи с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению материала, пониманию сути физических законов и явлений. Контекстные задачи требуют от обучающихся использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организуют их деятельность, а не требует воспроизведения информации или отдельных действий.

Учебно-воспитательный процесс на уроках физики отличается многообразием применяемых технологий, среди них личностно - ориентированная, развивающая, технология деятельностного подхода, критического мышления, информационная, проблемного обучения, которые создают условия ориентированные на достижение успеха, соразмерно личных особенностей, уровня сформированности умений, а также мотивации и уровня творческих возможностей обучающихся.
Контекстные задачи расширяют возможности учителя по организации
самостоятельной работы обучающихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, помогают формировать ключевые компетенции. Компетенции обучающихся формируются в процессе их учебной деятельности.

Каждая контекстная задача – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Особенно эффективны такие задачи, если в качестве материала предлагаются репродукции картин, отрывки из художественного произведения или стихотворения.

Так, например, при изучении раздела «Тепловые явления» предлагается выполнить следующие контекстные задачи:


Аспект: обработка информации - делают вывод на основе полученной
информации.


Стимул: при выполнении задания выставляется соответствующая отметка.


Задачная формулировка: прочитать внимательно текст и на основе
информации из текста решить задачу.


Источник информации: текст из сказки Г. Х. Андерсона «Снежная Королева».


Задача 1

«Зимою это удовольствие прекращалось; окна зачастую покрывались ледяными узорами. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам – сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна мальчик и девочка: Кай и Герда».



Тип задачи

Количественная

Класс

8

Тема

Количество теплоты

Содержание

Какое количество теплоты отдает медная монета Кая, нагретая на печи до 400С, когда он прикладывает ее замершему стеклу окна, если объем монеты равен 3,14 * 10-7 м3? (Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг 0 С, плотность меди 8900 кг/м3, температура таяния снега 00 С)

Решение

m = pV

m = 8900 кг/м3 * 3,14 * 10-7 м3 = 0,0028 кг

Q = cm(t1 - t2)

Q = 380 Дж/ кг 0С * 0,0028 *(40 0С – 00С) = 42,56 Дж

Критерии оценивания

2 - дан правильный ответ, приведено полное верное решение

1 - дан правильный ответ, есть частичное решение

0 – дан другой ответ, приведено неверное решение


Задача 2

«Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее снежное озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, на диво ровных и правильных: один как другой. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению это было единственное и лучшее зеркало на свете»


Тип задачи

Качественная

Класс

8

Тема

Тепловые явления

Содержание

Почему образовались трещинки во льду на озере Снежной королевы?

Решение

В сильный мороз верхняя поверхность льда быстро охлаждается и начинает сжиматься, а нижняя его поверхность начинает испытывать повышенное давление, поскольку его температура немного выше. Этот перепад температур и приводит к образованию трещин.

Критерии оценивания

1 - дан правильный ответ, есть полное пояснение

0 – дан другой ответ , пояснение частичное


Задача 3

«Ну и жара стояла в ее жилье! Сама финика, низенькая, грязная женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды все платья, рукавицы и сапоги, иначе девочке было бы через чур жарко, положила на голову оленя кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушеной треске».





Тип задачи

Количественная

Класс

8

Тема

Испарение и конденсация

Содержание

В жилище у финики стояла такая жара, что Герда вспотела. Какая масса воды может быть нагрета от 40 до 1000 С за счет той тепловой энергии, которая затратилась на испарение пота Герды объемом 3 л. Удельную теплоту потообразования принять равной удельной теплоте парообразования воды

(2,3 * 106 Дж/кг)


Решение

m1 = pV

m1 = 1000 кг/м3 * 0,003 м3 = 3кг

Q1 = m1L

Q1 = 3 кг * 2,3 * 106 Дж/кг = 6,9 *106 Дж

Q1 = Q2

Q2 = cm2(t2 - t1)

m2 = Q2 / c(t2 - t1)

m2 = 6,9 *106 Дж / 4200 Дж/кг 0С (1000С – 400С) = 26 кг

Критерии оценивания

2 - дан правильный ответ, приведено полное верное решение

1 - дан правильный ответ, есть частичное решение

0 – дан другой ответ, приведено неверное решение


Задача 4

«Посреди огромной залы с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом пылал огонь; дым поднимался к потолку и сам должен был искать себе выход; над огнем кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики».

Тип задачи

Качественная

Класс

8

Тема

Конвекция. Тяга в печных трубах

Содержание

Почему дым в помещении разбойничьего замка поднимался вверх?

Решение

При сжигании дров образуются нагретые дымовые газы. Они более легкие, поэтому стремятся подняться вверх и выйти в атмосферу. В печах на место поднявшихся газов поступает свежий воздух, который превращается в процессе горения в дымовые газы, и снова поднимается вверх по трубе.

Критерии оценивания

1 - дан правильный ответ, есть полное пояснение

0 – дан другой ответ , пояснение частичное



Задача 5

« - Кай, милый мой Кай! Наконец – то я нашла тебя! Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду и она запела:

-Уж розы в долинах цветут.

Младенец Христос с нами тут».



Тип задачи

Количественная

Класс

8

Тема

Плавление и кристаллизация

Содержание

Рассчитайте удельную теплоемкость слез Герды массой

0,01 г начальной температуры 360С, которые растопили ледяной осколок в сердца Кая при 00С, считая, что количество теплоты, отданное 100 слезинками при охлаждении равно количеству теплоты, необходимому для плавления ледяного осколка массой 4,4 г.

(Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг),

Решение

Q1 = Q2

Q1 = с m1(t1 - t2) N

Q2 = λ m2

с m1(t1 - t2) N = λ m2

с = λ m2 / m1(t1 - t2) N

с = 3,4 * 105 Дж/кг *0,0044 кг /100 * 0,00001кг *(360С – 00С)

с = 4156 Дж/кг 0С


Критерии оценивания

2 - дан правильный ответ, приведено полное верное решение

1 - дан правильный ответ, есть частичное решение

0 – дан другой ответ, приведено неверное решение



Задача 6

« - Нет! Отвечала ей девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая. Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула головой и сказала:

- Они тебя не убьют, даже, если я рассержусь на тебя, - я лучше сама тебя убью!

И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую и теплую муфточку».

Тип задачи

Качественная

Класс

8

Тема

Теплопроводность

Содержание

Греет ли муфта руки?

Решение

Муфта изготовлена из меха. Между ворсинками меха скапливается воздух. Воздух обладает низкой теплопроводностью. Это препятствует охлаждению рук. Муфта как и шуба не греет, а сохраняет тепло.

Критерии оценивания

1 - дан правильный ответ, есть полное пояснение

0 – дан другой ответ , пояснение частичное

Список литературы:

1.В. И. Данильчук, Е. В. Донскова, Т. В. Клеветова, Контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирования компетенций учащихся // Наука и школа. — 2013. — № 2. — с. 99–104.

2. Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике (http://vpl54.narod.ru/index.html).

3.Пурышева Н. С., Шаронова Н. В. и др.Сборник контекстных задач по методике обучения физики // Педагогика высшей школы, московский педагогический университет, 2016 г.
4.М. М. Шалашова. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся // Химия в школе. - 2009. - №4. – С. 24-28.
по оцениванию читательской грамотности на основе естественно-научных текстов. – Методист, 2011, № 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!