СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по геометрии»

Пояснительная записка

Программа по геометрии для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании учебного плана МБОУ Усожской СОШ на 2019-2020 учебный год, сборника программ по геометрии 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016., примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016.), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016г.).

Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по предмету. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для            применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,   продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.



На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;

  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;

  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

  • расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительногомира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.


Общая характеристика учебного предмета

В курсе геометрии 7-9 условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развивать логическое мышления и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы» в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирования у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.


Место предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 9 классе.

Рабочая программа составлена из расчета 2 часа геометрии в неделю.

Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов

Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов курса:


Раздел программы

Кол-во часов

Контрольные работы

Повторение курса геометрии 8 класса.

3

1

Векторы. Метод координат.

18

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

1

Длина окружности и площадь круга

12

1

Движения

8

1

Начальные сведения из стереометрии

8

1

Об аксиомах планиметрии

2


Повторение

6

1

Итого:

68

7



Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Учебник. Геометрия. 7-9 кл.: /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2014.

  3. Мельникова Н. Б. Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2015.

  4. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2017

  5. Рабочая тетрадь по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2017



Планируемые результаты изучения учебного предмета в 9 классе

Векторы. Метод координат.

Обучающийся научится:

 - формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора его длины коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящи­мися к физическим векторным величинам;

применять векторы и действия над ними при решении геометриче­ских задач.

объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной си­стемы координат, координат точки и координат вектора;

выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.

Обучающийся получит возможность научиться:

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Обучающийся научится:

формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°;

выводить основ­ное тригонометрическое тождество и формулы приве­дения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников;

формули­ровать определения угла между векторами и скалярногопроизведения векторов;

выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов;

формулиро­вать и обосновывать утверждение о свойствах скалярно­го произведения;

Обучающийся получит возможность научиться:

объяснять, как используются тригонометрические фор­мулы в измерительных работах на местности;

решению геометрических задач с использованием тригонометрии;

использовать скалярное произведение векторов при решении задач;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Длина окружности и площадь круга

Обучающийся научится:

формулировать определение правильного многоуголь­ника;

формулировать и доказывать теоремы об окруж­ностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него;

выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности;

решать задачи на построение правильных многоугольников;

объ­яснять понятия длины окружности и площади круга;

выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сек­тора;

применять эти формулы при решении задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;

Движения

Обучающийся научится:

объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости;

объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот;

обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями;

объяснять, какова связь между движениями и наложениями;

иллюстрировать основные виды дви­жений, в том числе с помощью компьютерных программ

Обучающийся получит возможность научиться:

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

Начальные сведения из стереометрии

Обучающийся научится:

объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра,вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания,

боковые грани и баковые рёбра, какая призма называет­ся прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным;

формулиро­вать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоуголь­ного параллелепипеда;

объяснять, что такое объём мно­гогранника;

объ­яснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рё­бра и высота пирамиды, какая пирамида называется пра­вильной, что такое апофема правильной пирамиды, при­водить формулу объёма пирамиды;

объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, осно­вания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выража­ются объём и площадь боковой поверхности цилиндра;

объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образую­щие, развёртка боковой поверхности, какими формулами

выражаются объём конуса и площадь боковой поверх­ности;

объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диа­метр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы;

изображать и распозна­вать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, ци­линдр, конус, шар.

Обучающийся получит возможность научиться:

выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;


Содержание учебного предмета

Повторение курса геометрии 8 класса. (3ч)

Векторы. Метод координат (18ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(11ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Длина окружности и площадь круга( 12 ч)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Движение ( 8 ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Об аксиомах геометрии (2 ч)

Беседа об аксиомах геометрии.

Повторение. (6 ч)






























№п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Повторение курса геометрии 8 класса (4 ч)

1

Повторение курса геометрии 8 класса

1

03.09


2

Повторение курса геометрии 8 класса

1

05.09


3

Входной контроль.

1

10.09


Глава IХ. Векторы (8ч)

4

Понятие вектора

1

12.09


5

Откладывание вектора от данной точки


17.09


6

Сложение и вычитание векторов


19.09


7

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

1

24.09


8

Умножение вектора на число.

1

26.09


9

Применение векторов к решению задач

1

01.10


10

Средняя линия трапеции

1

03.10


11

Средняя линия трапеции

1

08.10


Глава Х. Метод координат (10ч)

12

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

10.10


13

Координаты вектора

1

15.10


14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах

1

17.10


15

Простейшие задачи в координатах. Решение задач

1

22.10


16

Уравнение окружности

1

24.10


17

Уравнение окружности. Решение задач

1

29.10


18

Уравнение прямой

1

07.11


19

Решение задач

1

12.11


20

Решение задач

1

14.11


21

Контрольная работа №1 по теме «Векторы.Метод координат»

1

19.11


Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов.(11ч)

22

Синус, косинус, тангенс, котангенс

1

21.11


23

Синус, косинус, тангенс угла

1

26.11


24

Синус, косинус, тангенс угла

1

28.11


25

Теорема о площади треугольника.

1

03.12


26

Теорема синусов и теорема косинусов.

1

05.12


27

Решение треугольников

1

10.12


28

Решение треугольников.Измерительные работы.

1

12.12


29

Скалярное произведение векторов.

1

17.12


30

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

19.12


31

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

24.12


32

Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

26.12


Глава ХII. Длина окружности и площадь круга(12ч)

33

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

09.01


34

Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

14.01


35

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

16.01


36

Построение правильных многоугольников

1

21.01


37

Длина окружности.

1

23.01


38

Длина окружности. Решение задач.

1

28.01


39

Площадь круга.

1

30.01


40

Площадь кругового сектора.

1

04.02


41

Решение задач.

1

06.02


42

Решение задач.

1

11.02


43

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

13.02


44

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

18.02


Глава ХШ. Движения (8ч)

45

Отображение плоскости на себя. Понятие движений

1

20.02


46

Свойства движения.

1

25.02


47

Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»


27.02


48

Параллельный перенос.

1

03.03


49

Поворот.

1

05.03


50

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

10.03


51

Решение задач по теме «Движение»

1

12.03


52

Контрольная работа №3 по теме «Движения»

1

17.03


Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии (8ч)

53

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

19.03


54

Призма. Параллелепипед.

1

02.04


55

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

07.04


56

Пирамида.

1

09.04


57

Цилиндр.

1

14.04


58

Конус.

1

16.04


59

Сфера и шар.

1

21.04


60

Решение задач по теме «Тела вращения».

1

23.04


61

Об аксиомах планиметрии.

1

28.04


62

Об аксиомах планиметрии.

1

30.04


Повторение. ( 6 ч)

63

Итоговое повторение по теме «Треугольник»

1

05.05


64

Итоговое повторение по теме «Окружность»

1

07.05


65

Итоговое повторение по теме «Четырехугольники. Многоугольники»

1

12.05


66

Итоговое повторение по теме «Векторы. Метод координат. Движение»

1

14.05


67

Промежуточная аттестация.

1

19.05


68

Итоговый урок по курсу «Планиметрия»

1

21.05







«Согласовано»

«Утверждено»

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ Усожской СОШ

_________ Г. В. Мартыненко Г. В.

___________ В. М. Калошина

«_____» ______________ 20___ года

«_____» ______________ 20___ года




Лист корректировки рабочей программы (тематического планирования (ТП) рабочей программы)

Предмет ____________геометрия________________ Класс ___________9______________

Учитель ________ В. М. Калошина ________ Квалификационная категория ___________

Учебный год _____2019-2020 _______


урока

Даты по осн.

ТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по пла-

ну

дано


























































































































































































































































«_____» ______________________ 2020 г


Учитель: _____________ / В. М. Калошина /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!