Пояснительная записка
Программа по геометрии для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании учебного плана МБОУ Усожской СОШ на 2019-2020 учебный год, сборника программ по геометрии 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016., примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016.), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016г.).
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по предмету. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительногомира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе геометрии 7-9 условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развивать логическое мышления и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы» в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирования у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 9 классе.
Рабочая программа составлена из расчета 2 часа геометрии в неделю.
Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов курса:
Раздел программы | Кол-во часов | Контрольные работы |
Повторение курса геометрии 8 класса. | 3 | 1 |
Векторы. Метод координат. | 18 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | 1 |
Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
Движения | 8 | 1 |
Начальные сведения из стереометрии | 8 | 1 |
Об аксиомах планиметрии | 2 | |
Повторение | 6 | 1 |
Итого: | 68 | 7 |
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
Учебник. Геометрия. 7-9 кл.: /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2014.
Мельникова Н. Б. Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2015.
Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
Рабочая тетрадь по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
Планируемые результаты изучения учебного предмета в 9 классе
Векторы. Метод координат.
Обучающийся научится:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора его длины коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам;
применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.
объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора;
выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Обучающийся научится:
формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°;
выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников;
формулировать определения угла между векторами и скалярногопроизведения векторов;
выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов;
формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности;
решению геометрических задач с использованием тригонометрии;
использовать скалярное произведение векторов при решении задач;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
Длина окружности и площадь круга
Обучающийся научится:
формулировать определение правильного многоугольника;
формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него;
выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности;
решать задачи на построение правильных многоугольников;
объяснять понятия длины окружности и площади круга;
выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора;
применять эти формулы при решении задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
Движения
Обучающийся научится:
объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости;
объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот;
обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями;
объяснять, какова связь между движениями и наложениями;
иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ
Обучающийся получит возможность научиться:
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
Начальные сведения из стереометрии
Обучающийся научится:
объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра,вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания,
боковые грани и баковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным;
формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда;
объяснять, что такое объём многогранника;
объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды;
объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра;
объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами
выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности;
объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы;
изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар.
Обучающийся получит возможность научиться:
выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
Содержание учебного предмета
Повторение курса геометрии 8 класса. (3ч)
Векторы. Метод координат (18ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(11ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Длина окружности и площадь круга( 12 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движение ( 8 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии (8 ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Об аксиомах геометрии (2 ч)
Беседа об аксиомах геометрии.
Повторение. (6 ч)
№п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Повторение курса геометрии 8 класса (4 ч) |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | 1 | 03.09 | |
2 | Повторение курса геометрии 8 класса | 1 | 05.09 | |
3 | Входной контроль. | 1 | 10.09 | |
Глава IХ. Векторы (8ч) |
4 | Понятие вектора | 1 | 12.09 | |
5 | Откладывание вектора от данной точки | | 17.09 | |
6 | Сложение и вычитание векторов | | 19.09 | |
7 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 1 | 24.09 | |
8 | Умножение вектора на число. | 1 | 26.09 | |
9 | Применение векторов к решению задач | 1 | 01.10 | |
10 | Средняя линия трапеции | 1 | 03.10 | |
11 | Средняя линия трапеции | 1 | 08.10 | |
Глава Х. Метод координат (10ч) |
12 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | 10.10 | |
13 | Координаты вектора | 1 | 15.10 | |
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах | 1 | 17.10 | |
15 | Простейшие задачи в координатах. Решение задач | 1 | 22.10 | |
16 | Уравнение окружности | 1 | 24.10 | |
17 | Уравнение окружности. Решение задач | 1 | 29.10 | |
18 | Уравнение прямой | 1 | 07.11 | |
19 | Решение задач | 1 | 12.11 | |
20 | Решение задач | 1 | 14.11 | |
21 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы.Метод координат» | 1 | 19.11 | |
Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.(11ч) |
22 | Синус, косинус, тангенс, котангенс | 1 | 21.11 | |
23 | Синус, косинус, тангенс угла | 1 | 26.11 | |
24 | Синус, косинус, тангенс угла | 1 | 28.11 | |
25 | Теорема о площади треугольника. | 1 | 03.12 | |
26 | Теорема синусов и теорема косинусов. | 1 | 05.12 | |
27 | Решение треугольников | 1 | 10.12 | |
28 | Решение треугольников.Измерительные работы. | 1 | 12.12 | |
29 | Скалярное произведение векторов. | 1 | 17.12 | |
30 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | 19.12 | |
31 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | 24.12 | |
32 | Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | 26.12 | |
Глава ХII. Длина окружности и площадь круга(12ч) |
33 | Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | 09.01 | |
34 | Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | 14.01 | |
35 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | 16.01 | |
36 | Построение правильных многоугольников | 1 | 21.01 | |
37 | Длина окружности. | 1 | 23.01 | |
38 | Длина окружности. Решение задач. | 1 | 28.01 | |
39 | Площадь круга. | 1 | 30.01 | |
40 | Площадь кругового сектора. | 1 | 04.02 | |
41 | Решение задач. | 1 | 06.02 | |
42 | Решение задач. | 1 | 11.02 | |
43 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 13.02 | |
44 | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 18.02 | |
Глава ХШ. Движения (8ч) |
45 | Отображение плоскости на себя. Понятие движений | 1 | 20.02 | |
46 | Свойства движения. | 1 | 25.02 | |
47 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | | 27.02 | |
48 | Параллельный перенос. | 1 | 03.03 | |
49 | Поворот. | 1 | 05.03 | |
50 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | 10.03 | |
51 | Решение задач по теме «Движение» | 1 | 12.03 | |
52 | Контрольная работа №3 по теме «Движения» | 1 | 17.03 | |
Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии (8ч) |
53 | Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | 19.03 | |
54 | Призма. Параллелепипед. | 1 | 02.04 | |
55 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 07.04 | |
56 | Пирамида. | 1 | 09.04 | |
57 | Цилиндр. | 1 | 14.04 | |
58 | Конус. | 1 | 16.04 | |
59 | Сфера и шар. | 1 | 21.04 | |
60 | Решение задач по теме «Тела вращения». | 1 | 23.04 | |
61 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | 28.04 | |
62 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | 30.04 | |
Повторение. ( 6 ч) |
63 | Итоговое повторение по теме «Треугольник» | 1 | 05.05 | |
64 | Итоговое повторение по теме «Окружность» | 1 | 07.05 | |
65 | Итоговое повторение по теме «Четырехугольники. Многоугольники» | 1 | 12.05 | |
66 | Итоговое повторение по теме «Векторы. Метод координат. Движение» | 1 | 14.05 | |
67 | Промежуточная аттестация. | 1 | 19.05 | |
68 | Итоговый урок по курсу «Планиметрия» | 1 | 21.05 | |
«Согласовано» | «Утверждено» |
Заместитель директора по УР | Директор МБОУ Усожской СОШ |
_________ Г. В. Мартыненко Г. В. | ___________ В. М. Калошина |
«_____» ______________ 20___ года | «_____» ______________ 20___ года |
| |
Лист корректировки рабочей программы (тематического планирования (ТП) рабочей программы)
Предмет ____________геометрия________________ Класс ___________9______________
Учитель ________ В. М. Калошина ________ Квалификационная категория ___________
Учебный год _____2019-2020 _______
№ урока | Даты по осн. ТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по пла- ну | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
«_____» ______________________ 2020 г
Учитель: _____________ / В. М. Калошина /