СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по изобразительному искусству в начальной школе на тему: "Украшения и фантазия. Кружевные узоры."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично - поисковой работы.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Слайд № 1

,



























Слайд № 2































Слайд № 3































Слайд № 4































Слайд № 5































Слайд № 6



,



























Слайд № 7





























Слайд № 8





























Слайд № 9





























Слайд № 10































Слайд № 11































Слайд № 12































Слайд № 13































Слайд № 14































Слайд № 15

Просмотр содержимого документа
«УРОК по декоратиано- прикладному творчеству»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснодонская средняя общеобразовательная школа №2»






Методическая разработка участника

городского смотра-конкурса методических разработок по

декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ
«Творческое пространство педагога»









Номинация: методическая разработка по изобразительному искусству в начальной школе

Тема: «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

Форма проведения: Урок по декоративно-прикладному творчеству

Адресат: учащиеся 3 классов









Автор-составитель: Горбунова Галина Владимировна,

учитель начальных классов,

высшая категория, звание «учитель методист»

стаж работы 43 года







Краснодон

2019

УРОК ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

ПО ТЕМЕ "УКРАШЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ"



Тип урока - комбинированный.



Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.



Цели по содержанию:



Образовательные:

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.



Развивающие:

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;

  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.



Воспитательные:

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.



Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование осознанной любви к природе, музыке, изобразительному искусству; воспитание умения чувствовать природу и быть в гармонии с ней; развивать воображение, художественно – образное мышление.

  • Метапредметные: умение обобщать знания, умение организовать совместную деятельность со сверстниками и учителем; умение делать выводы.

  • Предметные: совершенствовать умение работать в нетрадиционных техниках рисования; приобретение опыта создания композиции «Кружевные узоры».





Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.



Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.



Формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая

  2. Индивидуальная

  3. Фронтальная



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок – начинается урок.

Порядок на столе,

Порядок в голове,

К уроку мы готовы все.

  1. Эпиграф к уроку

Эмоциональный настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:



«Я думаю:

Как прекрасна Земля

И на ней человек!»

Природа, красота, человек – часто трудно отделять эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.

Действительно, перед человеком открылась радость жизни потому, что услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи.



- Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.



Ш. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

- Давайте вместе назовём слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность)



- Я желаю, ребята, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок. И тогда вас ждет успех.

Рассказ учителя:

- Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков.

Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные, травные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы». А сейчас, ребята, отгадайте загадку.



- Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры?

Все в букетах белых роз!

Может вывел их мороз?

Что за скатерть получилась?

Может, это все приснилось?

(Кружева) См. приложение № 2, слайд №1,

слайд №2

(Учитель накидывает себе на плечи кружевную шаль)



- Я приглашаю вас в кружевную сказку (чтение отрывка из книги «Волшебные узоры»)

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь – лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение."



- Ответьте на вопросы:

1. каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

Тема нашего урока «Украшение и фантазия. Кружевные узоры».



IV. Изучение нового материала



Слово учителя. (Минутка истории)



- Ребята, а хотите чтоб наша кружевная сказка продолжалась и соединилась с жизнью, тогда давайте перенесемся в мир русской старины.



См. приложение №2, слайд №3

- Когда – то давным давно, рукодельницы умелицы подсмотрели такую красоту в морозных узорах, паутинке, а может быть, залюбовались ажурным инеем на берёзовых ветках. И задумали мастерицы сохранить эту красоту ненаглядную на веки вечные. Напряли ниток белоснежных и принялись плести кружева. (Показ салфетки, связанной крючком)



См. приложение №2, слайд №4,

слайд № 5,

слайд №6.



Кажется, что сплетено оно не из ниток, а их белой паутины, так нежен узор. Вот поэтому извитому контуру обычно и узнаются изделия вологодс-ких кружевниц.

- Как же удаётся создать такую красоту?

Волшебная палочка?

Так и есть!

Только не одна, а 12 пар деревянных палочек. Называются такие волшебные палочки коклюшками.

- Посмотрите на кружевные узоры. О чем они рассказывают? (О красоте природы)



См. приложение №2 слайд №7,

слайд №8,

слайд №9,

слайд №10,

слайд №11,

слайд №12.



- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте?



- С ветки на ветку,

Зацепив за сук,

Тоненькую сетку

Натянул …… (паук).



-А вы видели в лесу, поле паутинки?

В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки – украшение леса.



См. приложение №2, слайд №13,

слайд №14,

слайд №15.



Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

И недаром и название узоров так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «мороз», «протекай – речка», «лучики», «цветочек», «елочка» и другие.



Физкультминутка



В самых тихих и тёмных углах

Пауки вешают свои гамаки.

(подняли руки вверх, потянулись)

Лежит паук в своём гамаке

(наклоны головы вправо – влево)

И считаем мух на потолке:

«Раз, два, три, четыре, пять

Пауки умеют до ста считать!

(махи кистями рук)

Узелков в гамаке девяносто девять!

Вот и считает старый паук.

(Сгибание и разгибание пальцев рук)

А молодой паучок сидит на лесенке

И распевает песенки:

(приседания)

«Я веселый паучок.

Что ни лапка,

То крючок (подскоки)

Лапкой, лапкой посучу,

Веретенце поверчу,

Навяжу узелков,

Наплету гамаков:

(ученики имитируют движения по тексту)

«Качайтесь, мальчишки, девчонки,

Пауки, паучки, паучонки».

(покачивание вправо – влево)

V. Творческая практическая деятельность учащихся



1. Попробуйте повторить узор кружевниц. Придумайте и изобразите свои узоры.



2. Подготовка рабочего места:

  • основа – бумага разного цвета;

  • вода, мелкая кисть;

  • краска белая «белила цинковые»;

  • тряпочка, чтобы промокнуть кисточку, вытереть руки.

3. Технологическая карта выполнения работы:

  • создание фона. Это могут быть трава, цветы, корни деревьев;

  • тонкими линиями создаём кружева (разными способами);

  • работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок, (краски на выбор);

  • чтобы элементы узора не выпадали, нужно соединять их между собой ниточками – линиями.

(В ходе выполнения работ учитель оказывает индивидуальную помощь)



VI. Выставка и анализ работ



Алгоритм самооценки:

- Удалось ли тебе справиться с работой или есть недочёты?

- Ты выполнил работу всё сам или с чьей-то помощью?

- Как бы ты оценил свою работу?



VII. Рефлексия



- Мне был интересно и легко;

- Мне было трудно, но я справился.



VIII. Итоги урока



- Понравилось ли вам сказка о кружеве?



- А вы знаете, есть у этой сказки одна удивительная особенность – это сказка без конца, потому что кружевные плетут кружева, радующие наш глаз. А на смену им подрастают новые мастера и мастерицы. Это мы с вами. Посмотрите. Какая красота у нас получилась.





Примеры работ:

 

 

 



Молодцы! Спасибо за урок!



(Уборка рабочего места)

























ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Технологическая карта

    1. Работу выполнить за столом.



    1. Подготовить своё рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.



    1. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.



    1. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за котором работаешь.



    1. По окончании работы привести в порядок рабочее место.



    1. Тщательно вымыть руки с мылом.



    1. Используй кисть по назначению:

  • правильно держи кисть между большим и среднем пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу;

  • не сжимай кисть сильно;

  • аккуратно набирай краску на кисточку;

  • лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками;

  • вытирай кисть о тряпочку лёгкими прикосновениями;

  • по окончании работы промой кисть в воде.