Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснодонская средняя общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка участника
городского смотра-конкурса методических разработок по
декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ
«Творческое пространство педагога»
Номинация: методическая разработка по изобразительному искусству в начальной школе
Тема: «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»
Форма проведения: Урок по декоративно-прикладному творчеству
Адресат: учащиеся 3 классов
Автор-составитель: Горбунова Галина Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория, звание «учитель методист»
стаж работы 43 года
Краснодон
2019
УРОК ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
ПО ТЕМЕ "УКРАШЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ"
Тип урока - комбинированный.
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.
Цели по содержанию:
Образовательные:
дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.
Развивающие:
создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.
Воспитательные:
создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанной любви к природе, музыке, изобразительному искусству; воспитание умения чувствовать природу и быть в гармонии с ней; развивать воображение, художественно – образное мышление.
Метапредметные: умение обобщать знания, умение организовать совместную деятельность со сверстниками и учителем; умение делать выводы.
Предметные: совершенствовать умение работать в нетрадиционных техниках рисования; приобретение опыта создания композиции «Кружевные узоры».
Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.
Формы организации учебной деятельности:
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
ХОД УРОКА
Организационный момент
Прозвенел звонок – начинается урок.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы все.
Эпиграф к уроку
Эмоциональный настрой на урок.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:
«Я думаю:
Как прекрасна Земля
И на ней человек!»
Природа, красота, человек – часто трудно отделять эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.
Действительно, перед человеком открылась радость жизни потому, что услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи.
- Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.
Ш. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
- Давайте вместе назовём слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность)
- Я желаю, ребята, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок. И тогда вас ждет успех.
Рассказ учителя:
- Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков.
Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные, травные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы». А сейчас, ребята, отгадайте загадку.
- Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может вывел их мороз?
Что за скатерть получилась?
Может, это все приснилось?
(Кружева) См. приложение № 2, слайд №1,
слайд №2
(Учитель накидывает себе на плечи кружевную шаль)
- Я приглашаю вас в кружевную сказку (чтение отрывка из книги «Волшебные узоры»)
"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь – лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение."
- Ответьте на вопросы:
1. каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?
- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.
Тема нашего урока «Украшение и фантазия. Кружевные узоры».
IV. Изучение нового материала
Слово учителя. (Минутка истории)
- Ребята, а хотите чтоб наша кружевная сказка продолжалась и соединилась с жизнью, тогда давайте перенесемся в мир русской старины.
См. приложение №2, слайд №3
- Когда – то давным давно, рукодельницы умелицы подсмотрели такую красоту в морозных узорах, паутинке, а может быть, залюбовались ажурным инеем на берёзовых ветках. И задумали мастерицы сохранить эту красоту ненаглядную на веки вечные. Напряли ниток белоснежных и принялись плести кружева. (Показ салфетки, связанной крючком)
См. приложение №2, слайд №4,
слайд № 5,
слайд №6.
Кажется, что сплетено оно не из ниток, а их белой паутины, так нежен узор. Вот поэтому извитому контуру обычно и узнаются изделия вологодс-ких кружевниц.
- Как же удаётся создать такую красоту?
Волшебная палочка?
Так и есть!
Только не одна, а 12 пар деревянных палочек. Называются такие волшебные палочки коклюшками.
- Посмотрите на кружевные узоры. О чем они рассказывают? (О красоте природы)
См. приложение №2 слайд №7,
слайд №8,
слайд №9,
слайд №10,
слайд №11,
слайд №12.
- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте?
- С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул …… (паук).
-А вы видели в лесу, поле паутинки?
В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки – украшение леса.
См. приложение №2, слайд №13,
слайд №14,
слайд №15.
Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.
И недаром и название узоров так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «мороз», «протекай – речка», «лучики», «цветочек», «елочка» и другие.
Физкультминутка
В самых тихих и тёмных углах
Пауки вешают свои гамаки.
(подняли руки вверх, потянулись)
Лежит паук в своём гамаке
(наклоны головы вправо – влево)
И считаем мух на потолке:
«Раз, два, три, четыре, пять
Пауки умеют до ста считать!
(махи кистями рук)
Узелков в гамаке девяносто девять!
Вот и считает старый паук.
(Сгибание и разгибание пальцев рук)
А молодой паучок сидит на лесенке
И распевает песенки:
(приседания)
«Я веселый паучок.
Что ни лапка,
То крючок (подскоки)
Лапкой, лапкой посучу,
Веретенце поверчу,
Навяжу узелков,
Наплету гамаков:
(ученики имитируют движения по тексту)
«Качайтесь, мальчишки, девчонки,
Пауки, паучки, паучонки».
(покачивание вправо – влево)
V. Творческая практическая деятельность учащихся
1. Попробуйте повторить узор кружевниц. Придумайте и изобразите свои узоры.
2. Подготовка рабочего места:
основа – бумага разного цвета;
вода, мелкая кисть;
краска белая «белила цинковые»;
тряпочка, чтобы промокнуть кисточку, вытереть руки.
3. Технологическая карта выполнения работы:
создание фона. Это могут быть трава, цветы, корни деревьев;
тонкими линиями создаём кружева (разными способами);
работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок, (краски на выбор);
чтобы элементы узора не выпадали, нужно соединять их между собой ниточками – линиями.
(В ходе выполнения работ учитель оказывает индивидуальную помощь)
VI. Выставка и анализ работ
Алгоритм самооценки:
- Удалось ли тебе справиться с работой или есть недочёты?
- Ты выполнил работу всё сам или с чьей-то помощью?
- Как бы ты оценил свою работу?
VII. Рефлексия
- Мне был интересно и легко;
- Мне было трудно, но я справился.
VIII. Итоги урока
- Понравилось ли вам сказка о кружеве?
- А вы знаете, есть у этой сказки одна удивительная особенность – это сказка без конца, потому что кружевные плетут кружева, радующие наш глаз. А на смену им подрастают новые мастера и мастерицы. Это мы с вами. Посмотрите. Какая красота у нас получилась.
Примеры работ:




Молодцы! Спасибо за урок!
(Уборка рабочего места)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Технологическая карта
Работу выполнить за столом.
Подготовить своё рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за котором работаешь.
По окончании работы привести в порядок рабочее место.
Тщательно вымыть руки с мылом.
Используй кисть по назначению:
правильно держи кисть между большим и среднем пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу;
не сжимай кисть сильно;
аккуратно набирай краску на кисточку;
лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками;
вытирай кисть о тряпочку лёгкими прикосновениями;
по окончании работы промой кисть в воде.