Изучение темы Октябрьской революции 1917 года в основной и старшей школе
Основная школа
Старшая школа
В основной школе должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории. История раскрывается многоуровнево: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т.д. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.
Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер. Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира.
Великая российская революция 1917 г. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои и выражающие их интересы политические партии накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль-март: восстание в Петрограде и падение монархии. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна–лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация промышленности. Декрет о земле и социализация земли. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Цели урока
Основная школа
Старшая школа
Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917; сформировать представления о новом политическом режиме.
На основе изучения различных источников исторической информации выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России
Тип урока
Основная школа
изучения новых знаний
Старшая школа
практикум
Проблемный вопрос
Почему победили большевики?
Можно ли сказать , что Октябрьская революция и партия большевиков привели страну к Гражданской войне?
План урока
Основная школа
Старшая школа
1.Причины революции.
2.Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
3. II Всероссийский съезд Советов. Декреты съезда. Формирование органов государственной власти.
4. Основные направления внутренней и внешней политики большевиков.
1 этап. Октябрьская революция и реакция на нее общества.
2 этап. Формирование новой государственности.
3 этап. Формирование однопартийной диктатуры.
Основная школа
Старшая школа
Дайте оценку первым декретам Советской власти.
В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?
- Определите время появления документа , его характер и автора или авторов
- О каком историческом событии идет речь в данном документе
- Каково отношение автора(ов) к этому событию
и чем можно его объяснить
4) Чем для нас важен этот документ при изучении данной темы
вывод
Основная школа
Старшая школа
Сегодня существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года:
- Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду
.- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.
- Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.
- Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.
А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот.
В результате деятельности Российской коммунистической партии (с1918 г.)(большевиков) были сформированы основы нового государства РСФСР и принята первая Конституция. Но проведение радикальных изменений в обществе , нежелание делиться властью с другими партиями и формирование государства диктатуры одной партии и класса поставили страну на грань гражданской войны.