СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по изучению темы "Октябрьская революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения уроков по истории

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изучению темы "Октябрьская революция"»

Изучение темы Октябрьской революции 1917 года в основной и старшей школе

Изучение темы Октябрьской революции 1917 года в основной и старшей школе

Основная школа

Старшая школа

В основной школе должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории. История раскрывается многоуровнево: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т.д. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.

Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер. Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира.

Великая российская революция 1917 г. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои и выражающие их интересы политические партии накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль-март: восстание в Петрограде и падение монархии. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна–лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Первые революционные преобразования большевиков Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация промышленности. Декрет о земле и социализация земли. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

Цели урока Основная школа Старшая школа Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917; сформировать представления о новом политическом режиме. На основе изучения различных источников исторической информации выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России Тип урока Основная школа изучения новых знаний Старшая школа практикум

Цели урока

Основная школа

Старшая школа

Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917; сформировать представления о новом политическом режиме.

На основе изучения различных источников исторической информации выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России

Тип урока

Основная школа

изучения новых знаний

Старшая школа

практикум

Проблемный вопрос Почему победили большевики? Можно ли сказать , что Октябрьская революция и партия большевиков привели страну к Гражданской войне?

Проблемный вопрос

Почему победили большевики?

Можно ли сказать , что Октябрьская революция и партия большевиков привели страну к Гражданской войне?

План урока Основная школа Старшая школа 1.Причины революции. 2.Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. 3. II Всероссийский съезд Советов. Декреты съезда. Формирование органов государственной власти. 4. Основные направления внутренней и внешней политики большевиков. 1 этап. Октябрьская революция и реакция на нее общества. 2 этап. Формирование новой государственности. 3 этап. Формирование однопартийной диктатуры.

План урока

Основная школа

Старшая школа

1.Причины революции.

2.Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

3. II Всероссийский съезд Советов. Декреты съезда. Формирование органов государственной власти.

4. Основные направления внутренней и внешней политики большевиков.

1 этап. Октябрьская революция и реакция на нее общества.

2 этап. Формирование новой государственности.

3 этап. Формирование однопартийной диктатуры.

Основная школа Старшая школа Дайте оценку первым декретам Советской власти.  В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов? Определите время появления документа , его характер и автора или авторов О каком историческом событии идет речь в данном документе Каково отношение автора(ов) к этому событию и чем можно его объяснить 4) Чем для нас важен этот документ при изучении данной темы

Основная школа

Старшая школа

Дайте оценку первым декретам Советской власти.

В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?

  • Определите время появления документа , его характер и автора или авторов
  • О каком историческом событии идет речь в данном документе
  • Каково отношение автора(ов) к этому событию

и чем можно его объяснить

4) Чем для нас важен этот документ при изучении данной темы

вывод

Основная школа

Старшая школа

Сегодня существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года:

- Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду

.- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.

- Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

- Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот.

В результате деятельности Российской коммунистической партии (с1918 г.)(большевиков) были сформированы основы нового государства РСФСР и принята первая Конституция. Но проведение радикальных изменений в обществе , нежелание делиться властью с другими партиями и формирование государства диктатуры одной партии и класса поставили страну на грань гражданской войны.