СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по химии "Классы веществ.Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в рамках ФГООСпо химии в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по химии "Классы веществ.Соли"»

Тема «Пищеварение в ротовой полости»

Цель урока: знать особенности строения полости рта, особенности пищеварения и основные гигиенические правила ухода за полостью рта.

Задачи урока :


Обучающие :

-познакомить с органами ротовой полости,

-раскрыть значение зубов и слюнных желез в процессе пищеварения, познакомить с деятельностью ферментов ,

-познакомить с рефлекторной регуляцией процесса пищеварения.


Развивающие :

-закрепить умение работы с учебной литературой ,

-закрепить умение работы с дополнительной литературой ,

-формировать навыки экспериментальной работы,

-продолжить работу по установлению причинно-следовательных связей.


Воспитательные :

-обосновать соблюдение гигиенических правил ухода за ротовой полостью, продолжить формирование сознательного отношения к здоровью, продолжить формирование познавательного интереса.


Оборудование :

таблицы : «Строение органов пищеварения»,

«Строения зубов» ,

портрет И.П. Павлова,

схемы : «Строение рефлекторной дуги» , «Состав слюны» ,

дольки яблок ,накрахмаленный бинт,

презентация урока.

Ход урока

  1. Организационный момент


  1. Изучение нового материала

  1. Вывешивается таблица «Строение органов пищеварения» и предлагается определить органы ,относящиеся к пищеварительной системе , и дать определение «пищеварения»

  2. Записывается в тетрадь определение «пищеварения» и органы пищеварения( приложение 1. )

  3. Предлагается рассмотреть строение челюсти верхней и нижней(повторение п. ) и ответить на вопросы

1.как челюсть соединены с остальными костями черепа?
2.Какое значение имеет подвижное соединение нижней челюсти?

4. Прочитать п.31 ,пункт «строение зубов» стр. 162-163 и разгадать ребус(приложение 2),ответ –коронка; отгадать загадки

Эта часть зуба бывает лебединой( Шейка)

Эта часть зуба есть у растений(Корень)

5.Рассказ учителя по таблице о строении зубов.


Эмаль богата неорганическими веществами, выполняет защитную функцию. Дентин – плотное вещество, обеспечивает жизнь зуба. Пульпа – кровеносные сосуды и нервные окончания. Цемент покрывает корень.

У новорожденных зубов нет. Они начинают прорезаться к шести месяцам. К трем годам у ребенка 20 зубов – молочные зубы(название дал Гиппократ). После шести лет происходит смена зубов на постоянные зубы. Последними прорезаются зубы мудрости. У взрослого человека 32 зуба. Они различаются по внешнему виду.

На доске вывешивается таблица «Виды зубов»(рисунки: резец, клык, коренные зубы)

6. Зарисовать в тетради строение зуба рисунок 73 стр.163.

7. Выступление ученика : Резцы, их четыре ,имеют долотообразцовую коронку и одиночный корень. Клыки, по два на каждой челюсти, имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом; корень одиночный. Малые коренные зубы, по четыре на каждой челюсти, лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка; корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти шесть. Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет три бугорка , верхние зубы имеют три корня, нижние - два.

8. Учитель вывешивает схему – формулу зубов (см. приложение 2). Учащиеся записывают формулу в тетрадь

9. Рассказ учителя о механической и химической обработке пищи:

Главная задача зубов - механическая обработка пищи. Зубы различны и соответственно выполняют различные функции. Какие функции выполняют резцы и коренные зубы? Чтобы ответь на этот вопрос ,вам нужно съесть кусочек яблока.


Вывод делают ученики : Резцы откусывают, а коренные зубы перетирают пищу.

10. Выступление учеников о необходимости ухода за зубами :

Ученик 1 : Необходимость ухода за зубами была впервые обоснована голландцем А. Левенгуков в XVII в. Он обнаружил много микробов у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту. Левенгуку представился случай взять налет с зубов у старика ,который никогда в жизни их не чистил. В этой пробе под увеличительным стеклом предстало множество самых разнообразных организмов.

Ученик 2.

Здоровые зубы – залог здоровья,.

Зуб наш очень важный орган.

Он кусает и жует, размельчает все продукты,

Нам питание дает.

Несмотря на свою плотность ,

Зуб наш очень нежен.

Многим вредным факторам

Бывает он поврежден.

И плохая гигиена , и конфеты сладкие ,

Нарушение обмена, фтора недостаток.

Чтобы зубы не болели, можно избежать беды:

Надо рот прополоскать каждый раз после еды.

Чтобы зубы не болели , гигиену соблюдают,

Перед сном и рано утром чистить их не забывают.

Детские болезни ,слюны состояние,

Все воздействие на зуб, ведет к заболеванию .

Рыбу ешь и овощи , молоко и фрукты ,

Чтобы зубы не болели,дай им тренировку .

Пусть грызут они капусту ,яблоко , морковку .

Ты от страха не кричи ,зубы вовремя лечи .

Регулярно дважды покажи врачу свой рот.

Учитель:Запомнить , как правильно чистить зубы ,вам помогут правила , которыепрочитает ученик.

Ученик: Зубы чистить не меньше трех минут,

Вымыть щетку не забудь.

Пусть храниться в ванной

Щеткой вверх в стенке



Чистить правильно учись:

Щеткой двигать вверх и вниз ,

От десны до края,

Весь налет снимая.



Чтобы укрепить эмаль

Пасту ты еще прибавь.

И пусть будет больше в ней

Форта, кальция, солей.

Учитель: если зубы больные, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Провели эксперимент: собак кормили кусочками мяса разной величины. Через 3 часа в желудке задержалось 63% кусков массой 40г., 40% массой 10г., 27% измельченного мяса. Сделайте вывод .

11. используя рисунок учебника 72 страница 162, назовите слюнные железы.

Кроме крупных желез есть многочисленные мелкие железы. Большой вклад в изучение пищеварения внес наш русский ученый И. П. Павлов.

Ученик: Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье священника 14 сентября 1849 г. Окончив Рязанское духовное училище, в 1864г. он поступает в Рязанскую духовную академию. Увлекшись естественными науками, в 1870 г. поступает в Петербургский университет. После его окончания поступает в Военно-медицинскую академию. в 1883 г. Павлов защитил диссертацию и получил звание доктора медицине. Дальнейшую свою научную деятельность связал с Медицинской академией. Именно здесь он вложил свои главные исследования. Павлов разработал принципиально новые методы исследования пищеварения , заново создал теорию физиологии пищеварения. В 1897 г. опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». За этот труд в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Скончался Иван Петрович В 1936г. он был великим сыном народа , отдавал силы нашему Отечеству, нашей русской науке.

Учитель: Химики провели исследования и установили следующий состав слюны. Вещества, входящие в состав слюны, выполняют следующее функции:

А) белки- обеззараживают и обволакивают пищу;

Б) ферменты- участвуют в её переваривание.

Как действуют ферменты, вы выяснили, проводя дома эксперимент.

4.Учащимся было дано опережающие задания-выполнить лабораторную работу.

Инструиктивная карточка

Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты юспособные расщеплять крахмал.

Оборудование: кусокнакрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, спички(без головки) с намотанными на конец кусочками ваты(ушные палочки).

Ход работы

1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2.Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3.Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

4.обьясните , почему буква осталась белой.

5.Сделайте вывод (в ротовой полости под действием ферментов происходит расщепление крахмала до глюкозы.)

5.Учитель. У человека в сутки выделяется до 1л слюны. Ответьте на вопросы:

1)Что происходит, когда вы берете конфеты в рот?

2)Что произойдет, если вы возьмете в рот кончик ручки?

3)Что выделяется в ротовой полости?

Вывод. Отделение слюны- это рефлекс.

Выполните задание. Составьте схему слюноотделительного процесса на основе описания в учебнике на с. 153, используя понятия «слюнная железа» , «чувствительный нейрон» , «двигательный нейрон» , «рецептор» , «отдел центральной нервной системы».

6.Учитель. Выделение слюны происходит в ответ на пищевые раздражители. Но и непищевые раздражители также вызывают слюноотделение.

В древней Индии применяли испытание рисом. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый мог его есть, то невиновен, если нет , то виновен. Объясните это явление.

Вывод. В ротовой полости пища подвергается механической и химической обработке. Этому способствуют зубы, язык. Слюнные железы. Пережеванный, смоченный слюной скользкий кусочек пищи поступает в глотку, в пищевод. Благодаря перистальтике продвигается в желудок.

Объясните пословицу «когда я ем, я глух и нем».

3.Закрепление знаний.

1)Перечислите органы, находящиеся в ротовой полости.

2)Какое строение имеют зубы?

3)Какие типы зубов расположены в ротовой полости?

4)Что происходит в ротовой полости с пищей?

5)Какие правила гигиены полости рта необходимо соблюдать?

Приложение 1

Расположение органов пищеварения

Ротовая полость(язык, зубы, слюнные железы)

Глотка

Пищевод

Желудок

Двенадцатиперстная кишка

(печень с желчным пузырем, поджелудочная железа)

Тонкий кишечник

Толстый кишечник(аппендикс)

Прямая кишка

Приложение 2

Ребус

Формула зубов

32122123

321122123

Приложение 3

Схема состава слюны

Слюна

Вода полный осадок

Белок ферменты

Муцин лизоцим амилаза мальтаза


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!