Тема «Пищеварение в ротовой полости»
Цель урока: знать особенности строения полости рта, особенности пищеварения и основные гигиенические правила ухода за полостью рта.
Задачи урока :
Обучающие :
-познакомить с органами ротовой полости,
-раскрыть значение зубов и слюнных желез в процессе пищеварения, познакомить с деятельностью ферментов ,
-познакомить с рефлекторной регуляцией процесса пищеварения.
Развивающие :
-закрепить умение работы с учебной литературой ,
-закрепить умение работы с дополнительной литературой ,
-формировать навыки экспериментальной работы,
-продолжить работу по установлению причинно-следовательных связей.
Воспитательные :
-обосновать соблюдение гигиенических правил ухода за ротовой полостью, продолжить формирование сознательного отношения к здоровью, продолжить формирование познавательного интереса.
Оборудование :
таблицы : «Строение органов пищеварения»,
«Строения зубов» ,
портрет И.П. Павлова,
схемы : «Строение рефлекторной дуги» , «Состав слюны» ,
дольки яблок ,накрахмаленный бинт,
презентация урока.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Вывешивается таблица «Строение органов пищеварения» и предлагается определить органы ,относящиеся к пищеварительной системе , и дать определение «пищеварения»
Записывается в тетрадь определение «пищеварения» и органы пищеварения( приложение 1. )
Предлагается рассмотреть строение челюсти верхней и нижней(повторение п. ) и ответить на вопросы
1.как челюсть соединены с остальными костями черепа?
2.Какое значение имеет подвижное соединение нижней челюсти?
4. Прочитать п.31 ,пункт «строение зубов» стр. 162-163 и разгадать ребус(приложение 2),ответ –коронка; отгадать загадки
Эта часть зуба бывает лебединой( Шейка)
Эта часть зуба есть у растений(Корень)
5.Рассказ учителя по таблице о строении зубов.
Эмаль богата неорганическими веществами, выполняет защитную функцию. Дентин – плотное вещество, обеспечивает жизнь зуба. Пульпа – кровеносные сосуды и нервные окончания. Цемент покрывает корень.
У новорожденных зубов нет. Они начинают прорезаться к шести месяцам. К трем годам у ребенка 20 зубов – молочные зубы(название дал Гиппократ). После шести лет происходит смена зубов на постоянные зубы. Последними прорезаются зубы мудрости. У взрослого человека 32 зуба. Они различаются по внешнему виду.
На доске вывешивается таблица «Виды зубов»(рисунки: резец, клык, коренные зубы)
6. Зарисовать в тетради строение зуба рисунок 73 стр.163.
7. Выступление ученика : Резцы, их четыре ,имеют долотообразцовую коронку и одиночный корень. Клыки, по два на каждой челюсти, имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом; корень одиночный. Малые коренные зубы, по четыре на каждой челюсти, лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка; корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти шесть. Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет три бугорка , верхние зубы имеют три корня, нижние - два.
8. Учитель вывешивает схему – формулу зубов (см. приложение 2). Учащиеся записывают формулу в тетрадь
9. Рассказ учителя о механической и химической обработке пищи:
Главная задача зубов - механическая обработка пищи. Зубы различны и соответственно выполняют различные функции. Какие функции выполняют резцы и коренные зубы? Чтобы ответь на этот вопрос ,вам нужно съесть кусочек яблока.
Вывод делают ученики : Резцы откусывают, а коренные зубы перетирают пищу.
10. Выступление учеников о необходимости ухода за зубами :
Ученик 1 : Необходимость ухода за зубами была впервые обоснована голландцем А. Левенгуков в XVII в. Он обнаружил много микробов у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту. Левенгуку представился случай взять налет с зубов у старика ,который никогда в жизни их не чистил. В этой пробе под увеличительным стеклом предстало множество самых разнообразных организмов.
Ученик 2.
Здоровые зубы – залог здоровья,.
Зуб наш очень важный орган.
Он кусает и жует, размельчает все продукты,
Нам питание дает.
Несмотря на свою плотность ,
Зуб наш очень нежен.
Многим вредным факторам
Бывает он поврежден.
И плохая гигиена , и конфеты сладкие ,
Нарушение обмена, фтора недостаток.
Чтобы зубы не болели, можно избежать беды:
Надо рот прополоскать каждый раз после еды.
Чтобы зубы не болели , гигиену соблюдают,
Перед сном и рано утром чистить их не забывают.
Детские болезни ,слюны состояние,
Все воздействие на зуб, ведет к заболеванию .
Рыбу ешь и овощи , молоко и фрукты ,
Чтобы зубы не болели,дай им тренировку .
Пусть грызут они капусту ,яблоко , морковку .
Ты от страха не кричи ,зубы вовремя лечи .
Регулярно дважды покажи врачу свой рот.
Учитель:Запомнить , как правильно чистить зубы ,вам помогут правила , которыепрочитает ученик.
Ученик: Зубы чистить не меньше трех минут,
Вымыть щетку не забудь.
Пусть храниться в ванной
Щеткой вверх в стенке
Чистить правильно учись:
Щеткой двигать вверх и вниз ,
От десны до края,
Весь налет снимая.
Чтобы укрепить эмаль
Пасту ты еще прибавь.
И пусть будет больше в ней
Форта, кальция, солей.
Учитель: если зубы больные, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Провели эксперимент: собак кормили кусочками мяса разной величины. Через 3 часа в желудке задержалось 63% кусков массой 40г., 40% массой 10г., 27% измельченного мяса. Сделайте вывод .
11. используя рисунок учебника 72 страница 162, назовите слюнные железы.
Кроме крупных желез есть многочисленные мелкие железы. Большой вклад в изучение пищеварения внес наш русский ученый И. П. Павлов.
Ученик: Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье священника 14 сентября 1849 г. Окончив Рязанское духовное училище, в 1864г. он поступает в Рязанскую духовную академию. Увлекшись естественными науками, в 1870 г. поступает в Петербургский университет. После его окончания поступает в Военно-медицинскую академию. в 1883 г. Павлов защитил диссертацию и получил звание доктора медицине. Дальнейшую свою научную деятельность связал с Медицинской академией. Именно здесь он вложил свои главные исследования. Павлов разработал принципиально новые методы исследования пищеварения , заново создал теорию физиологии пищеварения. В 1897 г. опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». За этот труд в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Скончался Иван Петрович В 1936г. он был великим сыном народа , отдавал силы нашему Отечеству, нашей русской науке.
Учитель: Химики провели исследования и установили следующий состав слюны. Вещества, входящие в состав слюны, выполняют следующее функции:
А) белки- обеззараживают и обволакивают пищу;
Б) ферменты- участвуют в её переваривание.
Как действуют ферменты, вы выяснили, проводя дома эксперимент.
4.Учащимся было дано опережающие задания-выполнить лабораторную работу.
Инструиктивная карточка
Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»
Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты юспособные расщеплять крахмал.
Оборудование: кусокнакрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, спички(без головки) с намотанными на конец кусочками ваты(ушные палочки).
Ход работы
1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2.Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.
3.Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.
4.обьясните , почему буква осталась белой.
5.Сделайте вывод (в ротовой полости под действием ферментов происходит расщепление крахмала до глюкозы.)
5.Учитель. У человека в сутки выделяется до 1л слюны. Ответьте на вопросы:
1)Что происходит, когда вы берете конфеты в рот?
2)Что произойдет, если вы возьмете в рот кончик ручки?
3)Что выделяется в ротовой полости?
Вывод. Отделение слюны- это рефлекс.
Выполните задание. Составьте схему слюноотделительного процесса на основе описания в учебнике на с. 153, используя понятия «слюнная железа» , «чувствительный нейрон» , «двигательный нейрон» , «рецептор» , «отдел центральной нервной системы».
6.Учитель. Выделение слюны происходит в ответ на пищевые раздражители. Но и непищевые раздражители также вызывают слюноотделение.
В древней Индии применяли испытание рисом. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый мог его есть, то невиновен, если нет , то виновен. Объясните это явление.
Вывод. В ротовой полости пища подвергается механической и химической обработке. Этому способствуют зубы, язык. Слюнные железы. Пережеванный, смоченный слюной скользкий кусочек пищи поступает в глотку, в пищевод. Благодаря перистальтике продвигается в желудок.
Объясните пословицу «когда я ем, я глух и нем».
3.Закрепление знаний.
1)Перечислите органы, находящиеся в ротовой полости.
2)Какое строение имеют зубы?
3)Какие типы зубов расположены в ротовой полости?
4)Что происходит в ротовой полости с пищей?
5)Какие правила гигиены полости рта необходимо соблюдать?
Приложение 1
Расположение органов пищеварения
Ротовая полость(язык, зубы, слюнные железы)
Глотка
Пищевод
Желудок
Двенадцатиперстная кишка
(печень с желчным пузырем, поджелудочная железа)
Тонкий кишечник
Толстый кишечник(аппендикс)
Прямая кишка
Приложение 2
Ребус
Формула зубов
32122123
321122123
Приложение 3
Схема состава слюны
Слюна
Вода полный осадок
Белок ферменты
Муцин лизоцим амилаза мальтаза