ГБПОУ «Нижегородское художественное училище»
Методические рекомендации
по междисциплинарному курсу «Дизайн-проектирование»
для студентов 1 курса специальности
54.02.01. Дизайн (по отраслям)
углубленной подготовки
Практические работы № 1,2,3,4,5
Разработчик:
Ханнанова Т.М., преподаватель высшей квалификационной категории.
Нижний Новгород, 2019
Содержание
Введение 3
Практическая работа 1 4
Практическая работа 2 7
Практическая работа 3 13
Практическая работа 4 18
Практическая работа 5 23
Список литературы 28
Методическая разработка для 1 курса МДКДП специальности «Дизайн» базируется на уставных документах и локальных актах о внутренней системе оценки качества образования, о формировании фонда оценочных средств, по организации самостоятельной работы студентов.
Данная методическая работа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных видов учебно-методической деятельности заведующих кабинетами, предметно-цикловыми комиссиями и преподавательского состава ГБПОУ НХУ.
Целью методической работы является создание условий для инновационного развития учащихся, удовлетворение потребностей педагогических работников и руководителей учебного заведения по вопросам методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Основными задачами методической работы являются:
- обеспечение выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности;
- оптимизация содержания и организации учебного процесса в соответствии с основными профессиональными образовательными программами и потребностями общества;
- совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, профессиональных модулей и использование инновационных технологий обучения;
- организация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей и различных видов учебной деятельности обучающихся;
- поддержка инновационной и экспериментальной деятельности педагогических работников;
- повышение квалификации преподавателей.
Основными направлениями методической работы являются:
- аналитическая деятельность;
- организационно-методическая деятельность;
- информационная деятельность;
- консультативная деятельность.
1 курс 1 семестр
Практическая работа 1. ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ. точка, линия. пятно. точка как первооснова формы, элемент, смысловой акцент композиции. Точка, линия, пятно как средство эмоциональной выразительности композиции.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЧЕК И ЛИНИЙ В ПЕРЕДАЧЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
Цель работы: изучить роль точки и линии в композиции, научиться создавать творческие композиции при помощи линии. Научиться передавать различные эмоциональные состояния через характер точки и линии. Усвоение специфики графических и живописных (свободно-кистевых) техник. Развитие наблюдательности и зрительных способностей в работе.
Воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами.
В результате выполнения работы студент должен:
знать:
уметь:
Теоретическое обоснование
Композиция – (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу. Композиция в дизайне - выражение текста
графически-пространственными средствами. Роль композиции - систематизация и организация. Белый лист - основа графической композиции. Все виды декоративных, словесных, шрифтовых, изобразительных знаков, все виды изображений выступают в роли элементов композиции.
Художественные средства композиции: симметрия и асимметрия, динамика и статика, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, фактура и цвет, материал и конструкция.
Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, штрих, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать в художественно-графическом дизайне более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.
Характеристики точки и линий:
Точка. Изобразительная форма начинается сточки. В графическом дизайне точка — небольшой участок плоской формы.
Виды и характеристики точки по форме:
- законченная по форме, лаконична, равномерно ограничена;
- упорядочена, уравновешена, ритмично ограничена;
- неуравновешенная, ритмично неограниченная;
- условно (приблизительно) ограниченная;
- неопределенно ограниченная (вспышка, затухание, переходное состояние, перетекание одного состояния в другое;
- двойная (тройная и т.д.), симметричная или асимметричная;
- расположение в формате (центральное, периферийное, пр.)
- усложненная.
- конфигурация точек линии (форма линии),
- нажим (толщина),
- расположение в формате (центральное, периферийное, пр.),
- количество линий,
- направление (вертикаль, диагональ, горизонталь)
Линия. Характеристика линий в композиции. Изобразительные и эмоциональные свойства линий. Линия способна передать любую форму, любое состояние окружающего мира и черты характера человека: напряжение, покой, силу, мягкость, жесткость, элегантность, страсть, возбуждение, восторженность, отчаяние, волнение, радость, остроту, и т.д.
Пятно, плоскость - простая форма, универсальное средство, в котором скрыто содержатся точка, линия, цвет, тон.
Движение точки образует линию, движение линии строит плоскость.
Задание на практическую работу
Упражнения на раскрытие творческих и графических возможностей точки, линии, пятна. Выразить возможными графическими средствами различное эмоциональное или физическое состояние формы и наполнение ее смыслом. Выполнить серию точечных, линейных и плоскостных рисунков на передачу различных эмоциональных или физических состояний, противоположных или подобных: мягких-жестких, твердых-жидких, добрых-злых и т.п.
Материал: бумага, тушь, гуашь, чернила, перо, кисть.
(Количество – по усмотрению педагога)
Рекомендации по выполнению данной работы
Изучить аналоги.
Разработать идею.
Выработать оптимальную технологию исполнения и выполнить в материале.
Выполнить серию эскизов и отобрать наиболее интересные варианты.
Оформить результаты на листе бумаги формата А3.
Пример выполнения задания
1.
2.
3.
Контрольные вопросы
Дать определение точки, линии, пятна.
Перечислить характеристики точки, линий, пятна.
Определить, в чем заключается специфика линейной композиции.
Время исполнения: 2академических часа на каждую работу.
Критерии оценок: №1
Учебная литература:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.
Голубева О. Основы Композиции.- М.: 2004, Изд. дом «Искусство»
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ:Астрель, 2006.
Практическая работа 2.
ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.
ПЛОСКОСТЬ, КАК ПРОСТЕЙШАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОСКОСТИ В ПЕРЕДАЧЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.РЕЛЬЕФ. ОБЪЕМ.ПРОСТРАНСТВО. ФАКТУРА. «ФОРМА СМЫСЛА И СМЫСЛ ФОРМЫ». ОЩУЩЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИНИИ И ПЯТНА, НАПОЛНЕНИЕ ИХ СМЫСЛОМ:
Цель работы:
Освоить изобразительные принципы организации графических элементов в ограниченном двухмерном пространстве листа бумаги. Усвоить понятия плоскость, рельеф, объем, пространств, фактура. Научиться при помощи графических средств создавать творческие композиции. Научиться передавать различные эмоциональные состояния через характер плоскости. Усвоение специфики графических и живописных (свободно-кистевых) техник. Развитие наблюдательности и зрительных способностей в работе. Воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами.
В результате выполнения работы студент должен:
знать:
уметь:
Создавать творческие композиции на плоскости;
Передавать эмоциональное состояние графическими приемами.
Осмысливать движения линии, уметь передать в графике ощущение плоскости, рельефа, объема и пространства.
Теоретическое обоснование
ПЛОСКОСТЬ. Движение точки образует линию, а так движение линии строит плоскость. Плоскостная композиция - это композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Главная задача дизайнера – наполнить плоскость графически активными элементами, придать ей эмоциональную окраску.
РЕЛЬЕФ. ОБЪЕМ. ПРОСТРАНСТВО. ФАКТУРА.
В графическом дизайне осмысленные движения линии усиливает наше восприятие их на плоскости, рельефе, объеме и пространстве.
Рельеф (фр. relief) - изобразительная форма, выпуклая или вогнутая по отношению к плоскости.
Объем - одна из характеристик геометрического тела, определяется как общий предел вписанных в него или описанных вокруг него тел. Пространство - изобразительная система, оси элементов которой лежат в разных плоскостях.
Пространству присущи объективные качества, в частности мера протяженности стремя координатами: высотой, глубиной, шириной.
Фактура (лат. Factura- обработка) - в графическом дизайне - характер поверхности изображения. Фактура - это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которой он состоит, и способом его обработки. Фактура, как и форма, размер, цвет, является ориентиром в окружающем мире. Она может быть выражена слабо, приглушенно, а может активно, громко.
Так, фактура камня или дерева, в зависимости от замысла автора, может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной. Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также осязательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа.
Задание на практическую работу
Упражнения на раскрытие творческих и графических возможностей плоскости. Выразить возможность различной формы и наполнить ее смыслом. Выполнить серию композиций на простые формообразующие элементы плоскости.
Изобразительные принципы организации элементов в ограниченном двухмерном пространстве листа бумаги
Организация плоскости линией с различным визуальным эффектом:
упорядоченная плоскость;
неупорядоченная плоскость;
плоскость с элементом разрушения;
упорядоченная плоскость с элементами беспокойства;
плоскость с впечатлением пространства
плоскость с элементом акцента.
Организация рельефа линией с различным визуальным эффектом.
Организация объема линией с различным визуальным эффектом. Учебное задание.
Организация пространства линией с различным визуальным эффектом. Учебное задание.
Ощущение выразительных возможностей фактуры. Передача абстрактными графическими средствами конкретных ощущений, напрямую не связанных со зрением: «Мыльная губка», «Телевизор», «Городской смог», «Чёрный перец» и т.п.
Ощущение выразительных возможностей фактуры. Передача абстрактными графическими средствами процесса смысловых изменений композиции: а) стабильность и равномерность конкретного качества - «Лед», его усиление или ослабление - «Тающий лед», в) изменение, связанное с переходом в другое качество - «Лед и мокрый снег», г) смысловой акцент - «Лед и трава».
Рекомендации по выполнению данной работы
Изучить аналоги.
Разработать идею.
Выработать оптимальную технологию исполнения и выполнить в материале.
Выполнить серию эскизов и отобрать оптимальные варианты.
Оформить результаты на листе бумаги формата А3.
Материал: бумага, тушь, гуашь, чернила, перо, кисть.
(Количество –по усмотрению педагога)
Пример выполнения задания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Контрольные вопросы
Дать определение плоскости, рельефу. Определить, в чем заключается специфика композиции.
Дать определение объему, пространству. Определить, в чем заключается специфика композиции.
Дать определение фактуре. Определить, в чем заключается специфика композиции.
Время исполнения: 2 академических часа на каждую работу.
Критерии оценок: №1
Учебная литература:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.
Голубева О. Основы Композиции. - М.: 2004, Изд. дом «Искусство»
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ:Астрель, 2006.
Практическая работа 3.
Восприятие формы на плоскости. Закономерности восприятия формы на плоскости. Геометрическое, оптическое восприятие формы. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости. Система упражнений на восприятие формы на плоскости.
Цель работы: Создать серию упражнений, основанную на восприятии формы на плоскости.
В результате выполнения работы студент должен:
Знать:
Уметь:
Теоретическое обоснование:
Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему, в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.
Прежде чем создавать плоскостные композиции, студенту необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.
Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.
Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла - в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.




Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный. Так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый — больше, серый и красный — меньше.
Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета — тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные — тяжелее малонасыщенных и гладких.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОЙ РАБОТЫ:
Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2,3). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.
В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ: выполнить следующие упражнения:
Упражнение 1
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость —белая.
Упражнение 2
На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) просле-
дите за изменением размера круга белого цвета, затем —черного.
Упражнение 3
Замените форму круга на треугольник, и выполните те же упражнения.
Самостоятельно сделайте выводы.
Оформить результаты на листе бумаги формата А3.
(Количество –по усмотрению педагога)
Пример выполнения задания

Контрольные вопросы
Дать определение геометрическому восприятию на плоскости точки, линии, штриха, пятна.
Дать определение оптическому восприятию на плоскости точки, линии, штриха, пятна.
Описать отличия геометрического восприятия точки, линии, штриха, пятна от оптического.
Время исполнения: 2 академических часа на каждую работу.
Учебная литература:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.
Голубева О. Основы Композиции.- М.: 2004, Изд. дом «Искусство»
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ: Астрель, 2006.
Практическая работа 4.
ЗАКОНЫ РАВНОВЕСИЯ. СИММЕТРИЯ, ДИСИММЕТРИЯ, АСИММЕТРИЯ.
Цель работы: Ознакомить студентов с понятиями: РАВНОВЕСИЕ. СИММЕТРИЯ: ЗЕРКАЛЬНАЯ, ОСЕВАЯ, ЛУЧЕВАЯ, ВИНТОВАЯ. ОСЬ РАВНОВЕСИЯ. ДИСИММЕТРИЯ. АСИММЕТРИЯ. Овладеть техническими принципами создания композиций в системе симметрии, дисимметрии, асимметрии. Ознакомить студентов орнаментом, как наиболее распространенным видом симметрии. Симметрия как основа для построения орнамента. Изучить схемы различных видов орнаментов.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
ЗНАТЬ:
• понятие и характеристики равновесия, симметрии, дисимметрии, асимметрии;
• способы и схемы различных видов орнаментов на основе симметрии, дисимметрии, асимметрии.
УМЕТЬ:
• создавать творческие работы, используя симметрию, дисимметрию, асимметрию;
• создавать творческие работы, используя способы и схемы различных видов орнаментов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕВ композиционных схемах «Симметрия – Асимметрия – Равновесие», ось является главным организующим элементом.
Симметрия – это принцип организации композиции, где все элементы расположены симметрично, т.е. равноудалены относительно оси (центра) композиции. Существуют зеркальная, осевая и винтовая симметрии. Зеркальная симметрия – это композиция, у которой ее части и симметричные элементы при повороте вокруг центра или оси совмещаются друг с другом как предмет и его отражение.
Осевая симметрия достигается вращением фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии при повороте вокруг которой фигура неоднократно совмещается сама с собой.
Винтовая симметрия образуется вращательным спиралевидным движением точки или линии вокруг неподвижной оси. Создается в объемных композициях, но возможно и условное графическое изображение.
Асимметрия характеризуется тем, что ось симметрии отсутствует и принципом организации композиции является динамическая уравновешенность, при этом выделяется композиционный центр либо доминирующий элемент и второстепенные детали. Доминирующий элемент или акцент может быть выделен, как своим положением в листе, так и др. характеристиками: размером, формой, тоном, фактурой, цветом, направлением движения и линиями.
Дисимметрия – это частичное отсутствие симметрии, расстройство симметрии, выраженное в наличии одних симметричных свойств и отсутствии других. Дисимметрия часто встречается в природе, в архитектуре.
Равновесие – это такое состояние, при котором все части композиции сбалансированы. Не один из элементов или частей не преобладает настолько, чтобы задавить своей массой либо другими характеристиками остальные части, но вместе они распределяются относительно центра формата и образуют композиционное ядро (единство).
Равновесие требует композиционной законченности, уверенности и покоя. Также необходимо помнить о характерных особенностях простых геометрических тел. По своим конструктивным характеристикам они относятся либо к более статичным, уравновешенным фигурам – равнобедренный треугольник, квадрат, круг;
либо к более динамичным, а значит и более асимметричным – прямоугольник, треугольник с углом 90 градусов. Фактурная окрашенность элементов придаст им весовые и эмоциональные акценты.
Приемы достижения равновесия в асимметричных композициях, роль в организации элементов в единую устойчивую систему.
Фриз как декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты. Представляет собой орнамент или узорчатое изображение. Виды фризов. Различные схемы орнаментов.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Выполнить симметричную композицию рисунка на заданную тему (см. далее).
Выполнить асимметричную композицию рисунка на заданную тему (см. далее).
Выполнить дисимметричную композицию рисунка на заданную тему (см. далее).
Выполнить схемы поиска равновесия в формате, в которых используются основные простые геометрические тела и средства композиции: масса, тон (фактура) и форма (см. далее).
Выполнить самостоятельно все предложенные схемы орнаментов(см. далее).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДАННОЙ РАБОТЫ
1. Изучить аналоги.
2. Разработать идею.
3. Выработать оптимальную технологию исполнения и выполнить в материале.
4. Выполнить серию эскизов и отобрать оптимальные варианты.
5. Оформить результаты на листе бумаги формата А4.
(Количество – по усмотрению педагога)
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ


1. Зеркальная 1.2 Зеркальная симметрия с поворотом


1.3 Осевая симметрия 1.4 Симметрия винтовая


Асимметрия
Дисимметрия
.
Схемы орнаментов

Равновесие

Схемы равновесия

№1 - Схема поиска равновесия с помощью элементов одинаковых по форме, размеру и тону (фактуре) на модульной сетке.
№2 - Схема поиска равновесия с помощью элементов одинаковых по форме, тону (фактуре) и различных по размеру.
№3 - Схема поиска равновесия с помощью различных элементов с акцентом на цвет (тон).
№4 - Схема поиска равновесия с помощью элементов различных по размеру и тону (фактуре) и одинаковых по форме
№5 - Схема поиска равновесия с помощью контуров элементов геометрической формы разной ширины
№6 - Схема поиска равновесия с помощью элементов различных по форме, размеру и фактуре
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Дать определение симметрии, асимметрии, дисимметрии.
Назвать существующие виды симметрии. Определить, в чем заключается их различие.
Дать определение равновесию, привести примеры.
Назвать способы и схемы различных видов орнаментов, привести примеры.
Время исполнения: 2 академических часа на каждую работу.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.
2. Голубева О. Основы Композиции.- М.: 2004, Изд. дом «Искусство»
3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ:Астрель, 2006.
Практическая работа № 5.
Композиционный центр и способы его выделения.
Цель работы: изучить понятие композиционного центра и способы его выделения. Научиться организации доминантных отношений в композиции. Усвоить понятие равновесия, соподчиненности. Овладение законами композиции.
Развитие наблюдательности и зрительных способностей в работе. Воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами.
В результате выполнения работы студент должен:
знать:
уметь:
применить законы композиции для создания целостного, гармоничного, уравновешенного, профессионально грамотного произведения.
выделять композиционный центр различными средствами и приёмами.
грамотно применять на практике основные законы композиции в создании двумерного пространства.
Теоретическое обоснование: Искусство - это стремление к достижению равновесия, гармонии, порядка и единства. Каждое художественное произведение имеет определенное содержание и вся формальная, и цветовая организация подчинена исключительно целям выражения этого содержания.
Композицию можно считать состоявшейся, если присутствует единство пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, единство формообразования, колорита и фактуры. Все эти задачи выполняются путём соподчинения, т.е. выделения главного и второстепенного или определения композиционного центра, как основного носителя идеи, выразителя художественного образа.
Главное - это элемент или группа элементов внутри формата композиции, который играет основную смысловую и композиционную роль для её цельного восприятия. Этот элемент так же является центром пересечения взглядов зрителя при прочтении организационной структуры произведения, т.е. взгляд, охватив всё произведение неоднократно, непроизвольно возвращается к нему, выделяет его, подчиняясь своим внутренним эмоциям.
Формальная композиция выражает идеи, эмоции, только раскрывает тему она с помощью своих средств - точки, линии, пятна, плоскости, раскрывает также точно и остро, как традиционная.
Формальная композиция не отрицает художественно-композиционный опыт прошлого, а теоретически осмысливает его, обобщает, организуя в специальную систему.
Ни один предмет не воспринимается изолированно, а, только соотносясь с окружающей средой. Глядя на черный шар в пространстве, мы не можем определить какой он: большой или маленький, тяжелый или легкий. Когда же мы видим этот предмет в окружении других предметов, то путем визуального сравнения мы имеем о нем первоначальные сведения. Поэтому нам необходимо рабочее поле для размещения предметов внутри его.
Вообще, восприятие композиции начинается с быстрого осознания характерных и наиболее ярких особенностей структуры. Пространство, находящееся между объектами, приобретает определенный композиционный смысл для целостного визуального восприятия, в отличие от тех зон, которые находятся слева и справа от этой пары элементов.
При работе над композицией важно развивать в себе интуитивное чувство равновесия. Равновесие - это психологическое и физическое состояние, к которому человек всегда стремится. Ведь когда человек неспокоен, ему хочется обрести душевное равновесие, а в композиции равновесие - это такое расположение элементов, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, направление, месторасположение предметов в устойчивой композиции взаимно обуславливают друг друга. Несбалансированная композиция кажется случайной, временной.
При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Обычно он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность.
Каким же должен быть композиционный центр? Эту сложную задачу может решить только автор- художник. А для достижения композиционного единства и целостности существует ряд приемов:
наиболее простой и понятный вариант, когда один из элементов крупнее других, т.е. композиционным центром является самый большой элемент композиции. Конечно, сама композиция должна быть уравновешена и большой элемент выделен, т.е. окружен силовым полем, что бы взгляд зрителя сразу упирался на него. Другие же элементы должны быть сформированы в группу или располагаться по какой-либо системе;
следующий вариант подобен первому, только теперь композиционным центром будет самый маленький по форме элемент;

всегда обращает на себя внимание элемент сложный по форме, находящийся рядом с простыми по очертанию элементами, тогда композиционным центром будет - сложный по силуэту элемент;
можно создать композицию, где главным окажется зона в пространстве. Это более сложная задача, но есть множество путей для ее решения:
а) один из них - расположение элементов подобных по размеру и форме без какого-либо акцента, наподобие однообразного ритма. Композиция может быть организована в виде рамы внутри рамки;
б) эта же задача может быть решена путем создания ритмичного движения к центру, который не выражен никакой определенной формой. Главным в композиции тогда окажется пустота, к которой движется ряд элементов;
в) разнообразные элементы по размеру и форме можно сгруппировать, преобразив их в сложную по силуэту фигуру и расположив внутри формата таким образом, чтобы доминирующим оказалось пространство. В перечисленных вариантах композиционным центром является композиционная пауза;
композиционным центром может быть группа элементов. В данном случае, конечно, надо учитывать ее композиционное расположение в формате;
в случае, когда один из элементов композиции изменен за счет его внутренних характеристик, то он так же будет привлекать к себе внимание зрителя в первую очередь, т.е. являться композиционным центром. Например, все элементы окрашены в черный цвет, а один из них имеет фактуру или текстуру, т.е. принципиально отличен от остальных.
Задание на практическую работу
Выполнить серию упражнений на организацию композиционного центра с учетом всех основных требований композиции - равновесие, единство и соподчинение. Упражнения на организацию композиционного центра:
создать композиции, где центр организован -
а) самым большим по форме элементом в композиции;
б) самым маленьким по форме элементом в композиции;
в) самой сложной по силуэту формой;
г) группой элементов;
д) «одиноким» по форме элементом;
е) композиционной паузой.
Материалы: тушь, перо, рапидограф, кисти, гуашь, бумага (ватман, торшон).
Рекомендации по выполнению данной работы
Изучить аналоги.
Разработать идею.
Выполнить серию эскизов и отобрать наилучшие варианты.
Отобрать оптимальную технологию исполнения и выполнить в материале.
Оформить результаты на листе бумаги А3-А4.
Время исполнения: 2академических часа на каждую работу.
Критерии оценок № 2.
Примеры выполнения задания
1,2
3,4
5,6
№1 - Схема поиска композиционного центра с помощью композиционной паузы.
№2 - Схема поиска композиционного центра с помощью группы элементов.
№3 - Схема поиска композиционного центра с помощью маленького элемента.
№4 - Схема поиска композиционного центра с помощью большого элемента.
№5 - Схема поиска композиционного центра с помощью иного элемента.
№6 - Схема поиска композиционного центра с помощью сложного элемента.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Дать определение композиционного центра, доминанты;
привести примеры.
Дать определение композиционного равновесия, привести примеры.
Время исполнения: 2 академических часа на каждую работу.
Критерии оценки № 2.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.
2. Голубева О. Основы Композиции.- М.: 2004, Изд. дом «Искусство»
3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ:Астрель, 2006.
2