СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока рассматриваются следующие вопросы:

1)Смысл названия пьесы «Вишневый сад»

2)Характеристика героев пьесы, олицетворяющих прошлое (Раневская, Гаев),  настоящее (Лопахин), будущее (Петр Трофимов); обобщающие выводы.

3) Анализ открытого финала пьесы.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»»



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ДИТИ НИЯУ МИФИ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОО.01.02 ЛИТЕРАТУРА

Разработчик: Рагозина Наталья Анатольевна,

преподаватель техникума ДИТИ НИЯУ МИФИ


Тема: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цели обучения:

  1. Характеризовать жанр, тематику, проблематику, идеи, сюжет, композицию, анализировать ключевые эпизоды с учётом авторской позиции.

  2. Выявлять особенности системы образов, составлять характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую.

Цели развития:

  1. Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему.

  2. Осмысливать художественную картину жизни, созданную автором, понимать ключевые проблемы и выражать своё отношение к ним.

  3. Развёрнуто отвечать на вопросы (устно или письменно, с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.

Цели воспитания: способствовать формированию воспитательного потенциала обучающихся:

  • В4. Формирование патриотического самосознания, стремления к реализации интересов Родины.

  • В5. Формирование гражданской идентичности, гражданской и правовой культуры, активной гражданской позиции, навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе.

  • В10. Воспитание эстетических интересов и потребностей.

Методы:

- технология РКМЧП, интеграция.

Средства: наглядный материал в виде видеоролика и презентации, технические средства обучения (для демонстрации видеоролика и презентации).

Время проведения: 45 минут.

План занятия.

№.

Этапы учебного занятия

Содержание и методы обучения

Время, мин

Средства

обучения

1.

Организационное начало

Приветствие обучающихся, Проверка присутствующих и готовность к занятию.

2


2.

Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово преподавателя.

Формулирование темы занятия и сообщение целей занятия.

3

Презентация, технические средства обучения (для демонстрации презентации).

3.

Изложение нового учебного материала

Вопросы:

  1. Смысл названия пьесы «Вишневый сад»

  2. Характеристика героев пьесы, олицетворяющих прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин), будущее (Петр Трофимов); обобщающие выводы.

  3. Анализ открытого финала пьесы.

33

Текст произведения «Вишнёвый сад»; презентация, видеоролики, технические средства обучения (для демонстрации презентации и видеороликов).

4.

Рефлексия

Вопросно-ответная форма: проблемный вопрос и моделирование ситуации: «Кто посадит новый сад?» (возможные варианты продолжения пьесы).

5

Видеоролик

5.

Подведение итогов занятия

Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя.

2




Ход занятия:

  1. Организационное начало (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку).

  2. Мотивация учебной деятельности:

  1. Вступительное слово преподавателя:

СЛАЙД 1

- Дома вы составляли конспект биографии Антона Павловича Чехова и читали его произведение «Вишнёвый сад». Скажите, что объединяет вас с великим писателем и этим произведением?

(По профессии – врач; 2024 г. – 120 лет со дня премьеры «Вишневого сада»; 17 (29) января 2025 г. – 165 лет со дня рождения А.П.Чехова).

А кроме того, в пьесе Чехова «Вишневый сад» поднимается особенно актуальная в наше время тема - тема судьбы России, ее прошлого, настоящего и будущего.

СЛАЙД 2

Записываем в тетрадь тему занятия.

Цели нашего занятия.

  1. Изложение нового учебного материала:

СЛАЙДЫ 3 - 7

  1. Смысл названия пьесы «Вишневый сад»:

Вишневый сад –

  1. Место, где происходит действие пьесы.

  2. Центральный образ пьесы, вокруг которого разворачиваются все события.

  3. Малая родина для Раневской и Гаева.

  4. Образ природы, воплощающий её красоту.

  5. Символ всей России, её прошлого, настоящего и будущего.

Записываем в тетрадь смыслы названия.

  1. Герои пьесы:

Прошлое в пьесе олицетворяют Раневская и Гаев.

Давайте охарактеризуем этих героев.


  1. Раневская Любовь Андреевна

СЛАЙДЫ 8 - 10

Эпизоды их текста:

- слова Лопахина о Раневской (д.1) – «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет….» - читает студент – ЭПИЗОД 1

- первое появление Раневской на сцене (д.1) – ВИДЕО 1

Какие черты Раневской вы можете отметить по этим эпизодам? (Эмоциональная, добрая, способная к проявлению сильных чувств, любит свою родину и свое поместье) – ВИДЕО 2

- слова Ани о Раневской (д.1) – «Натерпелась я…» - читает студент – ЭПИЗОД 2

- чтение по ролям диалога Раневская, Гаев, Лопахин (д.1) – со слов Раневской «Я не могу усидеть, не в состоянии…» - читают студенты – ЭПИЗОД 3

Что нового открылось в характере Раневской? (Не решительная, бездеятельная, транжирит деньги, не расчетливая, ничего не предпринимает, чтобы спасти свой любимый вишневый сад).

Записываем в тетрадь характеристику Раневской.


  1. Гаев Леонид Андреевич

СЛАЙДЫ 11 - 13

Эпизоды из текста:

- слова Гаева- обращение к шкафу «А ты знаешь, Люба…» (д.1) – читает студент – ЭПИЗОД 4

Какие черты Гаева проявляются в этом эпизоде? (Он, так же, как Раневская, эмоциональный, чувствительный, любит свое имение)

- разговор с Лопахиным о судьбе имения (д.2) – ВИДЕО 3

Что нового открылось в характере Гаева? (Не может взять на себя ответственность и принять решение, чтобы спасти вишневый сад; отвергает предложение Лопахина, но ничего не предлагает взамен).

Записываем в тетрадь характеристику Гаева.


Сделаем вывод: какое сословие представляют Раневская и Гаев? (дворянство). В начале 20 века дворянство как сословие постепенно начинает исчезать, таким образом это прошлое России, которое отличается высокой образованностью, душевностью, эмоциональностью, но абсолютной неспособностью приспособиться к настоящему времени, так как они бездеятельные, нерасчетливые, нецелеустремленные.

СЛАЙД 14


Настоящее в пьесе олицетворяет Лопахин. Охарактеризуем этого героя:

Лопахин Ермолай Алексеевич

СЛАЙДЫ 15 - 17

Эпизоды из текста:

- слова Лопахина «Знаете я встаю в пятом часу утра…(д.2) – читает студент – ЭПИЗОД 5

Какие черты Лопахина проявляются в этом эпизоде? (Трудолюбивый, предприимчивый, целеустремленный)

- монолог Лопахина-хозяина вишневого сада (д.3) – ВИДЕО 4

Что нового открылось в характере Лопахина? (Бестактный, не способный понять чувств других людей, для него материальные ценности важнее духовных)

Записываем в тетрадь характеристику Лопахина


Сделаем вывод: настоящее в пьесе олицетворяет Лопахин, который представляет новый зарождающийся во 2 половине 19 века и вставший на ноги в начале 20 века класс буржуазии, капиталиста, предпринимателя, который характеризуется расчетливостью, целеустремленностью, но для которого материальные ценности стоят выше духовных.

СЛАЙД 18


Будущее в пьесе олицетворяют Петр Трофимов и Аня.

Охарактеризуем Петра Трофимова:

Петр Трофимов

СЛАЙД 19 - 21

Эпизоды из текста

- монологИ Трофимова о гордом человеке «Мы вчера говорили долго…» и «Человечество идет вперед…» (д.2) – читает студент – ЭПИЗОД 6

Какие черты Трофимова проявляются в этом эпизоде? (Умный, правильно говорит о пороках общества и что их нужно исправлять, понимает общественную несправедливость к рабочему классу, мечтает об улучшении их положения)

- монолог Трофимова «Вся Россия – наш сад» (д.2) – ВИДЕО 5

Что нового открылось в характере Трофимова? (Он много и красиво говорит, предлагает разрушить прошлое, без сожаления бросить вишневый сад, но ничего конкретного не предлагает взамен и не предпринимает никаких действий для построения нового светлого будущего)


Сделаем вывод: будущее в пьесе олицетворяет Пётр Трофимов – тип революционера, который хочет разрушить все старое, но не знает, что новое он построит на этом месте.

СЛАЙД 22


  1. Давайте обратимся к финалу пьесы – ВИДЕО 6

Финал открытый: все уезжают из имения, в заколоченном доме остается всеми забытый старый слуга Фирс, вишневый сад вырубают. А найдется ли тот, кто посадит новый сад? – этот вопрос задает Чехов и нам с вами через десятилетия.

Давайте поразмышляем над этим вопросом, слушая следующую музыкальную композицию – ВИДЕО 7.


  1. Рефлексия

Итак, осмысливая сегодняшний урок, как бы вы ответили на вопрос Чехова?

СЛАЙД 23


  1. Подведение итогов занятия

Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя.