Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Колыбельская средняя общеобразовательная школа
Лэпбук
«Занимательная математика»
Автор: Белышева Елена Анатольевна, учитель начальных классов
Краткая аннотация
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема - превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся. Работая в образовательном учреждении, учитывая требования ФГОС, каждый педагог ищет новые, современные, интересные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Достижения этой цели возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которых акцентирует внимание новый стандарт образования. В своей работе я применяю педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: игровые технологии, проблемное обучение, технологию коммуникативного обучения. Для эффективного построения учебного образовательного процесса применяю современные образовательные технологии, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования. В своей деятельности начала создавать и использовать интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Лэпбук меня заинтересовал тем, что это современная образовательная игровая технология, которую не сложно применять в работе с детьми начального школьного возраста. Его можно использовать и на занятиях, и во внеурочное время для закрепления знаний, умений, навыков. Результат: переход от игровой деятельности к учебной.
Лэпбук полезен тем, что в нем содержатся все необходимые материалы по теме. Его можно пополнять, совершенствовать и в нем будут храниться материалы по формированию понятий в различной деятельности младших школьников, в данном случае - математических.
Введение
Лэпбук (lapbook) –в переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).
Лэпбук – это новейший способ организации учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста. Это уникальное пособие для работы с детьми, которое набирает популярность с каждым днем. Это игра, творчество, познание нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний, интересный вид совместной деятельности учителя и ребенка. Лепбук можно использовать на уроках, на переменах и просто на мероприятиях, посвященных математике.
Лэпбук для педагога имеет огромное значение. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Для ребенка лэпбук – это помощник в:
понимании и запоминании информации по изучаемой теме;
приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации;
повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Актуальность: Для умственного развития детей существенное значение имеют математические представления, которые активно влияют на формирование умственных действий необходимых для познания окружающего мира.
Цель: Развитие математических способностей детей начального школьного возраста посредством дидактической игры, направленное на всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора и интеллекта.
Ожидаемый результат:
повышение познавательного интереса у детей.
эффективное усвоение информации и закрепление учащимися, изученного в интерактивной, занимательно-игровой форме.
развитие математических и коммуникативных способностей.
Новизна предлагаемого пособия заключается в том, что использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие, сделанное своими руками, включающее ряд развивающих, интересных игр, заданий.
Пособие предназначено для индивидуальных игр с детьми начального школьного возраста на развитие математических способностей.
Известно, что детям легче запомнить материал, который дается им в игровой форме. Данное пособие универсально, его можно использовать для игр, занятий, он выполнен в виде папки-раскладушки, представляет собой самодельную, тематическую, интерактивную папку с кармашками, заполненными разными заданиями, карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук включает в себя три раздела: ориентировка во времени, количество и счёт, геометрические фигуры.
I. Ориентировка во времени
Раздел «Ориентировка во времени» содержит картинки и задания на знакомство с частями суток, днями недели, время суток, месяц, год.
т
Детям предлагается в игровой форме на моделях показать время года, день недели, время суток.
Дидактическая игра «Части суток» - представляет круг из плотной бумаги с изображением четырех частей суток и карточки с изображением действий детей в разное время суток. В игре ребенок подбирает картинки соответствующие каждому времени суток.
Задачи:
Учить ориентироваться в частях суток, днях недели, временах года, выделять их последовательность и использовать слова: вчера, сегодня, завтра. Закреплять названия дней недели, месяцев и их последовательности.
II. Геометрические фигуры
Раздел «Геометрические фигуры» включает в себя серию дидактических игр и заданий, «спрятанных» в карманчиках, конвертах,
такие дидактические игры: «Найди свой домик», Найди пару варежки», «Группировка предметов, по какому- либо признаку»,
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму: «На какие геометрические фигуры похожи эти предметы».
«Подбери заплатку для брюк» - упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, и квадратную форму.
В разделе картинки с заданиями собран материал по закреплению материала: различные задания на мышление - это хорошо развивает внимание, память, мышление, логику и многое другое.
Загадки о геометрических фигурах в виде книжки-раскладушки
III. Количество и счёт
В верхней части лепбука занял место «Весёлый паровозик» - он многофункциональный, здесь можно играть в такие дидактические игры как: «Весёлый счет» - знакомство с цифрами, умение считать до 10, расставить цифры правильно от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
«Найди соседей» - закрепляет понятие «предыдущее» и «последующее» числа, «соседние числа», предлагаю детям показать с помощью карточки соседей указанных чисел. «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку» и др.
«Весёлые задачки в стихах» - решение задач на сложение и вычитание; развивает память, внимание, логическое мышление.
Загадки о цифрах - домик с "квартирками" в которые поселились цифры.
Кармашек с дидактическими играми включает в себя много различных дидактических игра на развитие логики, мышления, памяти.
Большое место заняла лесенка с составом числа - Игра «Математический домик». Это отдельный элемент, его можно отсоединить и использовать отдельно, как в свободной деятельности, так и на занятиях. У каждого числа есть свой дом с "квартирами", в которые можно поселить цифры. И так же кармашек с цифрами.
В моём математическом лепбуке поместилось очень много информации в привлекательной и интересной форме. Играя с лепбуком, дети выполняют задания и учатся думать, развивают внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику, воображение, любознательность.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Пособие актуально по форме и содержанию, имеет практическое применение в образовательной и развивающей деятельности в работе с детьми. В заключении хочется сказать, что обучение математике детей младшего школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Рекомендую дидактическое пособие, как современную образовательную технологию, которая будет отличным дополнением, как для совместной работы, так и для самостоятельной деятельности детей.