СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по математике "Связь действия умножения и деления" 2класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по математике "Связь действия умножения и деления" 2класс»

Методическая разработка урока математики

Ободеева Светлана Ивановна

МБОУ «Щекинская СОШ»
Рыльский район, Курская область


Тема: « Связь действий умножения и деления»

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью

установления взаимосвязи действия умножения и деления

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают, как взаимосвязаны действия умножения и деления; научатся составлять примеры на деление; опираясь на соответствующий пример на умножение; продолжат работу над задачами и уравнениями; будут развивать навыки счета.

Метапредметные:

познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности; сравнивают, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и определяют последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции;

коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли; взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться.

Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины: деление, умножение, множители, произведение, значение произведения, делимое, делитель, частное, значение частного, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, сравнить, задача, уравнение.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, кружочки, смайлики, оценочные листы, учебник «Математика» 2 часть, автор М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова; рабочая тетрадь, автор М.И.Моро, С.И.Волкова

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.

Цели:

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствие учащихся.

– Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души разными чувствами.

Мотивация к деятельности

- Прочитайте цитату-эпиграф записанную на слайде: (Слайд 4)

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". Жан Жак Руссо.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Давайте мы на уроке математики будем постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.

- А для чего вам это нужно?

Приветствуют учителя






Читают цитату










Если мы постоянно будем работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению, то станем умными и талантливыми.





Коммуникативные: умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные:

контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки






II. Актуализация имеющихся знаний.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.


Устный счёт

Решите задачу (Слайд 5)

Один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

-Замени умножение сложением и посчитай.

4*2 3*4 6*3 5*4

-замени сложение умножением и вычисли:

7+7+7 8+8 6+6+6+6 9+3+9 +7

-Назови компоненты умножения и результат умножения

7*3=21 8*2=16 6*4=24

-Оцените, как вы работали на устном счёте.








4+4=8 3+3+3+3=12

6+6+6 =18

5+5+5+5=20


7*3=21 8*2=16 6*4 =24

7-первый множитель

3-второй множитель

21 – произведение

И т.д.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать.

Регулятивные:

осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.



III.Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

Цель:

–организовать формулировку темы, цели урока.



- Запишите числовое выражение: первый множитель 2 , второй множитель 3, произведение 6.

Учитель показывает на слайде.

2*3=6 (Слайд 6)

-Пользуясь действием умножения, вы можете посчитать деление?

6:2 =

6: 3=

-А как вы думаете, связаны между собой действия деления и умножения?

-Кто же из вас прав мы узнаем, изучив тему сегодняшнего урока.

-Итак, кто же попробует, сформулировать тему урока?



- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Правильно, ребята, узнаем, как взаимосвязаны действия умножения и деления; научимся составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение




Записывают в тетрадях 2•3=6








-Не можем. Мы ещё этого не изучали.





Дети дают разные ответы.





Связь действий умножения и деления.


узнаем, как взаимосвязаны действия умножения и деления;






Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;

проявляют интерес к изучаемому предмету

IV. Совместное открытие знаний.

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.


2*3=6

- Давайте проиллюстрируем этот пример с помощью рисунка.

- По сколько кругов взяли?

- Сколько раз взяли по 2 круга?

- Как называется при умножении число2? 3?

- Сколько кругов получилось?

- Как называем результат умножения 6?

- Нарисуйте 6 кругов и разделите их на 2 равные части.



- Какой получили пример?

Учитель записывает пример на доске.

6:2 =3

- Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результата умножения.

Учитель показывает названия компонентов,

- Нарисуйте еще 6 кругов и разделите на 3 равные части.

- Какой мы получим пример?

Учитель записывает пример на доске.

- Прочитайте пример, используя названия компонентов и результата умножения.

- Сделайте вывод. (Слайд 7 )






По 2

3


Множители


6


Произведение


Рисуют круги и делят на 2 равные части


6:2 =3





произведение 6 разделили на первый множитель 2 и получили второй множитель 3


Рисуют круги и делят на 3 равные части


6 : 3 =2

учащиеся читают: произведение 6 разделили на второй множитель 3 и получили – первый множитель 2

-Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.


Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.







Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.


V.Первичное закрепление во внешней речи.

Цели:

– организовать применение нового знания;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

Работа с учебником стр.72

- Рассмотрите рисунки на стр.72 и равенства под ними.

- Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения.

- Как нашли первый множитель?



- Как нашли второй множитель?



Аналогично разбираются равенства ко второму рисунку.

-Прочитайте правило стр.72





-Пользуясь правилом, выполните

1 стр.72 с объяснением





Физкультминутка





Произведение 8 разделили на второй множитель 2, получили первый множитель 4.

Произведение 8 разделили на первый множитель 4, получили второй множитель 2

Читают правило: Если произведение разделить на один множитель, то получим другой

8 * 4 = 32

32 : 8 = 4

32 : 4 = 8

9 * 2 =18

18 : 2 = 9

18 : 9 = 2

Выполняют физкультминутку

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

– Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать самопроверку;

Работа по карточкам (Слайд 8)

6 * 3 = 5* 4 =

18 : □ =3 20 : □ = 5

18 : 3 =□ □ : 5 =4

-Проверьте по слайду (Слайд 9)

-Оцените свою работу.

- В оценочном листе. Кто не сделал ошибку поставит «!», если одна ошибочка «+», две и более- «-»

Работа в тетради № 67 стр.65- выполнить самостоятельно

- Проверьте по записи на доске.

-Оцените свою работу.

- В оценочном листе. Кто не сделал ошибку поставит «!», если одна ошибочка «+», две и более- «-»

-Какое правило вам пришлось применить при выполнении задания?


6 * 3 =18 5* 4 =20

18 : 6 =3 20 : 4=5

18 : 3 =6 20 : 5 =4



Оценивают работу





Выполняют задание



Оценивают работу



-Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.


VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

-организовать выполнение самостоятельной работы;


Работа с учебником

2 стр.72- с объяснением

Упражнение 3. Задача.

- Прочитайте задачу на стр. 72 упр. 3

- Каким действием будем ее решать?

5 • 3 = 15 (руб.)

- А теперь составьте обратные задачи.

- А эти задачи каким действием будем решать?

- Почему?

- Запишите решение к себе в тетрадь.

15 : 5 = 3 (бул.)

15 : 3 = 5 (руб.)

Упражнение 5. Уравнения.

- Прочитайте задание в упр. 5 на стр. 72

- Что неизвестно в первом уравнении?

- А что мы должны подобрать в уравнение?

- Что можете сказать об уменьшаемом?

- Что неизвестно во втором уравнении?

- Что мы должны подобрать в уравнение?

- Могут слагаемые быть больше суммы?

- Подберите пропущенные числа и решите уравнения самостоятельно: вариант 1 – первое уравнение, вариант 2 – второе уравнение.

-Оцените свою работу

В оценочном листе. Кто не сделал ошибку поставит «!», если одна ошибочка «+», две и более- «-»








Умножением.



Составляют задачи обратные данной.


Делением?


Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель








Вычитаемое



Уменьшаемое

Оно должно быть больше вычитаемого и больше разности


Слагаемое


Тоже слагаемое



Не могут







Познавательные:

понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают, как решать задачи умножением и делением;


Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя;


Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.


Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя;


VIII. Рефлексия.


- С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке?

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Посчитайте в оценочном листе. Сколько у вас «!», «+», «-

- У вас на столах лежат смайлики, при помощи которых вы можете оценить свою работу на уроке.

1.Я всё понял и могу объяснить товарищу (Смайлик улыбающийся).

2.Я всё понял, но еще не могу объяснить товарищу (Смайлик задумался).

3.У меня остались вопросы (грустный смайлик).

- Покажите мне смайлик.

Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности

Коммуникативные: умеют полно

и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности;овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

IX.Домашнее задание.

-Запишите домашнее задание №6, №4 стр.72


Записывают домашнее задание