МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНЕЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
по народному – сценическому танцу
ТЕМА: «Основные движения в танцах Брянской области»
Подготовил: Рубан Антон Николаевич
преподаватель специализации
«Хореографическое творчество»
г.Унеча,2020г.
Основные положения рук в танцах Брянской области.
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки свободно опущены вдоль корпуса, пальцы слегка согнуты в кулачок. Во время танца рука через сторону поднимается наверх, затем сгибается в локте и вдоль корпуса опускается в исходное положение.
Рис. 1
22 Заказ ^ 6042
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки опущены вдоль корпуса, кисти открыты ладонями вниз, пальцы направлены в стороны. Во время танца руки вытянуты в локтях, поднимаются до уровня пояса, корпус поворачивается боком по ходу танца. Взгляд за рукой по ходу танца. Затем руки возвращаются в исходное положение.
Рис.2
Рис. 5
И

сполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, отведены вперед в сторону и закруглены, кисти открыты ладонями вниз. Во время танца локти слегка покачиваются вверх-вниз.
Рис. 3
Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Ноги открыты во вторую свободную позицию, колени слегка согнуты. Руки открыты в сторону, локти вытянуты, кисти открыты ладонями вверх. Во время танца ноги собираются в первую параллельную позицию, колени вытягиваются, обе руки закрываются ладонями на затылок или одна рука — на затылок, другая — на пояс.
Рис. 4
Исполнительница стоит лицом по ходу танца, одна рука подбоченясь, другая свободно опущена вниз. Во время танца опущенная рука движется перед собой, сгибаясь в локте на уровне пояса и разгибаясь, возвращается в исходное положение, кисть свободная, пальцы слегка собраны.
Рис. 5
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в стороны, кисти открыты ладонями вперед. Во время танца плечи у девушек слегка «потряхиваются».
Рис. 6
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки опущены вдоль корпуса, кисти тыльной стороной вперед. Во время танца кисти по очереди сгибаются в запястье, ладонями вперед, и возвращаются в исходное положение. Рис.7
Рис. 9
1!
22*
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, справа от юноши. Правые руки открыты в сторону и соединены, левые подняты вверх и соединены.
Рис. 8
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, слева от юноши. Левые руки открыты влево и соединены. Правая рука девушки, согнутая в локте, лежит тыльной стороной на левом плече, ладонью вверх. Правая рука юноши лежит ладонью в правой ладони девушки.
Рис. 9
И
сполнители стоят лицом по ходу танца, юноша впереди, девушка сзади, в затылок юноше. У юноши правая рука, согнутая в локте, лежит на правом плече ладонью вверх, левая свободно опущена вдоль корпуса. У девушки правая рука вытянута вперед и лежит на правом плече в ладони у юноши, левая рука опущена вниз. Во время танца поворот на 180“ и положение рук меняется наоборот.
Рис. 10
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Юноша впереди, девушка сзади. Руки подняты вверх и соединены. Во время танца, не меняя положения рук, исполнители поворачиваются под руками и меняются местами.
И
сполнители стоят лицом друг к другу. Руки вытянуты вперед в сторону и соединены. Во время танца, не разъединяя рук, все движутся лицом в одну сторону. Переводя руки через верх, поворачиваются на 90" и движутся в другую сторону.
Рис. 12
Исполнители стоят лицом друг к другу. Левая рука девушки и правая рука юноши соединены и отведены в сторону. Свободные руки закрыты на пояс. Во время танца соединенные руки через низ, вместе с поворотом на 180\ переводятся вперед по ходу танца. Свободные руки открываются в стороны, ладонями наверх. Затем через поворот тем же движением возвращаются в исходное положение.
Рис. 13
Исполнители стоят лицом по ходу танца в затылок друг другу. Правая рука лежит на своем левом плече и держит за кисть левую руку сзади идущего. Свободные руки опущены вниз, или лежат на поясе, или открыты в стороны. Во время танца впереди идущий правую руку вместе с левой рукой сзади идущего поднимает наверх, поворачивается на 180' и вместе с левой рукой сзади идущего кладет ему на правое плечо. Положение может использоваться как в паре, так и в массе.
Рис. 14
Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Левая рука юноши открыта вперед в сторону ладонью вверх, левая рука девушки лежит на ладони у юноши. Правая рука девушки согнута в локте, лежит на своем правом плече тыльной стороной, ладони наверх. Правая рука юноши на ладони правой руки девушки. Во время танца может исполняться поворот на 180" и положение рук меняется наоборот. Рис.15
Исполнители стоят лицом друг к другу, правая рука юноши на поясе сзади у девушки, левая рука девушки на правом плече юноши. Левая рука юноши и правая рука девушки опущены вниз вдоль корпуса и соединены ладонями.
Рис. 16
Исполнители стоят лицом друг к другу правым плечом. Правые руки вытянуты вперед и соединены. Левые свободно опущены вниз. Во время танца исполнители движутся то в одну, то в другую сторону с поворотом корпуса.
Рис. 17
Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки опущены вниз, и «внутренние» руки соединены. Во время танца соединенные руки поднимаются вперед вверх, возвращаются в исходное положение, снова вперед, затем разъединяются, исполнители поворачиваются на 180°, соединяют другие руки. Все начинают в другую сторону.
Рис. 18
Исполнители стоят лицом друг к другу в «вальсовом» положении. Во время танца ноги слегка сгибаются в коленях, корпус и голова наклоняются к
соединенным рукам, которые опускаются вниз в сторону и возвращаются в исходное положение.
Рис. 19
Исполнители стоят лицом друг к другу в «вальсовом» положении. Во время танца ноги слегка сгибаются в коленях, корпус и голова наклоняются к рукам, которые лежат на поясе у девушки и на плече у юноши. Соединенные руки, согнутые в локтях, поднимаются вверх.
Исполнители стоят лицом друг к другу правым плечом. Руки опущены вдоль корпуса. Кисти открыты ладонями вниз. Пальцы направлены вперед. Во время танца руки поднимаются до уровня пояса и возвращаются в исходное положение.
Рис. 21
Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки открыты в стороны, закруглены в локтях. Руки девушки лежат ладонями на ладонях у юноши. Во время танца локти слегка покачиваются вверх- вниз.
Исполнители стоят лицом друг к другу. Правые руки соединены пожатием. Левая опущена вдоль корпуса, или лежит на поясе, или открыта в сторону, ладонями наверх. Во время танца девушка, обегая юношу, поворачивается под своей правой рукой, тогда юноша свою правую руку поднимает вверх.
Р
ис. 23
Исполнители стоят лицом по ходу танца рядом друг с другом. Руки опущены вниз и соединены за кисть или за концы носового платка. Во время танца соединенные руки могут подниматься наверх и опускаться в исходное положение.
Р
ис. 24
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Юноша впереди, девушка сзади. Правая рука юноши лежит у себя на поясе сзади тыльной стороной. Левая открыта в сторону, локоть вытянут, кисть открыта ладонями вниз. Правая рука девушки ладонью лежит на плече у юноши. Левая рука девушки лежит ладонью на тыльной стороне руки юноши.
Основные движения в танцах Брянской области.
Н. И. Заикин, Н.А. Заикина
в своей книге «Региональные особенности народного танца» очень подробно описали основные движения народного танца Брянской области.
Движение № 1 — шаг вразвалочку
Исходное положение — первая свободная позиция ног. Руки опущены вниз. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вперед, левое плечо вместе с рукой отвести к правой ноге.
«И-Два-И» — пауза.
Движение исполняется с другой ноги.
Движение № 2 — семенящий шаг
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — мелкий шаг правой, левой ногой.
«И» — мелкий шаг правой, левой ногой.
«Два-И» — все повторить.
Движение № 3 — шаг уточки
Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед, корпус вместе с головой наклоняется вправо.
«И-Два-И» — пауза.
Движение начинается с другой ноги. Движение может исполняться на каждую четверть такта. Тогда «Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед, корпус и голова наклоняются вправо.
«И» — небольшой шаг левой ногой вперед, корпус и голова
наклоняются влево.
«Два-И» — все повторить.
В танце часто сочетаются эти два варианта, тогда первый вариант занимает два такта, а второй вариант — один такт.
Движение № 4 — удар стопой с наклоном корпуса
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога у девушки, левая — у юноши впереди. Положение в паре «вальсовое». Музыкальный размер — 2/4.
й такт:
«Раз» — юноша левой ногой, девушка правой исполняют удары всей стопой. Корпус вместе с головой наклоняются к работающей ноге. Соединенные руки вытянуты в локтях, опускаются вниз.
«Два-И» — пауза.
й такт:
«Раз-И-Два-И» — повторить первый такт.
й такт:
«Раз» — юноша правой, девушка левой ногой исполняют удары всей стопой, корпус вместе с головой наклоняется к работающей ноге. Соединенные руки резко сгибаются в локтях и поднимаются над головой.
«И-Два-И» — пауза.
й такт:
«Раз-И-Два-И» — повторить третий такт.
8-й такты:
Не меняя «вальсового» положения, исполняется шаг вразвалочку. Движение № 1.
Движение № 5 — шаг с ударом всей стопой
Исходное положение — третья свободная позиция. Правая нога впереди. Корпус повернут правым плечом вперед. Руки опущены вниз, кисти открыты ладонями вниз. Пальцы направлены в стороны. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — правой ногой шагнуть вперед с ударом всей стопой, правое плечо подается вперед. Руки раскрываются в стороны до уровня талии.
«И» — пауза.
«Два-И» — пауза. Руки опускаются в исходное положение.
Все продолжается с другой ноги, и корпус поворачивается на 180°. Аналогично исполняется движение назад. При движении вперед корпус вместе с плечом слегка подается вперед, при движении назад корпус вместе с плечом слегкаподается назад. Движение может исполняться на каждую восьмую долю такта.
Движение № 6 — шаг с ударом веей стопой
(2-й вариант)
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз-И» — шагнуть с ударом всей стопой правой ноги вперед, правое плечо подается вместе с корпусом вперед. «Два-И» — разворот на 180" и шаг с ударом всей стопой левой ноги вперед, левое плечо вместе с корпусом подается вперед.
Аналогично исполняется движение назад.
Движение № 7 — приставной шаг
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вправо.
«И» — левую ногу подставить к правой ноге.
«Два-И» — повторить на «Раз-И».
Движение может исполняться в повороте вокруг себя.
Движение № 8 — простые шаги
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер —2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вперед.
«И» — шагнуть левой ногой вперед.
«Два» — шагнуть правой ногой вперед.
«И» — шагнуть левой ногой вперед.
Движение № 9 — дробное тройное переступание
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.
«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. «Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.
«И» — пауза.
Движение № 10 — шаг с выносом ноги на носок
в сторону
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вправо, слегка согнуть колено, повернуть корпус на 180‘. Левая нога подводится к щиколотке правой ноги, колено направлено вперед. «И» — левая нога резко открывается влево на носок, невы
воротно. Колени обеих ног вытягиваются.
«Два-И» — повторить все на «Раз-И», но с левой ноги.
Движение исполняется и в паре. Исходное положение — девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Правая рука юноши и левая рука девушки соединены и открыты в сторону. Свободные руки закрыты на пояс. Во время танца, когда исполнители поворачиваются спиной друг к другу, соединенные руки проходят через низ и, не разъединяясь, поднимаются в стороны. Руки, закрытые на пояс, также открываются в стороны, ладонями наверх. Когда исполнители поворачиваются лицом друг к другу, руки занимают исходное положение.
Движение № 11 — бег с носка на всю стопу
и поднимание колена
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — перескочить на правую ногу вперед с носка на всю стопу. Левая нога, согнутая в колене, поднимается вперед.
«И» — перескочить на левую ногу вперед с носка на всю
стопу. Правая нога, согнутая в колене, поднимается вперед.
«Два-И» — все повторить.
Исполняя движение, необходимо обратить внимание на мягкость и плавность приземления.
Движение № 12 — ключ с соскоком на две ноги
и переступанием
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» «И» | 1-й такт: соскочить на две ноги. ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. |
«Два» «И» | ударить всей стопой правой ноги рядом с левой. ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. |
«Раз-И» | 2-й такт: — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой. |
«Два-И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. Движение начинается сначала.
Движение № 13 — бег с наклоном корпуса
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«И «Два» | «Раз» — перескочить на правую ногу вперед с сильным уда ром всей стопой об пол, корпус наклоняется вперед, левая нога, согнутая в колене, отводится назад. пауза. перескочить на левую ногу вперед с сильным ударом всей стопой об пол. Корпус наклоняется вперед, правая нога, согнутая в колене, отводится назад. |
«И» | — пауза. |
Часто это движение исполняется в сочетании с движением № 11.
Движение № 14 — хлопушка по бедрам и в ладоши
«И» | «Раз» — шагнуть правой ногой вправо с одновременным ударом правой рукой по правому бедру, левой рукой — по левому бедру. — левую ногу подвести к правой ноге сзади, одновременно сделать хлопок в ладоши перед собой. |
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Исполняется как юношами, так и девушками. Музыкальный размер — 2/4.
«Два» — шагнуть правой ногой вправо, одновременно сделать хлопок в ладоши сзади.
«И» — левую ногу подвести к правой впереди, одновремен
но сделать хлопок в ладоши впереди.
Движение начинается с другой ноги влево. Если движение исполняется в паре, то исходное положение исполнителей — друг против друга. Юноша начинает движение с правой ноги вправо, девушка — с левой ноги влево, и на последнюю четверть такта хлопок исполняется в ладоши друг другу.
Движение № 15 — соскок во вторую
свободную позицию
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Движение характерно для юношей. Музыкальный размер — 2/4. «Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.
«И-Два» — пауза.
«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.
Может исполняться и в других ритмах. Например:
«Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.
«И» — пауза.
«Два» — ноги собираются в первую параллельную позицию.
«И» — пауза.
Или:
«Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.
«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.
«Два» — соскочить во вторую свободную позицию.
«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.
Движение № 16 — переменный шаг с акцентом
Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — широко шагнуть вперед правой ногой, корпус разворачивается правым плечом вперед.
«И» — левую ногу подставить к правой сзади в третью по
зицию.
«Два» — соскочить с акцентом на правую ногу, левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.
«И» — пауза.
Движение начинается с другой ноги.
Движение № 17 — опускание на колено
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
й такт:
«Раз» — опуститься на правое колено.
«И» — опуститься на левое колено.
«Два» — хлопнуть ладонями об пол.
«И» — хлопок в ладоши.
й такт:
«Раз» — встать на правую ногу.
«И» — встать на левую ногу.
«Два» — хлопнуть в ладоши.
«И» — хлопнуть в ладоши.
Движение № 18 — шаркающий шаг
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вперед.
«И» — ударить об пол каблуком левой ноги, провести вперед.
«Два» — шагнуть левой ногой вперед.
«И» — ударить об пол каблуком правой ноги, провести вперед.
Движение № 19 — ножницы
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Все движение исполняется на полупальцах. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — развести ноги во вторую параллельную позицию.
«И» — ноги свести накрест, правая нога впереди.
«Два» — развести ноги во вторую параллельную позицию.
«И» — ноги свести накрест, правая нога сзади.
Движение № 20 — припляс (па-де-баск)
Исходное положение —третья параллельная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.
«И» — правую ногу поднять над полом.
«Раз» — правую ногу по полукругу отвести вправо на всю стопу.
«И» — левую ногу поставить впереди правой в третью позицию.
«Два» — переступить на правую ногу.
«И» — левую ногу поднять над полом.
Движение № 21 — шаги с наклоном корпуса
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — шагнуть правой ногой вперед, корпус наклонен вперед.
«И» — левая нога выносится вперед на каблук, корпус на
клоняется назад.
«Два» — шагнуть левой ногой вперед, корпус наклоняется вперед.
«И» — правая нога выносится вперед на каблук, корпус
наклоняется назад.
Движение № 22 — соскоки на две ноги с бегом
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.
«Раз» — соскочить на две ноги.
«И» — соскочить на две ноги.
«Два» — бег вперед на правую ногу, левая сгибается в колене назад.
«И» — бег вперед на левую ногу, правая сгибается в колене назад.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.И. Заикин, Н.А. Заикина Областные особенности русского народного танца. Часть 1.
Иноземцева Г. В. Народный танец.- М.: Знание. 1971
Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.