ВИКТОРИНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
7 КЛАСС
Цель:
В игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “Право на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы». Повысить интерес к предмету.
Задачи:
развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело;
повторение основных понятий, определений;
Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Правила:
Игра состоит из 5 туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает та команда, что наберет максимальное количество баллов. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное слово учителя:
Сегодня мы собрались на интеллектуальную викторину.
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении противоправных действий.
Сейчас вам необходимо поделиться на команды и придумать названия.
Поприветствуем друг друга!
Пришло время познакомиться с правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на экране в виде картинок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
На обдумывание каждого вопроса дается до 30 сек.
Команда, которая первой правильно отвечает на вопрос, получает помимо балла звездочку. Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у команд.
Итак, начинаем 1 тур.
На слайде№1 представлены календарные даты:
1 июня
1 мая
4 ноября
12 декабря
12 сентября
12 июня
20 ноября
Ответьте на следующие вопросы:
В какой день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история связана с зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время этот день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая - Праздник весны и труда)
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят важный правовой документ. (Ответ: 12 декабря - День Конституции Российской Федерации)
Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из них – с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового братства и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка. Другой из них- с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева, посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ: 20 ноября – Всемирный день прав ребенка, 1 июня - Международный день детей).
На следующем слайде №2 представлены ступени исторического развития человеческого общества:
Индустриальное общество
Общество огородничества
Аграрное общество
Общество земледельцев и скотоводов
Общество охотников и собирателей
Постиндустриальное общество
Информационное общество
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Характерными чертами данного общества является: определяющим фактором развития выступает сельское хозяйство; ценности устоявшиеся, традиционные, преимущественно религиозные; примитивная технология, основанная на физической силе человека или животных. (Ответ: 3-аграрное)
Что предшествовало обществу огородничества? (Ответ: 5-общество охотников и собирателей)
Какое общество пришло на смену общества охотников и собирателей?
(Ответ: 2- общество огородничества)
Это общество, в котором главную роль играют знания и информация, оно пришло на смену индустриальному обществу. (Ответы: 6 и 7– постиндустриальное, или информационное)
Какие общества относят к доиндустриальным? (Ответ: аграрные: 2-огородничества, 4-земледельцев и скотоводов,5-охотников и собирателей)
2 тур включает также 9 вопросов.
На слайде №3 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные преступления и проступки:
Конфискация
Штраф
Лишение свободы на определенный срок
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение права заниматься определенной деятельностью
Смертная казнь
Для решения предлагаются следующие 4 вопроса:
Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возник в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ: 7)
Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2, 3, 4, 6)
Коля, ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из перечисленных на экране) понесет Коля. (Ответ: 2- штраф и возмещение ущерба)
Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб. Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного дела. (Ответ: 3- лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба)
На слайде №4 перед Вами имена и фамилии известных политических и государственных деятелей России:
Дмитрий Медведев
Владимир Путин
Борис Ельцин
Ответьте на вопрос:
Назовите экс-президента России. ( Ответ: Медведев, Ельцин)
3 тур
На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
Право на жизнь
Право на образование
Право на труд
Право на неприкосновенность жилища
Право на защиту от экономической эксплуатации
Право на социальное обеспечение
Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. (Ответ: 5)
Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения образования. (Ответ: 6)
Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Ответ: 2)
На слайде №6 перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и соблюдения законности в государстве:
Полиция
Уголовный розыск
Адвокат
Уполномоченный по делам несовершеннолетних
Полиция общественной безопасности
Налоговая полиция
Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: нет ответа, это - суд)
Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ: 6)
4 тур
Перед вами названия различных профессий:
Демограф
Антрополог
Экономист
Политик
Социолог
Психолог
Этнограф
Ответьте на 4 вопроса:
Найдите профессию, не связанную с общественными науками.
(Ответ: нет ответа)
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется…(Ответ: 1- демограф)
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа). (Ответ: 7- этнограф)
Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы.(Ответ: 2-антрополог)
На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером, соответствующим неправильному ответу.
Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб, Государственный гимн и флаг (Ответ: 2 и 3 -ошибки)
Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1- ошибка, Президент– не входит)
Финал
Подсчитываются баллы. Выбывают команды с наименьшим количеством баллов.
Предлагается длинное слово, из которого надо составить как можно больше коротких. Однако, если слова заканчиваются у одной из команд, она может отдать бонусную звезду, которая засчитывается как слово. Побеждает тот, кто составит больше слов.
Финалисты соревнуются в умении составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость».
Победившая команда получает приз.