СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по ОБЖ: «Минутка безопасности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение «минуток» должно стать не кампанией, проводимой в дни «Месячника по безопасности движения» или пока не будут рассмотрены все вопросы «вопросника», а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия учеников по пути из школы домой.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по ОБЖ: «Минутка безопасности»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №44 им.Деева В.Н.














Методическая разработка по ОБЖ:

«Минутка безопасности»

































Разработал

преподаватель-организатор ОБЖ:

Рыжов В.Г.















Ульяновск - 2019

Ульяновск - 2018



Методические рекомендации проведения «минуток»

по безопасности на дорогах.

 «Минутка» — это кратковременное занятие по безопасности движения (2-3 минуты), которое проводится учителями в конце последнего урока непосредственно перед тем, как ученики пойдут домой.

Цель «минутки»- повлиять на процесс стихийного формирования у учеников навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у них соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».

«Минутку» проводит любой учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец школьного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс - занятие с детьми, – настроить их по дороге домой на мысли об опасности и «ловушках» в движении транспорта.

«Методика проведения «минутки».

Необходимо, чтобы ученик, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучал ее, познавая ее «секреты», поскольку улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций. Поэтому, при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминание и повторение известных положений типа «будьте осторожны». Внимание учеников на вопросы безопасности движения переключается путем разбора проблемного вопроса из предложенного «вопросника». Важно пробудить интерес учеников, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай на улице с ним. Весьма важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления. Выслушав мнение нескольких учеников по поставленному вопросу, учитель поправляет их и дает свое объяснение. В качестве последней «порции» информации за день в школе ученик получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. В результате их движение по улице, из школы в определенной мере является продолжением «минутки», ее практическим приложением. В ряде случаев ученикам могут быть даны задания на наблюдение обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на минутке (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках, перекрестках, обратить внимание по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы и т. п.).

  Для случаев, когда учеников сопровождают родители, целесообразно, чтобы родители спрашивали у них, какой вопрос рассматривался на сегодняшней «минутке» и в процессе движения домой использовали обстановку на улице, чтобы обучить их наблюдать и правильно оценивать обстановку.

 «Минутку» следует проводить, как правило, не реже одного раза в два дня, а в первых классах - ежедневно. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника». Если объем информации по одному вопросу не позволяет удовлетворительно рассмотреть его в рамках одной «минутки», целесообразно использовать для этого «минутки» в течение нескольких дней подряд.

  После рассмотрения всех вопросов «вопросника» необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить и использовать новые вопросы. Проведение «минуток» должно стать не кампанией, проводимой в дни «Месячника по безопасности движения» или пока не будут рассмотрены все вопросы «вопросника», а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия учеников по пути из школы домой.



ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «МИНУТОК» ПО БЕЗОПАСНОСТИ

НА ДОРОГАХ

 1. Почему надо переходить улицу на перекрестках или на пешеходных переходах?

 Ответ. Водитель транспорта знает, что согласно ПДД переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше и при надобности водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению. Часто такое поведение пешехода бывает причиной дорожного происшествия.

 2.Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?

 Ответ. Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты, но они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является переходным и он не разрешает пешеходам начинать переход проезжей части.

 3.Почему опасно перебегать проезжую часть?

 Ответ. Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, может и не заметить это. Когда бежишь, можно споткнуться и упасть, особенно , если дорога неровная.

 4.Как водитель автобуса видит пассажиров?

 Ответ. Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров с помощью специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса и в кабине водителя.

За посадкой пассажиров с передней двери водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

 5.Что может случиться, если опаздываешь с выходом из автобуса?

 Ответ. Если опаздываешь с выходом, водитель не всегда может это заметить, особенно когда много пассажиров, и ты можешь попасть в закрывающиеся двери. Водитель, трогаясь от остановки, должен наблюдать за другими машинами, и поэтому, оставшийся между дверями человек может быть незамеченным.

 6.Почему стоящая машина может быть опасна?

 Ответ. Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы и грузовики скрывают за собой приближающееся транспортное средство, водитель которого не видит пешехода, а в движении есть требование «я должен видеть и должен быть виден».

7.Чем опасны кусты и деревья на улице рядом с проезжей частью дороги?

 Ответ. Деревья и кусты - это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.

 8.Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?

 Ответ. Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее и поэтому можно его раньше не заметить.

 9.Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины, могут быть опасными?

 Ответ. Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что, пешеход, переходя проезжую часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности, т.к. по ней редко проезжают транспортные средства. Но из-за высокой скорости выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешехода. Каждый участник движения в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

 10.Как определить далеко машина или близко?

 Ответ. Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценить сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомашине понадобится времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.

 11.Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

 Ответ. Улицы и дороги разделяются на части. На улицах - проезжая часть и тротуары. На шоссейных дорогах - тоже проезжая часть и обочины. Тротуар или обочина - для пешеходов, а проезжая часть - для транспортных средств. Движение пешеходов по проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону и только в установленном месте, а так же если по тротуару или обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части и обязательно друг за другом.

 12.Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

 Ответ. Увидев дом, поневоле возникает желание - скорее домой, а если впереди проезжая часть дороги, которую надо переходить, то все-таки надо обязательно остановиться и убедиться в безопасности дальнейшего движения. Спешка часто является причиной не­приятностей и несчастных случаев.