СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей»

Современная ситуация ставит перед педагогическим сообществом острую необходимость новых приёмов патриотического воспитания обучающихся старших классов. Школа и учитель выступают в этом процессе одним из важнейших элементов.

Цель патриотического воспитания в старшей школе: формирование и развитие у обучающихся старших классов уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • поиск новых форм гражданско-патриотического воспитания;

  • развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

  • формирование чувства гражданского долга;

  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;

  • формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

  • формирование нравственных основ личности на примерах патриотов Отечества.

Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Условия патриотического воспитания обучающихся старших классов:

  • создание благоприятного психологического климата в старших классах общеобразовательной школы;

  • интеграция условий реализации содержания образования: технологии, формы работы, окружения.

Развитие патриотического воспитания строится в несколько основных этапов:

  1. Подготовительный (создание условий, постановка целей и задач патриотической программы, составление плана работы, выбор форм работы, планирование этапов работы, определение планируемых социально значимых результатов).

  2. Деятельностный (привлечение обучающихся к активному участию в мероприятиях патриотической направленности, вовлечение родителей учащихся в процесс воспитания патриотизма, совместная деятельность учителя и учеников, распределение работы, контроль выполнения программы).

  3. Заключительный (оформление полученных результатов, анализ и мониторинг усвоения знаний, умений, навыков в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы, выявление проблем, определение целей и задач дальнейших действий по формированию патриотических чувств).

Принципы работы по развитию патриотизма

Патриотическое воспитание - процесс формирования личности, обладающей качествами гражданина, развития в ней ценностного отношения к своему Отечеству, устойчивого желания способствовать процветанию России, готовности выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

К принципам организации патриотического воспитания и просвещения детей и молодежи следует отнести:

  • координацию взаимодействия школы, семьи, общественности,

социальных институтов в реализации задач патриотического воспитания;

  • взаимосвязь патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания;

  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование форм и методов патриотической работы с учетом индивидуальных, возрастных, национальных и религиозных различий обучающихся;

  • преемственность духовного опыта предшествующих поколений;

  • сохранение исторической и социальной памяти;

  • опору на положительные культурные, исторические, боевые и трудовые традиции нашего народа на протяжении всего исторического развития;

  • формирование новой системы образования и воспитания детей и

молодежи с ее переориентацией на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности;

  • принцип интеграции различных видов деятельности, занимательности: материал должен быть интересным, увлекательным.

Эти принципы поддерживаются программными уроками по окружающему миру, истории отечества, музыке и родной литературе, мероприятиями внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание должно охватывать все время обучения детей в общеобразовательном учебном заведении.

Результатом реализации всех принципов должна быть Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию, содержащая следующие формы работы:

  • Урок-игра (на военно-патриотическую тему).

  • Урок-лекция.

  • Конкурс презентаций (рефератов).

  • Тематический конкурс.

  • Викторина.

• Фотовыставка.

• Конкурс эссе.

• Конкурс исследовательских проектов.

• Выставка творческих работ, выставка рисунков, выставка плакатов.

• Классный час.

• Историко-краеведческая игра.

• Встреча с ветеранами.

• Социальные акции.

• Военно-спортивные игры.

• Экскурсии.

• Постановка литературно-музыкальных композиций патриотической направленности.

Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов:

1.Видеофильм.

2.Фотогазета или фотоальбом.

3. Презентация.

«На братских могилах не ставят крестов...»:

Литературно-музыкальная композиция по военной лирике В.Высоцкого.

(для обучающихся старших классов)

Цели: - прививать чувство патриотизма, гордости своей Родиной, готовность защищать Отечество;

- развивать чувство эмпатии: сопереживания, сочувствия и сострадания величайшему горю миллионов граждан нашей страны, понесших тяжелые утраты во время Великой Отечественной Войны 1941 года.


Методическая цель: Патриотическое воспитание социально-активной личности.

Планируемые результаты:

  • раскрыть главную мысль - необязательно быть участником войны, чтобы быть патриотом.

Быть патриотом - это любить Родину; быть преданным своей стране, гордиться своим Отечеством и быть готовым его защищать!»

  • пробудить чувство патриотизма, гордости за наш народ и страну;

  • побудить обучающихся глубже изучать историю Великой Отечественной войны;

  • повысить интерес к военной лирике, к родному языку и литературе;

  • развить навыки взаимодействия и коллективной работы;

  • развить умение мобилизоваться перед выступлением, вживаться в образ;

  • познакомить обучающихся с основами сценического искусства

(передвижение по сцене, произнесение текста (прозы и стихотворения), работа на сцене с партнёрами).

Оборудование: Стенд-выставка книг стихотворений В.Высоцкого, книги о В.Высоцком,

виниловые пластинки с песнями В.Высоцкого,

проигрыватель для виниловых пластинок,

гитара; свечи в лампадах; занавес из черной ткани (с белыми звёздами), имитирующий звездное небо.

Военное обмундирование: гимнастёрки, пилотки, каски, плащ-палатки, учебные автоматы Калашникова.

Аудио- и видео обеспечение: аудиозаписи, видеоряд, презентация.

Участники : Ведущие-чтецы (2 юноши), главные герои (отец и сын), бойцы ВОВ (5 человек), танцевальное трио (3 девочки). На сцене всегда не больше 10 актеров.

Костюмы: Ведущие-чтецы - одеты в форму юнармейцев (красные футболки с логотипом «Юнармии», герои (отец - в современной военной форме, сын - в белой рубашке (в первом акте), затем в Юнармейской форме (во втором акте), далее - в форме бойца ВОВ (в третьем акте)); бойцы ВОВ - гимнастёрки, плащ-палатки, военные каски, автоматы. Танцевальное трио - гимнастёрки, военные пилотки.

Ход мероприятия:

Сцена освещена. Занавес опущен. Перед занавесом стоит небольшой столик с проигрывателем и виниловой пластинкой. Звучит аудиозапись «Песни о звёздах» - только музыка без слов; на экране монитора видеоряд со звёздным небом и падающими звёздами. Рядом на стуле с гитарой сидит мальчик, пытается подобрать аккорды к песне на гитаре. Входит отец мальчика (в современной военной форме).

Мальчик (радостно): «Папа! Я нашел старую пластинку Высоцкого с военными песнями. Они мне очень нравятся, сейчас пытаюсь подобрать аккорды...»

Отец (одобрительно): «Молодец, сынок. А какую песню Высоцкого ты хочешь сыграть?»

Сын: «Мне понравились все песни. Но песня о звёздах - самая лучшая. Только тот, кто сам воевал, кто был на войне, смог бы так написать!»

Отец: «Ты думаешь, что Высоцкий был на войне?»

Сын: «Конечно! Ты послушай его песни! Давай, я поставлю тебе пластинку!»

Отец: «Нет, сынок, Высоцкий не был на войне. Когда началась Великая Отечественная, он был ребёнком, ему было всего три года. Хочешь узнать о нём побольше? У меня в части, в нашей библиотеке, ребята постарше тебя, юнармейцы, проводят выставку книг о Высоцком, есть даже фрагмент старой передачи с самим Владимиром Семёновичем».

Сын (с удивлением): «Неужели он сам не воевал?»

Отец: «Нет, он, как и мы, смотрел фильмы о войне, слушал рассказы ветеранов. Хочешь, поедем ко мне в часть?»

Сын (с восторгом): «Еще спрашиваешь! Конечно!»

Отец и сын уходят со сцены.

Рабочие сцены (2 человека аккуратно и быстро уносят стул, столик и проигрыватель). Готовят сцену ко второму акту - ставят стенд-выставку с книгами. Вешают портрет В.Высоцкого.

Сцена освещена. Занавес поднимается.

На заднем плане висит большой портрет В.Высоцкого в военной форме (проба В.Высоцкого на роль в фильме «Я родом из детства»).









Рядом стоит стенд- выставка с многочисленными книгами: книги стихотворений самого В.Высоцкого, книга Марины Влади «Прерванный полёт», «Штрихи

к биографии Владимира Высоцкого» - литературная запись интервью с В.Высоцким в обработке В.Перевозчикова, «Четыре вечера с Владимиром Высоцким автора А.Крылова (и другие), пластинки, чёрная гитара. Рядом со стендом стоят два юнармейца-чтеца. Входит мальчик.

Мальчик: «Расскажите мне о Высоцком, отец сказал, что он не воевал, а я, когда услышал его военные песни, был уверен, что да. Почему он так много писал о войне?»

Первый юнармеец (доброжелательно): «Мы расскажем!»

На мониторе появляется презентация «На братских могилах не ставят крестов...». Мальчик незаметно уходит со сцены, чтецы подходят ближе к рампе, становятся серьёзными и начинают рассказ.

Второй юнармеец: «Тема Великой Отечественной Войны для Владимира Высоцкого - это, прежде всего, благодарность тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны».

Первый юнармеец (читает краткое стихотворение В.Высоцкого):

«Всё меньше вас, участники войны, —

Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы!»

Звучит аудиозапись песни В.Высоцкого «На братских могилах.»; на экране монитора видеоряд с обелисками павшим солдатам, могилой неизвестного солдата, вечный огонь, обелиск «Родина-Мать», возложение цветов к памятникам.

Второй чтец: «Военные песни и баллады Владимира Высоцкого — одни из самых сильных и любимых народом. Многие люди, слышавшие стихотворения и песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне, уверены, что автор сам прошёл окопы и бои, был лётчиком или танкистом. Но в 1941 году великому певцу было только три года. Пронзительные поэтические строки о Великой Отечественной Войне навсегда вошли в души сердца нашего народа, навсегда стали народными».

Первый чтец: «Высоцкий говорил: «Мои песни про войну — современные, написанные для людей, большинство из которых, как и я, тоже знают о войне только по рассказам, по фильмам, по книгам...» (раскрытие темы «Я не видел войны, я смотрел только фильм... »)

Отец поэта прошёл путь от Москвы до Берлина. Где-то по рассказам отца, где-то услышав о войне, поэт и сочинял такие пронзительные стихи и песни. Работа над песней была сродни самопожертвованию: слог должен быть глубок, отточен, лишён ненужной мишуры, прост и понятен - вот основной девиз Высоцкого, как поэта».

Второй чтец:

«Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —

Кто считал, кто считал!..

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь —

Просто так, просто так...

Видишь — в поле застыл,
Как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!

Первый чтец: «Владимир Высоцкий наполнил свои произведения настолько достоверными деталями военного быта и так глубоко проник в героику и трагизм войны, что невольно возникало ощущение причастности поэта к фронтовым событиям».

Второй чтец (стихотворение читается полностью):

Почему всё не так? Вроде всё, как всегда:

То же небо - опять голубое.

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое.

Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь - не про то разговор, Вдруг заметил я - нас было двое.

Для меня будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось, будто из плена весна, По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!»

А в ответ — тишина:

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло — для обоих.

Всё теперь — одному. Только кажется мне — Это я не вернулся из боя».

Занавес опускается. Звучит аудиозапись песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя... » и идет видеоряд военных кадров на мониторе.

Под конец аудиозапись (перед закрытым занавесом) выходят отец и сын. На сцене за закрытым занавесом проводится работа: рабочие сцены уносят стенд с книгами и портрет В.Высоцкого, расстилают палас для танцевального трио, опускают макет с имитацией ночного неба.

Со стороны сцены, прямо перед самим занавесом ставится стул, позади в свободных позах (как на привале), располагаются актеры - бойцы ВОВ в военной форме (плащ-палатки, каски, автоматы).

Мальчик (в юнармейской форме): «Спасибо, отец! Я теперь понимаю, почему Высоцкий писал о войне».

Отец (заинтересованно): «Почему?»

Сын: «Потому что он считал, что, во-первых, нельзя забывать о войне, о беде, постигшей нашу землю, страданиях, которые испытал народ. Во- вторых, он, ребенок военных лет «довоёвывает» в своих песнях.

У него болела совесть, что ему не довелось тогда участвовать в боях, чтобы помочь своей Родине. И, в-третьих, он был настоящим патриотом ».

Отец: «Да, сынок, верно! Быть патриотом - это любить Родину; быть преданным своей стране, гордится своим Отечеством и быть готовым его защищать!» (главная мысль постановки)

Сын: «Я не посмотрел запись передачи с Высоцким...»

Отец (снимает с головы сына красный берет, ласково треплет его по волосам): «Уже поздно, ложись спать, пусть запись тебе приснится».

Отец и сын уходят со сцены. Звучит аудиозапись «Песни о звёздах» - только музыка без слов; на экране монитора видеоряд со звёздным небом и падающими звёздами. Мальчик за сценой накидывает плащ-палатку и каску, берёт гитару и садится на стул.

Занавес открывается. Сцена затемнена. В глубине сцены, на полу, горят свечи. Начинается танцевально-музыкальная композиция. Мальчик уверенно играет на гитаре, солдаты исполняют «Песню о звёздах» (фоном негромко звучит аудиозапись мелодии песни без слов), танцевальное трио (девочки в военной форме) исполняют танец «падающих звёзд».

Мелодия замолкает, танец заканчивается. Занавес.



Анализ практического внедрения форм патриотического воспитания

В результате системного и планомерного подхода достигается реализация патриотического воспитания детей, подростков и юношей в течение всего общеобразовательного процесса.

В конце каждого учебного года следует проводить анализ проделанной работы, выявлять проблемы, затруднения. Совместно с педагогическим коллективом школы, учителями-предметниками, классными руководителями планировать дальнейшую деятельность по устранению недочетов и дальнейшему развитию и реализации патриотического воспитания в школе.

В итоге данной работы большинство педагогов должны быть охвачены деятельностью по воспитанию патриотов отечества. В результате данной воспитательной деятельности в целом программу патриотического воспитания удается реализовать и добиться планируемых результатов. Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат.

В работе по развитию патриотизма педагог неотвратимо сталкивается с проблемами реализации программы патриотического воспитания.

В ходе анализа работы установлены следующие наиболее часто встречающиеся трудности:

• Отсутствие интереса некоторых обучающихся к творческой,

самостоятельной, внеурочной деятельности.

  • Прагматичное нежелание части занятых вне школы учеников тратить свое личное время на дополнительное обучение.

  • Неспособность эффективно работать совместно в группе.

  • Отсутствие помощи и включения в работу родителей.

  • Нехватка времени у преподавателей, обусловленное насыщенной общеобразовательной программой.

  • Нехватка времени у учащихся, особенно в старших классах,

обусловленное большой учебной нагрузкой и необходимостью подготовки к предстоящим экзаменам.

Для того, чтобы устранить данные проблемы необходимо:

  1. Повышать уровень интереса и мотивации учащихся по развитию знаний об истории Отечества, о поэтах и писателях-патриотах.

  2. Уделять особое внимание развитию такого навыка как работа обучающихся в паре, группе, коллективе.

  3. Поощрять и подкреплять деятельность обучающихся, оказывать им моральную и психологическую поддержку.

  4. Привлекать родителей к сотрудничеству.

  5. Анализировать и вносить целесообразные изменения в воспитательную работу по развитию патриотизма.

  6. Мотивировать классных руководителей и учителей-предметников к

участию в реализации программы патриотического воспитания.

Критерии сформированности патриотизма у обучающихся:

  • когнитивный критерий: интерес к культуре своего народа, знание и уважение к традициям, потребность качественного изучения родного языка, знания о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины, умение устанавливать связи между ними, умение делать самостоятельные суждения о нормах и правилах, умение использовать эти знания в различных ситуациях.

  • оценочно-эмоциональный критерий: способность к оценочным суждениям, характеризующие отношение ученика к Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям.

  • мотивационно-поведенческий критерий: положительное поведение,

сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.

В итоге, у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы: активная жизненная позиция, умение формулировать,

высказывать, доказывать свое мнение, способность нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей Родине.

Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответственности за судьбу своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.

Заключение. Реализация патриотического воспитания в процессе обучения предполагает не только правильное усвоение обучающимися знаний об истории своего отечества, города, края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения обучающихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы патриотических взглядов и убеждений. Достижение этих задач может быть обеспечено лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью обучающихся. Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность обучающихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения и для дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. «Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся»: сборник

методических рекомендаций Института стратегии и развития воспитания. 2022г.

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.

  2. Сборник Института стратегии и развития воспитания. 2022г.

  3. «Особенности военной лирики В. Высоцкого» // Бородина Д.В. Язык и социальная динамика. - 2013.

  4. «Прерванный полёт» М.Влади.

  5. «Штрихи к биографии Владимира Высоцкого» - литературная запись интервью с В.Высоцким в обработке В.Перевозчикова.

  6. «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» А.Крылов.

3