Современная ситуация ставит перед педагогическим сообществом острую необходимость новых приёмов патриотического воспитания обучающихся старших классов. Школа и учитель выступают в этом процессе одним из важнейших элементов.
Цель патриотического воспитания в старшей школе: формирование и развитие у обучающихся старших классов уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.
Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
поиск новых форм гражданско-патриотического воспитания;
развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
формирование чувства гражданского долга;
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;
формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.
формирование нравственных основ личности на примерах патриотов Отечества.
Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Условия патриотического воспитания обучающихся старших классов:
создание благоприятного психологического климата в старших классах общеобразовательной школы;
интеграция условий реализации содержания образования: технологии, формы работы, окружения.
Развитие патриотического воспитания строится в несколько основных этапов:
Подготовительный (создание условий, постановка целей и задач патриотической программы, составление плана работы, выбор форм работы, планирование этапов работы, определение планируемых социально значимых результатов).
Деятельностный (привлечение обучающихся к активному участию в мероприятиях патриотической направленности, вовлечение родителей учащихся в процесс воспитания патриотизма, совместная деятельность учителя и учеников, распределение работы, контроль выполнения программы).
Заключительный (оформление полученных результатов, анализ и мониторинг усвоения знаний, умений, навыков в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы, выявление проблем, определение целей и задач дальнейших действий по формированию патриотических чувств).
Принципы работы по развитию патриотизма
Патриотическое воспитание - процесс формирования личности, обладающей качествами гражданина, развития в ней ценностного отношения к своему Отечеству, устойчивого желания способствовать процветанию России, готовности выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
К принципам организации патриотического воспитания и просвещения детей и молодежи следует отнести:
координацию взаимодействия школы, семьи, общественности,
социальных институтов в реализации задач патриотического воспитания;
взаимосвязь патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания;
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование форм и методов патриотической работы с учетом индивидуальных, возрастных, национальных и религиозных различий обучающихся;
преемственность духовного опыта предшествующих поколений;
сохранение исторической и социальной памяти;
опору на положительные культурные, исторические, боевые и трудовые традиции нашего народа на протяжении всего исторического развития;
формирование новой системы образования и воспитания детей и
молодежи с ее переориентацией на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности;
принцип интеграции различных видов деятельности, занимательности: материал должен быть интересным, увлекательным.
Эти принципы поддерживаются программными уроками по окружающему миру, истории отечества, музыке и родной литературе, мероприятиями внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание должно охватывать все время обучения детей в общеобразовательном учебном заведении.
Результатом реализации всех принципов должна быть Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию, содержащая следующие формы работы:
Урок-игра (на военно-патриотическую тему).
Урок-лекция.
Конкурс презентаций (рефератов).
Тематический конкурс.
Викторина.
• Фотовыставка.
• Конкурс эссе.
• Конкурс исследовательских проектов.
• Выставка творческих работ, выставка рисунков, выставка плакатов.
• Классный час.
• Историко-краеведческая игра.
• Встреча с ветеранами.
• Социальные акции.
• Военно-спортивные игры.
• Экскурсии.
• Постановка литературно-музыкальных композиций патриотической направленности.
Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов:
1.Видеофильм.
2.Фотогазета или фотоальбом.
3. Презентация.
«На братских могилах не ставят крестов...»:
Литературно-музыкальная композиция по военной лирике В.Высоцкого.
(для обучающихся старших классов)
Цели: - прививать чувство патриотизма, гордости своей Родиной, готовность защищать Отечество;
- развивать чувство эмпатии: сопереживания, сочувствия и сострадания величайшему горю миллионов граждан нашей страны, понесших тяжелые утраты во время Великой Отечественной Войны 1941 года.
Методическая цель: Патриотическое воспитание социально-активной личности.
Планируемые результаты:
раскрыть главную мысль - необязательно быть участником войны, чтобы быть патриотом.
Быть патриотом - это любить Родину; быть преданным своей стране, гордиться своим Отечеством и быть готовым его защищать!»
пробудить чувство патриотизма, гордости за наш народ и страну;
побудить обучающихся глубже изучать историю Великой Отечественной войны;
повысить интерес к военной лирике, к родному языку и литературе;
развить навыки взаимодействия и коллективной работы;
развить умение мобилизоваться перед выступлением, вживаться в образ;
познакомить обучающихся с основами сценического искусства
(передвижение по сцене, произнесение текста (прозы и стихотворения), работа на сцене с партнёрами).
Оборудование: Стенд-выставка книг стихотворений В.Высоцкого, книги о В.Высоцком,
виниловые пластинки с песнями В.Высоцкого,
проигрыватель для виниловых пластинок,
гитара; свечи в лампадах; занавес из черной ткани (с белыми звёздами), имитирующий звездное небо.
Военное обмундирование: гимнастёрки, пилотки, каски, плащ-палатки, учебные автоматы Калашникова.
Аудио- и видео обеспечение: аудиозаписи, видеоряд, презентация.
Участники : Ведущие-чтецы (2 юноши), главные герои (отец и сын), бойцы ВОВ (5 человек), танцевальное трио (3 девочки). На сцене всегда не больше 10 актеров.
Костюмы: Ведущие-чтецы - одеты в форму юнармейцев (красные футболки с логотипом «Юнармии», герои (отец - в современной военной форме, сын - в белой рубашке (в первом акте), затем в Юнармейской форме (во втором акте), далее - в форме бойца ВОВ (в третьем акте)); бойцы ВОВ - гимнастёрки, плащ-палатки, военные каски, автоматы. Танцевальное трио - гимнастёрки, военные пилотки.
Ход мероприятия:
Сцена освещена. Занавес опущен. Перед занавесом стоит небольшой столик с проигрывателем и виниловой пластинкой. Звучит аудиозапись «Песни о звёздах» - только музыка без слов; на экране монитора видеоряд со звёздным небом и падающими звёздами. Рядом на стуле с гитарой сидит мальчик, пытается подобрать аккорды к песне на гитаре. Входит отец мальчика (в современной военной форме).
Мальчик (радостно): «Папа! Я нашел старую пластинку Высоцкого с военными песнями. Они мне очень нравятся, сейчас пытаюсь подобрать аккорды...»
Отец (одобрительно): «Молодец, сынок. А какую песню Высоцкого ты хочешь сыграть?»
Сын: «Мне понравились все песни. Но песня о звёздах - самая лучшая. Только тот, кто сам воевал, кто был на войне, смог бы так написать!»
Отец: «Ты думаешь, что Высоцкий был на войне?»
Сын: «Конечно! Ты послушай его песни! Давай, я поставлю тебе пластинку!»
Отец: «Нет, сынок, Высоцкий не был на войне. Когда началась Великая Отечественная, он был ребёнком, ему было всего три года. Хочешь узнать о нём побольше? У меня в части, в нашей библиотеке, ребята постарше тебя, юнармейцы, проводят выставку книг о Высоцком, есть даже фрагмент старой передачи с самим Владимиром Семёновичем».
Сын (с удивлением): «Неужели он сам не воевал?»
Отец: «Нет, он, как и мы, смотрел фильмы о войне, слушал рассказы ветеранов. Хочешь, поедем ко мне в часть?»
Сын (с восторгом): «Еще спрашиваешь! Конечно!»
Отец и сын уходят со сцены.
Рабочие сцены (2 человека аккуратно и быстро уносят стул, столик и проигрыватель). Готовят сцену ко второму акту - ставят стенд-выставку с книгами. Вешают портрет В.Высоцкого.
Сцена освещена. Занавес поднимается.
На заднем плане висит большой портрет В.Высоцкого в военной форме (проба В.Высоцкого на роль в фильме «Я родом из детства»).
Рядом стоит стенд- выставка с многочисленными книгами: книги стихотворений самого В.Высоцкого, книга Марины Влади «Прерванный полёт», «Штрихи
к биографии Владимира Высоцкого» - литературная запись интервью с В.Высоцким в обработке В.Перевозчикова, «Четыре вечера с Владимиром Высоцким автора А.Крылова (и другие), пластинки, чёрная гитара. Рядом со стендом стоят два юнармейца-чтеца. Входит мальчик.
Мальчик: «Расскажите мне о Высоцком, отец сказал, что он не воевал, а я, когда услышал его военные песни, был уверен, что да. Почему он так много писал о войне?»
Первый юнармеец (доброжелательно): «Мы расскажем!»
На мониторе появляется презентация «На братских могилах не ставят крестов...». Мальчик незаметно уходит со сцены, чтецы подходят ближе к рампе, становятся серьёзными и начинают рассказ.
Второй юнармеец: «Тема Великой Отечественной Войны для Владимира Высоцкого - это, прежде всего, благодарность тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны».
Первый юнармеец (читает краткое стихотворение В.Высоцкого):
«Всё меньше вас, участники войны, —
Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы!»
Звучит аудиозапись песни В.Высоцкого «На братских могилах.»; на экране монитора видеоряд с обелисками павшим солдатам, могилой неизвестного солдата, вечный огонь, обелиск «Родина-Мать», возложение цветов к памятникам.
Второй чтец: «Военные песни и баллады Владимира Высоцкого — одни из самых сильных и любимых народом. Многие люди, слышавшие стихотворения и песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне, уверены, что автор сам прошёл окопы и бои, был лётчиком или танкистом. Но в 1941 году великому певцу было только три года. Пронзительные поэтические строки о Великой Отечественной Войне навсегда вошли в души сердца нашего народа, навсегда стали народными».
Первый чтец: «Высоцкий говорил: «Мои песни про войну — современные, написанные для людей, большинство из которых, как и я, тоже знают о войне только по рассказам, по фильмам, по книгам...» (раскрытие темы «Я не видел войны, я смотрел только фильм... »)
Отец поэта прошёл путь от Москвы до Берлина. Где-то по рассказам отца, где-то услышав о войне, поэт и сочинял такие пронзительные стихи и песни. Работа над песней была сродни самопожертвованию: слог должен быть глубок, отточен, лишён ненужной мишуры, прост и понятен - вот основной девиз Высоцкого, как поэта».
Второй чтец:
«Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь —
Просто так, просто так...
Видишь — в поле застыл,
Как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Первый чтец: «Владимир Высоцкий наполнил свои произведения настолько достоверными деталями военного быта и так глубоко проник в героику и трагизм войны, что невольно возникало ощущение причастности поэта к фронтовым событиям».
Второй чтец (стихотворение читается полностью):
Почему всё не так? Вроде всё, как всегда:
То же небо - опять голубое.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь - не про то разговор, Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось, будто из плена весна, По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!»
А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь — одному. Только кажется мне — Это я не вернулся из боя».
Занавес опускается. Звучит аудиозапись песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя... » и идет видеоряд военных кадров на мониторе.
Под конец аудиозапись (перед закрытым занавесом) выходят отец и сын. На сцене за закрытым занавесом проводится работа: рабочие сцены уносят стенд с книгами и портрет В.Высоцкого, расстилают палас для танцевального трио, опускают макет с имитацией ночного неба.
Со стороны сцены, прямо перед самим занавесом ставится стул, позади в свободных позах (как на привале), располагаются актеры - бойцы ВОВ в военной форме (плащ-палатки, каски, автоматы).
Мальчик (в юнармейской форме): «Спасибо, отец! Я теперь понимаю, почему Высоцкий писал о войне».
Отец (заинтересованно): «Почему?»
Сын: «Потому что он считал, что, во-первых, нельзя забывать о войне, о беде, постигшей нашу землю, страданиях, которые испытал народ. Во- вторых, он, ребенок военных лет «довоёвывает» в своих песнях.
У него болела совесть, что ему не довелось тогда участвовать в боях, чтобы помочь своей Родине. И, в-третьих, он был настоящим патриотом ».
Отец: «Да, сынок, верно! Быть патриотом - это любить Родину; быть преданным своей стране, гордится своим Отечеством и быть готовым его защищать!» (главная мысль постановки)
Сын: «Я не посмотрел запись передачи с Высоцким...»
Отец (снимает с головы сына красный берет, ласково треплет его по волосам): «Уже поздно, ложись спать, пусть запись тебе приснится».
Отец и сын уходят со сцены. Звучит аудиозапись «Песни о звёздах» - только музыка без слов; на экране монитора видеоряд со звёздным небом и падающими звёздами. Мальчик за сценой накидывает плащ-палатку и каску, берёт гитару и садится на стул.
Занавес открывается. Сцена затемнена. В глубине сцены, на полу, горят свечи. Начинается танцевально-музыкальная композиция. Мальчик уверенно играет на гитаре, солдаты исполняют «Песню о звёздах» (фоном негромко звучит аудиозапись мелодии песни без слов), танцевальное трио (девочки в военной форме) исполняют танец «падающих звёзд».
Мелодия замолкает, танец заканчивается. Занавес.
Анализ практического внедрения форм патриотического воспитания
В результате системного и планомерного подхода достигается реализация патриотического воспитания детей, подростков и юношей в течение всего общеобразовательного процесса.
В конце каждого учебного года следует проводить анализ проделанной работы, выявлять проблемы, затруднения. Совместно с педагогическим коллективом школы, учителями-предметниками, классными руководителями планировать дальнейшую деятельность по устранению недочетов и дальнейшему развитию и реализации патриотического воспитания в школе.
В итоге данной работы большинство педагогов должны быть охвачены деятельностью по воспитанию патриотов отечества. В результате данной воспитательной деятельности в целом программу патриотического воспитания удается реализовать и добиться планируемых результатов. Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат.
В работе по развитию патриотизма педагог неотвратимо сталкивается с проблемами реализации программы патриотического воспитания.
В ходе анализа работы установлены следующие наиболее часто встречающиеся трудности:
• Отсутствие интереса некоторых обучающихся к творческой,
самостоятельной, внеурочной деятельности.
Прагматичное нежелание части занятых вне школы учеников тратить свое личное время на дополнительное обучение.
Неспособность эффективно работать совместно в группе.
Отсутствие помощи и включения в работу родителей.
Нехватка времени у преподавателей, обусловленное насыщенной общеобразовательной программой.
Нехватка времени у учащихся, особенно в старших классах,
обусловленное большой учебной нагрузкой и необходимостью подготовки к предстоящим экзаменам.
Для того, чтобы устранить данные проблемы необходимо:
Повышать уровень интереса и мотивации учащихся по развитию знаний об истории Отечества, о поэтах и писателях-патриотах.
Уделять особое внимание развитию такого навыка как работа обучающихся в паре, группе, коллективе.
Поощрять и подкреплять деятельность обучающихся, оказывать им моральную и психологическую поддержку.
Привлекать родителей к сотрудничеству.
Анализировать и вносить целесообразные изменения в воспитательную работу по развитию патриотизма.
Мотивировать классных руководителей и учителей-предметников к
участию в реализации программы патриотического воспитания.
Критерии сформированности патриотизма у обучающихся:
когнитивный критерий: интерес к культуре своего народа, знание и уважение к традициям, потребность качественного изучения родного языка, знания о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины, умение устанавливать связи между ними, умение делать самостоятельные суждения о нормах и правилах, умение использовать эти знания в различных ситуациях.
оценочно-эмоциональный критерий: способность к оценочным суждениям, характеризующие отношение ученика к Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям.
мотивационно-поведенческий критерий: положительное поведение,
сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.
В итоге, у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы: активная жизненная позиция, умение формулировать,
высказывать, доказывать свое мнение, способность нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей Родине.
Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответственности за судьбу своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.
Заключение. Реализация патриотического воспитания в процессе обучения предполагает не только правильное усвоение обучающимися знаний об истории своего отечества, города, края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения обучающихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы патриотических взглядов и убеждений. Достижение этих задач может быть обеспечено лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью обучающихся. Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность обучающихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения и для дальнейшего развития.
Список литературы:
«Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся»: сборник
методических рекомендаций Института стратегии и развития воспитания. 2022г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.
Сборник Института стратегии и развития воспитания. 2022г.
«Особенности военной лирики В. Высоцкого» // Бородина Д.В. Язык и социальная динамика. - 2013.
«Прерванный полёт» М.Влади.
«Штрихи к биографии Владимира Высоцкого» - литературная запись интервью с В.Высоцким в обработке В.Перевозчикова.
«Четыре вечера с Владимиром Высоцким» А.Крылов.
3