г. Новозыбков 2020
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») Тема «Честь и достоинство» Класс: 4 Тип урока: урок «открытия» новых знаний План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе. Методы: Формы: фронтальная, индивидуальная. Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные: способствовать формированию понятий: честь и достоинство; учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе; Воспитательные: Развивающие: развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. УУД: Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; Регулятивные: способствовать выполнению «открытия» новых знаний; создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; создать условия для совместного решения учебной задачи; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; помочь выделить и сформулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике способствовать высказыванию детьми своего мнения; способствовать оцениванию своей деятельности на уроке; развивать умение работать с разными видами информации. Планируемый результат Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; осознание ценности человеческой жизни. Личностные: уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления; понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»; Метапредметные: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; Основные понятия: «честь» и «достоинство» Ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский) |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы ставим перед собой на занятиях «Основы светской этики» | На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла,, добродетель от порока, приходим к выводу, что каждый человек сам отвечает за свои поступки. |
Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею служить в ВВ ( слайд 1) Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского. Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (слайд 2) | |
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?(слайд 3) | Тема : «Честь и достоинство.» |
Какие задачи будем ставить перед собой?(слайд 4) | На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, сделать вывод |
- Попробуем разобраться в этих понятиях - Подберите однокоренные слова к слову «честь»(слайд 5) | Честно, честный, честность, чествовать |
Давайте с вами подумаем и вспомним в каких жизненных ситуациях мы употребляем в своей речи слово честь?( слайд 6) | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. |
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? | А ещё когда обещаем своим близким или друзьям обязательно что-то выполнить: например, погулять с младшим братом или сестренкой ,вовремя делать домашнее задание Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». |
| – По телевизору или радио часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». |
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения. |
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки. |
Я предлагаю Вам обратиться к учебнику «Основы светской этики» на стр.46 и найти определение Чести. (5 слайд | Заслушивание высказываний. Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. |
Теперь обратимся к словарям С.И. Ожегова и Владимира Ивановича Даля С.И. Ожегов: «Честь – это 1.достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности; 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; 3. почёт, уважение». Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля.( слайд 7) . | |
2.Решение проблемы, открытие новых знаний. -Раскроем эти понятия на примере литературных героев. - Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? (слайд8)В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. (слайд 9) В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. Что объединяет героев этих двух произведений? - Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». -Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие. В учебнике на полях выделена пословица, прочтите ее. Как вы понимаете пословицу? | Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам Береги платье снову ,а честь смолоду Надо думать о своих делах и поступках с детства . И жить по правилам. |
- Рядом с честью «живет» еще одно очень важное качество личности. Оно уже было названо при формулировке темы урока. Что это? (достоинство) (слайд 9) Встречались ли вы с этим понятием? Что означает слово «достоинство»? | Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить. Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других. Не грубит в ответ на оскорбления.. Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. |
-Достоинство-это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе. В достоинстве выражено представление людей о равенстве Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. | |
Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно? | Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека, а достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность |
Сверьте своё высказывание по учебнику. | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. |