Ростовская область Белокалитвинский район, п. Горняцкий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся
Классный час на тему «ДЕСЯТЬ ПРИЧИН СКАЗАТЬ НАРКОТИКАМ - НЕТ!»
Работу выполнила: Пономарева Елена Викторовна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2023 год
Пояснительная записка
С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и употребление их подростками. Классный час «Десять причин сказать наркотикам – НЕТ!» посвящен профилактике употребления наркотических и психотропных веществ у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и т. п. В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников.
Цель: формирование у учащихся негативного отношения к употреблению наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.
Задачи:
Расширить представления учащихся о наркомании.
Сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании.
Сформировать умение противостоять давлению сверстников и способствовать воспитанию отрицательного отношения к наркомании.
Продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.
Целевая группа – 6 класс
Актуальность: на сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.
Планируемые результаты: учащиеся расширят представление о наркомании, сформируют осознанное неприятие к наркотикам как способу воздействия на свою личность, получат представление о наркомании как о заболевании, научатся противостоять давлению сверстников и поймут потребность в ЗОЖ, ответственность за своё здоровье.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, групповая технология, здоровьесберегающая технология.
Тема классного часа «Десять причин сказать наркотикам – НЕТ!» Слайд 1
Ход занятия
1. Вступление
-Ребята, вы любите жизнь? Как вы понимаете, что это такое? (это богатство данное изначально, и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага).
Одна из пословиц гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье. Слайд 2
- А какие пословицы о здоровье вы знаете? (Ответы детей)
2. Введение в тему
-К сожалению, существует много опасностей сегодня, из-за которых мы можем потерять свое здоровье. И одной из самых страшных являются наркотики. Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен классный час? (Ответы детей)
- Ребята, а что вы знаете об этой проблеме? Закончите данные предложения.
3. Тест «Незаконченные предложения» Слайд 3
4. Знакомство с определением «наркомания» Слайд 4
-Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» - сон, оцепенение, онемение и «мания» - страсть, безумие. Это общее название болезней, которые проявляются во влечении к постоянному приему наркотических средств, вследствие стойкой психологической и физической зависимости от них.
Под действием наркотика человек теряет разум, чувство реальности, становиться сумасшедшим. Он совершает преступления, не отдавая себе в этом отчета. Он готов к самоубийству. Доза наркотика делает его опасным для окружающих и для самого себя.
Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями. Много лет назад наркотики использовались служителями различных религий для достижения состояния экстаза при исполнении культовых обрядов.
Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков – в медицине: в качестве успокоительных, обезболивающих средств.
Третий тип потребления наркотиков – для развития внешне не обусловленных психических состояний, связанных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема настроения.
5. Выступление социального педагога.
-Ребята, как вы думаете каковы причины употребления наркотиков?
- А что происходит с человеком, который начал употреблять наркотики? (Обсуждение)
Об этом более подробно расскажет социальный педагог Екатерина Владимировна.
-Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7-10 лет. Конечно, есть наркоманы, которые живут пять, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков за 6-8 месяцев после начала регулярного приема. Слайд 5, 6, 7
6. Опасности, связанные с употреблением наркотиков Слайд 8-12
Учитель: - Ребята, так кто же такие наркоманы? В чем заключается опасность употребления наркотиков? (Ответы учащихся)
- Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей жизни спасти детей? Эти проблемы глубоко волнуют всех. Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. А профилактика наркомании – главная составляющая индивидуальной системы здорового образа жизни. Ложная романтика и подражание «избранным» сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства.
7. Тренинг «Приемы отказа от предлагаемых наркотиков» Слайд 13
- Ребята, а можем ли мы противостоять этой беде? Как уберечь себя от пагубного воздействия? Об этом нам расскажет психолог Жанна Викторовна.
8. Диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».
- Существует много мифов, заблуждений относительно наркомании. Я предлагаю вам оценить некоторые суждения. Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением. Слайд 14
9. Просмотр видеоролика «Последствия употребления наркотиков» Обсуждение видеоролика.
- Каковы последствия наркомании? (Ответы учащихся.)
10. Итог классного часа
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
– Как вы думаете, поможет ли проведение таких мероприятий предотвратить распространение наркомании?
-Назовите причины, по которым необходимо сказать наркотикам – Нет! Слайд 15-16
Рефлексия: - Я понял, что…
Домашнее задание: Создать антинаркотические брошюры, листовки, распространить среди учащихся нашей школы.