СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по профориентации для 9-х классов Диспут "Самая важная профессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия по профориентации составлекна в виде диспута для старшеклассников- Какая самая важная профессия?

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по профориентации для 9-х классов Диспут "Самая важная профессия"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»









Методическая разработка

по профориентационной работе

Диспут

«Самая важная профессия

(для учащихся 9-х классов)







Разработчик: заместитель

директора по ВР

Каретникова Е.С.









Классный час в форме дебатов по теме «Самая важная профессия (9 класс)



Форма проведения: дебаты

Цель: 1. Познакомить обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями  его проведения,  ролями в дебатах, регламентом и оцениванием.

2. Развить  устную речь, уметь приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише.

3. Привить нормы вежливого общения, уважения чужого мнения, культуры поведения.

Оборудование: проектор, экран.



Ход мероприятия

  1. Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией.

Ведущий:  Здравствуйте всем! Сегодня мы проводим игру-дебаты на тему «Важные профессии»

Когда человек заканчивает школу, перед ним встает вопрос  выбора профессии: какую выбрать из огромного числа имеющихся? Одни  ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие ребята, которые еще не определились. Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему.

Участники отвечают на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе профессии?»

 Слайд1

  • интерес к профессии

  •  престижность

  • высокая оплата

  •  приносит удовольствие

  • по силам человека

  • востребованность на рынке труда

  •  нормированный рабочий день

  • безопасность

  • хорошие условия

  •  соответствие склонностям и способностям

  • возможность карьерного роста

  • возможность работать творчески

  • близко к месту жительства

  • работа в коллективе или индивидуально

Учащиеся выбирают один из критериев. Видите, сколько людей – столько и мнений.

Ведущий представляет 2 команды (по 4 человека) учащихся. Команда «Оптимисты», команда «Скептики». Командам предоставляется слово.

Команда утверждение («Оптимисты»):

«Оптимисты».  Мы считаем, что сегодня необходимо поговорить о нашей будущей профессии и думаем, что она  должна быть выбрана по душе.

- Когда мы говорим, что профессия должна быть выбрана по душе, то мы имеем в виду, чтобы она приносила человеку удовольствие и радость. Не зря говорится, что счастлив тот человек, который утром  с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. 

- Это возможно, если профессия соответствует его склонностям и умениям.

- Чтобы это был выбор самого человека, а не чужое навязанное мнение.

2. Команда отрицание: («Скептики»)

В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности.

- Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего,  престижной и хорошо оплачиваемой.

- У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей.  Для всего этого нужен высокий материальный достаток.

- При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности. Я, как мужчина, должен быть ответственным не только за себя, но и за свою спутницу жизни и будущих детей.

Ведущий:  Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии (Слайд 3 )

- Наши команды обозначили основные моменты своих выступлений:

1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям, приносить удовольствие и радость – мнение команды   «Оптимисты».

2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным потребностям и обеспечивать  будущую жизнь.

1. Основной этап.

1.Развернутая аргументация командами.

Ведущий:  А теперь слово нашим участникам. Пожалуйста.

Команда утверждение: Во все времена люди по-разному относились к своей работе. Вспомним известную легенду о том, что давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый жаловался на проклятые камни и мозоли от них. Второй объяснил, что зарабатывает на кусок хлеба для жены и дочерей. А третий сказал, что строит прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности. Не секрет, что и в наше время – время развития науки и техники далеко не все люди получают от труда удовлетворение и радость, не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Главная причина этого кроется в выборе, не отвечающем интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.  Для выбора профессии существует такая формула, выраженная словами:

(слайд )Хочу…  Могу…   Надо…

Одна из наиболее существенных причин, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес  к её содержанию, это все что мне нравится, к чему лежит душа. Это первое требование к профессии (ХОЧУ). Второе – то, что я МОГУ вложить: свои способности и силы. И в третьих – какие специальности нужны стране сегодня (НАДО).Таково наше мнение.

Команда отрицание («скептики»). Успешные профессионалы, которые довольны своей профессией и зарабатывают много денег, сформулировали три главных требования, которым должна соответствовать профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

Слайд :

  1. Профессия должна быть интересной.

  1. Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

  2. Профессия должна соответствовать собственным возможностям 

Про интерес к профессии хорошо высказались наши оппоненты, но я хочу сказать о другом. Что выбор той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда, иначе человек не сможет устроиться на работу по своей профессии, и он будет либо безработным или работать не по своей специальности, где зарплата может быть меньше.

Прения. Обмен мнениями между командами.

       Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна  заинтересовать человека. Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть востребована в обществе. А теперь команды  могут задать вопросы друг другу.

Команда Отрицание («Скептики»):  как вы объясните, что при выборе профессии не учитывается желание, мнение самого выпускника?

КомандаУтверждение («Оптимисты»): В данном случае, это бывает из-за того, что у молодого человека не сформировался интерес к какой-либо профессии. Он плохо соотносит свои желания и способности. И за него «решают» родители или другие родственники.

Для того, чтобы этого не произошло, считаю нужным усилить в школах работу с выбором профессии с учениками и родителями. Чтобы расширить кругозор в мире профессий и требований к ним. И это должно также помочь ребятам с выбором выпускных экзаменов.

Команда Утверждение («оптимисты»):  Не кажется ли вам, что сегодня молодые люди, едва окончив учебное заведение, предъявляют слишком высокие требования к работе. То есть работать мало, но чтобы платили много.

Команда отрицание («скептики»):  Так могут поступать, наверное, только слишком разборчивые и ленивые люди. Если не хочешь работать на других – крутись сам. Организуй свое дело. То есть займись развитием своего подсобного хозяйства, стань индивидуальным предпринимателем или фермером.

Ведущий:  Внимание. Послушаем вопросы из зрительного зала.

Зритель:У меня вопрос к команде «Оптимисты». Кого из своих знакомых вы можете привести в пример того, что он выбрал профессию по душе.

Команда утверждение : команда приводит свои жизненные примеры знакомых, родных

Зритель: Я хочу спросить у команды «Скептики»: как вы относитесь к тому, что некоторые ребята выбирают модные профессии (экономист, юрист, менеджер) поступают учиться в престижные учебные заведения, а потом не могут найти работу.

Команда отрицание («Скептики»): Я согласна, что сегодня на рынке труда переизбыток молодых экономистов, юристов и менеджеров. Кроме этого, везде требуются специалисты с опытом работы. Тут можно предложить несколько вариантов. Первый вариант – можно заняться частной практикой (юридической). Второй – пройти курсы и поменять профессию. Еще вариант – заняться Фрилансом, то есть самостоятельно искать при помощи Интернета заказы на работу и после ее выполнения получить оплату и искать новый заказ. Но это самый трудный вариант. Он требует самодисциплины и ответственности. Поэтому так важно правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение.

Зритель: Да…Фриланс – это не для меня.

Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии предлагают учебные заведения в нашем городе? Внимание на экран.

Ведущий: В нашем городе несколько институтов и достаточно большое количество техникумов и колледжей. Проведем небольшую экскурсию по ним.

Слайды:

  • Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

  • Кемеровский государственный университет

  • Кузбасский государственный технический университет

  • НФИ КемГУ – Новокузнецкий институт – филиал Кемеровского государственного университета

  • Новокузнецкий филиал РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)

  • Филиал ИВЭСЭП в Новокузнецке Кемеровской области (Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права)

  • Профессиональный колледж

  • Кузнецкий индустриальный техникум

  • Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат

  • Новокузнецкий педагогический колледж

  • Новокузнецкий строительный техникум



  • Новокузнецкий торгово-экономический техникум

  • Кемеровский областной медицинский колледж — филиал в г. Новокузнецк

  • Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В.А. Волкова

  • Новокузнецкое училище олимпийского резерва

  • Колледж Сибирский государственный индустриальный университет

  • Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания

  • Новокузнецкий транспортно-технологический техникум

  • Новокузнецкий горнотраспортный колледж

  • Новокузнецкий техникум пищевой промышленности

  • Кузнецкий металлургический техникум

  • Новокузнецкий областной колледж искусств



Проходит просмотр с пояснениями профессий и специальностей каждого из учреждений.

Ведущий: А теперь послушаем мнение наших команд. Вам слово…

Команда утверждение. Да, выбор профессии – важное  решение. Нужно  знать хорошо свои способности, понаблюдать за тем, чем тебе хочется и интересно заниматься, чтобы выбранная профессия была по душе.

Команда отрицание. Чтобы жить в достатке, надо иметь такую профессию, которая может обеспечить твои потребности и потребности твоей семьи. 

Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильны. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. В нашем городе имеется много учебных заведений, где можно получить самые разные профессии и найти достойное место в жизни. Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор.  

Рефлексия.

Понравилось ли ребятам участвовать?

- Что нового они узнали?

- Где могут применить полученные знания?

  Выступление жюри по протоколу дебатов 

Критерии

(от 1 до 5 баллов)

Команда утверждения «Оптимисты»

Команда отрицания «Скептики»

Содержательность выступления

 

 

Аргументированность

 

 

Конкретность

 

 

Логичность

 

 

Соблюдение  регламента

 

 

Культура общения

 

 

итог

 

 

 

Итоги дебатов. Награждение участников сертификатами.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!