Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Методическая разработка
по профориентационной работе
Диспут
«Самая важная профессия
(для учащихся 9-х классов)
Разработчик: заместитель
директора по ВР
Каретникова Е.С.
Классный час в форме дебатов по теме «Самая важная профессия (9 класс)
Форма проведения: дебаты
Цель: 1. Познакомить обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями его проведения, ролями в дебатах, регламентом и оцениванием.
2. Развить устную речь, уметь приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише.
3. Привить нормы вежливого общения, уважения чужого мнения, культуры поведения.
Оборудование: проектор, экран.
Ход мероприятия
Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией.
Ведущий: Здравствуйте всем! Сегодня мы проводим игру-дебаты на тему «Важные профессии»
Когда человек заканчивает школу, перед ним встает вопрос выбора профессии: какую выбрать из огромного числа имеющихся? Одни ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие ребята, которые еще не определились. Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему.
Участники отвечают на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе профессии?»
Слайд1
интерес к профессии
престижность
высокая оплата
приносит удовольствие
по силам человека
востребованность на рынке труда
нормированный рабочий день
безопасность
хорошие условия
соответствие склонностям и способностям
возможность карьерного роста
возможность работать творчески
близко к месту жительства
работа в коллективе или индивидуально
Учащиеся выбирают один из критериев. Видите, сколько людей – столько и мнений.
Ведущий представляет 2 команды (по 4 человека) учащихся. Команда «Оптимисты», команда «Скептики». Командам предоставляется слово.
Команда утверждение («Оптимисты»):
«Оптимисты». Мы считаем, что сегодня необходимо поговорить о нашей будущей профессии и думаем, что она должна быть выбрана по душе.
- Когда мы говорим, что профессия должна быть выбрана по душе, то мы имеем в виду, чтобы она приносила человеку удовольствие и радость. Не зря говорится, что счастлив тот человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.
- Это возможно, если профессия соответствует его склонностям и умениям.
- Чтобы это был выбор самого человека, а не чужое навязанное мнение.
2. Команда отрицание: («Скептики»)
В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности.
- Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего, престижной и хорошо оплачиваемой.
- У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей. Для всего этого нужен высокий материальный достаток.
- При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности. Я, как мужчина, должен быть ответственным не только за себя, но и за свою спутницу жизни и будущих детей.
Ведущий: Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии (Слайд 3 )
- Наши команды обозначили основные моменты своих выступлений:
1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям, приносить удовольствие и радость – мнение команды «Оптимисты».
2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным потребностям и обеспечивать будущую жизнь.
1. Основной этап.
1.Развернутая аргументация командами.
Ведущий: А теперь слово нашим участникам. Пожалуйста.
Команда утверждение: Во все времена люди по-разному относились к своей работе. Вспомним известную легенду о том, что давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый жаловался на проклятые камни и мозоли от них. Второй объяснил, что зарабатывает на кусок хлеба для жены и дочерей. А третий сказал, что строит прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности. Не секрет, что и в наше время – время развития науки и техники далеко не все люди получают от труда удовлетворение и радость, не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Главная причина этого кроется в выборе, не отвечающем интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Для выбора профессии существует такая формула, выраженная словами:
(слайд ): Хочу… Могу… Надо…
Одна из наиболее существенных причин, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к её содержанию, это все что мне нравится, к чему лежит душа. Это первое требование к профессии (ХОЧУ). Второе – то, что я МОГУ вложить: свои способности и силы. И в третьих – какие специальности нужны стране сегодня (НАДО).Таково наше мнение.
Команда отрицание («скептики»). Успешные профессионалы, которые довольны своей профессией и зарабатывают много денег, сформулировали три главных требования, которым должна соответствовать профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
Слайд :
1. Профессия должна быть интересной.
Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Профессия должна соответствовать собственным возможностям
Про интерес к профессии хорошо высказались наши оппоненты, но я хочу сказать о другом. Что выбор той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда, иначе человек не сможет устроиться на работу по своей профессии, и он будет либо безработным или работать не по своей специальности, где зарплата может быть меньше.
Прения. Обмен мнениями между командами.
Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна заинтересовать человека. Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть востребована в обществе. А теперь команды могут задать вопросы друг другу.
Команда Отрицание («Скептики»): как вы объясните, что при выборе профессии не учитывается желание, мнение самого выпускника?
КомандаУтверждение («Оптимисты»): В данном случае, это бывает из-за того, что у молодого человека не сформировался интерес к какой-либо профессии. Он плохо соотносит свои желания и способности. И за него «решают» родители или другие родственники.
Для того, чтобы этого не произошло, считаю нужным усилить в школах работу с выбором профессии с учениками и родителями. Чтобы расширить кругозор в мире профессий и требований к ним. И это должно также помочь ребятам с выбором выпускных экзаменов.
Команда Утверждение («оптимисты»): Не кажется ли вам, что сегодня молодые люди, едва окончив учебное заведение, предъявляют слишком высокие требования к работе. То есть работать мало, но чтобы платили много.
Команда отрицание («скептики»): Так могут поступать, наверное, только слишком разборчивые и ленивые люди. Если не хочешь работать на других – крутись сам. Организуй свое дело. То есть займись развитием своего подсобного хозяйства, стань индивидуальным предпринимателем или фермером.
Ведущий: Внимание. Послушаем вопросы из зрительного зала.
Зритель:У меня вопрос к команде «Оптимисты». Кого из своих знакомых вы можете привести в пример того, что он выбрал профессию по душе.
Команда утверждение : команда приводит свои жизненные примеры знакомых, родных
Зритель: Я хочу спросить у команды «Скептики»: как вы относитесь к тому, что некоторые ребята выбирают модные профессии (экономист, юрист, менеджер) поступают учиться в престижные учебные заведения, а потом не могут найти работу.
Команда отрицание («Скептики»): Я согласна, что сегодня на рынке труда переизбыток молодых экономистов, юристов и менеджеров. Кроме этого, везде требуются специалисты с опытом работы. Тут можно предложить несколько вариантов. Первый вариант – можно заняться частной практикой (юридической). Второй – пройти курсы и поменять профессию. Еще вариант – заняться Фрилансом, то есть самостоятельно искать при помощи Интернета заказы на работу и после ее выполнения получить оплату и искать новый заказ. Но это самый трудный вариант. Он требует самодисциплины и ответственности. Поэтому так важно правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение.
Зритель: Да…Фриланс – это не для меня.
Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии предлагают учебные заведения в нашем городе? Внимание на экран.
Ведущий: В нашем городе несколько институтов и достаточно большое количество техникумов и колледжей. Проведем небольшую экскурсию по ним.
Слайды:
Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Кемеровский государственный университет
Кузбасский государственный технический университет
НФИ КемГУ – Новокузнецкий институт – филиал Кемеровского государственного университета
Новокузнецкий филиал РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)
Филиал ИВЭСЭП в Новокузнецке Кемеровской области (Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права)
Профессиональный колледж
Кузнецкий индустриальный техникум
Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат
Новокузнецкий педагогический колледж
Новокузнецкий строительный техникум
Новокузнецкий торгово-экономический техникум
Кемеровский областной медицинский колледж — филиал в г. Новокузнецк
Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В.А. Волкова
Новокузнецкое училище олимпийского резерва
Колледж Сибирский государственный индустриальный университет
Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания
Новокузнецкий транспортно-технологический техникум
Новокузнецкий горнотраспортный колледж
Новокузнецкий техникум пищевой промышленности
Кузнецкий металлургический техникум
Новокузнецкий областной колледж искусств
Проходит просмотр с пояснениями профессий и специальностей каждого из учреждений.
Ведущий: А теперь послушаем мнение наших команд. Вам слово…
Команда утверждение. Да, выбор профессии – важное решение. Нужно знать хорошо свои способности, понаблюдать за тем, чем тебе хочется и интересно заниматься, чтобы выбранная профессия была по душе.
Команда отрицание. Чтобы жить в достатке, надо иметь такую профессию, которая может обеспечить твои потребности и потребности твоей семьи.
Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильны. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. В нашем городе имеется много учебных заведений, где можно получить самые разные профессии и найти достойное место в жизни. Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор.
Рефлексия.
- Понравилось ли ребятам участвовать?
- Что нового они узнали?
- Где могут применить полученные знания?
Выступление жюри по протоколу дебатов
Критерии (от 1 до 5 баллов) | Команда утверждения «Оптимисты» | Команда отрицания «Скептики» |
Содержательность выступления | | |
Аргументированность | | |
Конкретность | | |
Логичность | | |
Соблюдение регламента | | |
Культура общения | | |
итог | | |
Итоги дебатов. Награждение участников сертификатами.