Тема: Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час? По определению известных учёных • «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». (В. П. Созонов) • «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя». (М. Л. Маленкова) Под классным часом понимается специально отведённое классному руководителю время проведения воспитательной работы с учащимися класса. Классный час – это гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализции участников образовательного взаимодействия. Классный час способствует решению следующих педагогических задач: 1. Обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, науки и технике. 2. Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности. 3. Формирование и развитие эмоциональной и чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка. 4. Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей 5. Формирование и развитие классного коллектива. Успешность проведения классного часа, часа общения с детьми зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от основополагающих идей и принципов, принятых учителем, а также от его педагогического кредо. Методические рекомендации по подготовке и проведению беседы с учеником. Беседа как форма воспитательной работы широко распространена в школе. К сожалению, с точки зрения методики беседа как форма работы не всегда бывает, осмыслена до конца. Классный руководитель вступает в контакт с детьми постоянно, и очень важно соблюдать правила ведения беседы. Можно привести ряд примеров, когда учитель вступает в беседу без предварительной подготовки, в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Существуют общие правила, которые включают в себя определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. На педагогическую позицию учителя оказывают влияние управленческий стиль, тон, микроклимат, ценности коллектива школы, а также сами ребята, их ценности, эмоциональный настрой. Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы: Цель любого взаимодействия педагога с учеником - оказать помощь в решении жизненных проблем. Проблемы эти могут быть внешними: нет друга, натянутые отношения с учителем, непонимание одноклассников и т.д. Проблемы могут быть внутренними, невидимыми посторонним взглядом: неуверенность в себе, обидчивость, немотивированные капризы, скрытая агрессия и т.д. Несомненно, внутренние проблемы с внешними бедами тесно связаны. Надо помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе есть различные возрастные группы детей. Особенность поведения бесед связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем, и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи). Структура потребностей человека такова: -младший возраст-потребность в защищённости, безопасности. -подростковый, потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников. -юношеский возраст – потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить). -взрослый-потребность в самореализации, самоосуществлении. Знание ведущих потребностей в каждом возрасте даёт педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы. Беседа с младшими школьниками - это особенная беседа, так как маленькое существо - слабое, неумелое, неопытное - пришло в этот мир и стремится предъявить себя миру, людям: вот он -я, заметьте меня, примите к себе, полюбите. Я - свой, я - такой же, как вы, я- человек. Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных до конца неосознаваемых переживаний (положительные эмоции и отрицательные формируют поведенческое настроение). Инструмент воздействия при этом - внушение. Классный руководитель должен медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Внушения должны быть краткими, постоянными, настойчивыми. Например, ты - мужчина, а все мужчины великодушны, ты - взрослый, а все взрослые доводят своё дело до конца, ты – добрый, а люди любят добрых и великодушных. Всё будет хорошо, я в тебя верю. Алгоритм действий классного руководителя примерно таков: 1. Выявите проблемы ребёнка (изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья) 2. Выявите препятствия, которые мешают ребёнку (чаще всего это страх, заниженная самооценка) 3. Организуйте изменение отношения окружающих: ученик изменился - все заулыбались, перестал обзываться - и все с одобрением это отметили и т.д. 4. Классный руководитель должен замечать и не оставлять без одобрения любое положительное изменение в поведении ребёнка (похвала, устная благодарность, поощрение). 5. Дайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям. Организуйте успех в сложном для ребёнка деле. 6. Вовлекайте детей в занятия внеурочной деятельностью. Беседа с подростком. Подросток – экспериментатор поневоле. В подростковом возрасте формы самоутверждения подвергаются переоценке, новые способы поведения приходится осваивать на «ходу», в победах и поражениях. Душевные синяки и шишки постоянны, хотя и не видны, но очень болезненны. В подростке рождается субъективность, формируется «Я - концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оценки, нормы, критерии, эталоны и образцы. Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. Проведение беседы с подростком строится по определенному сценарию: начало разговора сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Необходимо стараться не применять обвинений, а тем более угроз. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Фразы «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство, но…», «Ты правильно сделал, что не струсил, но….»,» Я знаю, ты хотел справедливости, но….». Далее старайтесь правильно задавать вопросы, чтобы добиться такого рассказа, где ученик давал бы себе оценку, признал бы свою вину. Самооценка поведения – вот главная задача и важнейший смысл беседы с подростком. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами «сорвал урок», «развязал драку», «нагрубил учителю». Дайте свою оценку случившемуся. Приведите аргументы, в случае если это необходимо (статьи закона, выписки из Устава). Сопоставьте две оценки (ученика и вашу), выясните суть дела до конца. Если же ребёнок не виноват и вы неправы, найдите в себе силы признаться в этом, иначе беседа не имеет смысла. Самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. Итог беседы должен содержать в себе высказывание об уверенности в том, что ребёнок не совершит впредь ошибки, будет думать, прежде чем что – ни будь предпринять. Важно закончить беседу, сохранив добропорядочный тон с учеником, не посягая на чувства его собственного достоинства. Беседа с учеником юношеского возраста. Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Задача школы и классного руководителя-помочь воспитаннику сделать выбор, осознанно определиться в жизненных смыслах, принять верное решение. Индивидуальная беседа может быть продолжением темы, поднятой на уроках, особенно если ученик имеет противоположное мнение по этому вопросу. В этом возрасте поведение определяет не спонтанная реакция, а убеждение, установка, осознанная идея. Чуткость и внимательность к суждениям учеников в этом возрасте должны быть основными помощниками в воспитательном процессе. Запланированная, подготовленная беседа с юношами даёт возможность освободиться от всех эмоциональных переживаний, но в то же время очевидность всех воспитательных целей возрастает. Это может вызвать некий протест среди учеников и возможность возникновения психологического барьера, стремления оградить свой внутренний мир от вторжения чужой воли возрастает. Главной целью классного руководителя является достижение искренности в разговоре. Очень важно услышать во время беседы от ученика «Да, это правда…», «Да, я хотел, как лучше…». Чтобы молодой человек понял рассудком сущность поступка, помогите ему при помощи вопросов «Ты убеждён, что действовал правильно…», «Ты и сейчас считаешь, что действовал правильно» и т.д. Такой приём, как апелляцию к мнению окружающих «Твой поступок осуждают твои одноклассники», «Мало кто из твоих друзей могут поверить в случившееся» и т.д. В беседе могут принять участие наиболее значимые для молодого человека люди. Диалог с взрослым учеником следует выстраивать логично, аргументированно, вещи называть своими именами. Постарайтесь избежать назидательного тона в разговоре с молодым человеком. Эмоциональный аргумент иногда становится веской причиной для того, чтобы определить продолжительность беседы. Очень важно, как закончить беседу. Сохранение имиджа ученика в лице друзей, родителей, одноклассников, вложенных в его сознание правильных установок – вот главный исход беседы с молодым человеком. Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощутить ваш собеседник. Следуя заветам Дейла Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать того, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете то, о чём вместе договорились делать. Темы классных часов должны быть выбраны исходя из существующих проблем в жизни классного коллектива. Возможные темы для бесед на классных часах: Что такое человек? Для чего нужно самопознание? Мои основные достоинства и недостатки. Что такое любовь? Что значит любить? Слово и его возможности. Многословие, празднословие и сквернословие как болезнь. Мат- не наш формат. Пословицы и поговорки о вежливости. Сила воли. Как ее обрести? Владение собой. Основы этикета. Личностные качества настоящего мужчины. Смысл жизни человека. Мои ценности. Выбор человека и его основание. Дело жизни человека, профессия. Семья и ее значение в обществе. Как правильно выбрать спутницу жизни? ЗАГС. Обязанности и права человека. Искусство спора. Правила хорошего тона. Стоит ли спор испорченных отношений? Прощение. Что значит простить? Умение замечать прекрасное. Патриотизм истинный и ложный. Подвиг и героизм. Кодекс чести русского офицера(1804 г.). Мы – то, что мы читаем. Общество потребления: быть или иметь? Банковский кредит. Основы экономических знаний. Интернет: плюсы и минусы. Как не запутаться в сети. Куда можно пойти учиться после школы? Налоги: виды, принципы налогообложения. Предпринимательство. Как открыть свое дело? Органы власти. По каким случаям, куда обращаться. Трудоустройство. Трудовой договор. Минимальный размер оплаты труда. Прожиточный минимум. Политическое устройство общества. Право избирать и быть избранным. Отношение к инвалидам, людям с ограниченными возможностями здоровья. Добрые дела. Помощь нуждающимся. Природа зла в мире. Борьба с проявлениями зла. Отношение к смерти человека. Как пережить потерю и справиться с горем. Вероисповедание человека. Правила поведения в храме, мечети. Как написать объяснительную, заявление, докладную записку, служебное письмо. Письмо как способ общения. Виды писем. Правила написания письма. Правила поведения в актовом зале, кинозале, театре. Подарки на все времена. Как, что и кому дарить? Нежелательные подарки. Стиль одежды. Мода и классика. Время и его законы. Имя человека. Разговор по телефону: правила этикета. Государственные праздники России. История России: уроки и гордость. Великие русские ученые. Великие русские писатели. Великие русские поэты. Великие русские композиторы. Великие русские полководцы. Великие русские художники. Великие русские философы. Великие русские мореплаватели. Великие русские актеры. Великие русские режиссеры. Великие русские святые. Великие русские балерины и балероны. Великие русские певцы. Великие русские музыканты. Великие русские архитекторы и скульпторы. Великие русские танцоры. Великие русские спортсмены. Великие русские дизайнеры. Великие русские журналисты. Великие русские сатирики, пародисты и юмористы Великие русские государственные деятели. Увлечения человека. Как быть счастливым? Успех и поражение. Как их пережить достойно? Профессии будущего. Освоение космоса. Участие России в локальных вооруженных конфликтах: причины, итоги, значение. Проявления геноцида в 20 веке. Как их не допустить в будущем? Техногенные катастрофы 20 века. День пожилого человека. Отношение к старости. День Матери. Сыновний долг. Грех воровства. Как не повторить и искупить. Государственная символика России. Символика цвета. Сочетание цветов. Виды энергии. Перспективные источники энергии. Самые известные символы и их значение. Правильное питание – залог здоровья. Мы то, что мы едим. Классный час может использоваться для подготовки мероприятий, презентаций, стенгазет, конкурсов. В таком случае важно, чтобы дело было у каждого воспитанника. Возможен просмотр документальных и художественных фильмов с обязательным их обсуждением. Встречи с интересными людьми также могут быть организованы классным руководителем во время классного часа. Среди форм работ, которые можно использовать на классном часе также следует назвать: Игры, викторины, соревнования Анкетирование по различным вопросам и темам Хоровое пение, разучивание песен Решение ситуационных задач Сочинение - рассуждение по теме Анализ своих достоинств и недостатков Просмотр оперы, балета, спектакля с комментариями и обсуждением Видео-путешествие Составление и разгадывание кроссвордов Подготовка проекта Репетиции выступлений, номеров художественной самодеятельности Политинформация Работа в творческих рабочих группах, в парах Чаепитие, поздравление друзей Составление плана личностного роста Экскурсии Трудовой десант Чтение книг с обсуждением прочитанного Создание листовок, плакатов, рекламных визиток, рисунков, новогодних украшений и т.п. Составление автобиографии Расчет потребительского кредита Следует разнообразить формы проведения классных часов, постоянно искать, чем удивить ребят, заинтересовать их. Только такой подход к подготовке классного часа сделает его желанным для Ваших воспитанников. Материалы проведенных классных часов, свои творческие разработки желательно оформлять и тем самым создавать методическую копилку по проведению и организации классных часов. Необходимо посещать классные часы других педагогов, отбирать лучшие практики в интернете, т.к. только обмен идеями, коллективный разум, творческий подход и педагогические находки всех педагогов школы помогут выстроить воспитательный процесс более эффективно. |