министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по теме «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ»
по междисциплинарному курсу
МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания
и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
для специальности
19.02.07 Технология молока и молочных продуктов
Белогорск 2018
Методическая разработка предназначена для проведения открытого внеаудиторного мероприятия по теме «Методика проведения интегрированного занятия» по МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономки, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов.
Разработчики: Сметана Н.А., Дуракова Т.Е., преподаватели высшей квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Сценарий внеклассного мероприятия | 6 |
3. | Список использованных источников | 17 |
4. | Приложение | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка предназначена для проведения открытого внеаудиторного мероприятия по теме «Методика проведения интегрированного занятия» по МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономки, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов в группе 3 курса.
В методическую разработку учебного занятия входит:
В сценарии внеклассного мероприятия четко обозначены тема и вид занятия, указаны учебные, развивающие и воспитательные цели. Описаны методы и средства проведения мероприятия, даются рекомендации по деятельности преподавателей и студентов. Цель деятельности обучающихся на занятии формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы занятия спланированы.
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий.
В данной методической разработке показана возможность интегрирования двух дисциплин, которые тесно переплетаются по своему содержанию, использования деловой (ролевой) игры при проведении практической работы по теме «Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации».
Применение интегрированной технологии способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к будущей специальности, готовит их к использованию исследовательских и творческих навыков, позволяет сформировать как общие, так и профессиональные компетенции.
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям технологических и экономических дисциплин, работающих по активным инновационным формам проведения занятий для систематизации и закрепления изученного материала с использованием элементов ролевой игры.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
По МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания
и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
ГРУППА: ТМП-416 ВРЕМЯ: 90 минут
ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ : Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации
ТИП ЗАНЯТИЯ: Деловая игра
ВИД ЗАНЯТИЯ: Интегрированная практическая работа,
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебная: закрепить ранее полученные умения и навыки на практических работах по МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
Развивающая: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций; развивать умение работать в коллективе; развивать умения работы с информационными технологиями; развивать умение анализировать полученный результат. Воспитательная: прививать интерес к избранной специальности; воспитывать ответственное отношение за выполненную работу в коллективе; воспитывать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Формируемые компетенции:
| Код | Наименование результата обучения | ПК 2.3 | Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов. | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | |
Умения:
учитывать количество и качество поступающего в цех переработки сырья (молока, сливок);
распределять сырье по видам производства в зависимости от его качества;
рассчитывать количество закваски, сычужного фермента и хлорида кальция;
контролировать соблюдение требований к технологическому процессу в соответствии с нормативной и технологической документацией;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
Знания:
требования к сырью при выработке цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания;
ассортимент цельномолочных продуктов, пастообразных и жидких продуктов детского питания;
требования действующих стандартов и технические условия на вырабатываемые продукты;
технологические процессы производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания;
принципы рыночной экономики.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
- ПЭВМ;
Документация:
Раздаточный материал:
ЛИТЕРАТУРА:
Ростроса Н.К. Курсовое и дипломное проектирование предприятий молочной промышленности. – М.: Агропромиздат, 2005
Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства Т1. цельномолочные продукты. – СПБ.: ГИОРД, 2004
Шалыгина А.М., Калинина Л.В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2006.
Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.
Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2012.- 352с.
Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013.- 240 с.
ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
Организационный момент: приветствие, перекличка, мотивация (5 мин);
Актуализация знаний (8 мин);
Выполнение практической части (23 мин);
Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов на уроке (5 мин);
Рефлексия: символическая эмоциональная (3 мин).
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Взаимное приветствие, перекличка
Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии! Занятие пройдет в форме деловой игры, в ходе которой будет создана производственная ситуация. Сегодня Вы окажитесь в роли мастеров производственных участков по выработке цельномолочной продукции.
Мотивация
Главная задача мастера производственного участка по выработке цельномолочной продукции - это выработка качественной продукции, которая обязательно должна соответствовать требованиям стандарта. Для этого мастер должен , в первую очередь, провести расчеты сырья по выработке готовой продукции и составить первый раздел Рапорта «Сырье», в котором учитывается движение сырья и полуфабрикатов (молока, сливок, обезжиренного молока, пахты), поступивших в цех от других подразделений и направленных на выработку цельномолочной продукции. И только потом приступить к производству запланированного объема молочной продукции, отвечающей требованиям стандарта. Правильно выполненные расчеты гарантируют эффективное использование и распределение сырья на выработку готовой продукции с учетом производственных потерь. Кроме этого , необходимо знать, что мастер производственного участка является материально-отвественным лицом. Это значить несет ответственность за полученное количество сырья и выхода готовой продукции – рублем.
Навыки, полученные на интегрированном занятии, вам пригодятся при прохождения производственных практик по ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов деистского питания молочных продуктов и ПМ.05 Организация работы структурного подразделения. А самое главное полученные навыки вам пригодятся в вашей будущей профессии.
1.3 Сообщение темы занятия, постановка целей, задач и плана
Раннее на уроках по профессиональному модулю ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов деистского питания молочных продуктов вы уже научились основные технологические расчеты по выработке цельномолочных продуктов: различных видов питьевого молока, сметаны разной жирности, различных видов творога. По ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга вы освоили методику заполнения первичных документов по распределению сырья и выходу готовой продукции.
Тема сегоднянего нашего необычного занятия: Расчет выхода готовой цельномолочной продукции с распределением сырья и составлением первичной документации.
Цель работы закрепить освоенные ранее профессиональные компетенции по:
- распределению сырья согласно задания;
- составлению 1 раздела Рапорта «Сырье»;
- проведению технологических расчетов с учетом производственных потерь по выходу готовой продукции;
- составлению 2 раздела Рапорта «Готовая продукция».
Чтобы добиться поставленных целей, давайте вместе составим план занятия.
Итак, тема урока: Расчет выхода готовой цельномолочной продукции с распределением сырья и составлением первичной документации.
Прежде чем приступить к выполнению намеченного плана занятия, давайте с вами вспомним необходимые моменты, которые Вам помогут при выполнении задания.
План
1. Организовать производственные участки: по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%; ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2%; сметаны м.д.ж. 10%; сметаны м.д.ж. 15 %; обезжиренного творога; творога м.д.ж.9%.
2. Распределить сырье.
3. Составить 1 раздел Рапорта «Сырье».
4. Провести технологические расчеты с учетом производственных потерь по выходу готовой продукции.
5. Составить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».
1.4 Критерии оценки
В течение занятия за правильно проведенные технологические расчеты и составленные первичные документы поэтапно будут выдаваться сигнальные карточки разных цветов.
Правильно выполненная работа- красная карточка
Выполненная работа с одним замечанием – зеленая
С двумя и более замечаниями – желтая.
По сумме полученных карточек в конце занятия будут определены мастера по следующим категориям:
Мастер - высшей категории (красные)
Мастер - 1 категории (красные и зеленые)
Мастер - 2 категории (зеленые и желтые).
2. Актуализация знаний
Прежде чем приступить к выполнению задания проведем допуск мастеров производственных участков.
Допуск проводится по следующим правилам: выбранные мастера по производственным участкам получают вопрос на ответ которого дается 2 минуты. После ответа на экране появляется правильный ответ.За правильные ответы выдаются студентам цветные жетоны
Вопросы:
1. Какие производственные потери необходимо учитывать при технологических расчетах цельномолочной продукции? (при сепарировании сырья; при нормализации; при фасовании готовой продукции)
2. Какими нормативными документами пользуются мастера производственных участков при выполнении технологических расчетов?(производственные Приказы № 1025 и № 269)
3. Что необходимо учитывать при работе с этими документами?( мощность предприятия и количество заданного сырья)
4. Назовите основные экономические показатели 1 раздела Рапорта? ( остаток на начало смены, поступление, расход, остаток на конец смены)
5. Напишите формулу баланса сырья.(Он+П=Ок+Р)
6. Как делается пересчет сырья в базисную жирность? (Кс.б.= Кс*Жс/Жб)
А теперь давайте повторим правила работы в электронных (Приложение А).
3. Выполнение лабораторной работы
Выполнение задания осуществляется мастерами шести производственных участков, для этого организуем мини бригады , состоящие из двух человек (по желанию). Контроль, выполнения заданий будут осуществлять технолог и старший мастер по учету сырья и готовой продукции.
Предлагаем вам вытянуть жребий, кому какой участок достанется.
(Студенты вытягивают карточки с названием участка)
Участок №1 – по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%;
Участок №2 - по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2%;
Участок №3 - по выработке сметаны м.д.ж. 10%;
Участок №4 - по выработке сметаны м.д.ж. 15 %;
Участок №5 - по выработке обезжиренного творога;
Участок №6 - по выработке творога м.д.ж.9%.
Прежде чем Вы преступите к выполнению работы, мы перед вами ставим ЗАДАЧУ.
Что необходимо учитывать мастеру производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?
Для этого на экране показана схема жирового баланса.
Сырье | КГ | Ж% | Жкг | Готовый продукт | Ж% | КГ | Жкг | Пжкг |
ц/молоко | | | | | | | | |
сливки | | | | | | | | |
о/молоко | | | | | | | | |
Итого | | | ∑1 | | | | ∑2 | ∑3 |
| | | | | | | ∑4 |
∑1=∑4
Условия:
Если ∑1
∑1 ∑4 - ?
Каждому участку выдается задание:
1. На выработку пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5% направляется 10000кг цельного молока с м.д.ж. 4%, обезжиренное молоко -5000 кг с м.д.ж. 0,05% (остаток), сливки – 2000 кг с м.д.ж. 18%.
2. Заполнить 1 раздел Рапорта «Сырье» по данным п.1.
3. Провести расчеты в электронных таблицах по выходу готовой продукции с учетом производственных потерь.
4. По полученным данным п.3 заполняется 2 раздел Рапорта «Готовая продукция»
5. Заполнить таблицу жирового баланса.
Для выполнения п.2 на ПВЭМ в папке Документы находится бланк Рапорта, для заполнения 1 раздела «Сырье».
Для выполнения п.3 вы можете пользоваться ИТК с основными формулами технологического расчета. Расчеты должны проводить в электронных таблицах.
Для выполнения п.4 дописываем Рапорт раздел 2 «Готовый продукт», согласно проведенных технологических расчетов.
Для выполнения п.5 заполняется таблица жирового баланса в электронной форме.
Работа мастеров на производственных участков выполняется в течении 10 минут.
Каждый выполненный этап работы сдается технологу и учетчику,( выдается цветной жетон).
Работы участков- Рапорт и электронные таблицы с жировым балансом выносятся на экран по сети.
А теперь мастера делают вывод о правильности технологических расчетов и заполнения первичной документации.
4. Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов на уроке
Подводятся итоги занятия, и оценки за занятие получает каждый студент.
Итак, подведя итого работ все производственных участков, мы можем сказать какой участок сработал без производственных потерь и убытков.
Как вы считаете, мы достигли поставленной цели???
Чему вы сегодня научились???
Где вам пригодятся эти навыки и умения????
В начале занятия Вам была поставлена задача, ответить на вопрос:
Что необходимо учитывать мастеру производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?
Заслушиваются ответы мастеров производственных участков
Участок №1 - по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%;
Участок №2 - по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2%;
Участок №3 - по выработке сметаны м.д.ж. 10%;
Участок №4 - по выработке сметаны м.д.ж. 15 %;
Участок №5 - по выработке обезжиренного творога;
Участок №6 - по выработке творога м.д.ж.9%.
5. Рефлексия: символическая эмоциональная
Давайте оценим Ваше эмоциональное состояние на нашем проведенном занятии!
У нас есть геометрические фигуры: звезда, квадрат, круг, треугольник.
Если всё понравилось, было комфортно вы выбираете- «звезду»;
Если понравилось, но не совсем было комфортно вы выбираете – «квадрат»;
Если вы остались равнодушными –«круг»;
Если вам не понравилось – «треугольник».
Подведение итогов рефлексии
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!Можете быть свободны
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рогов И.А Технология мяса и мясопродуктов 1, 2 том М: Колос, 2014
Рогов И.А., Горбатов А.В. Физические методы обработки пищевых продуктов М: Колос, 2015
Соколова А.А Технология мяса и мясопродуктов М: Колос С,2015
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Требования техники безопасности при работе в лаборатории:
1. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
2. В лаборатории следует ходить в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны.
3. Строго запрещается принимать пищу в лаборатории.
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой ( не руками!!!).
6. Выполнять задания строго по инструкции предложенной преподавателем.
7. До и после работы привести рабочее место в порядок.
8. Соблюдать осторожность при работе со стеклянной посудой.
Приложение Б
Инструкционно - технологическая карта по выполнению
лабораторной работы № 10
Специальность: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.
Дисциплина: МДК.03.01 Технология производства колбасных изделий
Тема: Физико-химический контроль вареных колбас
Цель: Определить качество вареных колбас по физико-химическим показателям и сделать вывод по результатам исследования.
Формируемые компетенции: ОК 1-3, 6,7; ПК 3.1
Оснащение рабочего места: весы, титровальная установка, образцы колбас, химическая посуда.
Литература:
Рогов Г.Н. «Технология мяса и мясных продуктов» стр.217-219
ГОСТ 33673-2015 «Изделия колбасные вареные . Технические условия»
ПЛАН:
1. Определить содержание крахмала
2. Определить содержание поваренной соли.
3. Заполнить таблицу и дать заключение о качестве вареных колбас.
Ход работы:
Задание№1. Крахмал или пшеничную муку добавляют в фарш с небольшим количеством шпика для повышения его вяжущих способности при изготовлении колбас из мяса со значительным содержанием соединительной ткани. В фарш сырокопченых, полукопченых и вареных колбас высшего сорта добавлять крахмал не разрешается. При подозрении на наличие крахмала и ли муки в этих колбасах или при повышении содержании крахмала в вареных колбасах низких сортов определяют крахмал.
Качественное определение крахмала. На поверхности свежего разреза колбасы наносят раствор Люголя. Появление черной или черно и синей окраски указывает на присутствие крахмала.
Задание№2. Определить содержание поваренной соли
1.Навеску исследуемого продукта в количестве 3г отвешивают на весах в конической колбе емкостью 200- 250мл.
2. В колбу наливают 100 мл дистиллированной воды и перемешивают в течении 5 мин.
3. вытяжку фильтруют, 10-20 мл профильтрованной вытяжки отбирают пипеткой, приливают 2-3 капли 5% раствора хромокислого калия и титруют 0,05 Н раствором азотнокислого серебра.
Содержание поваренной соли рассчитываем по формуле:
Х= (0,0029 *К*а*100/ в*с)*100%
где К- коэффициент поправки( равен 1)
а – обьем раствора азатнокислого серебра, мл
в- объем вытяжки. мл
с- навеска
Задание№3. Заполнить таблицу и дать заключение о качестве вареных колбас.
Показатели качества | Характеристика показателей по ГОСТ | Фактические значения | |
Образец №1 колбаса Докторская высшей сорт | Образец №2 колбаса Докторская высшей сорт | Образец 3 колбаса Докторская высшей сорт |
Содержание поваренной соли | 1,5-2,8 | | | |
Содержание крахмала | Не допускается | | | |
Заключение о качестве варенных колбас | | | |
Сделать вывод по работе.
21