Конспект ННОД во речевому развитию в старшей группе
Тема: «Звуки К-Кь»
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласным твердом и мягком звуке К и Кь,
Задачи:Научить детей правильно произносить звук К и Кь, познакомить детей с глухими согласным и мягким звуками.
Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на различные виды контроля.
Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Продолжать учить звуко-слоговому анализу слогов и слов
Деление слов на слоги
Составление предложений по предметным картинкам
Продолжать учить детей определять место звука в слове.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Практические: физкультминутка, пальчиковые игры
Наглядные: рассматривание картинок,
Словесные: беседа, вопросы , уточнения
Оборудование: кубики красного и синего и зеленого цвета для составления звуковых схем.
Ход занятия
1. Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «молчит».
Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
2. Фонетическое упражнение.
Лягушка квакает: «Ква-ква...».
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:
к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука…
4. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
5. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).
6. Найди лишнее слово в ряду:
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.
Посреди двора стоит копна —
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Мягкие лапки,
А в лапках — царапки. (Кошка)
Сто одежек,
Все — без застежек. (Капуста)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит — пищит,
Сядет — молчит. (Комар)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он не знает. (Крот)
8. Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.
9. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?
Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...
10. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.
11. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ка-ка-ка — бежит река.
Ко-ко-ко — вижу далеко.
Ку-ку-ку — кукушка на суку.
Ак-ак-ак — у реки рыбак.
Около кола бьют в колокола.
12. Знакомство со звуком [К'].
Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»:
кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.
12. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К'], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).
13. Дифференциация звуков [К] — [К'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»:
к, кь, кь...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
Подобрать слово по первому слогу:
ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды).
Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К'] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».
15. Работа в тетрадях
16. Рефлексия. С какими звуками познакомились? Дайте характеристику звукам?