МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ
ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Автор:
Зекореева Рита Мурадиновна,
учитель русского языка и литературы
2024
Методическая разработка урока-проекта №1
Тема урока: «Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.
Тема проекта: «Этот «странный» Онегин»
Цель проекта: выявление особенностей характера Евгения Онегина на основе рассуждений главного героя о жизни, поиск причин поступков Е.Онегина.
Проблема: Трагичен или оптимистичен жизненный путь Евгения Онегина?
Гипотеза: Евгений Онегин является «лишним человеком».
Продукт проекта: электронные презентации обучающихся.
Задачи:
Исследовать текст романа с целью поиска средств изображения (цитат) о жизни Е.Онегина
Сделать выводы: в электронных презентациях (продукт проекта) отразить результаты групповых исследований по направлениям: трагичность и оптимистичность жизни Е.Онегина.
Общие выводы, рефлексия.
Оборудование:
Текст романа,
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Два ноутбука с возможностью выхода в Интернет.
УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?
2. Актуализация знаний.
(По желанию, обучающиеся выбирают один вопрос)
- Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?
- Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?
- Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?
- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?
- Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
- Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?
3. Формирование гипотезы:
- Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков).
Алгоритм высказывания обучающихся по выдвижению гипотезы исследования:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом,…».
4. Проблемная исследовательская беседа
«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»
Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Онегин глазами светского общества», «Онеги глазами автора и читателя». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям:
1 группа: используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество;
2 группа: используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.
Под руководством учителя намечается содержание каждой презентации, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, высказывания, отражающие рассматриваемые направления исследования: «Онегин глазами светского общества» и «Онегин глазами автора и читателя».
Итог проектной работы: две групповые презентации на тему «Странный» герой пушкинского романа»
4. Сопоставление выводов двух исследовательских групп:
В литературоведении существует понятие «лишний человек». Какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Онегин относится к людям, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям)
Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а
6. Презентация работы групп, выводы. Обучающиеся представляют итог проектной работы: презентации обучающихся на тему «Странный» герой пушкинского романа» (см. Приложение)
7. Подведение итогов проекта. Рефлексия.
В переводе с древнегреческого Евгений- благородный)
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:
О — одарённый, оригинальный…
Н — необычный, начитанный, новый герой…
Е — европейского склада…
Г — главный герой, гордый…
И — интеллектуальный, изысканный, интересный…
Н — непонятный, незаурядный…
Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?( высказывания детей)
Методическая разработка урока-проекта №2
Тема урока: «Дуэль Ленского и Онегина»
Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1
Тема проекта: «Они сошлись. Волна и камень…»
Цель проекта: разобраться в причинах событий, происходящих в шестой главе романа, показать важность эпизода в романе, дать исторический комментарий происходящим событиям;
Задачи:
1)формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать текст, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, создавать устные и письменные монологические высказывания;
2) способствовать воспитанию чувства порядочности, чести, чувства ответственности за свои поступки.
Проблема: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?
Гипотеза: Поворот в судьбе Онегина является началом перелома в его сознании.
Задачи:
1.Изучить материалы по теме «Дуэли в России IX века. Дуэльный кодекс»
2.Исследовать текст романа для выстраивания сюжетной линии дуэли.
3.Сделать выводы: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?
Продукт проекта: видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…»
Оборудование:
-книги с текстом «Евгений Онегин»;
-задания для групп;
- раздаточный материал (дуэльный кодекс);
- листы с технологической картой проекта.
УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:
1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.
Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, мы попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.
2.Актуализация знаний.
- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). (Цель Онегина – позлить Ленского и только)
- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).
3. Выдвижение гипотезы:
Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? Ответим на этот вопрос, проведя проектно-исследовательскую работу.
4. Работа над подготовкой к проекту:
Класс делится на 3 группы.
Первая группа выполняет задание:
1)назвать причины дуэли
(Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского:
«Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.»)
2)описать состояние Евгения Онегина и Владимира Ленского перед дуэлью (цитирование)
(Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной,
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится: в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…
Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.)
(Вывод: Оба наших героя терзаются сомнениями. Причиной участия в дуэли становится мнение света)
Вторая группа получает задание: (строфа 9)
1)составить схему ведения дуэли;
2)рассказать о неком секунданте Зарецком с использованием цитат. Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским?
1. Схема дуэли:
1)Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения).
2)Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты.
3)Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды.
4)Выбор характера дуэли.
5)Секундант направлял противнику письменный вызов – картель)
Вывод: Образ Зарецкого в романе «Евгений Онегин» объединяет в себе отвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителям общества. Из эксцентричного буяна, предводителя картежной шайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга, мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишь маска, за которой скрывалось его моральное разложение.
Третья группа получает задание:
1)изучить дуэльный кодекс;
2)проанализировать ход дуэли в свете дуэльного кодекса.
( Обучающиеся выявляют нарушения дуэльного кодекса:
1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.
При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.
9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.
2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.
27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).
3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.
4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.
Вывод: Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).
Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит)
5. Подведение итогов групповой исследовательской работы
- Прокомментируйте дуэль от имени автора романа А.С. Пушкина
(«Но дико светская вражда боится ложного стыда». Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного)
- Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? В гибели В.Ленского виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Что следует выбирать: четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.)
ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.
ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?
Как автор относится к своим героям?
ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.
- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему? (высказывания детей)
6.Рефлексия (недельное задание по созданию продукта-видеоролика по теме «Они сошлись. Волна и камень…» Отразите, пожалуйста, в видеоролике ваше отношение к дуэли, произошедшей между Е.Онегиным и В. Ленским. Перед вами лежат технологические карты по созданию продукта проекта «Они сошлись. Волна и камень…», которые помогут спланировать работу (см. Приложение)
(Распределение ролей по созданию видеоролика согласно желанию обучающихся)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта учебного проекта «Они сошлись. Волна и камень…»
по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: «Дуэль в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Учебный предмет – литература Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Савичева Е.Ю. Консультант: учитель технологии Клочкова Н.Н. |
Смысл проектной деятельности. Его цель. Кому адресован проект. | Смысл проектной деятельности - погружение в атмосферу 19 столетия. Проект поможет овладеть знаниями о кодексе дуэлей в России, воссоздать, по возможности, аутентичную версию дуэли между героями романа А.С. Пушкина, позволит принять участие в исторической реконструкции дуэли. Конечная цель проекта: создание видеоролика «Они сошлись. Волна и камень…» Проект будет интересен всем, кто, как и я, увлечен литературой. |
Результат проектной деятельности | Продукт проектной деятельности. | Видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…» |
Критерии оценки | 1. Соответствие содержанию романа «Евгений Онегин». 2. Качество съёмки видеоролика. 3. Наличие элементов костюмов в соответствии с образцами исторической эпохи. 4. Эмоциональный посыл видеоролика |
Что необходимо для выполнения проекта: | Источники информации | Книги и энциклопедии, содержащие сведения о кодексе дуэли в 19 в.: Востриков А.В. Книга о русской дуэли. СПб., 2004 Курнатовский Г. В. Дуэль, историко-догматическое исследование. СПб., 1898. Суворин А. А. (Алексей Порошин). Дуэльный кодекс. СПб., 1913 Фомин Н. Дуэль // Русский труд. 1899. № 22. С. 78–83. Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1987. Художественная литература: А.И. Куприн «Поединок» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А.П. Чехов «Дуэль» А.С. Пушкин «Выстрел» и др. Интернет-ресурсы: https://www.culture.ru/materials/170333/dueli-i-duelyanty https://zen.yandex.ru/media/litres/literaturnyi-poedinok-5-luchshih-knig-o-dueliah-60d4c087368b4e4d5c873352 https://www.litmir.me/br/?b=218406&p=1 |
| Элементы воссоздания исторической эпохи | Костюмы: 1.Цилиндр (2 шт.) 2. Сюртук (2 шт.) 3. Перчатки (2 пары) Специальные предметы и материалы: 1.Макеты пистолетов (2 шт.) 2.Ящик для пистолетов |
Необходимые умения, способы работы | Умение, умение производить видеосъёмку на мобильный телефон с различных ракурсов, отбирать необходимые видеокадры с целью наибольшей выразительности момента, владеть навыками работы в программе Movavi Video Editor. |
Время | 2 недели |
План работы над проектом | Этап 1 1 неделя | Определение проблемы, актуальности и социальной ценности проекта. Целеполагание, выбор темы и формат проекта. Разработка подробного плана деятельности, нахождения и чтение источников информации по проекту. Обсуждение темы с актёрами видеоролика. Согласование с родителями. Заполнение технологической карты. Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта. |
Этап 2 2 неделя | Изготовление головных уборов. Подбор сопутствующих предметов и одежды для костюмов. Репетиции дуэли. Съёмка видеоролика. Монтирование видеофрагментов. Презентация видеоролика на уроке литературы. Обсуждение. |
Итоги проекта | Рефлексия | В процессе работы удалось достичь: Не получилось осуществить: |
Отзыв руководителя | |
Методическая разработка урока-проекта №3
Тема урока: «Пушкинский роман в зеркале критики»
Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1
Тема проекта: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений»
Цель проекта: выявление «несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» в романе «Евгений Онегин»
Проблема: может ли «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» быть «великим созданием великого поэта?»
Гипотеза: несбывшиеся надежды и стремления отражены в сюжетных линиях «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна» и в их переплетении.
Продукт проекта: Модели надежд и стремлений Ольги и Ленского, Онегина и Татьяны (Приложение)
Задачи:
Изучить материалы по теме (Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9);
Конкретизировать значения слов «надежда», «стремление»;
Исследовать текст романа для выстраивания сюжетных линий и поиска средств изображения (цитат) о надеждах и стремлениях героев;
Сделать выводы: модели сюжетных линий с надеждами и стремлениями героев, обоснованные иллюстрациями и цитатами из текста (продукт проекта). Выступления групп;
Оборудование:
1.Текст романа, ватман для моделирования, маркеры, иллюстрации.
2.Толковый словарь С.И. Ожегова.
3.Презентация с наглядным материалом по ходу урока.
УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:
1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя
Мы уверенно подходим к завершению работы над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Теперь мы по праву можем подняться над романом и не только посмотреть на его отражение в русской критике, но и самим попытаться взять на себя роль критиков. В центре нашего внимания – великий литературный критик первой половины 19 века Виссарион Григорьевич Белинский.
Каких известных вам писателей он подвергал критике? (В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя)
2. Актуализация: чтение и комментарий слов критика и на этой основе формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач совместно с учащимися (см. выше «цель», «проблема», «гипотеза», «задачи»)
Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть. В.Г. Белинский
Даем определения словам «надежда» (первое значение), «стремление»
Надежда – 1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подаёт надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретёт необходимые или ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).
2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. Вся надежда на кого-что (разг.) помочь, выручить может только кто-что-н. Опаздываю, вся надежда на такси.
Стремление – настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить; устремлённость к чему-н. Душевные стремления. Юношеские стремления.
С
Стремления
огласно значениям получается, что стремления – это шаги к надежде (приходим к этому умозаключению совместно с учащимися). Получается схема:
Надежды
3. Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям: 1 группа: надежды и стремления Ольги, надежды и стремления Ленского; 2 группа: надежды и стремления Онегина; надежды и стремления Татьяны.
Под руководством учителя намечаются этапы каждой из сюжетных линий, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, отражающие стремления и надежды героев. Стрелками нужно показать, когда стремления и надежды героев совпадают, а когда расходятся.
4. Презентация работы групп (см. Приложение ), выводы (защита работы по схеме).
5. Общие выводы
Стремления героев не привели к тому, чтобы их надежды сбылись. Стечение обстоятельств, возникшее в переплетении судеб и сюжетных линий, явилось причиной несбывшихся надежд. Особую роль в романе играет эпизод «Именины Татьяны».
Белинский прав, это «поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений», если не брать в расчет Ольгу (у нее все сбылось).
Величие романа – в его «подлинности», соответствии реалиям. В этом романе А.С. Пушкин уходит от романтизма и приходит к реализму.
Приложение 2
Модель надежд и стремлений Ольги и Ленского
| Деревня, дружба | |
Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав И детям прочили венцы Друзья-соседы, их отцы. |
Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он сердцем милый был невежда… Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна. Он пел любовь, любви послушный… | | Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… |
Германия | | Деревня |
Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. | | В глуши, под сению смиренной, Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаенный |
| Деревня, любовь | |
| Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена Он был любим… по крайней мере Так думал он, и был счастлив | |
| Ожидание свадьбы | |
| Он вечно с ней. В ее покое Они сидят в потемках двое; Они в саду, рука с рукой, Гуляют утренней порой | |
| Именины Татьяны | |
Все видел: вспыхнул, сам не свой; В негодовании ревнивом Выходит, требует коня И скачет. Пистолетов пара, Две пули — больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его. | | …Оленька зевала, Глазами Ленского искала, И бесконечный котильон Ее томил, как тяжкий сон. |
| Дуэль | |
И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет… | | Сюда ходили две подруги, И на могиле при луне, Обнявшись, плакали оне. Но ныне… памятник унылый Забыт. |
Гибель | | Замужество |
Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых. Пришельцу надпись говорит: «Владимир Ленский здесь лежит, Погибший рано смертью смелых, В такой-то год, таких-то лет. Покойся, юноша-поэт!» | | Не долго плакала она. Другой увлек ее вниманье Улан умел ее пленить, Улан любим ее душою… И вот уж с ним пред алтарем И скоро звонкий голос Оли В семействе Лариных умолк. Улан, своей невольник доли, Был должен ехать с нею в полк. |
Выводы
Наиболее целостным в своих стремлениях и надеждах оказывается Ленский, его желания конкретны. Нелепый случай выливается в трагедию и все разрушает.
Ольга, судя по ее поступкам, стремится к замужеству (неважно с кем: поэт? военный?). Она повторит судьбу своей матери. Скорее всего, ее надежды сбылись.
Модель надежд и стремлений Онегина и Татьяны
| | |
…наследник всех своих родных …родился на брегах Невы… Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. …русская хандра Им овладела понемногу… Потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же… | | Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Она любила на балконе Предупреждать зари восход Ей рано нравились романы Любила русскую зиму Татьяна верила преданьям Простонародной старины |
| Первая встреча | |
— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. — Привычка, Ленский. — Но скучаешь Ты как-то больше. — «Нет, равно. Скажи: которая Татьяна?» — Да та, которая, грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна. — «Неужто ты влюблен в меньшую?» — А что? — «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. | | И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Душа ждала… кого-нибудь… И дождалась… Открылись очи; Она сказала: это он! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя… |
| Встреча в саду | |
Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет. | | И, задыхаясь, на скамью Упала… «Здесь он! здесь Евгений! Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! |
| Именины Татьяны | |
Ее смущение, усталость В его душе родили жалость: Он молча поклонился ей, Но как-то взор его очей Был чудно нежен. Оттого ли, Что он и вправду тронут был, Иль он, кокетствуя, шалил, Невольно ль, иль из доброй воли, Но взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил. | | Она темнеющих очей Не подымает: пышет бурно В ней страстный жар; ей душно, дурно; Она приветствий двух друзей Не слышит, слезы из очей Хотят уж капать; уж готова Бедняжка в обморок упасть; Но воля и рассудка власть Превозмогли. Она два слова Сквозь зубы молвила тишком… |
| Встреча в Москве | |
Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Сомненья нет: увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он. Онегин сохнет — и едва ль Уж не чахоткою страдает. Все шлют Онегина к врачам, Те хором шлют его к водам. А он упрям, отстать не хочет, Еще надеется, хлопочет; Смелей здорового, больной, Княгине слабою рукой Он пишет страстное посланье. | | Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? Она его не замечает, Как он ни бейся, хоть умри. Свободно дома принимает, В гостях с ним молвит слова три, Порой одним поклоном встретит, Порою вовсе не заметит |
| Объяснение | |
Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда. | | Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна |
Выводы
В отличие от сюжетной линии «Ольга - Ленский» в судьбах героев четко прослеживается несбыточность стремлений и надежд. «А счастье было так возможно…»
Несбыточности надежд и стремлений способствует как сцена именин, так и неготовность Онегина к отношением в определенный момент и нерушимый принцип Татьяны – долг женщины-жены