Ход урока
Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом урока станут слова великого писателя Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг».
- В чем мудрость этих слов?
- Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового!
2.Актуализация знаний:
- Прочитайте слова, записанные на слайде:
Пенал, обедать, мы, восемь, воробей, жёлтый, она, третий, яблочный, четыре, работать.
- Все эти слова можно разделить на несколько групп.
- Подумайте, по какому признаку это сделать?
Работа в группах.
Выпишите каждая группа слова предложенной вам части речи.
- Проверьте свои записи.
- Докажите, что вы правильно определили части речи.
-Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.
-Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?
-Докажите, что эти слов – глаголы?
-А что вам известно о местоимениях?
У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы работали в группе.
3.Выявление места затруднения.
- Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему не распределили слова?
(Мы не знаем, куда их распределить. Они не подходят к изученным частям речи)
Возникла проблема, которую мы с вами должны сегодня решить.
_ Какую цель поставим сегодня на уроке?
-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?
- Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи
- Составим план работы по изучению новой части речи.
Что мы должны узнать?
На какие вопросы отвечают?
4.«Открытие» нового знания.
1) Выбор термина.
- Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз.
- Что называют слова?
- Попробуйте дать им название.
- Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
- Сформулируйте тему урока.
2) Наблюдение над именем числительным.
-Нас ждёт исследовательская работа. Откройте тетрадки.
-Сколько учеников на каждой картинке? (Один, два, три.)
Запишите слова.
-Какая это часть речи?
-Что обозначают слова?
- На какой вопрос отвечают?
(Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько?)
-А теперь давайте оживим эти картинки.
(Дети выходят к доске и становятся, как на слайде . Роль этого ученика сыграет….)
Представьте, что не на уроке русского языка, а на физкультуре.
-Даётся команда: по порядку номеров рассчитайтесь!
-ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.
-Какие слова вам помогли выполнить это задание?
-Запишите их. (Первый, второй, третий, четвёртый.)
-Какая это часть речи?
-Что они обозначают? (порядок при счете)
- На какой вопрос отвечают? (который?)
(Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – который?)
Оцените свою работу на этом этапе. Как активно вы участвовали в исследовании.
5. Обобщение знаний:
-Давайте обобщим наши знания.
- Что мы узнали об имени числительном?
Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника страница 60
- Хорошо, мы справились.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Выполним упражнение 106 .
– Списать, подчеркнуть имена числительные.
Проверка со слайда 2
Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.
Докажите, что правильно подчеркнули слова.
8.Домашнее задание:
Найдите и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
Найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные.