СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Предложный падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложный падеж

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку на тему: "Предложный падеж имён существительных"»

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Ход урока:

Организация внимания.

 Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все помотрели.


Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

Проверка домашнего задания.

Упражнение 83 на стр. 39 в тетради на печатной основе.

  • Какие имена существительные вставили в стихотворение-загадку?

  • В каком падеже стоят существительные?

  • Назовите отгадку.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п.  кто? что?

Р. п.  кому? чему?

Д. п.  кого? что?

В. п.  кого? чего?

Т. п.  кем? чем?

- Давайте наведём порядок, выполнив задание самостоятельно в тетради. (Самопроверка - шкала).

- Какого падежа не хватает падежа? Почему?

- Какова тема нашего урока?

Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока.         

Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Ответы детей.

Маршрут движения.

  1. Название падежа.

  2. Вспомогательное слово.

  3. Вопросы падежа.

  4. Предлоги падежа.

  5. Член предложения.

Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа в тетради на печатной основе на стр. 40.

- Прочитайте упражнение.

- Найди сведения о П.п., подчеркните особенности П.п. Впишите их в сигнальную карточку тетради.

- Составьте памятку о П.п.

- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным – о ком?, а к каким – о чем?

- Назовите предлоги П.п.?

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П.п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?

- Какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами?

- Сверьте свои сведения с правилом о П.п.

3. Работа по электронному приложению к учебнику.

- Прослушайте правило.

VI.  Первичное закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение 99 на странице 55 учебника.

Прочитайте. Из каких произведений эти строки?

Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.

Назовите падеж выделенных имен существительных. С какими предлогами употреблены имена существительные?

Выполните письменное задание (списать отрывок из произведения по выбору).

- Самостоятельное выполнение письменных заданий к тексту.

(Два учащихся на выбор выполняет упражнение у доски с обратной стороны для осуществления проверки контроля - шкала).

VII. Физкультминутка.  

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

 И при этом все важны               

Демонстрируют свою внимательность

 Повторение движений за учителем

Закрепление. 

  1. Групповая работа. Работа по карточкам. 

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

X. Рефлексия.

«Закончи предложение»

- Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: . . .

XII. Итог урока.

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

  Мне понравилось работать на уроке.

  Мне было трудно.

  У меня остались пробелы в знаниях.

XIII. Домашнее задание.

Упражнение 98 стр. 54




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!