Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Ход урока:
Организация внимания.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все помотрели.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
Проверка домашнего задания.
Упражнение 83 на стр. 39 в тетради на печатной основе.
Какие имена существительные вставили в стихотворение-загадку?
В каком падеже стоят существительные?
Назовите отгадку.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок, выполнив задание самостоятельно в тетради. (Самопроверка - шкала).
- Какого падежа не хватает падежа? Почему?
- Какова тема нашего урока?
Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Ответы детей.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа в тетради на печатной основе на стр. 40.
- Прочитайте упражнение.
- Найди сведения о П.п., подчеркните особенности П.п. Впишите их в сигнальную карточку тетради.
- Составьте памятку о П.п.
- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным – о ком?, а к каким – о чем?
- Назовите предлоги П.п.?
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П.п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами?
- Сверьте свои сведения с правилом о П.п.
3. Работа по электронному приложению к учебнику.
- Прослушайте правило.
VI. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 99 на странице 55 учебника.
Прочитайте. Из каких произведений эти строки?
Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.
Назовите падеж выделенных имен существительных. С какими предлогами употреблены имена существительные?
Выполните письменное задание (списать отрывок из произведения по выбору).
- Самостоятельное выполнение письменных заданий к тексту.
(Два учащихся на выбор выполняет упражнение у доски с обратной стороны для осуществления проверки контроля - шкала).
VII. Физкультминутка.
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
Демонстрируют свою внимательность
Повторение движений за учителем
Закрепление.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Рефлексия.
«Закончи предложение»
- Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: . . .
XII. Итог урока.
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
XIII. Домашнее задание.
Упражнение 98 стр. 54