СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку на тему _Текст как интегративная единица_

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку на тему _Текст как интегративная единица_»

Текст как интегративная единица

В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в т.ч. обряд, танец, ритуал и т.п.; в языкознании текст – последовательность вербальных (словесных) знаков.

В языкознании текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – это «объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [Языкознание, с. 482].

Изучение текста в разных странах осуществляется под разными названиями: лингвистика текста, структура текста, герменевтика текста (т.е. выявление системы неочевидных смысловых связей и оппозиций), грамматика текста; онтологический статус каждой из этих дисциплин определён нечётко, и в целом можно говорить о более общей дисциплине – теории текста [Языкознание, с. 482].

Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, психологии, культурологии, истории и др. Поэтому понятие «текст» принадлежит к числу наиболее дискуссионных понятий. Это связано как с его сложностью и многоаспектностью, так и с недостаточной разработанностью теории текста.

И.Р. Гальперин определяет текст как «произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, с. 18].

Л.М. Лосева определяет текст как совокупность предложений (реже одно предложение), связанных по смыслу и с помощью лексико–грамматических средств [Лосева, с. 4].

Определение текста с позиции Н.С. Болотновой даётся с точки зрения коммуникативной стилистики текста, изучающей проблемы эффективности общения как текстовой деятельности. В этом случае речь идёт о целом тексте, а не о текстовом фрагменте, так как только в целом тексте проявляется в полной мере его коммуникативность (интегральное качество, выделенное Е.В. Сидоровым), авторская интенция (замысел, идея), общая коммуникативная стратегия и тактика речевого развёртывания. Только в рамках целого текста проявляются его системные качества: информативность, интегративность, структурность, регулятивность. Регулятивность, определяемая как способность управлять познавательной деятельностью адресата, дают ключ к постижению общего смысла текста.

Поэтому по Н.С. Болотновой текст – это «речевое произведение, концептуально обусловленное (т.е. имеющее концептуальную идею) и коммуникативно-ориентированное в рамках определённой сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (она может быть и нулевой)» [Болотнова, с. 101].

В данном определении важно, что текст – это, во-первых, речевое произведение (не языковая единица высшего уровня). Во-вторых, текст всегда имеет гиперконцепт (идею, отражающую авторский замысел и формирующую целостность текста). В-третьих, текст обладает стилистической окраской, отражающей определенную сферу общения. В-четвёртых, текст всегда ориентирован на адресата (даже если им является сам автор). В-пятых, текст несёт информацию (отражаясь в сознании читателя, она приобретает статус смысла). В-шестых, текст обладает эффектом воздействия (прагматикой) [Болотнова, с. 101-105].

Таким образом, текст представляет собой сложную интегративную единицу, оценить однозначно которую нельзя. Множество различных определений ряда исследователей ещё раз свидетельствует о том, что для обозначения понятия «текст» нужно глубоко и основательно изучить данную единицу, в связи с её сложностью и многоаспектностью.