СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку "Проверь себя. Общение устное и письменное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о чтении и письменной речи как видах речевой деятельности.

Задачи: вспомнить изученное о речевой ситуации, о её компонентах: кому, кто, что, зачем говорит; развивать коммуникативные способности, воображение; воспитывать культуру речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку "Проверь себя. Общение устное и письменное".»

Урок № 1.

Тема: Проверь себя. Общение устное и письменное.

Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о чтении и письменной речи как видах речевой деятельности.

Задачи: вспомнить изученное о речевой ситуации, о её компонентах: кому, кто, что, зачем говорит; развивать коммуникативные способности, воображение; воспитывать культуру речи.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  1. Воспроизведение и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Прошло лето, но оставило в нашей памяти неизгладимый след.

- Давайте вспомним о прекрасных летних деньках.

- Кто расскажет о своих воспоминаниях?

- Дайте оценку рассказу своих одноклассников.

- Я согласна с тем, что в рассказах ребят были речевые ошибки, поэтому поработаем над развитием речи.

  1. Подбери слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

Солнечный…, яркое…., жаркий…., купаться…., загорать…., отличное…, весёлые…., собирать…., собираться…., плавать…. .

А) Используя словосочетания, составьте распространенное предложение.

Б) Используя словосочетания, составьте нераспространенное предложение.

2. Подбери к словам синонимы. Что такое синонимы?

Беззаботный -…, блестеть-…, блестящий-…, вежливый-…, весёлый-…, вкусный-…, голубой-…., гостеприимный-… .

Слова для справок: радушный, лазурный, лакомый, ликующий, обходительный, лучистый, искриться, беспечный.

  1. Подбери к словам антонимы. Что такое антонимы?

Блестеть-.., весёлый-.., ветреный-…, восход-…, глубокий-…, город-…, греть-…, горячий-… .

Слова для справок: село, скучный, закат, охлаждать, мелкий, холодный, мерцать, безветренный.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

К А Р И Т О Р И

- Соберите из данных букв слово. (риторика) - Что вы знаете об уроке риторики?

2. Знакомство с учебником.

IV. Актуализация знаний.

- Откройте учебник на стр. 4. Как называется первый раздел? (Общение.)

- Что такое общение? Мнение ребят. (Общение – установление и развитие контактов между людьми.)

- Можно ли сказать, что мы с вами общаемся? - Какое у нас общение?

Физминутка.

V. Применение знаний и умений в новой системе.

Давайте прочитаем диалог профессора Самоварова с Аней. (чтение по ролям) стр. 4.

Выполнить упр 1. (Ваня забыл о знаках препинания и заглавной букве в начале предложений.)

В саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Упр 2 устно.

Существует устная и письменная речь. Люди, которые общаются друг с другом с помощью устной речи - это собеседники. Письменная речь состоит из предложений, грамотно оформленных на письме, со знаками препинания. В устной речи высказывания разделяют паузами.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Упр 3. д/з

1. Сказанное слово улети́т, а написанное останется. 2. Петь хорошо́ вместе, а говори́ть порознь. 3. Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4. Сперва подумай, потом скажи. 5. Слово не воробе́й, вылетит — не поймаешь. 6. Говорить не думая — что стреля́ть не целясь. 7. Кроткое слово и гнев побеждает. 8. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. 10. Что написано пером, не вырубишь топором.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне: улетит - полёт, хорошо - хороший, говорить - говор, разговор, воробей - воробышек (слов. слово), стрелять - стрелы, побеждает - победа.

Ться/тся в глаголах: оставаться (что делать?)

разделительный ь (в корне перед гласными е, ё, я, ю): запьёшь.

парные согласные в корне: гнев - гневаться, сладким - сладок.

Упр 4

1 рисунок. Маша и Витя ведут диалог. Они внимательно слушают друг друга. Ребята разговаривают доброжелательно, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи. Дети стремятся понять друг друга. Они разговаривают уважительно.

2 рисунок.  Маша и Витя ведут спор.  Они стараются перекричать друг друга, не думают о собеседнике. Ребята не слушают друг друга.

Упр 5 устно

Профессор Самоваров и Ваня ведут диалог. Тема диалога — «дружба». Главная мысль беседы выражена в предложении: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги!».

Стр. 7 правило. Давайте вспомним, как оформляется диалог на письме.

(Прямая речь каждого записывается с новой строки и ставится тире- черточка)

Упр 7

- Папа, ты идешь на рыбалку? (Вопр.)
- Да, сынок. Утром должен быть хороший клёв. (Повеств.)
- Я хочу пойти с тобой! (Повеств.)
- Пойдем с мной, у меня как раз есть еще одна удочка. (Побуд.)

Дорогие мальчики и девочки! Я расскажу вам о природных богатствах нашего края. (Повеств.) Бергите природу! (Побуд.) Не рвите растения и не разжигайте костров! (Побуд.) 

Упр 6

VII . Итог урока. Рефлексия.

- Чему был посвящен наш урок?

- Что нового вы узнали? Где могут пригодиться вам новые знания?

- Какими видами речевой деятельности вы владеете?

- Что нужно всегда помнить при общении ? (быть вежливым собеседником)

VIII. Домашнее задание. Стр. 7 правило, стр. 5 упр 3.



3