СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку в 5 классе на тему "Словарное богатство русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме "Словарное богатство русского языка" включает технологическую карту и презентацию. Учебник Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М.

Просмотр содержимого документа
«ТК Словарное богатство русского языка»

2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« БУРЕПОЛОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



Технологическая карта



Урок-исследование по русскому языку в 5 классе «Словарное богатство русского языка»





Выполнил: Поплаухина Кристина Владимировна

учитель русского языка и литературы







пос. Буреполом

2018 г.

Технологическая карта урока-исследования

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

Учитель

Поплаухина Кристина Владимировна

Тема урока

Словарное богатство русского языка

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок закрепления новых знаний

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Сформировать представление о науках, которые изучают словарный состав языка, обобщить и систематизировать знания учащихся о словарном богатстве русского языка, контроль умений и навыков учащихся.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику);

- дать определение о фразеологии как науки, изучающей фразеологизмы и их значения;

- помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова, учить распознавать лексические средства выразительности.

 - развить умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;

- сделать выводы о словарном богатстве русского языка.


  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

  • развитие готовности и способности учащихся к реализации творческого потенциала;

  • воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку.

Актуальность использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Повышение мотивации обучения; эффективность проведения урока; дифференциация видов заданий; развитие творческой личности; разнообразие формы обратной связи.

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.



Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя


Деятельность учеников


Планируемые результаты

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организационный момент

2

Слайд 2:

Все увлекаются арабским,
Всех потянуло на восток,
Испанским, польским, итальянским,
На запад поезд всех увлек

-

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- формирование умения слушать и слышать.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- нацеливание на успешную деятельность.

Волевая саморегуляция

2. Выход на тему урока

7

Слайд 3:

Прочитать высказывание А. Толстого о русском языке.

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему же русский язык называют «великим могучим русским языком»?


Слайд 4:

Прочитать и вспомнить пословицы о русском языке

Наблюдение, проблемная ситуация

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "богатство русского языка", формулирует некоторые задачи урока

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

3. Основной этап

7

- Запишите какие же науки о языке существуют и что они изучают.

Слайд 5. (Лексика)

Слайд 6. (Фразеология)



Наблюдение.

Ф

Указывает объект наблюдения

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Актуализировать знания детей о науках, изучающих словарный запас языка.

4. Работа над темой.

13

Слайд 8.

- Выполните упражнение из учебника. (Упр. № 690) (Один обучающийся выполняет на доске)


Слайд 9.

- Далее выполнить следующее упражнение из учебника. ((Упр. № 691)

Наблюдение, работа с текстом.

Ф, П

Подведение детей к самостоятельному выводу.

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

5.Первичное закрепление нового материала

11

Слайд 10.

Из предложенных тем выбрать любую и составить словарик.


Слайд 11.

Прочитав высказывания известных людей о словарном богатстве русского языка, ответить на вопрос: Какие выше высказывания связаны с темой
«Словарное богатство русского языка»?Как вы их понимаете?

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль.

Г, П, И

Организует выступление учащихся, обмен мнениями.

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;


- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

КОД (контрольно-оценночная деятельность).

5

Слайд 12..

- Мы сегодня узнали о…

- Мы сегодня исследовали…

- Мы сегодня доказали…

- Можно сделать вывод, что…




Рефлексия, контроль, 

Ф, П, Г

Задает вопросы 
о пройденной теме.
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний


- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.


Развивать речь детей.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Просмотр содержимого презентации
«Словарное богатство русского языка»

Словарное богатство русского языка Урок- исследование в 5 классе

Словарное богатство русского языка

Урок- исследование в 5 классе

Все увлекаются арабским,  Всех потянуло на восток,  Испанским, польским, итальянским,  На запад поезд всех увлек   Как просто – бросить все и скрыться,  И рассказать нам всем потом,  О том что счастье за границей,  И рассмеяться на своем   Теперь родном уже наречьи,  Теперь в другой совсем стране,  Я рад за них, но жизнь не вечна,  И лишь родной язык – в душе.  Как вы думаете, ребята, почему это стихотворение называется «Родной язык»? Какова его основная мысль?

Все увлекаются арабским, Всех потянуло на восток, Испанским, польским, итальянским, На запад поезд всех увлек Как просто – бросить все и скрыться, И рассказать нам всем потом, О том что счастье за границей, И рассмеяться на своем Теперь родном уже наречьи, Теперь в другой совсем стране, Я рад за них, но жизнь не вечна, И лишь родной язык – в душе.

Как вы думаете, ребята, почему это стихотворение называется «Родной язык»? Какова его основная мысль?

Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Толстой)

Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Толстой)

Пословицы о русском языке

Пословицы о русском языке

  • Ласковое слово – что вешний день.
  • От одного слова – да навек ссора.
  • Слово пуще стрелы разит.
  • Доброе молчание лучше худого ворчания.
  • Лишнее говорить – себе вредить.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается значение слов. Лексика – весь словарный запас русского языка. Лексическое значение слова – то, что обозначает слово.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается значение слов.

Лексика – весь словарный запас русского языка.

Лексическое значение слова – то, что обозначает слово.

ФРАЗЕОЛОГИЯ Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы и их значения (устойчивые сочетания слов). ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы и их значения (устойчивые сочетания слов).

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Задание 1. Необ..ятный, бе..конечный, бе..предельный, бе..брежный, необозримый, неоглядный, бе..крайний, бе..мерный, неи..ч..рпаемый, неи..тощимый, нет..сякаемый, бе..граничный. Что общего в значении данных слов?

Задание 1.

Необ..ятный, бе..конечный, бе..предельный, бе..брежный, необозримый, неоглядный, бе..крайний, бе..мерный, неи..ч..рпаемый, неи..тощимый, нет..сякаемый, бе..граничный.

Что общего в значении данных слов?

Задание 2. Даны слова на тему «Зима». Запишите их по алфавиту три колонки, группируя по частям речи. Снег, ветер, мёрзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.

Задание 2. Даны слова на тему «Зима». Запишите их по алфавиту три колонки, группируя по частям речи.

Снег, ветер, мёрзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.

Задание 3. Составьте словарик на одну из тем (на выбор).

Задание 3. Составьте словарик на одну из тем (на выбор).

  • «Лето»
  • «Осень»
  • «Весна»
  • «Семья»
  • «Животные»
  • «Птицы»
Каждое слово необъятно…(Н.Гоголь) Нет на свете оружия сильнее слова. (К.Станиславский) Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (К.Паустовский) Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире (Л.Успенский)
  • Каждое слово необъятно…(Н.Гоголь)
  • Нет на свете оружия сильнее слова. (К.Станиславский)
  • Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (К.Паустовский)
  • Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире (Л.Успенский)

Какие выше высказывания связаны с темой «Словарное богатство русского языка»?

Мы сегодня узнали о… Мы сегодня исследовали… Мы сегодня доказали… Можно сделать вывод, что…
  • Мы сегодня узнали о…
  • Мы сегодня исследовали…
  • Мы сегодня доказали…
  • Можно сделать вывод, что…
Спасибо!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!