Муниципальное учреждение
дополнительного образования детско-юношеский центр «Максимум» г. Магнитогорск
Методическая разработка
«Авторская кукла в смешанной технике с использованием 3D технологии»
Педагог дополнительного образования
Шевченко Анастасия Юрьевна
Магнитогорск 2020 г.
Аннотация
Разработка призвана развить умения использовать трёхмерные графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении. Обучающийся получит необходимые знания и навыки для реализации своих творческих идей.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в системе дополнительного образования. В ней представлен материал, объединяющий разные виды художественной и технической деятельности: рисование, лепка, шитье, разработка 3Д моделей и т.д.
Эта разработка отвечает на главный вопрос современности, а именно: каким образом можно внедрить технологические возможности в художественный процесс?
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
Использование 3Д технологий в художественном процессе 5
Особенности создания авторской куклы с использованием 3Д технологий 8
Заключение 10
Список используемых источников………………………………….……….11
Приложение……………..………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Создание авторской куклы как один из видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения детей, для формирования их художественного и эстетического вкуса. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат, связанных с ее созданием.
Мир кукол всегда привлекателен для нас. Каждый человек когда-нибудь имел дело с куклами. В основном это происходило в далёком детстве. Куклы бывают разные: театральные, коллекционные, детские, интерьерные, но назначение у всех кукол одно – дарить людям радость от соприкосновения с их миром.
Сегодня развитие компьютерных технологий происходит с немыслимой скоростью и захватывает все большие пространства человеческой деятельности. Компьютерное моделирование и проектирование это прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ.
Данная методическая разработка преследует цель дать педагогам сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса с применением современных технических и информационных средств обучения.
Актуальность заключается в широком использовании в различных областях трехмерного моделирования. 3D-моделирование и проектирование в современном мире стали прогрессивной отраслью мультимедиа, которые позволяют осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ. Появление на рынке множества недорогих 3D принтеров, позволило включить в образовательный процесс новое оборудование, и таким образом приобщить детей к современной, востребованной и активно развивающейся отрасли.
Использование 3Д технологий в художественном процессе
Методическая разработка «Авторская кукла в смешанной технике с использованием 3Д технологий» относится к технической направленности. Категория обучающихся: учащихся в возрасте от 14 до 17 лет.
Данная разработка предусматривает как индивидуальное, так и групповое выполнение работы. Групповое выполнение работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—4 человека. Соответственно работа должна быть распределена на всех участников группы в равном объеме, например:1- занимается разработкой самой модели куклы, 2- разрабатывает черты лица,3- занимается печатью спроектированных моделей, с дальнейшей шлифовкой и тонированием, 4- занимается разработкой и пошивом одежды
По месту выполнения работы «аудиторные» и домашние, то есть, выполняются непосредственно на занятии или в виде дистанционных занятий.
Основной формой обучения является практическая работа различного вида: репродуктивная работа, частично-поисковая работа, творческая работа.
Длительная работа обучающихся за компьютером подразумевает соблюдение определённых гигиенических требований. Необходимо устраивать физкультминутки и регулярно проветривать кабинет. Время непрерывной работы учеников за компьютером не должно превышать рекомендуемых норм.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью считаю формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение навыков по трёхмерному моделированию и 3Д-печати.
Задачи:
1.Образовательные:
научить самостоятельно выполнять моделирование и подбор текстурных материалов для проекта соответственно творческому замыслу;
познакомить обучающихся с терминологией и компьютерными программами, связанными с трёхмерным проектированием предметов;
способствовать формированию знаний и умений в области аддитивных технологий;
Обеспечить новый уровень доступности образования при сохранении его качества.
2. Развивающие:
способствовать развитию нестандартного мышления и пространственного воображения;
способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;
способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными технологиями.
Развивать умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.
3. Воспитательные:
воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных технологий в повседневной жизни.
Для более эффективного построения работы с детьми при создании авторской куклы с использованием 3Д технологий был проведен обзор и анализ по следующим направлениям:
- изучение накопленного опыта работы по обучению детей 3Д технологиям(опыт работы педагогов, работающих в нашем учреждении, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
- изучение нормативно - правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.
- в воспитательной деятельности обучающихся определены задачи, такие как воспитание усидчивости, концентрации, воспитание творческой активной и самостоятельной личности
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат практические навыки работы в среде трёхмерного моделирования, и реализуют свои проекты посредством аддитивных технологий.
Учащиеся будут знать: приёмы работы в 3Д программах, принципы создания трехмерного объекта; пропорциональности, принципы аддитивных технологий.
Будут уметь: создавать трёхмерные объекты различной степени сложности и подготавливать их к 3Д-печати.
Особенности создания авторской куклы с использованием 3Д технологий
В данной разработке были соединены стандартные представления о создании авторской куклы и современные технические возможности.
Создание авторской куклы как один из видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения детей, для формирования их художественного и эстетического вкуса. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат, связанных с ее созданием.
Существует много материалов, которые исследовались на предмет применимости в 3D-печати, и на сегодняшний день доминирующую роль в этой нише занимают – ABS, PLA, SBS и PETG.
Все они – термопластики, т.е. они становятся мягкими и пластичными при нагревании, а при охлаждении затвердевают. Этот процесс может быть повторен многократно. Подверженность плавлению и обработке – именно то свойство, которое вывело термопластики в лидеры в повседневном использовании и привело к тому, что большинство видов пластика, с которыми мы сталкиваемся в быту, – термопластики. Помимо того, что объекты должны быть точно изготовлены, они должны выполнять необходимые функции. При работе с куклой мы смогли опробовать лишь два вида филамента: ABS и PLA. По нашему опыту детали, распечатанные из ABS пластика, подвергались более частому браку, чем PLA, поэтому для печати деталей куклы рекомендуем использовать второй вариант.
ABS может принимать много разных полимерных форм, ему можно придать множество самых разных свойств. В целом, это прочный и несколько более податливый по сравнению с PLA пластик. Натуральный ABS имеет до окраски бежеватый (молочный) оттенок. Пластичность ABS позволяет легко создавать элементы различных соединений и крепежа. Он легко шлифуется и обрабатывается. Важно отметить, что ABS растворяется в ацетоне, что позволяет склеивать детали и добиваться очень гладкой поверхности.
PLA пластик создается из самых разнообразных продуктов сельского хозяйства – кукурузы, картофеля, сахарной свеклы и т.п. – и считается более экологичным, чем ABS, в основе которого лежит нефть. Изначально он применялся для изготовления продуктовых упаковок и легко утилизируется в промышленных компостных установках. В компостной куче на вашей даче он разлагаться не будет . В своем естественном виде он прозрачен и поддается окраске, в результате чего можно добиться также разной степени прозрачности. PLA такой же прочный, но более жесткий, чем ABS, поэтому его сложнее использовать для соединений различных элементов. Распечатанные объекты, как правило, более гладкие и блестящие. PLA немного труднее шлифовать и обрабатывать, чем ABS. PLA растворяется в Хлористом метилене (дихлорметане). Более низкая температура плавления делает PLA непригодным для ряда ситуаций – например, за день в нагретом салоне автомобиля детали из него могут деформироваться и «потечь».
Порядок работы над куклой можно определить следующим образом:
Продумать и отрисовать эскиз будущей куклы (фигуру, лицо, костюм)
Создать в 3Д программе (мы использовали Blender) пропорциональные элементы куклы
Проработать мелкие детали(черты лица, колени, пальцы, шарниры и т.п.)
Распечатать детали на 3Д принтере
Отшлифовать и за тонировать
Собрать все детали куклы с помощью резинки и крючков
Сшить парик
Слепить и расписать глаза
Снять мерки, раскроить и сшить костюм
Заключение
В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие компьютерных технологий происходит с немыслимой скоростью и захватывает все большие пространства человеческой деятельности. Технологический прогресс не обошел стороной и художественную сферу, поэтому данную разработку можно реализовывать в рамках общеобразовательных программ, ведь она отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Данный методический материал был подготовлен с целью показать, каким именно образом можно внедрить технологический процесс в творческое занятие создания авторской шарнирной куклы и применить данный материал в образовательном учреждении. Освоив данную технологию вы научитесь: создавать 3Д модели, ознакомитесь с ПО конструирующих программ, сможете внедрять технологический процесс в художественную структуру.
Список использованных источников:
Бочков А.Л., Сергеев А.А., Большаков В.В. Основы 3D-моделирования./А.Л. Бочков, А.А. Сергеев, В.В.Большаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 304 с.
Петелин А.Ю. 3D-моделирование в SketchUp 2015 - от простого к сложному./ А.Ю. Петелин. Москва: – ДМК Пресс, 2015. – 370 с.
Обучающие материалы. Система трехмерного моделирования [Электронный ресурс], - https://kompas.ru/publications/books/
Обучающие материалы. Краткий экскурс в процесс создания модели в 3d-программе с последующим прототипированием [Электронный ресурс], https://can-touch.ru/blog/modelirovanie-bjd/
Приложение