Тема мероприятия: «Энергосбережение в нашей жизни»
7-8 класс
Учитель физики: Мазуркина Светлана Александровна
Тип урока: Урок применения знаний и умений. Урок - игра Цели и задачи:
- привлечь внимание учащихся к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
-способствовать воспитанию культуры энергопользования;
-создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;
-стимулировать интерес учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе; -воспитывать умение работать в парах, в команде;
Оборудование: компьютер, рисунки по энергосбережению, оформленный учащимися, мультимедио проектор, презентации к мероприятию, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Деление класса на команды.
(1 слайд) Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте тему урока и скажите, о чём пойдет речь? 2.Введение в тему
Ребята, мы сегодня у нас урок-игра. На каждой станции вас ждут задания. Оценивать вас будут наше жюри. Итак, первая станция: Энержик. Слайд З. Из истории
У; молодцы! А теперь переходим на другую станцию, дискуссионный клуб. Слайд Ребята из старших классов читают подготовленный доклад.
Слайд: Ученик 1 : - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, ВСКИПятить чайник, поутюжить одежду. Словом — есть электричество — есть жизнь! [4] Слайд Ученик 2: -А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель: - А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.
Слайд Ученик 1: - Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Борьба человека за существование состояла не только в добывании пищи и обретении крова. Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
Слайд Ученик 2: - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки — лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место, Но лучины быстро сгорали, на пол от неё падали искорки, от которых жилище могло сгореть. Тогда люди стали подставлять под лучину корыто с водой, падая, искорки попадали туда и гасли. Это был не очень удобный способ освещения жилищ, тогда люди придумали свечи.
Слайд Ученик 1: - Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них — канделябры.
Ученик 2: - Канделябр — это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.
Слайд Ученик 1 : - На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Учитель: - А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку: Дом — стеклянный пузырек, А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
Слайд Ученик 2: - Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 — 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу ПН. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России — «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.
Слайд Ученик 1: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной порами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат поры ртути и выбрасывать их категорически запрещено!
Учитель: - Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
Учитель: - Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадок: К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество !
Это . . . (электричество)
Учитель: - Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?
Слайд Ученик 2: - Энергия — это сила приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничего вокруг нас не происходит без участия энергии. Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
Согревают дома — теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия; Освещение квартир;
Работа электроприборов, лифтов в подъездах;
Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.
Слайд Учитель: - Какие бывают источники электроэнергии? Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия — это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет — это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.
Слайд Выделяют следующие виды энергии: механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная.
__дДЛЯ того чтобы вырабатывать энергию, люди сооружают электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции.
Слайд Ученик 1: - Более 500/0 всей электроэнергии России производится на тепловых электростанциях. Среди них главную роль играют ГРЭС — государственные районные электростанции. Часто в городах используются ТЭЦ — теплоэлектроцентрали, производящие не только электроэнергию, но и тепло в виде горячей воды. Мощные ТЭЦ располагают в местах добычи топлива: угля, торфа, газа, горючих сланцев. В нашем городе Кемерово З тепловые электростанции: Кемеровская ГРЭС, Ново-Кемеровская ТЭЦ и Кемеровская ТЭЦ.
Слайд Ученик 2: - ГЭС — гидроэлектростанции, производят дешёвую электроэнергию. ГЭС строят как на равнинных реках, так и на горных. На них энергию получают с помощью воды. Важным недостатком ГЭС является их сезонность работы. Одна из больших ГЭС России — это Саяно-Шушенская ГЭС.
Слайд Ученик 1: - Первая в мире АЭС — Обнинская была пущена в 1954 году в России. АЭС являются наиболее современным видом электростанций и имеют ряд преимуществ:
Не загрязняют окружающую среду; Могут быть размещены практически везде.
Однако в работе АЭС есть и минусы:
Захоронение радиоактивных отходов;
Катастрофические последствия аварий
Тепловое загрязнение водоёмов
Учитель: - Чтобы добыть электроэнергию необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества. Нет света, не работают электроприборы, нет воды. Что нам остаётся делать, кричать: ”SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Слайд Ученик 2: - Энергосбережение — это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках. Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. [4]
Учитель: спасибо ребята. А нам пора двигаться дальше. Следующая станция загадки.
Нажав на соответствующую кнопку, переходим на Слайд На этом слайде предоставлены 9 полей с загадками. Щелкая на соответствующее поле. выходит загадка.Вернуться на поле загадок — нажать на стрелочку. Чтобы узнать правильный ответ, достаточно нажать Enter. Выходит ответ в виде картинки.
Чтобы из станции загадки выйти. необходимо на этом слайде нажать стрелочку.
Пройзойдет возврат на слайд
-
Опрос детей по энергосбережению
Учитель: спасибо ребята. А нам пора двигаться дальше. И следующая наша станция — ЭКОДОМ. Слайд
На этом слайде представлены 5 полей. В каждом поле предоставлены картинки. По данным картинкам сформулируйте правило экономии. Команды предлагают свои варианты ответов. Чтобы перейти правилам Энергосбережения нажмите зеленую стрелочку. Вернуться к полям ЭКОДОМ после правил, нажмите красную стрелочку. После всех пройденных полей ЭКОДОМ — нажмите стрелочку, и вернетесь к слайду 2.
-
Применение полученных знаний на данном мероприятии
Учитель: спасибо ребята. А мы двигаемся дальше. И следующая наша станция — кроссвордкино. Слайд
Командам раздаются заранее распечатанные листы с кроссвордом. После того, как разгадают — листы передаются жюри. [ 1 ]
Учитель: листы сданы жюри, а мы проверяем правильно ли вы разгадали кроссворд! Нажав на ОТВЕТ , переходим на слайд ответов . Слайд Нажав на стрелочку, возвращаемся на слайд [1]
б. Решение задач
Учитель: Наша последняя станция — Мозговой штурм. Слайд Решение задач по физике. [8, №283 , №269 ]
Командам раздаются чистые листочки, необходимо решить задачки. На станции 3 поля. Каждая цифра поля соответствует номеру задач. Нажав на цифру, переходим на условие задачи. После того, как команды сдали листы с решением задачи, нажимаем на «Ответ» решение задачи (комментирует учитель решение задачи).
Нажав стрелочку, переходим на слайд
Учитель: - Итак, мы много говорили об экономии воды, тепла и электричества в наших домах. Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли это «ЗАВТРА»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Судьба нашей планеты напрямую зависит от каждого нас, от человечества, а вернее, насколько мы потребляем природные ресурсы! Спасибо всем за игру!
Литература 1. http://puzzlecup.com/crossword-
-кроссворд, созданный мною и опубликован на этом сайте;
2. http://economsovet.ru/kak-ekonomit-vodu.html
З. http://economsovet.ru/kak-ekonomit-elektroenergiyu-v-by!u-gotovim-ekonomnoekonomi.html
-
http://festival.1september.ru/f11es/articles/41 д 165/416548/img3 .jpg
-
http://www.popmech.ru/images/upload/article/12128 1234964480 full.jpg
-
http://economsovet.ru/kak-ekonomit-elektrichestvo-poleznye-sovety.html
7.http://pedsovet.su/load/209-l-0-8894
8. Лукашик В.И., Иванова ЕВ Сборник задач по физике, 7-9 класс, Издательство: Просвещение. 2011г, 240 с.