СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Источники загрязнения гидросферы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен исходный материал по теме, задания для закрепления знаний, для предварительного контроля знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Источники загрязнения гидросферы"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Учебный предмет ОУП.12. Биология


Раздел 7. Основные понятия экологии


Тема 7.10. Источники загрязнения гидросферы


Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна









2020



Содержание

Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………6

Примерная хронокарта занятия……………………………………………...7

Исходный материал…………………………………………………………. 10

Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….19

Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….19

Предварительный контроль знаний………………………………………...20

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...21

Список использованных источников……………………………………….23








































Выписка из рабочей программы
учебного предмета ОУП.12. Биология
для специальности
34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Тема 7.10.

Источники загрязнения гидросферы

Содержание учебного материала

2


Источники и основные группы веществ, загрязняющих гидросферу. Экологическое состояние Мирового океана. Формирование умения анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в гидросфере.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения на тему «Загрязнение гидросферы»

1

































МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тип занятия – комбинированный урок

Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

- сформировать знания об источниках и основных группах веществ, загрязняющих гидросферу, экологическом состоянии Мирового океана, сформировать умения анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в гидросфере.

2. Развивающие цели:

- развивать навыки познавательной деятельности, навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения, умение применять различные методы познания.

3. Воспитательные цели:

- формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, формирование экологического мышления.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.


МОТИВАЦИЯ

В.И. Вернадский говорил: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут».

Живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания: рыбы живут в воде, волки, лисицы, зайцы – в лесу. Взаимно обеспечивая жизнедеятельность друг друга, они образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания – устойчивую систему, которая получила название «экосистема» (от греческого «экос» – жилище, местообитание).

Познание экосистемного строения среды обитания позволит человеку оптимально взаимодействовать с природой.

Знание особенностей взаимодействия живых организмов, особенностей их влияния друг на друга, особенностей влияния факторов среды на живые организмы, в том числе и на человека, позволит развивать навыки познавательной деятельности, навыки познавательной рефлексии, умение применять различные методы познания, формировать экологическое мышление.





































Интегративные связи



Микробиология

Гигиена и экология человека









Основы патологии



Источники загрязнения гидросферы















Здоровый человек и его окружение























ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1.

Организационный этап

2 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради


2.

Контроль знаний по предыдущей теме

15 мин.

Оценка уровня сформированности знаний по теме «Источники загрязнения атмосферы»

Инструктирует и проводит контроль

Индивидуальный опрос

Приложение 1

Индивидуальный опрос

3.

Мотивационный этап

1 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

4.

Цели занятия

1 мин

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, презентация

5.

Изложение исходной информации

48 мин.

Формирование знаний об источниках и основных группах веществ, загрязняющих гидросферу, экологическом состоянии Мирового океана, сформировать умения анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в гидросфере.

Излагает новый материал

Слушают, записывают

6.

Выполнение заданий для закрепления знаний

12 мин.

Закрепление знаний, формирование умения анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в гидросфере,

развивать навыки познавательной деятельности, навыки познавательной рефлексии, умение применять различные методы познания.

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы

Приложение 2

Задания для закрепления знаний

7.

Предварительный контроль новых знаний и проверка

8 мин.

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, формирование экологического мышления.

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3


8.

Подведение итогов занятия

1 мин

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2 мин.

Формирование и закрепление знаний, формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию при подготовке сообщения

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует

Записывают задание

Приложение 4

































Исходный материал


План

1. Роль воды

2. Основные источники загрязнения гидросферы

2.1.Естественные источники загрязнения водоемов

2.2. Загрязнение воды человеком

2.2.1. Виды антропогенных загрязнений

2.2.2. Чем опасно загрязнение гидросферы для живых организмов

3. Решение проблемы загрязнения гидросферы

Среди важнейших проблем, стоящих перед нами, особое место занимает загрязнение воды в России и во всем мире. Без этой жидкости невозможно существование жизни как таковой.

1. Роль воды

Человек способен прожить без еды до 100 дней, но без воды он протянет не более 10 дней. И это неудивительно. Ведь вода составляет значительную часть человеческого организма.

Известно, что более 60% тела взрослого человека составляет именно она.

Вода – одно из наиболее важных веществ на Земле, от которого зависит состояние животного и растительного мира. Это самая распространенная неорганическая составляющая живой материи. У человека вода составляет 63% массы тела, у грибов – 80%, у медуз – 98%, в растениях содержится до 95% воды.

Семена растений, в которых содержание воды не превышает 10%, представляют собой формы замедленной жизни.

Вода играет существенную роль как в биологических процессах, так и в климатических. Вода является универсальным растворителем химических веществ. Значительная роль воды на планете обусловлена ее физическими свойствами.

Вода обладает большой теплоемкостью 4,18 Дж/г·К (теплоемкость воздуха 1,009 Дж/г·К). В природных условиях вода медленно остывает и медленно нагревается, являясь регулятором температуры на Земле.

Плотность воды максимальна при 3,98°C и составляет 1,0 г/см3. Плотность воды уменьшается как при повышении, так и при понижении температуры. Эта аномалия обусловливает возможность жизни в водоемах, замерзающих в зимнее время.

При дальнейшем понижении температуры увеличивается толщина слоя льда, но температура воды подо льдом остается на уровне ~4°C, что позволяет водным организмам сохранять жизнь.

Гидросфера – это не только водная поверхность земли, но и подземные воды. Реки, озера, океаны, моря вместе образуют Мировой океан. Он занимает гораздо больше пространства нашей планеты, чем суша. В основном состав гидросферы включает минеральные соединения, которые делают ее соленой. На Земле существует небольшой запас пресной воды, пригодной для питья.

Большую часть гидросферы составляют океаны:

  • Индийский;

  • Тихий;

  • Северный Ледовитый;

  • Атлантический.

Самой длинной рекой в мире является Амазонка. Каспийское море считается самым большим по площади озером. Что касается морей, то наибольшая площадь у Филиппинского, оно же считается и самым глубоким.

2. Основные источники загрязнения гидросферы

Все в мире источники загрязнения вод можно условно разделить на две категории:

  1. естественные;

  2. антропогенные.

2.1.Естественные источники загрязнения водоемов

Естественное загрязнение гидросферы вызывают следующие причины:

  • вулканическая деятельность;

  • вымывание прибрежной почвы;

  • выделение продуктов жизнедеятельности организмов;

  • останки мертвых растений и животных.

Извержение вулкана на Гавайских островах

Пути решения проблемы природа определила для себя самостоятельно, без посторонней помощи. Существует природные механизмы очистки воды, которые безотказно действуют на протяжении тысячелетий.

Известно, что существует круговорот воды. С поверхности водоемов происходит испарение влаги, которая попадает в атмосферу. В процессе испарения производится очистка воды, которая затем в виде осадков попадает в почву, образуя подземные воды. Немалая их часть снова попадает в реки, озера, моря и океаны. Часть осадков попадает в водоемы сразу, минуя промежуточные стадии.

В результате такого круговорота вода возвращается в очищенном виде, поэтому экологическая проблема загрязнения воды решается сама собой.

2.2. Загрязнение воды человеком

Можно сказать, что загрязняет воду человек больше, чем все остальные живые организмы вместе взятые. Последствия загрязнения воды пагубно отражаются на всей окружающей среде.

Вред, ежедневно наносимый человеком водной среде, сравним только с катастрофой глобального масштаба.

Вот почему нельзя загрязнять гидросферу, а решение проблемы загрязнения водной среды является первостепенной задачей.

Последствия загрязнения водоемов таковы, что сейчас практически всю воду, присутствующую в том или ином виде на планете, нельзя назвать чистой. Загрязнение воды человеком делятся на три категории:

  1. индустриальные;

  2. сельскохозяйственные;

  3. бытовые.


Загрязнение воды промышленными предприятиями

Загрязнение гидросферы неуклонно растет. Правда, последнее время существует тенденция к его сокращению.

Загрязнение воды человеком может быть первичным или вторичным. При первичном вредные вещества оказывают непосредственное отрицательное воздействие на организм человека, флору или фауну.

Вторичным считается загрязнение водоемов, не связанное напрямую с вредным веществом, попавшим в гидросферу.

Загрязнители воды становятся причиной вымирания организмов и вызывают рост количества останков животных или растений, также являющихся источниками загрязнения вод.

2.2.1. Виды антропогенных загрязнений

Существует пять основных видов загрязнений гидросферы:

  1. химическое;

  2. биологическое;

  3. механическое;

  4. радиоактивное;

  5. тепловое.

2.2.2. Чем опасно загрязнение гидросферы для живых организмов

Загрязнение воды и его последствия представляют серьезную опасность для здоровья и жизни организмов, населяющих нашу планету. Существует следующие виды такого воздействия:

  • нейротоксичное;

  • канцерогенное;

  • генотоксичное;

  • сбой репродуктивной функции;

  • нарушение энергообмена.


Нейротоксичное воздействие

Отравление нервной системы тяжелыми металлами способно причинить вред нервной системе человека и животных и вызывать психические расстройства. Они могут стать причиной неадекватного поведения. Такое загрязнение водоемов может вызвать необоснованную агрессию или суицид его обитателей. Известно, например, множество случаев, когда по непонятной причине киты выбрасывались на берег.

Около 200 черных дельфинов-гринд выбросились на сушу в районе мыса Фэруэлл на севере Южного острова Новой Зеландии

Генотоксичность загрязнителей воды

Генотоксичные свойства загрязнителей заключаются в способности нарушать структуру ДНК. Это может вызвать серьезные заболевания не только у человека, в организм которого попали вредные вещества, но и пагубно отразиться на здоровье его потомков.

Репродуктивные нарушения

Часто бывает так, что отравляющие вещества не приводят к летальному исходу, но все же становятся причиной вымирания популяции живых организмов. Под влиянием опасных примесей, содержащихся в воде, они теряют способность к воспроизводству.

Нарушения энергообмена

Некоторые загрязнители воды обладают способностью угнетать митохондрии клеток организма, что приводит к потере способности вырабатывать энергию. Последствия загрязнения воды могут быть таковы, что многие жизненные процессы обитателей водоемов замедляются или останавливаются, вплоть до смертельного исхода.

Какими заболеваниями грозят загрязнения питьевой воды

В загрязненной воде могут содержаться патогенные микроорганизмы, вызывающие самые опасные заболевания. Чтобы осознать, в чем заключается опасность загрязнения водоемов и к чему они могут приводить, кратко перечислим некоторые из этих болезней:

  • холера;

  • тиф;

  • онкология;

  • врожденные патологии;

  • ожог слизистых оболочек;

  • амебиаз;

  • шистосомоз;

  • энтеровирусная инфекция;

  • гастриты;

  • психические отклонения;

  • лямблиоз.

Опасность данной ситуации начали осознавать не только специалисты, но и обычные жители. Об этом говорит повышение спроса на очищенную бутилированную и разливную воду по всему миру. Люди покупают такую воду, чтобы гарантированно избежать попадания в организм опасных возбудителей болезней.

3. Решение проблемы загрязнения гидросферы

Главным виновником химического загрязнения воды является производственная деятельность. Хотя наиболее активно воду загрязняют промышленные предприятия, которые активно сбрасывают вредные вещества в окрестные водоемы. Там может содержаться вся таблица Менделеева.

Кроме выброса химических элементов происходит тепловое и радиационное загрязнение. Проблеме безопасности стоков уделяется катастрофически мало внимания.

Во всем мире можно пересчитать по пальцам производства, которые полностью очищают свои стоки, делая их безопасными для окружающей среды.

Сброс ряда загрязняющих веществ в составе сточных вод нередко осуществлялся без утверждённого разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Это происходит не из-за нерадивости руководства, а из-за чрезвычайной сложности технологии очистки. Вот почему нельзя загрязнять водоемы. Ведь проще предотвратить загрязнение, чем организовывать очистку.

Решить проблему загрязнения частично помогают очистные сооружения. Независимо от причины загрязнения существуют следующие виды очистки воды:

  1. Механическая. Это простейшая технология, именно на ее основе были созданы первые очистные сооружения. Она заключается в том, что на пути водного потока устанавливаются решетки и фильтры, задерживающие крупные частицы мусора. Такие устройства нуждаются в периодической чистке.

Механические очистные сооружения

2. Специализированная. Эта разновидность помогает очистить воду от загрязнителей определенного вида. В загрязненную среду вводятся коагулянты, вызывающие слипание посторонних частиц и выделение их в виде хлопьев. Таким образом, обычно избавляются от нефтяных и масляных пятен.

3. Химическая. При химической очистке вредные примеси вступают в реакцию со специальным реагентом, после чего химический состав воды возвращается в состояние, близкое к первоначальному.

4.Третичная. Это комплексный метод, позволяющий добиться наилучших результатов. Вода обрабатывается специальными составами, какие позволяют использовать ее даже в быту и пищевой промышленности.

Проблема загрязнения воды и ее решение на государственном и глобальном уровне

Мировая статистика отмечает быстрый рост потребления воды. Основные причины этого заключаются в стремительном развитии производства и росте численности населения земного шара.

Например, в США ежедневное потребление воды составляет 3600 миллиардов тонн. Еще в 1900 году американцам хватало 160 миллиардов литров в день. Сейчас страна стоит перед необходимостью очистки и повторного использования водных ресурсов.

Западная Европа уже перешагнула через этот порог. Например, вода, которую берут из Рейна, используется повторно до 30 раз.

Проблема является общей для всего человечества, ведь перемещение водных масс не знает государственных границ. Если в одной стране не относятся бережно к чистоте водных ресурсов, отчего загрязняется Мировой океан, от этого страдает экология нашей планеты.

Загрязнение Мирового океана пластмассовыми отходами. Пластиковые отходы приплыли из густонаселенных зон континентального побережья в результате сброса

Проблема загрязнения водных ресурсов – глобальная мировая проблема, которая требует комплексного подхода. Охрана гидросферы от химического загрязнения – одна из основных проблем, требующая различных методов и средств.




































Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

1) Дайте характеристику основным загрязнителям атмосферы.

2) Охарактеризуйте основные естественные источники загрязнения.

3) Источники загрязнения атмосферы, созданные человеком.

4) Каковы возможные последствия загрязнения атмосферы?

5) Назовите методы решения проблемы загрязнения атмосферы.

Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы)

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

Приложение 2

Задания для закрепления знаний по теме

«Источники загрязнения гидросферы»

1.Ответьте кратко на вопросы:

1) Перечислите основные естественные источники загрязнения водоёмов

Ответ: вулканическая деятельность; вымывание прибрежной почвы; выделение продуктов жизнедеятельности организмов; останки мертвых растений и животных.

2) Назовите основные категории загрязнения воды человеком

Ответ: индустриальные; сельскохозяйственные; бытовые.

3) Назовите виды антропогенных загрязнений гидросферы

Ответ: химическое; биологическое; механическое; радиоактивное; тепловое.

4) Назовите виды последствий негативного воздействия загрязнений на гидросферу

Ответ: нейротоксичное; канцерогенное; генотоксичное; сбой репродуктивной функции; нарушение энергообмена.

5) Какие виды очистки воды существуют?

Ответ: механическая, специализированная, третичная, химическая

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 5 баллов)

Приложение 3

Предварительный контроль новых знаний

Выберите правильный ответ:

1) Что такое гидросфера?

1. Газовая оболочка Земли

2. Водная оболочка Земли

3. Твёрдая оболочка Земли

4. Растительный и животный мир

2) Какой объем Мирового океана занимает пресная вода?

1. 6%

2. 10%

3. 35%

4. 70%

3) Какова основная причина сильного загрязнения гидросферы?

1. Увеличение количества людей на планете

2. Научно-технический прогресс

3. Таяние ледников

4. Уничтожение живых организмов

4) К какому виду загрязнителей относятся пестициды?

1. Биологические

2. Химические

3. Механические

4. Радиоактивные

5) Какой вид загрязнения является самым устойчивым и распространенным?

1. Механическое

2. Физическое

3. Биологическое

4. Химическое

6) Какой загрязнитель не вызывает химическое загрязнение?

1. Бытовой мусор

2. Тяжёлые металлы

3. Нефтепродукты

4. Пестициды

7) Какой вид загрязнения носит временный характер?

1. Биологический

2. Химический

3. Физический

4. Механический

8)  Какие загрязнители представляют наибольшую угрозу для всего живого?

1. Болезнетворные микробы

2. Радиоактивные вещества

3. Нефтепродукты

4. Тяжёлые металлы

9) Где содержатся основные запасы пресной воды?

1. Реки

2. Озёра

3. Грунтовые воды

4. Ледники

10) К какому виду загрязнителей относятся радиоактивные отходы?

1. Физические

2. Биологические

3. Механические

4. Химические

Критерии оценки:

При ответе без ошибок – оценка «5»;

1-2 ошибки – оценка «4»;

3 ошибки – оценка «3».


Критерии оценки за работу по новой теме

Оценка «5»: обучающийся набирает 7 баллов (1балл за каждый правильный ответ)

Оценка «4»: обучающийся набирает 6 баллов

Оценка «3» не ставится

Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Подготовить сообщение по теме «Источники загрязнения гидросферы»

Критерии оценки за сообщение:

Оценка «отлично»- учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической грамотностью.

Оценка «хорошо»- по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи.

Оценка «удовлетворительно»- студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

Оценка «неудовлетворительно»- сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.






















Список использованных источников

1. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с. : ил.

2. Общая биология [Текст]: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Беляев Д.К., Бородин Г.М., Воронцов Н.Н. [и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с: ил; 21 см. – 100000 экз.

3. Пономарёва, И.Н. Общая биология [Текст]: учеб. для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 224с.: ил.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!